Спутничный спас

13:04 27/12/2013 Россия
Спутничный спас

В конце декабря 2013 года Госдума и Совет федерации приняли закон об использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Он предполагает, что в каждый новый автомобиль будет устанавливаться аварийный маяк, который в случае ДТП сам вызовет спасателей. «Лента.ру» проследила путь создания спутниковой системы спасения и выяснила, как она изменит жизнь обычных автолюбителей.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» (экстренное реагирование при аварии на базе ГЛОНАСС), обязательное использование которой по всей России в декабре 2013 года законодательно закрепили Госдума и Совет Федерации, явилась продолжением европейской инициативы eCall. В начале 2000-х годов в Европе предложили устанавливать в автомобили специальный прибор, который в случае аварии будет подавать сигнал службам спасения, чтобы те могли выехать на место происшествия, не дожидаясь звонка от пострадавшего водителя, пассажиров или свидетелей ДТП.

Главная задача такой системы — обеспечить максимально быстрое оказание помощи пострадавшим и, следовательно, снизить смертность на дорогах. Авторы инициативы опираются на медицинский принцип «золотого часа» — правило, согласно которому чем быстрее пострадавшие получат помощь, тем выше их шансы на выживание. В случае с автомобильными авариями скорость оказания помощи напрямую зависит от того, как быстро спасатели узнают о ДТП. В отличие от городов, на протяженных трассах (особенно в ночное время) может пройти много времени, прежде чем пассажиры случайно проезжающей мимо машины позвонят в службу спасения.

eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС» работают по принципу, который уже используется на самолетах и кораблях — там для вызова спасателей применяют специальные радиобуи и спутниковую связь. Автомобильные аварийные маяки полагаются на уже существующую инфраструктуру сотовой связи — зафиксировав ДТП (по срабатыванию подушек безопасности или датчикам столкновения), специальный прибор посылает координаты машины, ее идентификационный номер (VIN), время столкновения и другую информацию на пульт экстренных служб.

Ключевой особенностью российской системы, как следует из названия, стало обязательное использование при этом отечественной спутниковой навигации (приборы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут включать и GPS-микросхемы). «Перед нами как раз стояла задача найти массовые системообразующие проекты для коммерциализации навигационной системы ГЛОНАСС, где могли бы использоваться российские технологии», — рассказал CNews президент сетевого оператора системы НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко. Самый массовый и прибыльный рынок для навигационного оборудования — это смартфоны и прочие портативные устройства. Однако уровень технологического развития российских компаний не позволил бы им успешно конкурировать с существующими гаджетами, и выбор пал на автомобильную отрасль.

В определенном смысле российская «ЭРА-ГЛОНАСС» даже опередила свой европейский аналог. Если на Западе запустить eCall в штатном режиме планируют только к 2015 году, то в России за последние пять лет уже реализовали ряд пилотных проектов и проверили работоспособность системы по всей стране. «На данный момент опытная эксплуатация оборудования и всей системы “ЭРА-ГЛОНАСС” показала, что все ранее выявленные недостатки устранены и система полностью готова к сдаче в промышленную эксплуатацию», — пояснил «Ленте.ру» руководитель компании «Автолокатор» Таймур Двидар.

Опираясь на успех пилотных проектов, в 2013 году российские власти окончательно решили, что использование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» постепенно должно стать обязательным для всех водителей.

Хотя законодательно создание новой системы будет закреплено, только когда подпись под законом об «ЭРА-ГЛОНАСС» поставит президент, график ее внедрения определили еще в январе — тогда были внесены изменения в технический регламент Таможенного союза. Из документа следует, что с 2015 года всем автопроизводителям придется ставить аварийные маяки на новые модели своих машин, иначе они не пройдут сертификацию. Еще через год без устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» не будут ставить на учет пассажирский транспорт и машины, перевозящие опасные грузы. Наконец, с 2017 года все новые автомобили в России будут продаваться уже с такими приборами.

По оценкам создателей системы, стоимость нового автомобиля после установки аппаратуры «ЭРА-ГЛОНАСС» вырастет не более чем на три тысячи рублей, а пользование системой будет бесплатным — устройство передает сигнал лишь в случае аварии, в остальное время находясь в режиме ожидания. «Стоимость прибора может увеличиться только в том случае, если он будет обладать более широким набором функций, нежели просто передача сигнала в оперативно-диспетчерский центр экстренных служб в случае аварии. Удешевление стоимости оборудования возможно незначительное, максимум на 10 процентов, поскольку расчет сразу велся именно с учетом массового производства», — добавил Двидар и подчеркнул, что с развитием системы количество производителей аварийных маяков с различными параметрами будет только увеличиваться.

Стоит отметить, что в законе отдельно прописано, каким образом будет осуществляться подключение к «ЭРА-ГЛОНАСС» автомобилей, не оснащенных специальными датчиками столкновения и подушками безопасности, — то есть подавляющей части продукции отечественного автопрома. На таких машинах прибор не сможет самостоятельно определить момент аварии — водителю придется нажать на кнопку вызова помощи (на стандартных автоматических приборах она также присутствует). Автоматика же предусмотрена лишь для самых тяжелых ДТП — в аппарат будет встроен датчик переворота автомобиля.

Хотя закон не требует обязательно устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС» на машины, купленные до 2017 года, водители, как пояснил «Ленте.ру» руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, все равно будут охотно покупать устройства для своих автомобилей. «Видеорегистраторы ни в одной стране мира не пользуются такой популярностью, как у нас», — сказал он, добавив, что в России автолюбители стараются всеми доступными средствами обезопасить себя на случай ДТП. «Автовладелец теперь будет понимать, что, даже если он где-то потерялся, все равно будет некая кнопка или “черный ящик”, который сработает и скажет, где автомобиль», — считает Канаев.

Но если говорить о потенциальном спасении пострадавших, то в этом плане создатели «ЭРА-ГЛОНАСС» оценивают свою систему несколько пессимистичнее, чем их европейские коллеги. Считается, что в России появление системы сократит время прибытия помощи на 30 процентов. Создатели eCall планируют снизить время реагирования спасателей на 40 процентов в городах и вдвое — за их пределами.

Однако разница в результатах работы обеих систем будет объясняться не столько их архитектурой (она во многом аналогична), сколько тем, как организована деятельность самих экстренных служб. Прежде всего, в Европе давно работает единый номер вызова полиции, пожарных и скорой помощи — 112, и там не возникает никаких сложностей с передачей вызовов в нужные структуры. В России номер 112 утвердили в качестве единого еще в 2008 году, но для операторов обычной и сотовой связи он стал обязательным лишь в декабре 2013-го. Окончательно же система, как ожидается, заработает только к 2017 году — то есть обкатка единого номера и «ЭРА-ГЛОНАСС» будет происходить одновременно.

Спасение жизней на дорогах зависит и от другого важного фактора — подготовленности и оснащенности экстренных служб. И тут российское правительство повело себя по меньшей мере непоследовательно: с одной стороны, реализация проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» идет полным ходом, с другой — еще осенью 2013 года Белый дом сократил перечень мероприятий по помощи пострадавшим в ДТП федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В частности, было решено полностью отказаться от новых вертолетных площадок в больницах и новых постов МЧС на трассах — а именно они могли бы сыграть ключевую роль в том, как быстро спасатели появятся на месте аварии и доставят пострадавших к врачам.

Михаил Зеленский

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(82):

0 +0−0Дмитрий Дмитриев20:55:23
28/12/2013
Система на базе " Евромайдан"
0 +0−0Дмитрий Дмитриев20:54:17
28/12/2013
Пиля отстаем, в Украине давно уже запустили систему "Россия SOS" более продвинутая 15 лярдов однако откидывает, ну и на здоровье братья Украинцы.
0 +0−0Bomberman _20:40:49
28/12/2013
1 +1−0Летучая Мышь17:07:28
28/12/2013
а бомжа не жалко?
"Никого не жалко, никого.. Ни тебя, ни меня, ни его.."
© С. Шнуров
0 +1−1Communist Wolf19:49:09
28/12/2013
0 +1−1Grigori Nikitin00:20:14
28/12/2013
Да! Вот ещё! Нужно разработать и внедрить систему оповещения населения (и, может, МЧС -- как обратную связь) ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ, для экстренных извещений населения, включая водителей и пассажиров, в тех зонах где происходят или могут потенциально происходить катастрофы с потенцией разрастись ещё в большие! Например при снежной вьюге с ограниченной видимостью когда начнутся столкновения автомобилей на дороге, компьютеризованная система должна распознать характер бедствия и в доли секунды послать массовые извещения с предупреждением о бедствии на мобильные телефоны населению, находящемуся в зоне бедствия, как голосовые так и текстовые с тем чтобы люди которым бедствие грозит смогли бы и успели бы предпринять что-то что их бы спасло, а остальные люди, находящиеся поблизости смогли бы примчаться для оказания помощи! Сегодня массовое распространение сотовых телефонов делает, наконец, возможным реализацию такой всеобьемлющей оперативной службы оповещения населения о бедствиях, КОТОРАЯ БУДЕТ СРАБАТЫВАТЬ ЗА ПАРУ СЕКУНД!!! Никакая иная система гражданской обороны не может в принципе быть столь эффективной, кроме как основанная на использовании сотовых телефонов!!!
Думаю стоит посмотреть в сторону США и их Emergency Warning System. У них это всё очень проработано и автоматизировано до мелочей.
0 +0−0Игорь Знаменский18:08:11
28/12/2013
0 +0−0Александр Рыбалкин20:29:48
27/12/2013
В школе каникулы начались что ли? Какая симка? Какой тариф? Что за бред? Вытащи симку из своего айфончика и позвонил 112. Сильно удивишься. Причём здесь глобалстар опять же? В интернет собрался? Здесь КОСПАС-САРСАТ нужен и в будущем планируют его подключить
каникулы закончились лет так двадцать назад а твой айфончик в моем регионе по 112 может подключиться только к каналу господа на протяжении так километров 300 ближе базовых станций не обнаружит . Поможет только спутниковый трекер к примеру спот конект это примерно 150 баксов в год лучше иридиум это гораздо дороже я пользуюсь им так как лазию очень далеко и моим родным небезразлично мое местоположение и судьба это примероно 20 тысяч в год на споты телеметрию и связь
0 +0−0Игорь Знаменский17:57:18
28/12/2013
0 +0−0Сергей Ковальчук17:19:21
28/12/2013
Посмотрите видео, и проанализируйте как будет работать система « Авария на трассе!!! (Липецкая область)»
Сергей будеш очнень удивлен но я лично попадал в авараию на липецкой трсассе липецк лебедянь в 1987 году и сам лично лез на столб с телефонной трубкой чтоб вызвать помощь сейчас там покрытие соты сто процентов но там где я сейчас нахожусь связи соты нету на 300 км и там вся это работать не будет и соты там не когда небудет потомучто там нету элементарно элегтроэнергии чтобы поставить переприем любой информации хоть то телеметрия хоть голос хоть послание к богу реально еслибы глонас имел канал приема по спутнику это бы работало все остальное это полный бред невериш приезжай оплачу тебе билет закину в дыру под названием ЯМАЛ в пургу и посмотрим какая 112 тебя от туда вытащит кроме иридиума на данный момент
0 +0−0Ded Mazay17:35:46
28/12/2013
0 +0−0Сергей Ковальчук17:19:21
28/12/2013
Посмотрите видео, и проанализируйте как будет работать система « Авария на трассе!!! (Липецкая область)»
и что я тут должен был увидеть?
0 +0−0Сергей Ковальчук17:19:21
28/12/2013
0 +0−0Ded Mazay17:08:23
28/12/2013
благими намерениями выложена дорога в ад.
Посмотрите видео, и проанализируйте как будет работать система « Авария на трассе!!! (Липецкая область)»
0 +0−0Ded Mazay17:08:23
28/12/2013
0 +0−0Ded Mazay17:08:01
28/12/2013
готов поспорить, скоро кремлядям придет чудесная мысль оснаснить каждого гражданина персональным трекером например с датчиком падения. А что - упал и тут типа скорая сразу к тебе выезжает, типа предотвращение несчастных случаем. У них же все проекты такие - то от пропаганды суициды детишек спасают, то взрослых от мата на ютубе, все о России думают...
благими намерениями выложена дорога в ад.
0 +0−0Ded Mazay17:08:01
28/12/2013
0 +0−0Ded Mazay17:05:08
28/12/2013
обязательный трекер в каждую машину
готов поспорить, скоро кремлядям придет чудесная мысль оснаснить каждого гражданина персональным трекером например с датчиком падения. А что - упал и тут типа скорая сразу к тебе выезжает, типа предотвращение несчастных случаем. У них же все проекты такие - то от пропаганды суициды детишек спасают, то взрослых от мата на ютубе, все о России думают...
0 +0−0Ded Mazay17:05:08
28/12/2013
обязательный трекер в каждую машину
0 +0−0михаил16:36:34
28/12/2013
Может дороги лучше сделать шире и качественнее для начала? и нормальные развязки? И сотовую связь с 3G везде запустить, по трассе отсутствует как класс. Мне лично лишняя слежка не нужна.
0 +0−0Сергей Ковальчук11:46:23
28/12/2013
А куда делись комментарии Сергея Ковальчука?
0 +1−1Grigori Nikitin00:59:01
28/12/2013
3 +3−0Василий Алибабаевич21:35:22
27/12/2013
А может всё дело в том, что сотрудникам ГАИ плевать на безопасность дорожного движения, дорожным службам на погоду и качество дорожного покрытия, водителям плевать что у них лысая резина, а на дворе зима.
Комплексную проблему не решить чудодейственным прибором. Можно облегчить им жизнь, но заменить мозг целой стране нельзя)
Василий! Конечно, грамотное и отвественное поведение водителей и других участников движения -- это главный залог безаварийного движения, но есть и другие факторы, случайные и непредсказуемые -- как падение метеорита, ливень, снежная пурга, гололёд (явление, умеющее быть и внезапным), обрушение моста или эстакады, размыв дороги при наводнении, выбегающие на дорогу животные и люди, падающие грузы с грузовиков, ветер, переворачивающий автобусы и грузовики или сдувающий с дороги легковушки, цунами и землетрясения, извержения вулканов, падение самолёта или вертолёта, размывы улиц и дорог грунтовыми водами или из-за аварий водопроводов и канализаций, аварии, случившиеся на пути следования, в том числе в которые неотвратимо попадаешь... и т.д.
0 +1−1Grigori Nikitin00:20:14
28/12/2013
Комментарий удалён.
Да! Вот ещё! Нужно разработать и внедрить систему оповещения населения (и, может, МЧС -- как обратную связь) ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ, для экстренных извещений населения, включая водителей и пассажиров, в тех зонах где происходят или могут потенциально происходить катастрофы с потенцией разрастись ещё в большие! Например при снежной вьюге с ограниченной видимостью когда начнутся столкновения автомобилей на дороге, компьютеризованная система должна распознать характер бедствия и в доли секунды послать массовые извещения с предупреждением о бедствии на мобильные телефоны населению, находящемуся в зоне бедствия, как голосовые так и текстовые с тем чтобы люди которым бедствие грозит смогли бы и успели бы предпринять что-то что их бы спасло, а остальные люди, находящиеся поблизости смогли бы примчаться для оказания помощи! Сегодня массовое распространение сотовых телефонов делает, наконец, возможным реализацию такой всеобьемлющей оперативной службы оповещения населения о бедствиях, КОТОРАЯ БУДЕТ СРАБАТЫВАТЬ ЗА ПАРУ СЕКУНД!!! Никакая иная система гражданской обороны не может в принципе быть столь эффективной, кроме как основанная на использовании сотовых телефонов!!!
0 +0−0Александр Рыбалкин20:29:48
27/12/2013
1 +1−0Игорь Знаменский17:10:57
27/12/2013
Все это отмывание денег потраченных на гланас эта система не будет работать без сотового оператора то есть симка тариф итд гланас это всего лишь позиционирование а не двухсторонняя связь там на трассе где нету соты или не тот оператор сотовых услуг координаты с вашего глонаса некуда не уйдут тогда уж лучше строить это на базе иридиум или глобалстар только это ооочень дорого обойдется
В школе каникулы начались что ли? Какая симка? Какой тариф? Что за бред? Вытащи симку из своего айфончика и позвонил 112. Сильно удивишься. Причём здесь глобалстар опять же? В интернет собрался? Здесь КОСПАС-САРСАТ нужен и в будущем планируют его подключить
0 +0−0Alex Viking14:43:47
27/12/2013
Комментарий удалён.
Что конкретно?
-1 +0−1Grigori Nikitin23:42:50
27/12/2013
Комментарий удалён.
При аварии люди будут ранены, без сознания, руки могут оказаться зажаты, завалены, жертва аварии может оказаться лежащей на собственной руке так что не высвободить -- так что автоматика нужна! Вместе с этим в России полно сильно отдалённых мест, в которых отказ, например, двигателя, или просто застревание в грязи или снегу могут привести к гибели людей (особенно в морозы) -- так что ручное включение сигнала бедствия тоже будет спасать жизни!
-1 +1−2Vlakru15:46:10
27/12/2013
Необходимо убрать у ГИБДД функции по оформлению ДТП без пострадавших, это должны делать страховщики. А полиция пускай следит за порядком на дорогах. И пробок меньше станет, и полиция лучше работать начнет.
-1 +0−1Alex X13:27:16
27/12/2013
3 +4−1Василий Алибабаевич12:52:45
27/12/2013
Настроят на столкновение с бетонной стеной на 100 км/ч)
Подушка безопасности же не срабатывает на всякую мелочь. Всё будет зависеть от установленных датчиков столкновения.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь