Еще не остров

22:31 28/02/2014 Бывший СССР
Неизвестные вооруженные люди у аэропорта Симферополя
Неизвестные вооруженные люди у аэропорта Симферополя
Россия им всё наладит при необходимости - и воду и электричество.Это решаемые моменты.

В пятницу вечером в Ростове-на-Дону прошла пресс-конференция беглого президента Украины Виктора Януковича. В ходе нее он, в частности, заявил, что все еще является законно избранным президентом страны и готов продолжать борьбу. Правда, борьба эта, похоже, никак не связана с Крымом, который, покуда на остальной территории Украины официально устанавливается новая власть, все еще сопротивляется пришедшей с Майдана силе.

Ситуация на полуострове действительно остается тревожной. В четверг в Крыму вслед за Севастополем, где мэром города на народном сходе был избран гражданин РФ Алексей Чалый, также появилась новая власть. Местный парламент, большинство в котором составляют члены Партии регионов и ее союзники (коммунисты и представители партии «Русское единство»), отправил в отставку прежнее правительство во главе с «регионалом» Анатолием Могилевым. Вместо него новым премьером автономии стал лидер «Русского единства» Сергей Аксенов. Первым делом он заявил, что отказывается признавать новую власть в Киеве и по-прежнему считает президентом Украины Виктора Януковича, которому готов подчиняться.

В свое время Аксенов, в прошлом, как пишут украинские СМИ, тесно связанный с одной из крупнейших ОПГ полуострова, неоднократно высказывался за повышение статуса автономии и ликвидацию ее законодательной зависимости от Киева. «Крым не должен зависеть от властей страны, которая за 20 лет своего существования ничего не сделала для полуострова и его жителей, — говорил будущий крымский премьер. — Мы должны иметь возможность изменять свою налоговую политику, документацию, иметь право законодательной инициативы». Вместе с тем выходить из состава Украины в планы Аксенова ранее не входило: «Границы Украины уже устоялись. Могу сказать, что мы никаких сепаратистских целей в плане изменений в конституции не преследуем».

По большому счету, нет таких планов у автономии и сейчас, несмотря на то, что в Госдуме РФ уже предложили упростить процедуру предоставления украинцам российского гражданства, а спрос на него имеется, и процесс присоединения новых субъектов к РФ. По крайней мере, референдум о пересмотре статуса автономии, который крымский парламент в четверг назначил на 25 мая — то есть день в день с президентскими выборами на Украине, не предусматривает выхода Крыма из-под юрисдикции Киева. На голосование будет поставлен один-единственный вопрос: «Вы за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений?»

Если референдум все же состоится, то его результат сомнений почти не вызывает. Его можно спрогнозировать на основе рейтингов тех же «регионалов», коммунистов и пророссийских партий, которые неизменно набирают на полуострове от 70 до 80 процентов голосов. Против, скорее всего, выступят крымские татары, составляющие около 15 процентов населения полуострова.

Еще до того как неизвестные захватили парламент Крыма и пустили туда «регионалов», утвердивших нового премьера и дату референдума, татары активно выступали в поддержку новой украинской власти. Однако после того, как по Крыму начали разъезжать БТР и грузовики с военнослужащими, предположительно российскими, активность татар заметно снизилась. По всей вероятности, они решили подождать и посмотреть, что произойдет дальше, — ведь не факт, что жизнь в составе погрузившейся в политический хаос Украины будет намного лучше, чем на территории, куда Россия при определенных условиях начнет вкачивать солидные деньги.

Впрочем, договариваться с новыми властями автономии татары, похоже, не собираются. Как заявил глава Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, он не признает «сомнительное правительство, сформированное практически под дулом пистолета неизвестными вооруженными людьми». Сейчас, по словам Чубарова, новый кабинет министров Крыма пытается для своей легализации «покупать должностями не просто отдельных людей, но и в целом крымско-татарский народ».

Формулировка единственного вопроса, который депутаты намерены вынести на референдум, отсылает нас к конституции Крыма образца 1992 года (была полностью отменена с принятием в 1998 году новой конституции), когда автономия фактически являлась независимым государством — со своим президентом, со своим гражданством, русским в качестве официального языка делопроизводства и сразу тремя государственными языками: крымско-татарским, русским и украинским. Согласно этому варианту конституции, Крым имел право законодательной инициативы, которая не нуждалась в одобрении со стороны Верховной Рады Украины, то есть в Симферополе могли самостоятельно назначать выборы, референдумы, утверждать премьера и так далее. При этом автономия могла самостоятельно вступать в отношения с другими государствами. Если бы в результате референдума Крым смог вернуться к таким порядкам, то для того, чтобы окончательно оформиться в российский анклав, полуострову не пришлось бы выходить из состава Украины — Киев по закону утратил бы всякое влияние на жизнь автономии.

Если же крымчанам все-таки сильно захочется в Россию, то, согласно Договору о разграничении полномочий между Украиной и Крымом, действие которого признает конституция 1992 года, для этого достаточно будет провести очередной референдум. В тексте договора, в частности, сказано: «Территория республики Крым не может быть изменена без ее согласия, равно как не может быть передана в состав другого государства или административно-территориального образования без согласия на то народов республики».

Возможные последствия возврата к старой крымской конституции уже сейчас вызывают в Киеве легкую панику. Именно с крымской темы начал своей выступление в четверг в Верховной Раде новый украинский премьер Арсений Яценюк. Поэтому уже в пятницу, после того как СМИ наводнили новости о перемещении российских военных на полуострове, на Перекопе появились блокпосты, а оба работающих аэропорта полуострова — в Симферополе и под Севастополем — были взяты под охрану неопознанными военными формированиями, в парламенте страны вспомнили о Будапештском меморандуме — документе, по которому Украина отказывалась от ядерного оружия, оставшегося на ее территории после распада СССР, в обмен на гарантии неприкосновенности своих границ. Стороны, в свое время поставившие свои подписи под этим документом, — Россия, США и Великобритания — гарантировали, что против Украины ни в коем случае не будет использовано оружие. «Верховная Рада требует от Российской Федерации прекратить шаги, которые имеют признаки посягательств на государственный суверенитет и территориальную целостность Украины, в том числе отказаться от поддержки сепаратизма в Украине в любой форме», — сказано в постановлении Рады. В нем же депутаты правящей коалиции в очередной раз попытались умаслить крымчан, пообещав им выполнять «все общественные права», в том числе и по части языка.

Однако раздаются в стенах Рады и противоположные голоса: депутат от националистической партии «Свобода» Михаил Головко прямо предложил пересмотреть положения Будапештского меморандума. По мнению парламентария, Украина должна вернуть себе ядерный статус. «Россия не сможет в этой ситуации победить, это нарушение всех международных норм и гарантий, — рассуждал депутат. — Если они будут нарушены, то мы имеем право восстановить ядерное оружие. Возобновим ядерный статус и будем по-другому совсем общаться». Стоит отметить, что превращение Украины в ядерную державу — один из пунктов политической программы «Свободы».

Впрочем, если абстрагироваться от фантазий «свободовцев» (чей лидер Олег Тягнибок, кстати, настроен более чем умеренно), то непонятно, какие шаги в отношении Крыма сейчас мог бы предпринять Киев (кроме воззваний в адрес ООН). Даже армию власти на полуостров отправить не могут, так как, по словам главы Совбеза Андрея Парубия, для этого нужно вводить в стране чрезвычайное положение.

Но если бы Киев и решился на подобный шаг, то все равно украинские танки вряд ли двинулись бы на штурм Перекопа, как бы ни хотел этого бывший глава крымско-татарского Меджлиса Мустафа Джемилев— слишком уж это невыгодно новой власти, еще только набирающей силу и абсолютно не готовой к военному противостоянию с Россией. Последняя же в таком случае не преминет вмешаться, хотя бы в качестве миротворца (такие прецеденты уже случались, хотя бы в Южной Осетии).

Тревога украинских властей вполне объяснима, пусть даже Янукович и заявил, что не собирается возглавлять бунтующий Крым. Большинство жителей полуострова выступают сейчас за право на самоидентификацию, а вовсе не за беглого президента. И без всякого Януковича Крым, на территории которого расположен значительный воинский контингент РФ и куда, чтобы поддержать местных жителей, прилетают депутаты Госдумы, имеет все шансы превратиться в очередную Абхазию. Та, даже невзирая на бойкот международного сообщества, существует уже два десятка лет; а ведь в случае с Крымом никакого признания и вовсе не потребуется — де-юре он останется в составе Украины, правда, имея к ней лишь опосредованное отношение. В любом случае, ситуация в Крыму сегодня находится в прямой зависимости от России. Практика показывает, что сепаратистов на сопредельных территориях она поддерживает охотно.

Петр Бологов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(320):

1 234 ... +1
13 +21−8Андрон Спиртов22:32:11
28/02/2014
7 +14−7Vv22:11:10
28/02/2014
они не смогут быть сами по себе - пресная вода полностью из украины, электроэнергия на 70-80 процентов из украины. так что кто поумнее понимает что туристический сезон будет сорван если начнутся перебои с поставками, как и наличие военных частей и недовольных людей с оружием на полуострове. при том что подавляющее большинство к нам лояльно, им то что происходит очень и очен не нравится
Россия им всё наладит при необходимости - и воду и электричество.Это решаемые моменты.
13 +15−2Николай Шиянов21:45:16
28/02/2014
Как не крути а лента в 1 права, Киев по факту ни чего сделать не может, кроме как плакать и просить о помощи, которая не придет ... )
12 +19−7Х** Всемогущий22:26:10
28/02/2014
Комментарий удалён.
"...после того, как по Крыму начали разъезжать БТР и грузовики с военнослужащими, предположительно российскими, активность татар заметно снизилась..."
Нам татарам нет вайна, как вайна мы шасть в тайга (с)
12 +16−4Вася Пупкен21:48:31
28/02/2014
5 +11−6Вася Пупкен21:41:00
28/02/2014
хоспаде, лента желтушная просто пистец
нагуглили говна какого-то и в статью запихали
на фото вообще не Аксенов
и в конце поднасрали - сепаратистов поддерживает Россия :D
совсем забыли о права людей на самоопределение ;D
11 +15−4Victor Ivanov21:48:20
28/02/2014
Вот опять //В любом случае, ситуация в Крыму сегодня находится в прямой зависимости от России. Практика показывает, что сепаратистов на сопредельных территориях она поддерживает охотно.//

Блин, у Ленты редакция не во Львове ли находится?

Каких сепаратистов поддерживает Россия? Шотландцев что ли, которые от Англии собрались отделяться?
11 +15−4Вася Пупкен21:42:06
28/02/2014
5 +11−6Вася Пупкен21:41:00
28/02/2014
хоспаде, лента желтушная просто пистец
нагуглили говна какого-то и в статью запихали
на фото вообще не Аксенов
про Чалого все впихивают, что он гражданин РФ, хотя у него гражданство Украины тоже есть, а в РФ только вид на жительство
9 +14−5Павел Вячкилев21:49:04
28/02/2014
11 +15−4Victor Ivanov21:48:20
28/02/2014
Вот опять //В любом случае, ситуация в Крыму сегодня находится в прямой зависимости от России. Практика показывает, что сепаратистов на сопредельных территориях она поддерживает охотно.//

Блин, у Ленты редакция не во Львове ли находится?

Каких сепаратистов поддерживает Россия? Шотландцев что ли, которые от Англии собрались отделяться?
У них не редакция во Львове. У них с львовскими пацанами касса, где зарплату выдают, общая.
8 +11−3Вася Пупкен21:57:58
28/02/2014
1 +7−6Fedor Nikolaev21:55:16
28/02/2014
строго говоря те кто хотят отсоединения Крыма от Украины сепаратисты, ни чего желтушного тут нет.
сепаратизм это в нарушение имеющегося законодательства
с помощью референдумов и правки конституции это сецессия
7 +15−8pasha pav22:16:05
28/02/2014
7 +14−7Vv22:11:10
28/02/2014
они не смогут быть сами по себе - пресная вода полностью из украины, электроэнергия на 70-80 процентов из украины. так что кто поумнее понимает что туристический сезон будет сорван если начнутся перебои с поставками, как и наличие военных частей и недовольных людей с оружием на полуострове. при том что подавляющее большинство к нам лояльно, им то что происходит очень и очен не нравится
ну так зачем вам такая обуза, отделить и всем будет хорошо, потом они поймут что без украинской воды и электричества они не могут и попросятся назад
7 +14−7Vv22:11:10
28/02/2014
Комментарий удалён.
они не смогут быть сами по себе - пресная вода полностью из украины, электроэнергия на 70-80 процентов из украины. так что кто поумнее понимает что туристический сезон будет сорван если начнутся перебои с поставками, как и наличие военных частей и недовольных людей с оружием на полуострове. при том что подавляющее большинство к нам лояльно, им то что происходит очень и очен не нравится
6 +9−3Старк Аматэрасу00:04:59
01/03/2014
Комментарий удалён.
Так почему Россия не хочет дружить с Украиной? Почему поддерживает уголовника януковича?
6 +6−0Марк Нопфлер23:08:50
28/02/2014
12 +19−7Х** Всемогущий22:26:10
28/02/2014
"...после того, как по Крыму начали разъезжать БТР и грузовики с военнослужащими, предположительно российскими, активность татар заметно снизилась..."
Нам татарам нет вайна, как вайна мы шасть в тайга (с)
Я думаю, с ними договорились, уж больно резко пропали. Может успокоили, что всё будет хорошо, а межнациональные стычки точно никому на пользу не пойдут.
6 +6−0Александр Флаер22:51:52
28/02/2014
0 +4−4Vladimir22:05:13
28/02/2014
разъясните пожалуйста, какого народа на самоопределение. А Если крымские татары захотят право на самоопределение, что вы на это скажете, Турция тоже имеет право вести войска? В принципе нашивки снять, дело то не сложное. А как же договоры 91 года, 94, 75, подтеретесь ими?
Народа всей АРК, Крымских Татар также будут спрашивать.
6 +8−2pasha pav22:29:52
28/02/2014
2 +6−4Vladimir22:07:40
28/02/2014
Дорогой, Николай, а что вы запоете завтра, когда Китай придет забирать Дальний Восток? А Турция защищать крымских татар? По той же само причине, что Россия нынче не на таком уж и коне или на том основании, что у Китая и Турции жеребчики то попородистее. Нагнуть Украину - дело не сложное, но ведь мы не одни во вселенной, нагибателей много

У Китая других проблем хватает, на его границах спорных территорий нет только с Россией, да и внутренняя Монголия и Тибет еще не заселенны, все хотят жить в теплом климате и мигрируют на юг.
России с Китаем воевать проще всего, посмотрите на карту, столицу Китая можно обстреливать с 3х сторон и до нее от границы 1000км, можно и ракетами средней и малой дальности и в боевом радиусе истребителей, а что Китай может сделать его ракеты будут еще над Монголией лететь до Москвы, тогда как наши ракеты уже будут падать на Пекин-стратегически Китай очень проигрывает России. Согласитесь бомбить пустую Сибирь в ответ на бомбежки столицы не равносильно. Китай не дурак. Про турков смешно)))))
6 +9−3Вася Пупкен22:18:30
28/02/2014
2 +3−1Fedor Nikolaev21:59:28
28/02/2014
И где там референдум об отделении?
скоро будет
точнее он завуалирован под "расширение автономии"
выльется все это в возврат к конституции 1992г
по которой Украина де-факто превратится в федерацию, потому что будет состоять из двух разных государств
6 +7−1Victor Ivanov22:07:09
28/02/2014
Комментарий удалён.
Да, и становится понятно, что Россия опять таки, но такая нехорошая плохая... Хотя так или иначе очень многие даже современные западные государства поддерживают своих сепаратистов, Британцы - Фолкленды, Штаты - Тайвань, Турция - Северный Кипр, Франция, Германия - Косово и т.д. и т.п... Но ведь блин не пишут же на Ленте про них с таким негативным подтекстом, как про Россию...
6 +10−4Victor Ivanov21:52:11
28/02/2014
9 +14−5Павел Вячкилев21:49:04
28/02/2014
У них не редакция во Львове. У них с львовскими пацанами касса, где зарплату выдают, общая.
Да просто задолбала уже лента... То фотки редактирует так, чтобы Крымчан пророссийских алкашами и бомжами какими-то представить, то блин новости про Крым фильтрует, то теперь просто заявляет откровенно антироссийские вещи...

//У них не редакция во Львове. У них с львовскими пацанами касса, где зарплату выдают, общая.//

А я думаю почему у них так регулярно появляются репортажи и фоторепортажи с Западэнщины, а всякие Майданы они как бы завуалировано, но поддерживают так или иначе... тихим сапом, что называется...
6 +10−4andy andy21:45:42
28/02/2014
Против майдаунов применили их же методы. Майдауны в прострации. Злобный тиран Янукович не вводил ЧС, а они демократичные и европейские начнут с ЧС.
6 +20−14Абрахам Ко21:42:22
28/02/2014
Комментарий удалён.
я русский украинец, дай мне денег тогда?!
5 +7−2Орлушин Тарассий01:29:40
01/03/2014
-4 +2−6Tenia Volk00:58:45
01/03/2014
Кремль ничем не лучше США. Как оказалось. Путин забыл, как Курских моряков утопил в подлодке?
Из этой провокации теперь он получит либо малый геморой либо большой. Положительного варианта не будет. По итогам провокаций ржавые шкарабанки из Крыма придется таки прибрать в любом варианте развития событий.
Каких "Курских моряков утопил"? Вы про голливудский фильм? В реальности была НАТОвская подлодка (скорее всего английская), и у Путина хватило самообладания не нанести ответный удар, а вообще спустить дело на тормозах. И в Грузии было не всё так просто -- не уничтожь Россия инфраструктуру для американского ракетного удара по Ирану, ещё неизвестно, что оставили бы иранские войска от Грузии...
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь