„ | мог бы и не читать, а то демонстрируешь тут тупизну европейцев. | “ |
Армия императора Цинь Шихуанди, состоящая из тысяч терракотовых пеших и конных воинов, выстроенных в боевом порядке недалеко от гробницы своего повелителя и засыпанных песком две с лишним тысячи лет назад, без натяжки считается одним из самых удивительных памятников истории и культуры. В нем все поражает: и предназначение, и состав, и размер. Среди почти восьми тысяч разноцветных солдат нет двух одинаковых. Второй такой армии нет нигде. Но мало кто возьмется утверждать, что этот колоссальный проект возник на ровном месте: у него должны быть предшественники или «родственники».
Немецкий археолог Лукас Никкель из Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета (SOAS) опубликовал в журналеBulletin of the School of Oriental and African Studiesстатью «Первый император и скульптура Китая». Суть статьи заключается в том, что «родственников» глиняных воинов нужно искать на западе, у эллинизированных соседей Поднебесной. По сути, терракотовая армия — это переработка греческой скульптуры для императорских нужд. Строго говоря, эта точка зрения не нова, но задача Никкеля состояла в том, чтобы свести вместе не только искусствоведческие, но и археологические аргументы, а также найти в истории правильное место для любопытных письменных свидетельств, сделанных знаменитыми историками древности: китайцем Сыма Цянем и греком Диодором Сицилийским.
СкульптураТерракотовая армия была случайно найдена в 1974 году в окрестностях древнего города Сиань неподалеку от нераскопанной гробницы Цинь Шихуанди, объединителя Поднебесной. Армия состояла из солдат, офицеров и генералов. Среди терракотовых воинов были пехотинцы, лучники, колесничие. Художники, готовившие лица для скульптур, постарались представить все фенотипы, встречающиеся в Китае. У воинов насчитали 25 разных вариантов одних только бород. Причесок же, головных уборов, видов одежды оказалось еще больше, и все они соответствуют рангу и роду войск. Статуи были раскрашены в 12-15 цветов.
Впоследствии археологам удалось найти и мастерские, где изготавливали отдельные части скульптур, и миниатюрные модели воинов, и даже кладбище рабочих, создававших армию. Кстати, основными изготовителями статуй были гончарные мастерские, специализировавшиеся на производстве глиняных водосточных труб.
Круглая скульптура (то есть скульптура, в отличие от барельефов, изображающая полноценные трехмерные объекты) была известна в Китае еще в глубокой древности, но при этом была сравнительно мало распространена. Помимо терракотовой армии на ум сразу приходят бронзовые статуи и маски из Саньсиндуй (провинция Сычуань, юго-запад Китая) XII-XI века до нашей эры, а также несколько любопытных небольших деревянных и глиняных статуэток, но это, в общем-то, все.
Мало того, даже при Цинь Шихуанди (III век до нашей эры) кроме него самого скульптурой не интересовался никто из его современников: во всяком случае, ничего даже примерно похожего археологи не нашли. Еще удивительнее то обстоятельство, что после смерти Цинь Шихуанди круглая скульптура высотой в человеческий рост или больше вообще исчезает. По некоторым данным, преемники императора осуждали его увлечение скульптурой. Как бы то ни было, но следующие образчики скульптуры появляются в Китае только во втором веке нашей эры.
Эллинские контактыВ самих терракотовых воинах мало что напоминает предельно пластичные статуи греческого мира. Китайские солдаты и офицеры статичны, не особенно пропорциональны: у них часто слишком короткие руки и слишком широкие грудные клетки, а одежда и доспехи сделаны так жестко, что кажется, будто ноги, руки и шеи просто воткнуты в футляры.
Однако в 1999 году археологи нашли рядом с основным корпусом солдат отдельную яму с фрагментами нескольких разбитых статуй. При реставрации оказалось, что это скульптуры акробатов и силачей. Отреставрированные «циркачи» оказались куда пластичнее солдат. И они напоминают греческие образцы: у них проработаны мышцы, суставы, сухожилия. Лукас Никкель убежден, что эти скульптуры и есть связующее звено между эллинистическими статуями и пластическим экспериментом придворных художников Цинь Шихуанди.
Ничего невозможного в контакте китайцев и греков в III веке до нашей эры нет. Одиннадцатилетняя восточная кампания Александра Македонского, завершившаяся с его смертью в 323 году, открыла грекам путь в Центральную Азию и создала гигантскую контактную территорию, в которую вошли Бактрия, Согдиана, Парфия, империи Селевкидов и Маурьев . Это все были огромные государства, и их торговые пути по-новому соединили Малую и Среднюю Азию, Аравийский полуостров, Индию. Прекрасные образцы эллинизированной скульптуры находили на самом что ни на есть краю ойкумены: например, в Тахти-Сангине (юг Таджикистана) и Ай-Хануме (север Афганистана). Чрезвычайно интересная статуя парфянского царя или вождя из святилища Шами (юго-запад Ирана) не может не напомнить о терракотовых воинах. Словом, нет ничего сверхъестественного в возможности художественного контакта между эллинистическим миром и Китаем.
ПропагандаЛукасу Никкелю, как и любому серьезному ученому, хотелось бы подкрепить гипотезу современными первому императору письменными источниками, но их как раз и нет. Тем не менее, существует интересное совпадение. Сыма Цянь, знаменитый китайский историограф, в своем труде «Шицзи» («Исторические записки», конец II — начало I века до нашей эры) сообщал, что Цинь Шихуанди, объединив Поднебесную (221 год до нашей эры), провел важнейшие реформы, изъял оружие у покоренных князей и повелел отлить из него колокола, «а также двенадцать металлических фигур весом в тысячу дань каждая, которые установил в своих дворцах». Лукас Никкель полагает, что эти статуи были частью политического проекта императора — что-то вроде плана монументальной пропаганды.
Но важно еще и то, что они были сделаны по подобию не виданных ранее в Китае скульптур. Дело в том, что позднейшие китайские тексты (V-VI веков нашей эры) связывают появление бронзовых статуй с тем, что императору доложили о появлении великанов в иностранной одежде на западной границе Поднебесной.
Греческий историк Диодор Сицилийский в первом веке до нашей эры писал о том, что сделал Александр Македонский в самой восточной точке своего похода. Он «соорудил алтари 12 богам высотой в 50 локтей, затем велел обвести рвом пространство, втрое большее, чем то, которое занимал лагерь; ров выкопать шириной в 50 и глубиной в 40 футов. Груды выкопанной земли употреблены были на постройку высокой стены за рвом. Каждому пехотинцу велено было устроить палатку с двумя кроватями в 5 локтей каждая; всадники должны были, кроме того, сколотить по паре яслей вдвое больших, чем обычные, и соответственно увеличить размеры всех предметов, которые собирались здесь оставить. Все это он делал, желая придать лагерю вид обиталища героев и в то же время оставить туземцам следы того, что здесь находились люди огромного роста, обладавшие сверхъестественной силой».
В источнике нет никаких указаний, что солдаты Александра оставили для устрашения и статуи тоже. Тем не менее, Лукас Никкель полагает, что китайские сообщения о гигантах и описание «обиталища героев» у Диодора Сицилийского могут относиться к одному событию.
Сама идея поиска общего культурного контекста заслуживает всяческого внимания. Она позволяет по-новому взглянуть на историю громадного региона и увидеть в скульптурном эксперименте Цинь Шихуанди нечто большее, чем политическое тщеславие, а именно интерес императора к другой цивилизации и следующее из этого художественное обогащение Востока и Запада. Есть в таком случае что-то особенно правильное в том, что одну высокую культуру с другой соединяют «низкие» артисты — акробаты и циркачи.
Юлия Штутина
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
29 +33−4 | Stanislav Fedorov | 14:44:40 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
мог бы и не читать, а то демонстрируешь тут тупизну европейцев. |
6 +6−0 | Mikado | 18:55:35 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
У Вас какая-то страсть к воровству. Да, греки заимствовали многое у египтян, это не секрет. Но сравните скульптуры египетские и греческие. Греки развили это искусство намного дальше. Вы найдете, к примеру, динамику в египетских статуях? А Дискобол это серьезный прорыв, до которого египтяне не дошли, да и не могли. |
5 +5−0 | Екатерина Белякова | 20:13:59 17/12/2013 |
Спасибо, ученые! Обожаю вас слушать, не все понимая, но кой-чо ловя! |
4 +4−0 | Mikado | 19:08:56 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Нет, здесь имеется в виду предположение, что объемные скульптуры принесены в Китай греками. А то, что греки учились у Востока, это давно известный факт. Но если Леонардо учился у Вероккьо, то это не отменяет того факта, что он превзошел своего учителя. |
3 +7−4 | игорь козлов | 15:08:36 17/12/2013 |
Комментарий удалён. | ||
Гипотезы не высасывают , они возникают из разрозненных фактов . Мне эта гипотеза нравится . |
2 +2−0 | Иван | 01:06:58 18/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Прикинь, европейцев тогда вообще не было. А "древние греки" - собирательный бытовой образ, относящийся к очень разным народам и культурам. |
2 +2−0 | Джеймс Дин | 21:30:47 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Нефeртити это уровень развития искусства того времени, кроме нее было много других. Статуи гусей на фото - великолепны! |
2 +2−0 | QWERTY QWERTY | 20:11:28 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
в Китае начали принимать гос экзамены чиновников на бумаге во 2 или в 3 веке н.э |
2 +3−1 | Bu Bu | 19:43:41 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Можно то оно конечно можно, просто не нравится тенденция "теории заимствования". Восток и без подражания западу в те века имел и культуру, и науку. КОль память не изменяет, у них газеты стали выходить раньше, чем возникла официальная письменность на Руси. |
2 +2−0 | QWERTY QWERTY | 19:41:00 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
думаю ответы мы найдем по мере продвижений и археологических открытий в Китае, наверняка найдут и корни и примеры, с таким же успехом можно Пирамиду Джосера и Мохенджо-Даро отнести к зеленым человечкам, где приписать их грекам уж никак не получится |
2 +2−0 | QWERTY QWERTY | 19:31:29 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
кстати Китай колондайк для историков и археологов, еще все впереди, думаю таких гробниц с пару есть |
2 +2−0 | Mikado | 19:24:35 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Тогда придется объяснять, почему это проявляется так локально во времени и ни до ни после создания терракотовой армии подобных скульптур в Китае не встречается. Не могли же мозги и кадры прйти на время? |
2 +2−0 | QWERTY QWERTY | 19:22:13 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
не принижаю Фидия, но речь о общем, и у китайцев своя линия, свои мозги, свои кадры, вероятность заимствования почти исключена |
2 +2−0 | QWERTY QWERTY | 19:15:42 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
вы сами косвенно ответили, в Пакистане, Мохенджо-Даро находили объемные скульптуры, до эллинизма еще 1000 лет, может были обмены, но греки тут явно не удел |
2 +2−0 | QWERTY QWERTY | 19:04:47 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
об этом и речь, а то лепят из греков нечто непостижимое, но на поверку - это все с Востока, начиная с риторики и заканчивая колоссами |
2 +2−0 | Mikado | 19:00:08 17/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Ну конечно, преемственность налицо во всех отношениях Даже Платон учился у египтян и не скрывал этого. |
2 +4−2 | Vladimir Anin | 17:36:54 17/12/2013 |
Кстати, в историческом музее провинции Шаньси (г. Сиань) выставлены мечи 6 "генералов" терракотовой аримии. Мечи железные, но ХРОМИРОВАННЫЕ. ЕМНИП, толщина слоя хрома - порядка нескольких десятков мкм. Насколько я знаю, хромирование в Европе появилось только в 20-м (!) веке. |
2 +4−2 | Владимир Владимиров | 15:11:01 17/12/2013 |
Комментарий удалён. | ||
Что интересно, самые ранние из известных статуй Будды были выполнены как раз греческими мастерами (ну или скульпторами индо-греческого царства, учившимися у греков). |
1 +1−0 | Влад Цепеш | 14:09:49 18/12/2013 |
Надоели уже со своими подгонками фактов и очередными совпадениями... |
1 +1−0 | Иван | 01:11:19 18/12/2013 | ||||||
| ||||||||
С учетом, что Александр жил в 4 в. до н.э... |