„ | Да ладно. Это была мастурбация. Гоголь ничего не заметил. | “ |
«Вий» — российский фильм-долгострой: разговоры о проекте начались еще в середине 2000-х. Поначалу представить, какой именно получится новая экранизация повести Гоголя, было довольно сложно. Однако со временем стало понятно: экранизации как таковой вообще не будет. С первоисточником создатели картины обращались достаточно вольно — в результате от некоторых сюжетных ходов отказались вовсе, зато придумали множество других — в том числе с участием новых персонажей, которых Гоголь и вообразить не мог бы.
Один из таких персонажей — это, собственно, главный герой фильма, картограф-британец Джонатан Грин (на его роль пригласили англоязычную звезду Джейсона Флеминга). Обстоятельства вынуждают его оставить забеременевшую возлюбленную на родине и отправиться исследовать Восточную Европу. Где-то в украинской глуши Грин натыкается на хутор с крайне запуганным населением. Местные жители считают, что погибшая с год назад молодая ведьма (Ольга Зайцева) до сих пор бродит по округе в компании прочей нечисти. Хуторян подзуживает местный священник (Андрей Смоляков), который, кажется, задумывает что-то недоброе.
Формула «Вия» довольно проста: немного детектива, капля мистики (в сущности, все встречи с потусторонним можно списать на чрезмерное увлечение персонажей фильма алкоголем), много спецэффектов. По современным российским меркам компьютерной графики и прочих трюков в картине буквально в избытке. Что, в общем-то, неудивительно: по имеющимся данным, бюджет «Вия» составил 26 миллионов долларов. Жаль, правда, что у создателей спецэффектов не хватило фантазии на то, чтобы в полной мере освоить 3D — модный ныне формат используется в фильме главным образом для того, чтобы время от времени запустить в физиономию зрителя яблоком или, например, топором. Что же касается разнообразных монстров, то тут художники проявили определенную изобретательность. Впрочем, все дизайнерские находки тонут в несуразном, да к тому же еще и насквозь вторичном сюжете.
Дело в том, что для «Вия», кажется, не придумали ни одного оригинального сюжетного хода. Да, у Гоголя позаимствовали немного, но на дворе XXI век, источников для вдохновения вокруг столько, что аж глаза разбегаются. Одну из основных идей взяли из «Таинственного леса» Шьямалана, остальные — из целой кучи фильмов, от «Молодого Шерлока Холмса» и «Сонной лощины» до японских хорроров. Результат довольного предсказуем: цельная история не складывается, смотреть «Вий», хронометраж которого — около двух с половиной часов, скучно. Просто по той причине, что абсолютно все это мы уже видели.
Ситуацию осложняет еще и тот факт, что события в фильме изложены не вполне внятно. Сценаристы, кажется, решили утопить зрителя во флэшбэках. Связь между сценами время от времени теряется. Кроме того, зрителя периодически отправляют в Великобританию, где возлюбленная главного героя в компании с ребенком-грудничком и скептически настроенным отцом читает письма Грина из далеких краев. Легко догадаться, что на развитие сюжета британские сцены не влияют — они кажутся попросту лишними. В трудную минуту сценаристы даже прибегают к помощи deus ex machina — ситуацию внезапно спасает персонаж, о существовании которого зритель ранее не подозревал. Да и вообще, на хуторе тесновато — в фильме много ненужных персонажей, и в них несложно запутаться.
В результате «Вий» кажется похожим на затянувшийся фейерверк. Вроде бы денег на мероприятие потрачено немало, и создателям определенно хотелось бы, чтобы получилось красиво, но после 140 минут беспрерывной и довольно монотонной стрельбы глаз замыливается, уши глохнут и просто хочется домой. Или вот еще одно напрашивающееся сравнение: создатели фильма сами похожи на Вия, чьи веки настолько тяжелы, что он не может поднять их самостоятельно. Как и Вию, кинематографистам пришлось обратиться за помощью к третьим лицам — зато они сразу обнаружили, что в мире существует масса примеров для подражания. Однако Вий, открыв глаза, ткнул железным пальцем в Хому Брута, и тот «бездыханный грянулся на землю». Отечественные киноделы смотрели в упор на хорроры, а также многочисленные фэнтезийные и приключенческие ленты — но попали пальцем в небо.
Сергей Оболонков
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
29 +29−0 | Serg Gor | 20:41:11 28/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Да ладно. Это была мастурбация. Гоголь ничего не заметил. |
17 +18−1 | Павел Бухта | 01:14:32 29/01/2014 |
Мне кажется, что после фильма 1967 года сложно что-то придумать радикально более новое, именно в контексте произведения. До сих пор мурашки по телу, когда вс эта нечисть там появляется. Актерская игра на 5+, спецэффекты сумасшедше шикарные, атмосфера опять же... Новую версию пока не смотрел, но думаю это совсем другая история и оценивать ее буду совершенно в ином ключе. |
13 +13−0 | Андрей Бородин | 05:46:01 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
То есть никакой.... Без пробела |
12 +14−2 | Edgar Brown | 20:32:40 28/01/2014 |
Николая Васильевича Гоголя изнасиловали. |
5 +5−0 | Fox Beast | 08:50:24 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Иногда достаточно и человеческого нюха. |
5 +8−3 | N N | 05:53:22 29/01/2014 |
читать такие "обзоры" - себя не уважать. Надо пойти и посмотреть |
4 +4−0 | Axel Puorvolainen | 09:01:59 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Вернее вольное нечитание ... |
4 +8−4 | Павел Бухта | 01:16:37 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Убейся, мразь! |
4 +10−6 | srtsdfh dghjfyui | 23:55:17 28/01/2014 | ||||||
| ||||||||
МЛЯ, народ, не ходите туда, там реально вся правда, вот сука рыжая |
3 +3−0 | Владимир Владимиров | 09:09:39 29/01/2014 |
На "Оскар" уже выдвинули? |
3 +4−1 | Евгений Петрук | 04:53:52 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Первоисточник читали? |
3 +12−9 | Alex Soloviev | 23:51:10 28/01/2014 |
Лента.ру в принципе уже давно ничего не говорит хорошего о российском кино, видимо, это для них настолько же западло, как похвалить Путина. Поэтому посмотрю-ка фильм сам и выводы сделаю свои. |
2 +2−0 | Valery | 12:53:45 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
а Павел и не уподобляется, он считает , что пока фильм 1967 -лучший....без " в наше время" |
2 +2−0 | Андрей Луговов | 08:54:14 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
"Ведьма" называется |
2 +2−0 | berd chanin | 06:11:22 29/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Зачем? Надо уметь разделять продукт, от идеи которая подтолкнула к реализации. В данном случае, как ранее говорили - "вольное прочтение. " PS: не смотрел и не буду смотреть, т.к не любитель данного жанра. |
2 +5−3 | Сергей Кравцов | 05:40:12 29/01/2014 |
Дурацкая рецензия. Хороший фильм, если проанализировать российские фильмы со спецэффектами (чего "дозоры" только стоят, в которых и сюжет провисает, и герои не знают, что сказать). Без шероховатостей у нас ни одно отечественное кино не обходится. В целом очень даже интересное продолжение произведения Гоголя. И колорит украинской глубинки есть, и монстры неплохие. 3-дэ хромает, это правда, но только дело не в 3-дэ, а в послевкусии, с которым выходишь из кинотеатра, а оно не должно разочаровать... |
2 +3−1 | Serg Gor | 20:41:42 28/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Пугачиха. |
1 +1−0 | Инокентий Бест | 13:22:43 31/01/2014 | ||||||
| ||||||||
В плане сюжетов со времен Гомера практически ничего не поменялось:-) А в отечественных кино и музыке время от времени такие брильянты встречаются, что только держись! |
1 +1−0 | Биченов Аслан | 14:15:54 30/01/2014 | ||||||
| ||||||||
Вот именно, что ИНОГДА. Как по запаху или по виду определить степень солености или перчености? а если картошка недоварилась? |
1 +5−4 | Разведка Науру | 13:59:01 29/01/2014 |
Главное как время запуска фильма в эфир подгадали - когда вся нечисть на Украине повылазила. |