«Это позор и ******»

17:25 13/03/2014 Интернет и СМИ
Галина Тимченко
Галина Тимченко

Днем 12 марта была уволена главный редактор «Ленты.ру» Галина Тимченко, работавшая в издании с момента его основания и руководившая сайтом последние десять лет. Причины увольнения владелец издания не назвал. Новый руководитель «Ленты.ру» Алексей Гореславский заявил, что считает своей задачей повышение экономической эффективности сайта; он также пообещал, что редакционная политика не изменится. Тем не менее, журналистское сообщество сочло увольнение Галины Тимченко актом цензуры. Представители власти, напротив, категорически опровергают заявления о цензуре. Причиной кадровой рокировки они называют вынесенное Роскомнадзором предупреждение.

Предупреждение «Ленте.ру» — первое в истории издания — Роскомнадзор вынес утром 12 марта. В интервью с одним из лидеров украинского националистического движения «Правый сектор» Андреем Тарасенко (его взял в Киеве специальный корреспондент «Ленты.ру» Илья Азар) чиновники обнаружили ссылку на сторонний материал — «Дмитро Ярош: Рано или поздно, но мы обречены воевать с Московской империей». Именно его Роскомнадзор посчитал экстремистским. Сразу после получения предупреждения редакция удалила ссылку.

Через несколько часов Галина Тимченко объявила редакции, что с 12 марта покидает должность главного редактора «Ленты.ру» по требованию собственника объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP» Александра Мамута. Кроме того, Мамут потребовал увольнения Ильи Азара. На должность Тимченко заступил Алексей Гореславский, занимавший должность заместителя генерального директора холдинга по внешним коммуникациям (ранее он работал в кремлевском издании «Взгляд.ру», агентстве «Интерфакс» и был руководителем коммуникационного агентства Agency One).

Гореславский не смог назвать причину увольнения Тимченко, но заявил, что перед ним стоят задачи повысить экономическую эффективность и аудиторию «Ленты.ру». Позднее в интервью «Газете.ру» (она входит в один холдинг с «Лентой») Гореславский пояснил, что «„Лента.ру“ по-прежнему будет независимым изданием с самостоятельной редакционной политикой, представляя всю широту мнений, но оставаясь при этом в рамках российского законодательства». Он добавил, что постарается приложить все усилия к тому, «чтобы „Лента.ру“ не потеряла своих лучших качеств, а наоборот приобрела новые возможности».

Тем временем источники РБК на медиарынке считают, что «увольнение Тимченко делает стоимость актива близкой к нулю», хотя до перестановок «Лента» была прибыльным изданием. РБК оценивает выручку «Ленты» в 2012 году в 200-250 миллионов рублей («Ведомости» называют цифру в 237 миллионов). Аудитория «Ленты.ру», по оценкам Google Analytics, с января по февраль выросла на 37 процентов, перейдя отметку в 20 миллионов уникальных пользователей в месяц. Количество визитов достигло 85 миллионов в месяц.

Александр Мамут публично увольнение Галины Тимченко и судьбу «Ленты.ру» не комментировал — по сообщениям журналистов других изданий, 12 марта он весь день не подходил к телефону. Городской сайт The Village составил трек-лист из песен российской эстрады, которые звучат вместо звонков на телефоне Мамута.

Журналисты «Ленты.ру» после беседы с новым главным редактором опубликовали обращение к читателям, в котором заявили, что «назначение [Гореславского] является прямым давлением на редакцию» и, таким образом, нарушением закона о СМИ. Это обращение процитировано в ряде крупных западных СМИ — Reuters, The New York Times, The Wall Street Journal и The Guardian. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дуня Миятович назвала смену главного редактора в «Ленте.ру» «очевидным знаком» цензуры и государственного давления на СМИ.

В российском журналистском сообществе многие сочли увольнение Галины Тимченко политическим решением — тем более что собственником оно никак не объяснялось. «По соображениям цензуры уволен единственный в России редактор, который знал, как собирать каждый день миллион кликов, — написал журналист Илья Колмановский. — Именно при ней „Лента.ру“ стала самым посещаемым новостным сайтом рунета, при этом вполне взвешенного и неподцензурного». Один из прежних учредителей «Ленты.ру» Глеб Павловский в комментарии «Эху Москвы» заявил, что увольнение Тимченко — следствие зачистки в средствах массовой информации, в которой отчасти виноваты сами журналисты, не сумевшие вовремя создать профсоюз, который бы встал на их защиту.

Основатель и первый главный редактор «Ленты.ру» Антон Носик назвал происшедшее «неприкрытым актом цензуры» и отметил, что «нет никакой случайности в том, что именно „Лента.ру“ стала первым на российском медиарынке трудовым коллективом, открыто вступившимся за своего товарища, коллегу и бессменного руководителя в период жестких цензурных зачисток». В интервью «РБК daily» он добавил, что Гореславский «был назначен в объединенную компанию именно в качестве политического комиссара, в качестве смотрящего, просто до настоящего времени в основном его работа заключалась в цензурировании политической линии в „Газете.ру“».(«Газета.ру» была также основана Носиком — главный редактор там сменился решением Александра Мамута осенью 2013 года, что, по мнению части медиасообщества, привело к ухудшению качества материалов в издании).

Коллега Галины Тимченко по холдингу «Афиша-Рамблер-SUP», директор по продуктам «Афиши» Илья Красильщик отреагировал на назначение Гореславского куда более эмоционально, чем Носик, написав в своем фейсбуке: «В жопу корпоративную этику. Это позор и ****** [полный крах]. Алексей Гореславский — ***** [неприятный человек], работа которого состояла в том, чтобы ходить и дружить с Кремлем». Текст, собравший почти тысячу перепостов, Красильщик завершил фразой «можете увольнять».

Кроме того, главред журнала «Афиша» Александр Горбачев написал: «Галя Тимченко — самый крутой профессионал, которого я встречал в своей жизни». Некоторые журналисты «Афишу» за такую эмоциональность раскритиковали. Так, колумнист «Известий» Игорь Мальцев отметил (позже пост был удален): «Что и следовало доказать — Афиша всегда была сборищем пафосных малопрофессиональных ******* [неприятных людей], во главе с ******* [неприятным человеком]».

Многие журналисты восприняли уход Галины Тимченко как признак скорого заката «Ленты.ру». Шеф-редактор холдинга РБК Елизавета Осетинская заметила: «Ленты больше нет». Перемены в «Ленте.ру» были восприняты как еще одно звено пресловутой «гребаной цепи» (с легкой руки журналиста Филиппа Дзядко так называют серию увольнений журналистов и закрытий независимых изданий, начавшейся в конце 2011 года). «Новый феномен — медиа сбивают влет, на высшей точке развития, в расцвете [...] Самое отвратительное, что этого нельзя было не ожидать. При нас убивают профессию», — написал редактор Colta.ru Глеб Морев.

То, что «закрытие» «Ленты.ру» в ее нынешнем виде было ожидаемым, отметил и главный редактор сайта РИА Новости Илья Булавинов, добавив, что «обращает на себя внимание скорость принятия решения после оглашения формального повода [предупреждения Роскомнадзора»]: «Но и это не удивляет — по законам военного времени, теперь так». Глава сайта «Йополис» Михаил Фишман, впрочем, отметил, что «это полная дикость»: «Никакой собственник не имеет права просто выставить редактора за дверь и даже не объясниться — перед ним и перед аудиторией».

Очередного раунда зачисток в российских СМИ ожидали многие, однако, как отметил Михаил Зыгарь, главный редактор «Дождя» (канал этой зимой был удален из всех крупнейших кабельных сетей), мало кто предполагал, что «Лента.ру» станет первой жертвой. «Галя, ты самый крутой главный редактор в стране, — написал Зыгарь. — И мы, конечно, может и вымрем, но ты все равно останешься очень-очень крутой».

Логичным образом возобновились дискуссии о гибели журналистики в России. «В последние годы на семинарах всегда говорю молодым журналистам и студентам журфаков: уходите в другую профессию, пока не поздно», — написал заместитель главного редактора «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев, добавив, что независимых изданий на российском медиарынке осталось совсем немного. Колумнист Forbes Леонид Бершидский считает, что и эти медиа будут подвергаться цензуре — внешней и внутренней. Он предложил читателям учить иностранные языки: «Возможно, и привычных авторов вы скоро будете читать на английском, французском, немецком». Кинокритик Роман Волобуев пошутил про эмиграцию: «******** [Очень хорошая] русскоязычная пресса будет в Париже, Киеве и Риге через пару лет, вот что я скажу».

Первый день в редакции «Ленты.ру» без Галины Тимченко

Однако с заявлениями о смерти профессии и цензуре в «Ленте.ру» согласились не все. Независимый колумнист Олег Кашин думает, что либеральным СМИ «не надо отождествлять себя со всей российской журналистикой» и говорить о смерти профессии. «Не надо себя обманывать, трагедия „Ленты“ — это не удар по журналистике, а частная неприятность нескольких десятков людей с „Ленты“» — написал Кашин, добавив, что Путин «не уничтожает русскую журналистику», а создает свою — куда более заметную и многочисленную.

Многие журналисты выступили в поддержку Алексея Гореславского, похвалив выбор владельца «Ленты». «Я не знаю, какой из Леши получится главред Ленты, но уверена, что это тот человек, который сделает все, чтобы издание осталось интересным, прибыльным и уважаемым», — написала колумнист «Сноба» Арина Холина. «Считаю, что Гореславский такой же либерал, как и Тимченко, — отметил в твиттере глава холдинга „Ньюс Медиа“ Арам Габрелянов — Просто Мамут спасает умно свой бизнес, который УЖК [уникальный журналистский коллектив] решил приватизировать!» Габрелянов также заявил, что для сотрудников «Ленты» как для либералов право собственника должно быть «свято». Публицист и писатель Эдуард Багиров написал: «Когда-то я публиковался во Взгляде под главредством Гореславского. Это было лучшее время Взгляда. Надеюсь, Ленту он тоже из говна вытащит». Багиров также предложил себя на должность заместителя главного редактора «Ленты.ру».

Колумнист «Известий» Максим Кононенко иронически прокомментировал «плач» по «Ленте» в соцсетях и заявил, что смену главреда можно объяснить бизнес-соображениями. На его взгляд, владелец издания предпочел «минимизировать риски» после первого предупреждения Роскомнадзора (после второго у издания можно отозвать лицензию через суд): «В том, что закрытая по суду „Лента.ру“ уж точно не будет приносить денег, никакого вопроса нет. Выбор очевиден. Чистый бизнес». Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал заявления о цензуре «совершенно необоснованными», а единорос Александр Сидякин заявил РБК, что увольнение главного редактора «Ленты.ру» произошло «не с подачи органов власти». «Видимо, [у Мамута] накопилась усталость от Тимченко», — добавил он.

Первый заместитель председателя думского комитета по информационной политике Вадим Деньгин в интервью «Коммерсантъ FM» связал увольнение Галины Тимченко с интервью с «Правым сектором», заявив, что «подобные вещи вытаскивать и рекламировать — просто постыдно». «И кто возбуждается по поводу цензуры — пусть утихнут, никакой цензуры нет, были какие-то проступки соответствующей гражданки, почему ее и уволили», — заметил Деньгин. Консервативный публицист Егор Холмогоров прямо обвинил «Ленту.ру» в пропаганде взглядов украинских националистов и противодействии интересам государства: «Никакой свободной журналистики в крупном новостном сми в военных условиях не бывает. Либо у вас бложик, либо вы, как минимум, не воюете со страной, которая ваша пусть только по недоразумению паспортного стола».

Националистический ресурс «Спутник и погром» предложил журналистам «Ленты.ру» «перестать ныть и начать формировать альтернативную независимую медиа-сферу, имунную к государственным атакам» — новые медиа могут выживать за счет краудфандинга, заявили авторы издания, сославшись на собственный опыт. На сайте Change.org активистами, которые решили «стать коллективным инвестором команды Тимченко», была даже запущена петиция в поддержку сбора денег. Предложения редакции «Ленты.ру» продолжить работу на другой площадке поступали и от читателей.

В пятницу, 14 марта, Александр Мамут собирается встретиться с коллективом «Ленты.ру».

Первый день в редакции «Ленты.ру» без Галины Тимченко

Елизавета Сурганова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1270):

1 2 345 ... +1
14 +16−2Andrey Sotskov00:33:51
14/03/2014
18 +23−5Dmitriy Donskoy20:19:46
13/03/2014
Киев альтернативный центр разумных людей?Вы бредите,помимо своих "разумных",к вам ещё и наши съезжаются. />В России киселёвщина,в США сиэнэнщина,в Великобритании бибисинщина и т.д.,а кто этого не понимает,увы идиот,потому что мы живём в век пропаганды.
На Украине - пятоканальщина и интеровщина - врут, безбожно перекручивают новости, слушаю и плююсь, нациков и бандеровцев в упор не видят. А Яценюка - в роли Геббельса - не хотите. Сегодня этот Геббельс наехал на Абхазию, наврал с десяток коробов, как плохо там живется - в "назидание" Крыму. Или этот Яценкевич дурку курит, или думает, что у людей интернета и альтернативной информации нет
12 +21−9smilodon17:45:01
13/03/2014
9 +23−14Иван Петров17:19:53
13/03/2014
Знаете со времен фильма Олигарх этот аргумент убивает. Когда всё тупое, вороватое, жлобское почему-то является синонимом России. Там как раз такое вот чмо говорит главному герою "ты не на меня наезжаешь, а на Россию!".
Не надеюсь на понимание но всё же. В «этой стране» огромное количество проблем, и эта мутная история с главредом — одна из них. Это и клерикализация, и идеологизация политики, и цензура, и коррупция, и несменяемость власти, и куча прочих неприятных, порой отвратительных вещей. Но ведь освещение этих явлений, их критика != русофобия. А именно отвращение к России, русским явственно читалось во многих статьях здесь, его полны высказывания большинства оппозиционеров. Не согласен — ты «ватник» и «поцреот», даже если ты тысячу раз против Путина и его политики, но считаешь Россию великой страной, достойной чего-то большего, нежели вылизывания жёппы у США и прочих западных стран. Именно русофобия российских либералов отталкивает от них значительную часть общества. А вовсе не обоснованная критика власти (которая, впрочем, часто превращается в вой по любому поводу). Где, черт побери, вменяемая политическая сила между черносотенцами с ПГМ и либерастами (не путать с либералами), готовыми уничтожить страну во искупление ее «грехов перед человечеством»?
12 +39−27Иван Петров16:49:55
13/03/2014
Комментарий удалён.
Они хотят Ленту превратить во Взгляд.ру. А это жесткая киселевьщина с геббельсовским враньем.
11 +12−1Есютин Андрей08:35:12
14/03/2014
Ух ты! Ну наконец не только я увидел что Лента стала не только не независмой, необъективной но и конкретно анти русофобским изданием. Правда очень тонко и мягко гадила лента Россиянам (хотя сам с Казахстана)...русофобскую точку зрения продвигала. Несоглашусь что была у ленты нейтральная позиция- но то что канечно это цензура- есть такое-... но это показывает что лента была достаточно грозным оружием медиа войны- это признание профессионализма главвреда. Просто она не туда тянула повернуть общественное мнение. Против своей страны. Вы москвичи я Вас не понимаю... Вы там зажрались.. и все хаите Путина и власть...К нам приезжал по работе чел- так он рвался на последние выборы проголосовать ПРОТИВ ПУТИНА! Я говорю - почему? Он же все правильно делает... На это нет ответа- я думаю просто западная пропаганда ( и в этом есть заслуга Ленты.ру) сделала свое дела незаметно... но нам тут виднее все со стороны. Вы посмотрите на Сирию, на другие страны.. Вы такого хотите в России? А Ведь запад этого тока и добивается... Нужно сплотится. Быть патриотом! В.В. П.и Н.А.Н. - все правильно делают как могут... дай Бог им подольше поработать... А Украину жаль- ее сломал все таки запад - страдать будут люди...
11 +13−2ILYA B04:52:13
14/03/2014
-3 +6−9Vladimir Os20:58:31
13/03/2014
Не будет независимых сми, едрожополизов выкинут на мороз, куй сосать друг у друга, нахер их кормить.
ВЫ и такие дебилы как вы, даже не замечаете, почему на ленте коменты, уже месяц как закрыты были. Демократия? Просто те помои которые лента все это время писала, вызывали у народа сплошную ненависть. А коменты закрыли, что бы тебя, и таких как ты, нормальный народ не за помоил вообще, или что бы не дай бог, такие ура украина, не начали реагировать на статьи, так как вам безусловные рефлексы велят, типа ура правый фронт, иди в Россию Путина мочить. Тогда, эту идиотку, не то что бы сняли, а закрыли бы сцуко, лет на пять.
11 +20−9smilodon18:05:25
13/03/2014
-1 +14−15Stan Lagun17:51:46
13/03/2014
А можно какие-нибудь пруфлинки на русофобность? Я вот читаю Ленту уже больше 10 лет каждый день и ничего русофобского не видел. А про ватников и поцреотов - это в комментах пишут. Ну так быдло полно в каждом лагере
Перебрать множество статей не так-то просто. Но тон многих обзоров именно русофобский; используются некорректные сравнения (берется лучшее на Запада и худшее в России), порой применяются двойные стандарты (сходные события на Западе описываются в нейтральном ключе, в России — в негативном). Подразумевается, что у РФ не может быть национальных и геополитических интересов, это «оголтелая имперская политика». В видеороликах постоянно какие-то алкоголики и маргиналы преподносятся, как «обычные россияне». Полезные начинания (их мало, очень мало, но они есть) рассматриваются крайне скептически.

Повторюсь, искать конкретные пруфы не стану, можете считать это сливом. У меня нет цели очернить именно Ленту, но я давно читаю ее. Это, собственно, черты почти всего оппозиционного движения в России.
11 +36−25Упавшая Сосиска17:21:56
13/03/2014
Комментарий удалён.
С этой бабёнкой теперь всех переплюните.
11 +16−5Олег Климов17:12:56
13/03/2014
Пусть эта выдра русофобствует теперь в другом месте и за свой счёт.
11 +15−4Chelya17:12:27
13/03/2014
В общем-то, вполне ожидаемая развязка. Но не потому-что "цензура" и "кошмар-кошмар, кровавая гэбня". Приблизительно одновременно со сменой прошлого, кошерного, дизайна лента превратилась в откровенно антироссийское СМИ. Все-таки есть разница между "свободой слова" и откровенной пропагандой против страны, в которой работаешь (и живешь, да). События на Украине в этом плане были наиболее показательны.
11 +22−11Эмгыр вар Эмрейс16:49:23
13/03/2014
набежало куча ботов. не нравилось читать что же сидели тут? тяжела ноша кремлебота
10 +32−22Света Иванова17:15:21
13/03/2014
Комментарий удалён.
Почему главред, Азар и др. так ненавидят Россию? Зачем столько ненависти к России выплескивали на ленте.ру?
Русофобские стать на главной станице дольше всех находились. Надеюсь сейчас будет больше объективности.
10 +16−6Мордатый Политрук17:01:02
13/03/2014
10 +19−9ЛЮБОВЬ ВЛАСОВА16:59:12
13/03/2014
И Азара надо с Ленты увольнять, пусть идет к своим бандеровским друзьям.
Ненене. Его надо держать в клетке в редакции и показывать в назидание.
10 +19−9ЛЮБОВЬ ВЛАСОВА16:59:12
13/03/2014
И Азара надо с Ленты увольнять, пусть идет к своим бандеровским друзьям.
9 +11−2Наташа Соловьева06:58:00
14/03/2014
Лента последнее время явно клонилась к творческому закату. Никакого сравнения не может быть с тем, какой она была два-три года назад. Совершенно истеричные статьи с грубыми, до изумления толстыми заголовками. Сплошное пропагандонство, заходящееся в истерике все круче день ото дня.
Это увольнение - абсолютно закономерный результат итогов работы Тимченко последних лет по уничтожению прежде великолепного ресурса, того, что редактор утратила всякое чувство меры, реальности и вкуса, полностью исписалась, как говорят о писателях.
Сердечно рада этому смелому решению владельца, может, хоть что-то от прежнего изумительного издания удастся спасти, и создать что-то новое.
Всяческих успехов новому главному редактору!
9 +10−1Виталий Гуров23:43:23
13/03/2014
Комментарий удалён.
Предлагаю редакцию на майдане устроить, чтобы так сказать из первых уст получать информацию.
9 +19−10Сергей Sergey17:50:53
13/03/2014
-12 +13−25Oleg Ator17:43:35
13/03/2014
Люди с мозгами не помогают свою страну разваливать...
Дебилизация населения- вот кратчайший путь к развалу.
А свободная пресса, выявляющая недостатки - путь к стабильности.
9 +23−14Иван Петров17:19:53
13/03/2014
10 +32−22Света Иванова17:15:21
13/03/2014
Почему главред, Азар и др. так ненавидят Россию? Зачем столько ненависти к России выплескивали на ленте.ру?
Русофобские стать на главной станице дольше всех находились. Надеюсь сейчас будет больше объективности.
Знаете со времен фильма Олигарх этот аргумент убивает. Когда всё тупое, вороватое, жлобское почему-то является синонимом России. Там как раз такое вот чмо говорит главному герою "ты не на меня наезжаешь, а на Россию!".
9 +21−12Julchen17:07:55
13/03/2014
Вы поддерживали все начинания новых украинских властей. Украинские власти потребовали отключения российских каналов, на том основании, что они, якобы, необъективны и представляют угрозу для национальных интересов Украины. Примерно так же сейчас поступили и с лентой. На что жалуемся, товарищи? Вам же так всё нравилось!
9 +21−12Неизвестно Неизвестно17:00:56
13/03/2014
Давайте признаем, что объективности на Ленте было мало. Антироссийский уклон слишком выпячивался. Банальный пример по событиям на Украине. Фото с майдана всегда с улыбающимися молодыми людьми или крепкими ухоженными мужиками. Следом ироничный материал с пророссийского митинга в Крыму, на фото на фоне российского флага откровенный бомж и алкаш а внизу фото "участник пророссийского митинга". Случайность? Ага, сейчас. Слишком толсто. Не надо так откровенно гавнить свою страну. Даже в таких мелочах, как фотоматериал, уклон настолько явный в пользу одной стороны, что слезы по поводу утраты очередного либерального издания не в тему.
9 +32−23Арслан Расуев16:52:55
13/03/2014
7 +36−29Alex Praxis16:41:21
13/03/2014
Потому что они по сути только вонять и могут. Вонять и смердеть. А на все вопросы и непонятки кукарекают про то, что они - столпы объективности, а все вокруг содомиты
Это вы про Первый канал или канал "Россия"?
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь