Арктические амбиции Путина

13:34 24/04/2014 Россия
Российский ученый на арктической станции «Борнео»
Российский ученый на арктической станции «Борнео»
Почему именно Путина амбиции, а не всей России? Лента - такая Лента.

На этой неделе в Москве состоялось заседание Совета безопасности РФ по государственной политике в Арктике под председательством президента страны Владимира Путина. В ближайшие несколько лет Москва решила вплотную заняться развитием Арктической зоны России. Речь идет о воссоздании утраченной советской и создании новой транспортной инфраструктуры, реализации масштабных программ по добыче полезных ископаемых, наращивании военного присутствия.

Для реализации государственной политики в Арктике в России будет создан специальный госорган. С таким заявлением на днях выступил Владимир Путин. По его словам, «нужен не громоздкий бюрократический орган, а оперативно работающая структура». «Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности — военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный», — заявил президент.

Глава государства потребовал от правительства подумать, как будут реализовываться мероприятия госпрограммы «Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года», поручив «проработать вопросы финансирования программы с 2017 года». По оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов российской Арктики превышают 1,6 триллиона тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Помимо ресурсного растет и транспортно-инфраструктурное значение русской Арктики. Добыча ресурсов требует ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры — реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к «континентальной железнодорожной системе» и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки этой транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие — подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа. Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие транзитных арктических коридоров, в том числе Северного морского пути. Благодаря благоприятным для судоходства изменениям арктического климата сроки навигации на Севморпути увеличилась в два, а на отдельных участках и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Йокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной международной трассы через Суэцкий канал.

Вместе с тем все новое — это хорошо забытое старое. «Значение Арктики в России понимали и правительство Витте, и большевики. Именно поэтому, еще не преодолев разруху Гражданской войны, в начале 20-х годов начали развитие Севморпути, боролись за особый статус Шпицбергена», — говорит профессор НИУ ВШЭ Юрий Плюснин. В 1932 году Иосиф Сталин не доверил развитие арктических территорий правительству. Было решено отказаться от привлечения соответствующих профильных наркоматов из-за опасений того, что они «не смогут уделять этому проекту соответствующего внимания». Для «народно-хозяйственного освоения» Арктики и «обеспечения судоходства» по Севморпути была создана отдельная организация — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП). По тому же пути сегодня, по сути, идет Владимир Путин, передавая вопросы развития Арктики в ведение отдельной организации.

Отстраивать значительную часть арктической инфраструктуры России придется практически заново. «После распада Советского Союза Арктика пришла в упадок. Многие уехали, тех, кто не хотел уезжать, выселяли фактически насильно. Военные городки и техника были брошены», — рассказывает начальник Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Института наследия Петр Боярский. Однако сейчас все возвращается на круги своя. «Еще в 1994 году, мы бродили по остаткам военной базы на Новой Земле, я говорил Боярскому, что через 10-20 лет русские начнут сюда возвращаться. И не ошибся. В советских школьных географических атласах арктические территории входили в состав СССР, затем, в постсоветские годы, госграница, обозначающая в пределах России большую часть Северного Ледовитого океана, исчезла. Сейчас она появляется вновь», — рассказывает Плюснин.

Во многом, чтобы компенсировать временную хозяйственную слабость, Москве приходится резко наращивать военное присутствие в регионе. Путин на Госсовете заявил о необходимости усилить оборону арктических рубежей России. «Следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения», — отметил глава государства, добавив, что подразделения Минобороны, МЧС и другие службы должны регулярно участвовать в межведомственных учениях и тренировках. Президенту вторил и секретарь Совбеза Николай Патрушев. По его словам, Россия воссоздаст утраченные аэродромы в российской части Арктики. Эти аэродромы будут двойного назначения и станут использоваться, в том числе, для развития Северного морского флота. В конце 2013 года министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах по восстановлению в 2014 году системы российских военных баз в Заполярье. «С военной точки зрения, Арктика — единое оборонное пространство, которое до сих пор в значительной степени не контролируется. Увеличение оборонного присутствия РФ в регионе, как, впрочем, и стран НАТО, — неизбежно», — говорит эксперт Дмитрий Евстафьев.

Вместе с тем значение Арктики для России не исчерпывается исключительно добычей полезных ископаемых, развитием транспортных коммуникаций и проблемами безопасности. «Здесь сосредоточены гигантские водные ресурсы, уникальные биологические морские ресурсы, возобновляемые с огромной скоростью, в отличие от ресурсов южных тропических морей. Однако даже это не главное. На севере сохраняется и воспроизводится уникальный опыт жизнеобеспечения в экстремальных условиях. Этот опыт будет востребован в мировом масштабе при выживании в условиях экологических и техногенных катастроф. Кроме того, не стоит забывать и об уникальном историко-культурном значении Севера для России и проживающих в ней народов. Русских сформировал Север. Для сравнения большая часть населения другой крупной страны, считающейся северной, — Канады — проживает между широтами Киева и Сочи», — говорит Юрий Плюснин.

Михаил Чернов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(117):

1 234 ... +1
20 +25−5TiR@N12:43:02
24/04/2014
Почему именно Путина амбиции, а не всей России? Лента - такая Лента.
11 +18−7Andrey Ivanov12:48:26
24/04/2014
20 +25−5TiR@N12:43:02
24/04/2014
Почему именно Путина амбиции, а не всей России? Лента - такая Лента.
Что характерно. Редакция сменилась, а кала в сторону России меньше не льется :)

А комментаторов-русофобов так и вовсе стало больше, причем их комментарии в принципе перестали удаляться, раньше хоть как-то терли после сотни жалоб.
8 +10−2Юлиан Пригожин15:43:29
24/04/2014
А почему амбиции Путина?!Не амбиции США,Европы,Китая?)Почему Путина а не России и не президента Путина?)
8 +9−1Шалом селяне15:32:05
24/04/2014
-10 +4−14Es Jinn13:56:41
24/04/2014
потому, что путен всю Россию не опрашивал на этот счет
а должен был спросить лично и каждого? чтобы каждый свои 5 копеек вставил? так батенька дела не делаются
8 +13−5bypassed bypassed14:08:56
24/04/2014
-6 +10−16Alex Lavrov12:58:58
24/04/2014
А что Тверь и Омск уже обустроили? Города в куче мусора, нищета. Имперские амбиции - вкладывать деньги в новые территории и плевать на собственный народ. Ценность собственного гражданина, его чаяний и потребностей, приближается в России к нулю.
не ной - иди копайся в тех самых кучах мусора
7 +9−2bypassed bypassed14:09:33
24/04/2014
0 +4−4Denis13:36:46
24/04/2014
Стоит ли ожидать принудительную массовую высылку людей на Северный Полюс?
да. блоггеры с популярностью учтены. очередь за комментаторами ленты.
6 +10−4TiR@N12:44:11
24/04/2014
1 +8−7Kiot Poi12:42:23
24/04/2014
Ничего не даст
Чё это? Как минимум не даст захиреть Северному морскому пути - уже хорошо.
5 +6−1№24988920:21:41
24/04/2014
2 +4−2Степан Лысенко19:28:49
24/04/2014
здравствуйте ! дадут длинный длинный рубль и вы сами первый поедете! Кстати,я жил на Новой Земле-есть что вспомнить -супер! И тянет тянет обратно!
Длинный рубль, наверное, тянет, вы когда уезжали прищемили ему хвост дверью на Новой Земле. Тяните сильнее.
5 +5−0bypassed bypassed14:10:24
24/04/2014
11 +18−7Andrey Ivanov12:48:26
24/04/2014
Что характерно. Редакция сменилась, а кала в сторону России меньше не льется :)

А комментаторов-русофобов так и вовсе стало больше, причем их комментарии в принципе перестали удаляться, раньше хоть как-то терли после сотни жалоб.
гуманно.
что бы избежать жопоголической ломки
4 +4−0Cергей Черкасов22:07:32
24/04/2014
-8 +7−15Kunaman Pshurkan14:33:23
24/04/2014
Надо срочно захватить еще Арктику! У России земли мало! А та, что есть давно обустроена и освоена!
Ну да, а то что Волга сегодня разделилась на две судоходные части ( одна до Городца, и после него - и едва позволяет проходить судам из-за отсутствия воды - никого не волнует..., а об этом предупреждали еще лет десять назад
4 +8−4Степан Лысенко19:22:30
24/04/2014
-6 +10−16Alex Lavrov12:58:58
24/04/2014
А что Тверь и Омск уже обустроили? Города в куче мусора, нищета. Имперские амбиции - вкладывать деньги в новые территории и плевать на собственный народ. Ценность собственного гражданина, его чаяний и потребностей, приближается в России к нулю.
здравствуйте ! Причём здесь Тверь и Омск? Это вопрос- стратегический- на многие десятки а может сотни лет-и это ранг Путина! А Тверь и Омск-это компетенция товарища Медведева!
4 +6−2anarchyiluha18:41:54
24/04/2014
-3 +3−6Es Jinn16:17:04
24/04/2014
Конечно, не делается. Поэтому и честно написано, что амбиции путена
Тут ведь как. Я, например, занимаюсь своими делами, работаю по своей тематике. Что происходит, например, в Омске, понятия не имею. Так что же? Ничего не должно в Омске происходить? А если там начнут строить, жить хорошо и тд, меня об этом спросить что ли должны? Или я об этом должен знать, заранее? Нет уж, дудки. Пусть все занимаются своими делами. Дело президента - развитие страны. Насколько я понял из статьи - Арктика это наше будущее. Если он не будет ей знаиматься сейчас, завтра там появятся поселения Гринпис, под прикрытием НАТО, которые будут пускать на наш же шельф, только пиндосские танкеры, как богоугодные, а российские, как танкеры империи зла, туда не пускать не будут.
Нафиг нада. Уж лучше заранее от этих анусов двуликих отгородиться. Пока никто нам в этом не мешает.
4 +7−3Евгений Кескюль16:14:30
24/04/2014
Они бы Тверь обустроили для начала.
3 +4−1Mikhail09:55:14
25/04/2014
2 +7−5WHIPPET15:49:55
24/04/2014
Очень много даст
Как Ломоносов в свое время сказал: могущество России будет прирастать Сибирью,так и сейчас это справедливо для Арктики.
(Антарктике -готовится)
Почему все патриоты так плохо владеют своим родным — русским — языком? Может у невежества и ура-патриотизма есть какие-то общие причины?
3 +3−0Павел Сизых06:00:16
25/04/2014
-3 +0−3Digg W01:19:53
25/04/2014
Самое большое побережье в мире, но при этом нет ничего обустроенного. Какой северный путь ? Вы что ретрограды пьяные ? Железную дорогу проще и дешевле построить.
Вы пробовали строить железную дорогу в болоте? Это не по понятиям с точки зрения СНиПов. И да, - хреначить для строительства ж/д ягель в тундре - не по понятиям с точки зрения Красной книги и природоохранного законодательства.
3 +5−2TiR@N21:47:32
24/04/2014
0 +2−2Dmitry Pi21:42:11
24/04/2014
А кто спрашивал Всю Россию?
А кто спрашивал самого Путина про Арктику? И вообще эта проблема для нашей страны стоит уже не одно поколение, как минимум со времён Седова. И является национальной, а не индивидуальной проблемой лично Путина.
3 +3−0Ibrahim Seydaliyev17:06:25
24/04/2014
-1 +0−1Es Jinn13:56:10
24/04/2014
> В 1932 году Иосиф Сталин не доверил развитие арктических территорий правительству

и то умнее был
Полезно читать предложения до конца. А еще лучше абзацы.
3 +7−4Дмитрий13:16:00
24/04/2014
20 +25−5TiR@N12:43:02
24/04/2014
Почему именно Путина амбиции, а не всей России? Лента - такая Лента.
Тоже заметил. Как-то в стиле Вашингтон Пост, не круто в общем.
2 +2−0Никита Элифханов12:11:02
26/04/2014
0 +0−0Алексей Кузнецов22:22:40
25/04/2014
Вы можете говорить за россиян?
Может, как россиянин - может. К счастью, в России еще остались те, кто отличает понятие "Ваше благородие" от понятия "Отечество".
2 +3−1Обыватель12:04:32
25/04/2014
>> Что даст России обустройство Арктики?

Традиционные попилы бюджета. Родственники родственников будут устроены на новые хлебные места. Госзаказ. И т.д.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь