Из кочевников в бюргеры

13:07 04/12/2013 Мир
Израильские бедуины
Израильские бедуины

На минувшей неделе по всему миру прокатилась волна протестов против израильского правительства, которое намерено «улучшить условия жизни» бедуинов, кочующих в пустыне Негев. По мнению протестующих, фактически речь идет о подготовке массовой депортации бедуинов и ликвидации их национально-культурной идентичности. Израиль, в свою очередь, заявляет о необходимости сделать жизнь кочевников более цивилизованной, попутно размышляя, как приостановить безудержный рост их численности.

Археологи, изучающие южный Израиль, утверждают, что кочевники пасли там скот за тысячи лет до нашей эры. Сейчас эта местность называется пустыня Негев, но пустыней в классическом понимании она не является — песков и барханов там нет, при этом имеется кое-какая растительность и живность. Во всяком случае, этой растительности хватало бедуинам, их козам, овцам и верблюдам. На протяжении сотен лет они мигрировали по пустыне, простирающейся от современной Сирии на севере через Израиль и Иорданию в центре до Саудовской Аравии на юго-востоке и Синайского полуострова на западе. Налогов никому не платили, в отношения с окружающими государствами не вступали; жили по своим внутренним правилам и неписаным законам.

Ситуация пришла в движение только во времена поздней Османской империи, когда султанам захотелось обложить бедуинов налогами и начать призывать их в армию. Для этого османы потребовали, чтобы кочевники юридически оформили свои права на используемые земли. Большая часть кочевников от предложения уклонилась; им была непонятна сама идея — и службы в армии, и уплаты налогов. Тем не менее, турки не сдались и начали устраивать в пустыне поселения, пытаясь таким образом цивилизовать эту местность. Главным центром Негева стала Бир эс-Саба, сейчас известная как Беэр Шева. Этот город, возведенный в пустыне, использовался османами как административный центр южной Палестины и база снабжения дислоцированных там войск. Турки добились определенных успехов в деле приобщения местных бедуинов к цивилизации, однако кочевники все равно предпочитали привычный образ жизни.

Британцы, пришедшие на смену туркам после Первой Мировой войны, в дела туземцев практически не вмешивались. Школы, медицинскую помощь и доступ к воде они предлагали лишь тем, кто переходил к оседлому образу жизни. Спустя некоторое время кочевники осознали, что сотрудничество с британцами имеет смысл, стали сооружать деревни и переезжать в города, где можно было воспользоваться некоторыми благами цивилизации. У бедуинов появились постоянные поселения, вокруг которых пасся скот, при этом фундаментально бедуинская жизнь сильно не изменилась, оставшись закрытой и патриархальной. В целом, в период британского мандата их существование было вполне сносным. По-настоящему большие проблемы начались после создания государства Израиль.

Первая же арабо-израильская война, «Война за независимость», обернулась для кочевников огромными потерями. Израильтяне захватили Негев, устроив массовые депортации местного населения, отправляя кочевников в специальные «концентрационные зоны», разрушая деревни и конфискуя главный источник пропитания — скот. Многие бедуины после этой войны оказались беженцами в соседних странах, хотя они и не ассоциировали себя с оседлыми арабами — палестинцами, иорданцами и египтянами.

Позднее отношение израильских властей к бедуинам не улучшилось. Как и турки с британцами, израильские власти испытывали неприязнь к людям, которые игнорируют государство, живут где хотят по собственным правилам и не признают над собой никакой власти, кроме власти племенных вождей. Оставшиеся в Израиле бедуины получили паспорта. Зато лишились кое-чего куда более важного — земли. Две трети территории Негева были объявлены закрытыми военными полигонами, заповедниками и другими объектами; вход туда запретили. Значительную часть бедуинов согнали в треугольник между городами Беэр-Шева, Арад и Димона, где законодательно было ограничено ведение скотоводства, поскольку оно «вызывало эрозию почвы».

Министр обороны Израиля в 1960-х Моше Даян выступал за то, чтобы переселить жителей пустыни в центр Израиля, сделав из них «городской пролетариат и сельскохозяйственных рабочих». Он полагал, что образование, медицина и технологии позволят «ликвидировать этот феномен — бедуинов», однако его план так и не был принят, хотя получил поддержку премьер-министра Давида Бен-Гуриона. Однако разговоры о том, что делать с непокорными кочевниками, не прекращались.

Стоит пояснить, почему бедуины остаются для руководства Израиля головной болью. Во-первых, даже после всех депортаций, национализаций и экспроприаций бедуины занимают значительные земли на юге страны. Во-вторых, уровень рождаемости среди израильских бедуинов является одним из самых высоких в мире: каждые 15 лет их количество удваивается. По оценкам экспертов, к 2020 году кочевников станет уже 400 тысяч. Израиль крайне серьезно относится к своему статусу «еврейского государства», поэтому взрывной рост числа инородцев/иноверцев вызывает нешуточную озабоченность правительства. Это, в общем, неудивительно — при сохранении нынешних тенденций бедуины за сотню лет могут полностью изменить демографическую ситуацию в стране.

И хотя в израильском обществе нет стойкого неприятия этой категории граждан (в отличие от оседлых арабов-палестинцев, бедуинам даже разрешено служить в армии), интеграция кочевников и смена их образа жизни остается одним из приоритетов руководства страны.

На этом фоне в 2011 году на свет появился так называемый План Праулера-Бегина, суть которого состоит в следующем: бедуины из стихийно выросших и не признанных государством деревень переселяются в официально существующие города. В обмен на отказ от старых земель и традиционного уклада жизни кочевники получат нормальные дома, водоснабжение, электричество, доступ к транспорту, образованию и медицинскому обслуживанию. Кроме того, план предполагает экономическое развитие бедуинских городов, создание там банковской инфраструктуры и промышленных предприятий.

На первый взгляд, инициатива выглядит более или менее сносно. Проблема в том, что десятки тысяч бедуинов восприняли план в штыки. Они категорически не хотят переселяться в города, отказываться от традиционного образа жизни и уж тем более — от земель своих предков. Их объяснение вполне логично — в городах им попросту нечем заняться. На заводах и фабриках кочевники работать не хотят и не могут. Все это приводит к понятным общественным и экономическим последствиям; предполагаемое улучшение жизни оборачивается падением ее качества, разрушением традиций и культуры. Наконец, бедуины утверждают, что без пустыни и своих стад они перестают быть самими собой.

Авторы плана предполагали такое развитие событий, поэтому внесли в него пункт о сносе бедуинских деревень и принудительном переселении в города их жителей. Именно этот пункт и вызвал негодование самих бедуинов и их сторонников во всем мире. Израильское правительство стали обвинять в расизме (переселяются только бедуины), организации массовой депортации, сгоне бедуинов в резервации и гетто. По мнению защитников бедуинов, в этой ситуации уместно использовать выражение «этническая чистка». В Великобритании 50 видных деятелей культуры даже подписали обращение к своему правительству с просьбой не допустить этого и вступиться за переселяемых. Сами бедуины также не в восторге от происходящего и выходят на акции протеста в Израиле, заканчивающиеся столкновениями с полицией.

Правительство страны отреагировало на протесты крайне раздраженно. Бедуинов обвинили в том, что они пытаются «украсть» земли евреев, хотя по пустыням евреи не кочевали со времен Моисея (в Библии, кстати, Беэр Шева многократно упоминается как крайний юг Ханаана). Кроме того, Иерусалим обвинил палестинцев в том, что это они подбивают бедуинов на бунт, искусственно проводя параллели между массовым изгнанием арабов со своих земель после войны 1948 года и нынешними событиями. Однако правительство пока не может решиться на жесткие насильственные меры в отношении бедуинов, поскольку это чревато потерей их относительной лояльности и превращением во внутренних врагов.

Сейчас правительство все же настаивает на постепенном осуществлении Плана Праулера-Бегина, поскольку видит в его реализации хоть какой-то выход из сложившейся ситуации. Биньямин Нетаниягу уверяет сограждан, что демонстрации против насильственного переселения устраивает «крикливое меньшинство», а большинство бедуинов с радостью готово полностью сменить стиль своей жизни.

Возможно, израильский премьер прав. Но все же для большинства людей стоящий у станка или работающий на стройке бедуин выглядит так же странно, как и еврей, пасущий коз и верблюдов в пустыне. Едва ли даже у Израиля получится быстро перековать кочевников в добропорядочных бюргеров.

Иван Яковина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(923):

1 ... 345 6 789 ... +1
2 +2−0Пушкинд00:23:36
05/12/2013
0 +0−0Себастьян Перейро00:15:04
05/12/2013
Ну сами посудите, какой может быть с вами нормальный диалог, когда вы к месту и без дела, постоянно отстаиваете свою правоту ссылаясь на ветхие книги известные только малой части жителей Израиля? Для подавляющего большинства этой планеты, эти книги не боле чем набор мифов и сказок - эпос израильского народа. Мы на вас смотрим, как на аборигенов с острова Кука......
Аборигены острова Кука, к слову, очень быстро выучили язык пришельцев , которые до сих пор не преуспели в лингвистике островитян.
Это ваша проблема, уважаемый.
Но законопослушность граждан и обязательность закона для всех, кто хочет считать себя гражданами - это не ихз ветхих книг.
Статья провокативна - мол, посмотрим, получится ли у евреев с их то проблемами, ̶в̶ ̶о̶ч̶е̶р̶е̶д̶н̶о̶й̶ ̶р̶а̶з̶ сделать из дикарей нормальных людей!
Не по-доброму, так скалитесь, господа комментаторы.... У самих-то вас, все нормалек с социальными дезадаптантами?
2 +2−0Serge Sirota23:47:59
04/12/2013
«Возможно, израильский премьер прав. Но все же для большинства людей стоящий у станка или работающий на стройке бедуин выглядит так же странно, как и еврей, пасущий коз и верблюдов в пустыне...»

— ну, да. В кибуцах же мыши-рокеры с Марса скот пасут, ага.

Яковина, однако, есть антисемит самого пещерного толка?
2 +2−0Ваше Шизо20:15:34
04/12/2013
0 +0−0али агбар19:46:04
04/12/2013
Какой это я тебе потомок старого Альфонса,что свою жену за сестру фараону выдавал?Долбанный кочевник хазарский
Естественно - акбар , серое животное по меньше кошки. По простому - крыса )))
2 +2−0Rusnet 202020:11:36
04/12/2013
-1 +1−2Ergenekon Tengri16:07:52
04/12/2013
На древе вырос навоз.
На месте болота и безжизненной пустыни росло дерево? Вы внесли новое слово в мировую историю.
2 +2−0q q19:33:08
04/12/2013
0 +1−1али агбар19:29:24
04/12/2013
Зачем мне бороться?Как ты знаешь по себе сами собой жиды пропадают,потом из алтайских степей возникают.На то они и жыды вечные.
"из алтайских степей" (:wonder:)

что у вас по географии?
2 +3−1Александр Савин19:28:43
04/12/2013
5 +6−1Alex Goretsky15:31:37
04/12/2013
Я не думаю, что они раскаялись. Думаю, что им сейчас не до евреев. У них Каталония отделяется, страна разваливается - и это наверняка гораздо больше их беспокоит...
И баски, баски-то!
2 +2−0Michael Samarin19:24:43
04/12/2013
Проблема нелегальных бедуинских поселений существует столько, сколько стоит государство Израиль. Власти из года в год откладывали ее на потом, занимаясь более важными вопросами: обороной страны от внешнего врага, улаживанием конфликта с палестинцами, абсорбцией репатриантов. Сегодня без ее решения невозможно дальнейшее развитие Негева, так необходимое экономике. Однако бедуины, десятки лет живущие на захваченной земле, привыкли считать ее своей, и воспринимают нововведения как посягательства на свои права и традиционный образ жизни. Эти настроения подогреваются антиизраильскими кругами среди палестинских и израильских арабов.
2 +2−0Mike Deck18:58:56
04/12/2013
0 +1−1Констатин Лащухин18:52:03
04/12/2013
Вот и я о том же. Ты не ценишь человеческую жизнь, потому что сам не человек.
Люмпен херов, своего только дерьмо в заду, а поделить готов всё на свете.
2 +2−0Mike Deck18:56:45
04/12/2013
0 +1−1Констатин Лащухин18:52:03
04/12/2013
Вот и я о том же. Ты не ценишь человеческую жизнь, потому что сам не человек.
Или бомжи тебя сразу на ленты могут резать? Ты же гад о них не думаешь, в тепле сидишь, а они страдают без жилья.
2 +2−0Mike Deck18:54:57
04/12/2013
0 +1−1Констатин Лащухин18:52:03
04/12/2013
Вот и я о том же. Ты не ценишь человеческую жизнь, потому что сам не человек.
Мозг включи раз хотя бы
2 +2−0Пушкинд18:31:59
04/12/2013
Комментарий удалён.
80% израильских бедуинов считают, что все эти акция, которые пиарит на Лнте г-н Яковина, не более чем антигосударственная деятельность джихаддистов. Иначе, как обьяснить палестинские флаги, лозунги арабов "Сегодня мы все бедуины!" и участие левой тусовки, включая ее русскоязычных представителей, типа Изи Шамира?
Израиль постоянно атакуют. звне и изнутри. Те кто атакует изнутри сегодня разыгрывают бедуинскую карты. Бедуины - не арабы, они наивны и доверчивы. Им нравится быть индейцами. С ними-то мы разберёмся!
2 +3−1Shelonnik18:12:15
04/12/2013
0 +4−4Вадим Ашдодский18:04:35
04/12/2013
Израиль - суверенное государство, на территории которого действуют его законы. Ни одному еврейскому гражданину не придёт в голову обосновывать своё право на определённый участок земли ссылками на "исконные права". Есть история и есть нормативно правовые акты. Именно последнии определяют - и в вашей стране, и в моей, кто является собственником.

Если вы, вслед за израильскими бедуинами, считаете что право собственности на приглянувшийся вам кусок земли можно получить, декларируя свои исконные права - попробуйте провернуть этот номер в стране, в котрой вы живёте.
Израиль - суверенное государство, возникшее именно на идее "исконных прав" на "землю обетованную". Получив себе землю, вы отказываете в таком же праве своим соседям? такое впечатление, что вы все же считаете их недочеловеками.
2 +2−0Shelonnik18:05:43
04/12/2013
0 +4−4Judge16:11:42
04/12/2013
Полнейшая аналогия- крещение,индустриализация,шахты,колхозы,загрязнения среды - вели к уменьшению охотничих угодий для коренных жителей. И ещё огненная вода. И ещё обязательное образование для всех и прививки( как в Израиле).
Образовательный уровень понятен.

Дело в том, мой дорогой камерад, что большинство ненцев вообще в тундре живет. И занимается оленеводством.

Так что и "леса", и "охотничьи угодья" выдают в вас знатока темы.

Соглашусь, что чего-то испортилось, но вы на карту гляньте. Как думаете, чего-то осталось?

Ну и ГЛАВНОЕ: никто не собирается насильно переселять ненцев в гетто (пардон, в компактное национальное поселение). Со времен Сталина, у нас это не практикуется. А вот у вас, похоже, планируется.

2 +4−2Shelonnik17:52:06
04/12/2013
4 +7−3Вадим Ашдодский17:21:10
04/12/2013
Да, точно, каждый бедуин в Негеве живёт в своей фанерно-жестяной хибаре на одном и том же месте непрерывно в течении как минимум 5 тысяч лет. То что они кочевники это всё враньё. И документы у них собраны - в том числе подписанные лично Аменхотепом и Александром Македонским.

А над теорией и практикой сионизма вам бы надо поработать. А то как-то бедненько излагаете. Для чебоксарского кружка юных антисемитов сойдёт - но людей посерьёзней вам трудно будет убедить.
Любопытный наборчик демагогии.
1. А что, евреи тоже 5 тысяч лет непрерывно жили в фанерной-жестяной хибаре в тех местах? Или, опять же, людям первого сорта можно прерываться, а уберменьшам - нет?
2. Кто сказал, что для того чтобы считать землю своей, надо "непрерывно жить в хижине"? Люди первого сорта так решили?
3. Где можно глянуть на документы, подписанные Македонским, в отношении хижин евреев?
4. Я не собираюсь излагать сионизм "богатенько" - все ж, презюмирую, что с израильтянином разговариваю, должен сам знать, не? Так в чем я не прав, по сути:
2 +2−0Mike Deck17:49:49
04/12/2013
0 +0−0Вадим Ашдодский17:45:27
04/12/2013
Да, есть такой бизнес. Судя по сумме, он забирал не только детские пособия, но и пособия на матерей-одиночек, которые наше не в меру наивное государство выплачивало его жёнам.
А у меня в плуге 3 следопыта , тоже неплохо живут.
2 +3−1Вадим Ашдодский17:00:59
04/12/2013
2 +3−1Вадим Ашдодский16:59:44
04/12/2013
Вы вообще реальных бедуинов в жизни видели? Большинство бедуинов ездят, как и мы с вами, на машинах. Предпочитают тендеры и джипы.

Покушения - да, устраивают. Ничего об этом не слышали? Ну, почитайте хотя бы вот эту заметку.
Линк забыл поставить.

Ссылка на www.egyptindependent.com
2 +3−1Вадим Ашдодский16:59:44
04/12/2013
0 +1−1Констатин Лащухин16:34:19
04/12/2013
Неужели бедуины на верблюдах кочуют и по дороге покушения на армейских генералов устраивают?
Вы вообще реальных бедуинов в жизни видели? Большинство бедуинов ездят, как и мы с вами, на машинах. Предпочитают тендеры и джипы.

Покушения - да, устраивают. Ничего об этом не слышали? Ну, почитайте хотя бы вот эту заметку.
2 +3−1Вадим Ашдодский16:45:25
04/12/2013
0 +3−3Alex Goretsky16:14:31
04/12/2013
На карте написаны имя и фамилия застрахованного, а также в неё зашит номер медицинского страхования. Удостоверение личности не проверяют, если предъявитель карты не вызывает подозрений, но они обязаны требовать удостоверение личности - мало ли, вдруг карта украдена.
На карте записан и номер удостоверения личности - но какое это имеет значение? Работник больничной кассы не обязан требовать удостоверение личности - а значит и не будет. Зачем им лишние неприятности.
2 +2−0Vladimir Lembik16:34:00
04/12/2013
Краковина -- малообразованый кабинетный писака с эмоциями базарной бабы
2 +3−1Shelonnik16:29:44
04/12/2013
1 +2−1Вадим Ашдодский16:20:47
04/12/2013
На том же, на котором выросли большинство государств мира, включая ваше (как бы оно не называлось).
Ну, не юлите. На сионизме оно взросло. А сионизм - это алия, в те места, где когда-то были израилевы царства.

И чего ж вы отказываете в гораздо более обоснованных претензиях бедуинам: они-то никуда с этих мест нее съезжали?

Или - есть люди первого сорта, а есть - второго?
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь