Император и акробаты

15:21 17/12/2013 Наука и техника
Терракотовая армия
Терракотовая армия

Армия императора Цинь Шихуанди, состоящая из тысяч терракотовых пеших и конных воинов, выстроенных в боевом порядке недалеко от гробницы своего повелителя и засыпанных песком две с лишним тысячи лет назад, без натяжки считается одним из самых удивительных памятников истории и культуры. В нем все поражает: и предназначение, и состав, и размер. Среди почти восьми тысяч разноцветных солдат нет двух одинаковых. Второй такой армии нет нигде. Но мало кто возьмется утверждать, что этот колоссальный проект возник на ровном месте: у него должны быть предшественники или «родственники».

Немецкий археолог Лукас Никкель из Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета (SOAS) опубликовал в журналеBulletin of the School of Oriental and African Studiesстатью «Первый император и скульптура Китая». Суть статьи заключается в том, что «родственников» глиняных воинов нужно искать на западе, у эллинизированных соседей Поднебесной. По сути, терракотовая армия — это переработка греческой скульптуры для императорских нужд. Строго говоря, эта точка зрения не нова, но задача Никкеля состояла в том, чтобы свести вместе не только искусствоведческие, но и археологические аргументы, а также найти в истории правильное место для любопытных письменных свидетельств, сделанных знаменитыми историками древности: китайцем Сыма Цянем и греком Диодором Сицилийским.

Скульптура

Терракотовая армия была случайно найдена в 1974 году в окрестностях древнего города Сиань неподалеку от нераскопанной гробницы Цинь Шихуанди, объединителя Поднебесной. Армия состояла из солдат, офицеров и генералов. Среди терракотовых воинов были пехотинцы, лучники, колесничие. Художники, готовившие лица для скульптур, постарались представить все фенотипы, встречающиеся в Китае. У воинов насчитали 25 разных вариантов одних только бород. Причесок же, головных уборов, видов одежды оказалось еще больше, и все они соответствуют рангу и роду войск. Статуи были раскрашены в 12-15 цветов.

Впоследствии археологам удалось найти и мастерские, где изготавливали отдельные части скульптур, и миниатюрные модели воинов, и даже кладбище рабочих, создававших армию. Кстати, основными изготовителями статуй были гончарные мастерские, специализировавшиеся на производстве глиняных водосточных труб.

Круглая скульптура (то есть скульптура, в отличие от барельефов, изображающая полноценные трехмерные объекты) была известна в Китае еще в глубокой древности, но при этом была сравнительно мало распространена. Помимо терракотовой армии на ум сразу приходят бронзовые статуи и маски из Саньсиндуй (провинция Сычуань, юго-запад Китая) XII-XI века до нашей эры, а также несколько любопытных небольших деревянных и глиняных статуэток, но это, в общем-то, все.

Мало того, даже при Цинь Шихуанди (III век до нашей эры) кроме него самого скульптурой не интересовался никто из его современников: во всяком случае, ничего даже примерно похожего археологи не нашли. Еще удивительнее то обстоятельство, что после смерти Цинь Шихуанди круглая скульптура высотой в человеческий рост или больше вообще исчезает. По некоторым данным, преемники императора осуждали его увлечение скульптурой. Как бы то ни было, но следующие образчики скульптуры появляются в Китае только во втором веке нашей эры.

Эллинские контакты

В самих терракотовых воинах мало что напоминает предельно пластичные статуи греческого мира. Китайские солдаты и офицеры статичны, не особенно пропорциональны: у них часто слишком короткие руки и слишком широкие грудные клетки, а одежда и доспехи сделаны так жестко, что кажется, будто ноги, руки и шеи просто воткнуты в футляры.

Однако в 1999 году археологи нашли рядом с основным корпусом солдат отдельную яму с фрагментами нескольких разбитых статуй. При реставрации оказалось, что это скульптуры акробатов и силачей. Отреставрированные «циркачи» оказались куда пластичнее солдат. И они напоминают греческие образцы: у них проработаны мышцы, суставы, сухожилия. Лукас Никкель убежден, что эти скульптуры и есть связующее звено между эллинистическими статуями и пластическим экспериментом придворных художников Цинь Шихуанди.

Ничего невозможного в контакте китайцев и греков в III веке до нашей эры нет. Одиннадцатилетняя восточная кампания Александра Македонского, завершившаяся с его смертью в 323 году, открыла грекам путь в Центральную Азию и создала гигантскую контактную территорию, в которую вошли Бактрия, Согдиана, Парфия, империи Селевкидов и Маурьев . Это все были огромные государства, и их торговые пути по-новому соединили Малую и Среднюю Азию, Аравийский полуостров, Индию. Прекрасные образцы эллинизированной скульптуры находили на самом что ни на есть краю ойкумены: например, в Тахти-Сангине (юг Таджикистана) и Ай-Хануме (север Афганистана). Чрезвычайно интересная статуя парфянского царя или вождя из святилища Шами (юго-запад Ирана) не может не напомнить о терракотовых воинах. Словом, нет ничего сверхъестественного в возможности художественного контакта между эллинистическим миром и Китаем.

Пропаганда

Лукасу Никкелю, как и любому серьезному ученому, хотелось бы подкрепить гипотезу современными первому императору письменными источниками, но их как раз и нет. Тем не менее, существует интересное совпадение. Сыма Цянь, знаменитый китайский историограф, в своем труде «Шицзи» («Исторические записки», конец II — начало I века до нашей эры) сообщал, что Цинь Шихуанди, объединив Поднебесную (221 год до нашей эры), провел важнейшие реформы, изъял оружие у покоренных князей и повелел отлить из него колокола, «а также двенадцать металлических фигур весом в тысячу дань каждая, которые установил в своих дворцах». Лукас Никкель полагает, что эти статуи были частью политического проекта императора — что-то вроде плана монументальной пропаганды.

Но важно еще и то, что они были сделаны по подобию не виданных ранее в Китае скульптур. Дело в том, что позднейшие китайские тексты (V-VI веков нашей эры) связывают появление бронзовых статуй с тем, что императору доложили о появлении великанов в иностранной одежде на западной границе Поднебесной.

Греческий историк Диодор Сицилийский в первом веке до нашей эры писал о том, что сделал Александр Македонский в самой восточной точке своего похода. Он «соорудил алтари 12 богам высотой в 50 локтей, затем велел обвести рвом пространство, втрое большее, чем то, которое занимал лагерь; ров выкопать шириной в 50 и глубиной в 40 футов. Груды выкопанной земли употреблены были на постройку высокой стены за рвом. Каждому пехотинцу велено было устроить палатку с двумя кроватями в 5 локтей каждая; всадники должны были, кроме того, сколотить по паре яслей вдвое больших, чем обычные, и соответственно увеличить размеры всех предметов, которые собирались здесь оставить. Все это он делал, желая придать лагерю вид обиталища героев и в то же время оставить туземцам следы того, что здесь находились люди огромного роста, обладавшие сверхъестественной силой».

В источнике нет никаких указаний, что солдаты Александра оставили для устрашения и статуи тоже. Тем не менее, Лукас Никкель полагает, что китайские сообщения о гигантах и описание «обиталища героев» у Диодора Сицилийского могут относиться к одному событию.

Сама идея поиска общего культурного контекста заслуживает всяческого внимания. Она позволяет по-новому взглянуть на историю громадного региона и увидеть в скульптурном эксперименте Цинь Шихуанди нечто большее, чем политическое тщеславие, а именно интерес императора к другой цивилизации и следующее из этого художественное обогащение Востока и Запада. Есть в таком случае что-то особенно правильное в том, что одну высокую культуру с другой соединяют «низкие» артисты — акробаты и циркачи.

Юлия Штутина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(67):

123 4
0 +2−2Иван Иванов15:21:03
17/12/2013
29 +33−4Stanislav Fedorov14:44:40
17/12/2013
мог бы и не читать, а то демонстрируешь тут тупизну европейцев.
насколько я помню совпадения ещё давно были. Например сама мавзолей императора сильно напоминал мавзолей Мавсола в Галикарнасе...
-1 +0−1QWERTY QWERTY19:59:08
17/12/2013
0 +0−0QWERTY QWERTY19:57:30
17/12/2013
так и про греческие изыскания забыли, вплоть до Эпохи Возрождения , благо греки в скульптуры своих богов вдохнули, так сказать гос.идеология была, а то тоже бы в зачахли
и речь не об этом, Нефертити была до греков, задолго, и не будь ее не было Эллинизма - это факт, а коль факт, нечего их них исключительность лепить
-1 +0−1Руслан Тибилов19:33:06
17/12/2013
1 +1−0QWERTY QWERTY19:25:49
17/12/2013
речь не об этом, а демократия у всех в той или иной форме есть, даже у племен..вопрос в другом - внедрение в массы и греки сумели поднять ее на новый уровень
Ничто не возникает из ничего.Египет и Восток тоже у кого-то наверняка учились.А что касается греков,то вся античность проходит под знаком эллинизма
-1 +2−3Руслан Тибилов18:11:13
17/12/2013
Интересная гипотеза,имеющая право на существование.
-5 +4−9Igor A. Ikhilov16:48:46
17/12/2013
Ну конечно, не может же быть, что азиаты хоть в чем-то были впереди европейцев. Если нашлось в Азии что-то грандиозное, значит будут искать нечто колоссальное, а если не найдут, тогда конечно "докажут".
-6 +2−8QWERTY QWERTY18:49:25
17/12/2013
0 +2−2Иван Иванов15:21:03
17/12/2013
насколько я помню совпадения ещё давно были. Например сама мавзолей императора сильно напоминал мавзолей Мавсола в Галикарнасе...
греки воровали все с Малой Азии, технологии и кадры оттуда были, а те в свою очередь тащили с Персии и Палестины и так до Египта, не понимаю, что так все молятся на греков, это все ивдно при серьезном раскладе
-18 +12−30Nickolay VL14:40:44
17/12/2013
Тупизна европейцев, которые не могут поверить в то, что другие народы (цивилизации) могли чего-то достичь без них. Вот и все, что я тут прочитал.
123 4
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь