На минувшей неделе по всему миру прокатилась волна протестов против израильского правительства, которое намерено «улучшить условия жизни» бедуинов, кочующих в пустыне Негев. По мнению протестующих, фактически речь идет о подготовке массовой депортации бедуинов и ликвидации их национально-культурной идентичности. Израиль, в свою очередь, заявляет о необходимости сделать жизнь кочевников более цивилизованной, попутно размышляя, как приостановить безудержный рост их численности.
Археологи, изучающие южный Израиль, утверждают, что кочевники пасли там скот за тысячи лет до нашей эры. Сейчас эта местность называется пустыня Негев, но пустыней в классическом понимании она не является — песков и барханов там нет, при этом имеется кое-какая растительность и живность. Во всяком случае, этой растительности хватало бедуинам, их козам, овцам и верблюдам. На протяжении сотен лет они мигрировали по пустыне, простирающейся от современной Сирии на севере через Израиль и Иорданию в центре до Саудовской Аравии на юго-востоке и Синайского полуострова на западе. Налогов никому не платили, в отношения с окружающими государствами не вступали; жили по своим внутренним правилам и неписаным законам.
Ситуация пришла в движение только во времена поздней Османской империи, когда султанам захотелось обложить бедуинов налогами и начать призывать их в армию. Для этого османы потребовали, чтобы кочевники юридически оформили свои права на используемые земли. Большая часть кочевников от предложения уклонилась; им была непонятна сама идея — и службы в армии, и уплаты налогов. Тем не менее, турки не сдались и начали устраивать в пустыне поселения, пытаясь таким образом цивилизовать эту местность. Главным центром Негева стала Бир эс-Саба, сейчас известная как Беэр Шева. Этот город, возведенный в пустыне, использовался османами как административный центр южной Палестины и база снабжения дислоцированных там войск. Турки добились определенных успехов в деле приобщения местных бедуинов к цивилизации, однако кочевники все равно предпочитали привычный образ жизни.
Британцы, пришедшие на смену туркам после Первой Мировой войны, в дела туземцев практически не вмешивались. Школы, медицинскую помощь и доступ к воде они предлагали лишь тем, кто переходил к оседлому образу жизни. Спустя некоторое время кочевники осознали, что сотрудничество с британцами имеет смысл, стали сооружать деревни и переезжать в города, где можно было воспользоваться некоторыми благами цивилизации. У бедуинов появились постоянные поселения, вокруг которых пасся скот, при этом фундаментально бедуинская жизнь сильно не изменилась, оставшись закрытой и патриархальной. В целом, в период британского мандата их существование было вполне сносным. По-настоящему большие проблемы начались после создания государства Израиль.
Первая же арабо-израильская война, «Война за независимость», обернулась для кочевников огромными потерями. Израильтяне захватили Негев, устроив массовые депортации местного населения, отправляя кочевников в специальные «концентрационные зоны», разрушая деревни и конфискуя главный источник пропитания — скот. Многие бедуины после этой войны оказались беженцами в соседних странах, хотя они и не ассоциировали себя с оседлыми арабами — палестинцами, иорданцами и египтянами.
Позднее отношение израильских властей к бедуинам не улучшилось. Как и турки с британцами, израильские власти испытывали неприязнь к людям, которые игнорируют государство, живут где хотят по собственным правилам и не признают над собой никакой власти, кроме власти племенных вождей. Оставшиеся в Израиле бедуины получили паспорта. Зато лишились кое-чего куда более важного — земли. Две трети территории Негева были объявлены закрытыми военными полигонами, заповедниками и другими объектами; вход туда запретили. Значительную часть бедуинов согнали в треугольник между городами Беэр-Шева, Арад и Димона, где законодательно было ограничено ведение скотоводства, поскольку оно «вызывало эрозию почвы».
Министр обороны Израиля в 1960-х Моше Даян выступал за то, чтобы переселить жителей пустыни в центр Израиля, сделав из них «городской пролетариат и сельскохозяйственных рабочих». Он полагал, что образование, медицина и технологии позволят «ликвидировать этот феномен — бедуинов», однако его план так и не был принят, хотя получил поддержку премьер-министра Давида Бен-Гуриона. Однако разговоры о том, что делать с непокорными кочевниками, не прекращались.
Стоит пояснить, почему бедуины остаются для руководства Израиля головной болью. Во-первых, даже после всех депортаций, национализаций и экспроприаций бедуины занимают значительные земли на юге страны. Во-вторых, уровень рождаемости среди израильских бедуинов является одним из самых высоких в мире: каждые 15 лет их количество удваивается. По оценкам экспертов, к 2020 году кочевников станет уже 400 тысяч. Израиль крайне серьезно относится к своему статусу «еврейского государства», поэтому взрывной рост числа инородцев/иноверцев вызывает нешуточную озабоченность правительства. Это, в общем, неудивительно — при сохранении нынешних тенденций бедуины за сотню лет могут полностью изменить демографическую ситуацию в стране.
И хотя в израильском обществе нет стойкого неприятия этой категории граждан (в отличие от оседлых арабов-палестинцев, бедуинам даже разрешено служить в армии), интеграция кочевников и смена их образа жизни остается одним из приоритетов руководства страны.
На этом фоне в 2011 году на свет появился так называемый План Праулера-Бегина, суть которого состоит в следующем: бедуины из стихийно выросших и не признанных государством деревень переселяются в официально существующие города. В обмен на отказ от старых земель и традиционного уклада жизни кочевники получат нормальные дома, водоснабжение, электричество, доступ к транспорту, образованию и медицинскому обслуживанию. Кроме того, план предполагает экономическое развитие бедуинских городов, создание там банковской инфраструктуры и промышленных предприятий.
На первый взгляд, инициатива выглядит более или менее сносно. Проблема в том, что десятки тысяч бедуинов восприняли план в штыки. Они категорически не хотят переселяться в города, отказываться от традиционного образа жизни и уж тем более — от земель своих предков. Их объяснение вполне логично — в городах им попросту нечем заняться. На заводах и фабриках кочевники работать не хотят и не могут. Все это приводит к понятным общественным и экономическим последствиям; предполагаемое улучшение жизни оборачивается падением ее качества, разрушением традиций и культуры. Наконец, бедуины утверждают, что без пустыни и своих стад они перестают быть самими собой.
Авторы плана предполагали такое развитие событий, поэтому внесли в него пункт о сносе бедуинских деревень и принудительном переселении в города их жителей. Именно этот пункт и вызвал негодование самих бедуинов и их сторонников во всем мире. Израильское правительство стали обвинять в расизме (переселяются только бедуины), организации массовой депортации, сгоне бедуинов в резервации и гетто. По мнению защитников бедуинов, в этой ситуации уместно использовать выражение «этническая чистка». В Великобритании 50 видных деятелей культуры даже подписали обращение к своему правительству с просьбой не допустить этого и вступиться за переселяемых. Сами бедуины также не в восторге от происходящего и выходят на акции протеста в Израиле, заканчивающиеся столкновениями с полицией.
Правительство страны отреагировало на протесты крайне раздраженно. Бедуинов обвинили в том, что они пытаются «украсть» земли евреев, хотя по пустыням евреи не кочевали со времен Моисея (в Библии, кстати, Беэр Шева многократно упоминается как крайний юг Ханаана). Кроме того, Иерусалим обвинил палестинцев в том, что это они подбивают бедуинов на бунт, искусственно проводя параллели между массовым изгнанием арабов со своих земель после войны 1948 года и нынешними событиями. Однако правительство пока не может решиться на жесткие насильственные меры в отношении бедуинов, поскольку это чревато потерей их относительной лояльности и превращением во внутренних врагов.
Сейчас правительство все же настаивает на постепенном осуществлении Плана Праулера-Бегина, поскольку видит в его реализации хоть какой-то выход из сложившейся ситуации. Биньямин Нетаниягу уверяет сограждан, что демонстрации против насильственного переселения устраивает «крикливое меньшинство», а большинство бедуинов с радостью готово полностью сменить стиль своей жизни.
Возможно, израильский премьер прав. Но все же для большинства людей стоящий у станка или работающий на стройке бедуин выглядит так же странно, как и еврей, пасущий коз и верблюдов в пустыне. Едва ли даже у Израиля получится быстро перековать кочевников в добропорядочных бюргеров.
Иван Яковина
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | Berd SunSamPei | 14:55:27 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Неправильно , то что дадено , дадено навечно . Но в воспитательных целях он нас рассеял . И предсказал , что вернёмся мы на нашу землю ,восстановим государство и построим Третий Храм и плюс много всего . |
0 +0−0 | Констатин Лащухин | 14:54:36 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Ты сначала прочитай, о чём вообще мы с этим злобным чмом разговаривали. |
0 +0−0 | Berd SunSamPei | 14:51:19 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Последнее время это понемногу меняется . В технологическом колледже Беер-Шевы , бедуинов сейчас 20% учится . Да и в Сороке их много стало . Не столько врачей , как медбратьев . Ну и , соответственно уровень больницы из-за этого снизился . А так ,понемного , по чуть-чуть , станут они оседлыми ,законопослушными гражданами .Хотя до этого ещё далеко. |
0 +0−0 | Констатин Лащухин | 14:50:10 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Читайте Бенни Морриса. |
0 +0−0 | Пушкинд | 14:47:56 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
На госслужбу, к примеру, араба без иврита не возьмут, даже если он дважды араб. А если у него есть профессия, например, соцработник или медбрат - у него прекрасный иврит. Вообще, арабы учат иврит только в старших классах школы, а если он ушел "в народ" в 14 лет, его иврит будет еще хуже чем у русских пенсионеров. |
0 +0−0 | Констатин Лащухин | 14:47:05 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Что? Пехлеви с Хомейни потратили на обогащение урана 130 лярдов? Это от двух до четырёх среднегодовых ВВП Ирана того времени! Вы, в Израиле, совсем уже остатков разума все лишились. Это-ж насколько неадекватным надо быть для того, чтобы поверить, что Хомейни каждый год половину всего бюджета Ирана тратил на обогащение урана, и до сих пор не получил ядерного оружия! |
0 +0−0 | Роберт Хоакильо | 14:42:03 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Вообще, насколько помню, он как ее вам завещал, так и отнял, когда вы всем народом ударились во всякий блуд. И да, чем плакать о куче пыльных камней, поплакали бы лучше, чтоб скорее пришел Мошиах. |
0 +0−0 | Роберт Хоакильо | 14:40:22 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
>В отличие от фараонов, мы не держим никого насильно. А что, где-то рядом еще стоит дожидающийся труб бедуинов Иерихон? По-моему нет. |
0 +0−0 | Констатин Лащухин | 14:14:11 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Это не мои, это твои домыслы - это именно ты обвиняешь Иран в том, что он тайно мечтает бомбить Израиль ядерным оружием. И именно ты, идиот, сказал о том, что израилю нужно выиграть время, пока Иран не обогатил достаточное количество урана. И именно ты, дебил, сказал только что, что в Иране уже есть 17,8 тысяч центрифуг, из них тысяча - четвёртого поколения (судя по всему, на магнитной подушке, т.е. с огромным вращательным моментом, а значит и скоростью, и радиусом). А это значит, что если бы они хотели создать ядерную бомбу, то давно бы уже её создали, и далеко не одну. |
0 +0−0 | Констатин Лащухин | 14:03:53 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Да, террористы из Хаганы и Иргуна - скрипачи знатные! |
0 +0−0 | Svets wikiplus | 14:02:03 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Ну если конечно не считать России |
0 +0−0 | q q | 13:54:04 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
купите верблюда и у вас будет место |
0 +0−0 | q q | 13:51:51 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
таки большинство евреев знают еще какой-нибудь язык и не один но это не даёт им преимуществ вот вам например я уже не говорю, что не все арабы знают хорошо иврит |
0 +0−0 | Пушкинд | 13:42:35 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
это да. Но у араба, действительно, есть преимущество перед евреем - он говорит по-арабски и на иврите. А еврей - только на иврите |
0 +0−0 | q q | 13:24:12 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
справедливости ради надо добавить, что для них и других арабов есть специальные льготы, программы и стипендии вдобавок к тому, что есть для всех а еще забронированные места работы в госсекторе если на такое место претендуют еврей и араб, возьмут араба вот такая дискриминация (:cry:) |
0 +0−0 | Пушкинд | 13:14:22 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Да нет, я не испытываю иллюзий, но и поле за этими козлами оставлять не желаю. И раньше так всегда делал, даже когда жил в России ( к которой, кстати, у меня лично, претензий нет) |
0 +0−0 | Пушкинд | 13:05:16 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
справедливости ради, скажем, что они очень плохо образованы, редко имеют профессии, а к физическому труду (как арабы) особой склонности не имеют. |
0 +0−0 | q q | 13:02:27 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
вообще-то я писал о бедуинах ортодоксы получают еще и пожертвования за пределами Израиля многие из них еще и работают ....и бедуины тоже |
0 +0−0 | Пушкинд | 13:01:08 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
ок, с вами ясно |
0 +0−0 | Fac Quod | 12:57:49 05/12/2013 | ||||||
| ||||||||
Согласно вики, компактные поселения ортодоксов существуют и вне Израиля. Там фактор пособия, как я понимаю, значения уже не имеет. Т.ч., видимо, все же воспитание первично, да. |