«Триумф» для Китая

15:04 01/04/2014 Силовые структуры
С-400
С-400

Президент России Владимир Путин дал согласие на продажу зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» Китаю, активно интересующемуся возможностью их приобретения с 2011 года. Получить новые комплексы Пекин сможет не раньше 2016 года, поскольку в первую очередь должны быть удовлетворены потребности Министерства обороны России. Помимо покупки самих зенитных систем китайская сторона настаивает на получении полных сведений о тактико-технических характеристиках С-400. Между тем, перед подписанием твердого контракта Москве и Пекину необходимо будет согласовать условия продажи комплексов, чтобы постараться избежать копирования «Триумфов» Китаем.

О том, что продажа комплексов С-400 Китаю получило одобрение российских властей газете «Коммерсантъ» рассказал источник, близкий к Кремлю. При этом директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин подтвердил, что переговоры о поставке комплексов действительно ведутся, однако подробности раскрывать не стал. Источники газеты также отметили, что решение о продаже С-400 Китаю было принято в начале 2014 года и никоим образом не связано с разногласиями с США и Евросоюзом относительно вхождения полуострова Крым в состав России (на голосовании Генассамблеи ООН по законности крымского референдума Китай воздержался).

В настоящее время Москва и Пекин ведут переговоры относительно количества и стоимости зенитных ракетных комплексов. В частности, речь идет о продаже от двух до четырех дивизионов С-400, в состав каждого из которых входят восемь пусковых установок с ракетами-перехватчиками. В 2012 году, когда впервые было официально объявлено о возможности заключения контракта с Китаем, сообщалось о том, что китайское министерство обороны планирует приобрести только один дивизион С-400. Вероятно, на увеличении объема покупки зенитных комплексов настояла Москва, опасающаяся копирования техники Китаем. Помимо самих систем, Пекин запросил и подробную информацию о характеристиках «Триумфа».

Похожая ситуация наблюдалась во время переговоров между Москвой и Пекином относительно продажи новых истребителей Су-35С. Изначально китайская сторона объявила о намерении приобрести 48 боевых самолетов, которых было бы достаточно для комплектации двух-трех полноценных эскадрилий. Позднее Китай решил ограничиться лишь приобретением четырех истребителей. В Москве посчитали продажу столь малого количества Су-35С экономически невыгодной и переговоры на некоторое время прервались. В настоящее время они проводятся в замедленном режиме, причем Россия настояла на расширении возможного контракта до 24 истребителей.

В марте прошлого года вице-премьер России Дмитрий Рогозин объявил, что если контракт с Китаем по Су-35С и будет подписан, он будет поставочным, а не лицензионным. Это означает, что Воздушные силы Народно-освободительной армии Китая получат уже полностью собранные истребители без права их производства на своей территории. Предположительно контракт на поставку Су-35С будет подписан в течение 2014 года, его стоимость составит не менее 1,5 миллиарда долларов, а поставки самолетов начнутся после 2015 года. Параллельно Китаю могут быть проданы и турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами АЛ-41Ф1С.

При проведении переговоров о поставке С-400 Китаю, славящемуся копированием различных образцов вооружений и военной техники иностранной разработки, Москва наверняка пойдет по тому же пути, что с истребителями Су-35С. То есть фактически, если контракт и будет подписан, он будет поставочным. При этом понятно, что при желании Китай все равно скопирует российский «Фаворит», но тут у Москвы уже появится юридический повод для недовольства, который возможно будет использовать в дальнейшем военно-техническом сотрудничестве с Пекином. Правда, как это будет, пока не ясно.

Три года назад Михаил Дмитриев, тогда еще занимавший пост директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, рассказал, что в 2008 году с Китаем было подписано специальное соглашение по линии Министерства юстиции, которое, впрочем, не разрешило вопроса с нелицензионным копированием советской и российской техники. «В послевоенное время (конец 1940-х годов ─примечание «Ленты.ру») и потом, во времена СССР, мы поставляли в Китай целые линии по производству тех или иных изделий. Тогда не требовалось подписания каких-то бумаг, у нас на сей счет и документов-то никаких нет. И претензий серьезных теперь предъявить не можем", ─ объяснил Дмитриев.

Кроме того, еще одна тонкость китайского копирования заключается в том, что Китай, копируя российскую продукцию военного назначения, вносит в нее собственные изменения. «Эти изделия уже не наши, а сделаны с серьезным участием китайской военной промышленности. Китайцы считают их своими. Здесь очень трудно договариваться», ─ отметил Дмитриев, добавив, что в последние несколько лет военно-техническое сотрудничество с Китаем пошло на спад из-за быстрого развития промышленности этой страны, которая уже в состоянии самостоятельно обеспечивать многие свои потребности. Многие, но не все, что наглядно показывают, например, данные о межремонтном ресурсе китайских авиационных двигателей.

Как бы то ни было, России следует с большой осторожностью относится к продаже вооружений и военной техники Китаю, поскольку эта страна начинает играть все более значительную роль на мировом рынке, предлагая покупателям более дешевые копии российского оружия и собственные разработки. Еще в 2012 году стало известно, что российский оборонно-промышленный комплекс намерен разработать экспортную версию зенитной системы С-400, а поставки иностранным заказчикам «Триумфов» могут начаться только после этого. Хотя экспортная версия будет проще «родной», а в ней будут использоваться иностранные комплектующие, появления конкурента в нише зенитных ракетных комплексов большой дальности лучше не допускать, потому что в конечном счете это скажется на военном экспорте России.

Наглядный пример китайской версии военно-технического сотрудничества был продемонстрирован в октябре 2013 года. Тогда Секретариат оборонной промышленности (SSM) Турции подвел итоги тендера на поставку 12 дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности. В нем участвовали американский консорциум Raytheon/Lockheed Martin, европейский консорциум Eurosam, «Рособоронэкспорт» и китайская корпорация CPMIEC. Они предлагали турецким военным комплексы Patriot PAC-3, SAMP/T Aster 30, С-300 и HQ-9 соответственно. Последние являются измененной копией российских С-300П.

Победителем была названа именно китайская корпорация, которая согласилась продать комплексы за 3,44 миллиарда долларов (самое дешевое предложение на тендере), а также довести степень локализации производства HQ-9 в Турции до более чем 50 процентов. Китайская сторона также пообещала начать производство комплексов в самые короткие сроки, передать Турции технологии их производства и привлечь турецкие компании к разработке последующих усовершенствованных версий HQ-9. Российское же предложение оказалось одним из самых дорогостоящих (4,5 миллиарда долларов) и не содержало сколь-нибудь привлекательных инвестиционных и офсетных пакетов.

Любопытно также и то, что сам Пекин, почти успешно продавший HQ-9 Турции (под давлением США и НАТО турецкое военное ведомство контракт на поставку комплексов пока не подписало), предпочитает защищать свои крупнейшие города оригинальными российскими системами. В 2007 году Китай купил у России 15 дивизионов комплексов С-300ПМУ-2, поставка которых завершилась в 2010 году. Эти комплексы, а также четыре системы управления 83М6Е2 российского производства, теперь обеспечивают прикрытие воздушной зоны над Пекином, Шанхаем и еще несколькими крупными городами. Это своего рода китайский комплимент российским производителям.

Возвращаясь же к теме возможной продажи комплексов С-400 Китаю, надо отметить, что указанный срок наиболее вероятного начала поставки систем (2016-2017 год) является оптимистичным. Скорее всего, даже если контракт с Пекином будет подписан в ближайшее время, реальная поставка «Триумфов» покупателю начнется после 2020 года. Дело в том, что по госпрограмме вооружений России российское Министерство обороны должно получить 56 дивизионов С-400. При этом производитель ─ концерн ПВО «Алмаз-Антей» ─ пока не справляется с большими объемами производства и поставки комплексов российским военным.

Для исправления сложившейся ситуации в России уже ведется строительство трех заводов, благодаря которым «Алмаз-Антей» рассчитывает значительно увеличить темпы выпуска готовой продукции. Но даже и после завершения строительства производственных площадок, комплексы в Китай будут поставляться не сразу. Помимо производства С-400 для нужд Вооруженных сил России «Алмаз-Антей» будет выпускать «Триумфы» для Белоруссии и Казахстана. Эти комплексы планируется передать белорусским и казахстанским военным в рамках программы формирования единой зоны противовоздушной обороны СНГ, причем поставка будет осуществляться, вероятно, по сниженной цене ─ Белоруссия и Казахстан являются членами Организации Договора о коллективной безопасности.

В каком виде будет подписан контракт с Китаем на поставку комплексов С-400, сказать пока трудно, однако вероятность заключения самого этого соглашения крайне высока. Москва и Пекин ведут военно-техническое сотрудничество еще со времен СССР и прекращать его, похоже, не намерены. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2009-го по 2013 год доля российской продукции военного назначения в общем объеме китайского оборонного импорта составила 64 процента.

Василий Сычев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(209):

12 3 456 ... +1
3 +4−1Константин17:33:08
01/04/2014
0 +1−16575 879617:07:13
01/04/2014
если продаем самое передовое вооружение другой стороне, то она уже будет как минимум не слабее в этом компоненте. Китай быстро наклепает четырехсоток, мы за ними не угонимся.
Суть в том что 400 ки к моменту продажи уже перестанут быть писком ПВОшной моды + время на копирование. Поверьте это не быстро и не просто. А в РФ сейчас ставки на С500. 400 серия была просто модернизаций С300 для себя. А у РФ нет задач на ближайшие 10-15 лет бомбить Китай, как и у Китая. Вот через лет 30 вполне может быть. И не факт что в это время мы сами вместе с Китаем не будем бомбить Штаты.
3 +3−0Константин17:24:52
01/04/2014
-5 +0−5Mr Semiramid16:46:32
01/04/2014
Понятно, вы уже обкакались...)))
Кто не скачет тот москаль!:)
3 +3−0Серега Кот16:48:33
01/04/2014
6 +20−14Yobi Gumiho15:17:58
01/04/2014
Китайские машины, давно лучше российских, а про смартфоны, ноутбуки и телевизоры, и спрашивать как-то неудобно.
Ты Yobi на всю голову.
2 +2−0Anton Timohin11:00:49
02/04/2014
Комментарий удалён.
согласен. воевать за присоединение куска мерзлой земли - бред. а нефть с газом и так купить можно - деньги-то у них имеются
2 +2−0Anton Timohin10:58:48
02/04/2014
0 +1−1Mr Semiramid10:52:18
02/04/2014
В Тибете и внутренней Монголии - может и 1,5 калеки, так это же не отменяет их планы по захвату жизненного пространства, в России за полярным кругом тоже мало желающих жить....
"их планы по захвату жизненного пространства" - зачем им наша сибирь когда у них есть своя? ресурсы? так им проще их купить (что они и делают - покупают у нас, осваивают африку), да и своих ресурсов не мало. смысла войны не видно. время отжима территории ради земли прошли (крым, косово и пр. это другая тема)
2 +3−1Российский Сыр10:25:15
02/04/2014
0 +1−1Света Иванова14:41:33
01/04/2014
или это шутка?
Это военно-экономический союз России и Китая. Россия, если что, не за просто так эти комплексы продаст, а получит за них серьёзнейшую экономическую поддержку со стороны КНР ;)
2 +2−0bypassed bypassed09:47:16
02/04/2014
-2 +0−2алексей кошелев09:30:52
02/04/2014
Абсолютно согласен с Вами,на картах выпускаемых в КНР значительная часть территории РФ фигурирует как китайская, а принимая во усиленный рост так называемых оборонных расходов, КНР находится на 2 месте, после США, перенаселение и нехватку природных ресурсов, думаю что в ближайшее 10 лет возможна вооруженная экспансия Китая в Россию. А кто думает что вооружение КНР как противовес США абсолютно не правы. У Китая никогда не было союзников, КНР преследует только СВОИ интересы.
покажите такую карту, хоть одну.
желательно ссылку на магазин где я мог бы заказать бумажный экземпляр
2 +2−0Вячеслав Овсянкин06:30:39
02/04/2014
6 +7−1Ашот Бугуртян17:13:41
01/04/2014
Ты сегодня уже скакал? Смотри, не сачкуй, а то в москаля превратишься.
:))
2 +2−0Вячеслав Овсянкин06:29:52
02/04/2014
-5 +0−5Mr Semiramid16:46:32
01/04/2014
Понятно, вы уже обкакались...)))
Скачи отседова
2 +2−0Yurik Yurikovich05:27:22
02/04/2014
0 +0−0Alex Kuinn20:28:25
01/04/2014
Гонево галимое.
С такой "защитой" японские производители запарились бы в американских судах компенсации выплачивать. Это раз.
Стоимость этой защиты сожрала бы большую часть прибыли от каждого изделия. Экономически банально не выгодно. Это два.
Ни у при их скорости обновления модельного ряда защищать то, что через полгода и так морально устареет - смысла нет никакого. Это три.
это факт
который во времена отсутствия инета, не мог разойтись
да и результат факта видел лично
а про суды эт ты зря. в 70-х ещё негра негром назвать и нахй послать можно было беспроблемно. а сейчас косо не посмотри а то засудят. мир меняется как и жители сша. Если стояла надпись "не вскрывать"(а она стояла), то сам чёл виноват.
2 +2−0X X01:21:17
02/04/2014
Вот я поражаюсь, да не тупее паровоза, а тем более ленточных "экспетов" там люди сидеть, что и как китаезам продать/спалить без вас разберутся! Я помню заумные посты хомяков, что от С300-С400 толку нет потому и не позоримся с ними в Сирии, а вот китайцы похоже другого мнения)
2 +2−0Aristax Nechipailo01:00:11
02/04/2014
-1 +1−2Виктор Моршнев15:42:14
01/04/2014
и правильно. надо китаю продавать старую технику.. у нас уже есть С-500.. ее мы не продадим.. пока с-600 не сделаем...
С-500 пока нет, но в 2015-16гг уже будет :-) А сегодня уже идет эскизное проектирование С-1000. Ну и на С-400 свет клином не сошелся ;-) Уже имеется мобильная универсальная зенитная ракетная система «Антей-2500» (дальность поражения по аэродинамическим целям - до 200км, по оперативно-тактическим ракетам - до 40км) Интегрируется в состав любых систем ПВО.
Так что кой-какие заделы Головного системного конструкторского бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина имеются! :-)
2 +2−0Мишка Новик23:23:29
01/04/2014
5 +7−2Александр Олейников19:44:23
01/04/2014
Такое может быть после краха США.А до этого мы союзники,ведь нам на пару сбрасывать гнёт метрополии англо-саксов.
Саша лечитесь! Куда Китай будет свою дребедень продавать? В Россию?
2 +3−1Aristax Nechipailo22:55:11
01/04/2014
4 +5−1Света Иванова14:46:52
01/04/2014
надеюсь ко времени продажи в Китай у нас будет новое поколение С-400.
Не надейся, Света! У нас к тому времени (а точнее - чуть раньше ;-) будет С-500 :-)
2 +2−0Константин20:52:52
01/04/2014
0 +0−0Alex Doe20:34:23
01/04/2014
Это каких?
Хотя бы С500. Ставка на них идёт. Пока китайцы получат первые дивизионы, пока будут копировать (поверьте это очень долго), они перестанут быть самыми модными. Плюс Китай поостережётся копировать в тупую, им ещё газа надо и самолёты.
2 +2−0ЛЮБОВЬ ВЛАСОВА18:43:47
01/04/2014
Надо аконодательно поставить запрет на продажу новейших вооружений.
2 +5−3Ota B.15:44:34
01/04/2014
34 +35−1Света Иванова14:42:10
01/04/2014
100% будет копия С-400 от Китая!
А вате пох на это, Китаёзы ведь лучшие друзья, вот ватникам на заметку Ссылка на www.epochtimes.ru
2 +5−3Евгений Даниленко15:40:57
01/04/2014
4 +5−1Света Иванова14:46:52
01/04/2014
надеюсь ко времени продажи в Китай у нас будет новое поколение С-400.
Поставки будут не раньше, чем наши разработают специальную экспортную версию. Как правило, эти версии отличаются пониженными характеристиками.
А что до того, что китайцы любят копировать. Любят, но они не идиоты. Мы уже из-за угрозы копирования притормозили поставки СУ. Думаю, они вполне понимают, что любое нарушение договоренностей приведет к тому, что они более не получат новую военную технику. А ее иметь очень хочется - аналогов тем же С-400 нет, даже близко нет.
2 +4−2Евгений Бондарь15:39:52
01/04/2014
-4 +3−7Mr Semiramid15:18:47
01/04/2014
Реальная продажа состоится после 2020 года..., да кому они будут нужны после 2020г.....
С-300 до сих пор актуальны.
2 +4−2Сириус Гор15:28:37
01/04/2014
6 +20−14Yobi Gumiho15:17:58
01/04/2014
Китайские машины, давно лучше российских, а про смартфоны, ноутбуки и телевизоры, и спрашивать как-то неудобно.
Китайское руководство не доверяет своим инженерам. Это что идеолого-психологическое. Иначе имея истребитель J-20 не стали запрашивать су-35, а города прикрывать нашими с-300, имея свой новый аналог. Да и J-20 то выглядит как франкенштейн слепленный из миг-42, f-22, f-35
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь