Из кочевников в бюргеры

13:07 04/12/2013 Мир
Израильские бедуины
Израильские бедуины

На минувшей неделе по всему миру прокатилась волна протестов против израильского правительства, которое намерено «улучшить условия жизни» бедуинов, кочующих в пустыне Негев. По мнению протестующих, фактически речь идет о подготовке массовой депортации бедуинов и ликвидации их национально-культурной идентичности. Израиль, в свою очередь, заявляет о необходимости сделать жизнь кочевников более цивилизованной, попутно размышляя, как приостановить безудержный рост их численности.

Археологи, изучающие южный Израиль, утверждают, что кочевники пасли там скот за тысячи лет до нашей эры. Сейчас эта местность называется пустыня Негев, но пустыней в классическом понимании она не является — песков и барханов там нет, при этом имеется кое-какая растительность и живность. Во всяком случае, этой растительности хватало бедуинам, их козам, овцам и верблюдам. На протяжении сотен лет они мигрировали по пустыне, простирающейся от современной Сирии на севере через Израиль и Иорданию в центре до Саудовской Аравии на юго-востоке и Синайского полуострова на западе. Налогов никому не платили, в отношения с окружающими государствами не вступали; жили по своим внутренним правилам и неписаным законам.

Ситуация пришла в движение только во времена поздней Османской империи, когда султанам захотелось обложить бедуинов налогами и начать призывать их в армию. Для этого османы потребовали, чтобы кочевники юридически оформили свои права на используемые земли. Большая часть кочевников от предложения уклонилась; им была непонятна сама идея — и службы в армии, и уплаты налогов. Тем не менее, турки не сдались и начали устраивать в пустыне поселения, пытаясь таким образом цивилизовать эту местность. Главным центром Негева стала Бир эс-Саба, сейчас известная как Беэр Шева. Этот город, возведенный в пустыне, использовался османами как административный центр южной Палестины и база снабжения дислоцированных там войск. Турки добились определенных успехов в деле приобщения местных бедуинов к цивилизации, однако кочевники все равно предпочитали привычный образ жизни.

Британцы, пришедшие на смену туркам после Первой Мировой войны, в дела туземцев практически не вмешивались. Школы, медицинскую помощь и доступ к воде они предлагали лишь тем, кто переходил к оседлому образу жизни. Спустя некоторое время кочевники осознали, что сотрудничество с британцами имеет смысл, стали сооружать деревни и переезжать в города, где можно было воспользоваться некоторыми благами цивилизации. У бедуинов появились постоянные поселения, вокруг которых пасся скот, при этом фундаментально бедуинская жизнь сильно не изменилась, оставшись закрытой и патриархальной. В целом, в период британского мандата их существование было вполне сносным. По-настоящему большие проблемы начались после создания государства Израиль.

Первая же арабо-израильская война, «Война за независимость», обернулась для кочевников огромными потерями. Израильтяне захватили Негев, устроив массовые депортации местного населения, отправляя кочевников в специальные «концентрационные зоны», разрушая деревни и конфискуя главный источник пропитания — скот. Многие бедуины после этой войны оказались беженцами в соседних странах, хотя они и не ассоциировали себя с оседлыми арабами — палестинцами, иорданцами и египтянами.

Позднее отношение израильских властей к бедуинам не улучшилось. Как и турки с британцами, израильские власти испытывали неприязнь к людям, которые игнорируют государство, живут где хотят по собственным правилам и не признают над собой никакой власти, кроме власти племенных вождей. Оставшиеся в Израиле бедуины получили паспорта. Зато лишились кое-чего куда более важного — земли. Две трети территории Негева были объявлены закрытыми военными полигонами, заповедниками и другими объектами; вход туда запретили. Значительную часть бедуинов согнали в треугольник между городами Беэр-Шева, Арад и Димона, где законодательно было ограничено ведение скотоводства, поскольку оно «вызывало эрозию почвы».

Министр обороны Израиля в 1960-х Моше Даян выступал за то, чтобы переселить жителей пустыни в центр Израиля, сделав из них «городской пролетариат и сельскохозяйственных рабочих». Он полагал, что образование, медицина и технологии позволят «ликвидировать этот феномен — бедуинов», однако его план так и не был принят, хотя получил поддержку премьер-министра Давида Бен-Гуриона. Однако разговоры о том, что делать с непокорными кочевниками, не прекращались.

Стоит пояснить, почему бедуины остаются для руководства Израиля головной болью. Во-первых, даже после всех депортаций, национализаций и экспроприаций бедуины занимают значительные земли на юге страны. Во-вторых, уровень рождаемости среди израильских бедуинов является одним из самых высоких в мире: каждые 15 лет их количество удваивается. По оценкам экспертов, к 2020 году кочевников станет уже 400 тысяч. Израиль крайне серьезно относится к своему статусу «еврейского государства», поэтому взрывной рост числа инородцев/иноверцев вызывает нешуточную озабоченность правительства. Это, в общем, неудивительно — при сохранении нынешних тенденций бедуины за сотню лет могут полностью изменить демографическую ситуацию в стране.

И хотя в израильском обществе нет стойкого неприятия этой категории граждан (в отличие от оседлых арабов-палестинцев, бедуинам даже разрешено служить в армии), интеграция кочевников и смена их образа жизни остается одним из приоритетов руководства страны.

На этом фоне в 2011 году на свет появился так называемый План Праулера-Бегина, суть которого состоит в следующем: бедуины из стихийно выросших и не признанных государством деревень переселяются в официально существующие города. В обмен на отказ от старых земель и традиционного уклада жизни кочевники получат нормальные дома, водоснабжение, электричество, доступ к транспорту, образованию и медицинскому обслуживанию. Кроме того, план предполагает экономическое развитие бедуинских городов, создание там банковской инфраструктуры и промышленных предприятий.

На первый взгляд, инициатива выглядит более или менее сносно. Проблема в том, что десятки тысяч бедуинов восприняли план в штыки. Они категорически не хотят переселяться в города, отказываться от традиционного образа жизни и уж тем более — от земель своих предков. Их объяснение вполне логично — в городах им попросту нечем заняться. На заводах и фабриках кочевники работать не хотят и не могут. Все это приводит к понятным общественным и экономическим последствиям; предполагаемое улучшение жизни оборачивается падением ее качества, разрушением традиций и культуры. Наконец, бедуины утверждают, что без пустыни и своих стад они перестают быть самими собой.

Авторы плана предполагали такое развитие событий, поэтому внесли в него пункт о сносе бедуинских деревень и принудительном переселении в города их жителей. Именно этот пункт и вызвал негодование самих бедуинов и их сторонников во всем мире. Израильское правительство стали обвинять в расизме (переселяются только бедуины), организации массовой депортации, сгоне бедуинов в резервации и гетто. По мнению защитников бедуинов, в этой ситуации уместно использовать выражение «этническая чистка». В Великобритании 50 видных деятелей культуры даже подписали обращение к своему правительству с просьбой не допустить этого и вступиться за переселяемых. Сами бедуины также не в восторге от происходящего и выходят на акции протеста в Израиле, заканчивающиеся столкновениями с полицией.

Правительство страны отреагировало на протесты крайне раздраженно. Бедуинов обвинили в том, что они пытаются «украсть» земли евреев, хотя по пустыням евреи не кочевали со времен Моисея (в Библии, кстати, Беэр Шева многократно упоминается как крайний юг Ханаана). Кроме того, Иерусалим обвинил палестинцев в том, что это они подбивают бедуинов на бунт, искусственно проводя параллели между массовым изгнанием арабов со своих земель после войны 1948 года и нынешними событиями. Однако правительство пока не может решиться на жесткие насильственные меры в отношении бедуинов, поскольку это чревато потерей их относительной лояльности и превращением во внутренних врагов.

Сейчас правительство все же настаивает на постепенном осуществлении Плана Праулера-Бегина, поскольку видит в его реализации хоть какой-то выход из сложившейся ситуации. Биньямин Нетаниягу уверяет сограждан, что демонстрации против насильственного переселения устраивает «крикливое меньшинство», а большинство бедуинов с радостью готово полностью сменить стиль своей жизни.

Возможно, израильский премьер прав. Но все же для большинства людей стоящий у станка или работающий на стройке бедуин выглядит так же странно, как и еврей, пасущий коз и верблюдов в пустыне. Едва ли даже у Израиля получится быстро перековать кочевников в добропорядочных бюргеров.

Иван Яковина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(923):

1 ... 131415 16 171819 ... +1
1 +2−1Константин Иванов13:30:16
04/12/2013
-1 +2−3Rain Man13:16:19
04/12/2013
ну если уж вы сами упомянули Россию...
скажите, как вы считаете - чем обусловлено положение границ России на сегодня?
чем, как вы считаете, обусловлено количество субъектов Российской Федерации?
находите ли вы верной политику правительства РФ верной как в отношении собственного населения, так и в отношении своих соседей?

будет интересно затронуть с вами аспекты моральных прав не только разных народов и народностей, но и просто частных собственников на земли в свете поступающих из РФ новостей.
спасибо
Мультиэтнические гос-ва, такие как Россия и Израиль, по определению игнорируют любые моральные права народностей на самоопредение. Но есть разница. Бедуины не создали государственных образований до прихода евреев. Поэтому и бороться с децентрализованным неприятием чужого уклада очень сложно. Нельзя, как в Дагестане и Чечне просто "купить" сложившуюся структуру управления. Или подавить силой.
Тут либо этнические чистки, либо оставить в покое в пределах охраняемых и спонсируемых анклавов. Первое - простой выход (хотя ловить их по пустыне - развлечение то ещё), второй - дорого и сложно. И не нужно никому.
Проблема же стара как мир. Прав тот, у кого стволы шире.
1 +2−1Кококо Рюмкин13:29:37
04/12/2013
1 +3−2Michael Samarin13:24:52
04/12/2013
В какой ещё стране цыганам раздают квартиры и не берут плату за коммунальные услуги ?
А в какой еще стране есть "союз иностранных журналистов", например?)

Исторически сложилось так что к израильтянам у Мирового Сообщества особое внимание)))
1 +5−4Alex Goretsky13:27:36
04/12/2013
1 +5−4Awesome 13:22:33
04/12/2013
Вы совершенно правы. И почему Израиль не оставит в покое Иран с его ядерной програмой? Какое их дело, как поступать другому государству?
Если бы Иран неоднократно не угрожал Израилю уничтожением при помощи этой самой ядерной бомбы, Израиль давно бы оставил в покое Иран с его ядерной программой.
1 +11−10Антон Василенко13:26:40
04/12/2013
9 +13−4Magomed Ibragimhachibekov13:21:29
04/12/2013
Эвреи всэгда плэли свои интриги даж в Эвропе - думаэте их прост так нэнавидэли?
Вот например - Ссылка на ru.wikipedia.org

Чуму сволочи распространяли.
Бедуинов в концлагеря посадить им раз плюнуть после такого.
1 +2−1Magomed Ibragimhachibekov13:26:02
04/12/2013
-1 +2−3Michael Samarin12:58:41
04/12/2013
А что с цыганоми в России , Европе , всё хорошо ?
Давайтэ вспомнэм крепостной право
1 +3−2Michael Samarin13:24:52
04/12/2013
В какой ещё стране цыганам раздают квартиры и не берут плату за коммунальные услуги ?
1 +5−4Awesome 13:22:33
04/12/2013
0 +2−2Nick Leskin13:04:01
04/12/2013
Интересно, что каждый считает себя обязаным кинуть 5 копеек и выскакзать своё мнение, как поступать другому государству. У себя бы поряд навели бы...
Вы совершенно правы. И почему Израиль не оставит в покое Иран с его ядерной програмой? Какое их дело, как поступать другому государству?
1 +2−1Nick Leskin13:07:42
04/12/2013
0 +5−5Sam McAram13:01:22
04/12/2013
После палестинцев взялись и за бедуинов, может скоро дойдут и до нас, мол Россия - это не Русская Земля и что они лучше знают как использовать эти территории. Хотя они до нас уже давно дошли и взяли всё под свои руки.
Пора тебе вещички собирать :)
1 +3−2secondmanager vasya's12:59:14
04/12/2013
8 +13−5secondmanager vasya's12:42:32
04/12/2013
Оставив в стороне доводы, что они воруют воду, электричество (незаконно подключаясь к инфраструктуре), не платят налог за землю, что занимаются в основном воровством (племенного скота, машин, цветмета). Что с основанием Израиля было предрешено, что в какой-то момент развивающееся гос-во не сможет позволить себе "роскоши" содержать кочующих (социально неинтегрированных в остальное) общество жителей и поставит их перед выбором - либо живёте по законам, либо живётё не в Израиле. Всё это терпимо и с этим мирились и жили, вяло пытаясь предложить бедуинам альтернативу кочевнечеству. Не сильно сопротивлялись даже когда бедуины самовольно захватывали земли национального земельного фонда (Ссылка на ru.wikipedia.org Собственно поэтому у бедуинов сложилочь чувство способности влиять на ситуацию.

Всё это ожидаемо закончилось в момент решения АОИ перенести военные базы в пустыню Негев. За бедуинов всё сразу и безапеляционно решили. Потому что армия никого не спрашивает и не с кем не договаривается.
"Но все же для большинства людей стоящий у станка или работающий на стройке бедуин выглядит так же странно, как и еврей, пасущий коз и верблюдов в пустыне."

- Fix: "Но все же для большинства гоев за пределами Израиля" и далее по тексту.


Автор предпочёл проигнорировать славную историю израильского колхозного и частного фермерства.
0 +0−0Judge10:50:36
07/12/2013
Хороший срач получился! Годный и добрый! Иван,спасибо! Но постов что-то много, а у меня ещё лопаты остались и куча кирпичей,даже куда их кинуть не знаю.
0 +0−0Judge10:39:30
07/12/2013
2 +2−0Shelonnik18:05:43
04/12/2013
Образовательный уровень понятен.

Дело в том, мой дорогой камерад, что большинство ненцев вообще в тундре живет. И занимается оленеводством.

Так что и "леса", и "охотничьи угодья" выдают в вас знатока темы.

Соглашусь, что чего-то испортилось, но вы на карту гляньте. Как думаете, чего-то осталось?

Ну и ГЛАВНОЕ: никто не собирается насильно переселять ненцев в гетто (пардон, в компактное национальное поселение). Со времен Сталина, у нас это не практикуется. А вот у вас, похоже, планируется.

Ссылка на ru.wikipedia.org - изучите их численность и территории обитания. "Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение"
0 +0−0Judge10:34:44
07/12/2013
0 +0−0Alex Goretsky00:32:37
05/12/2013
Вы и сами-то слово "Холокост" в каких случаях употребляете? Смотрю по 9 каналу, а там вместо слова "Холокост" - везде термин "Катастрофа".
Ссылка на world.lib.ru -На выбор,но Шоа тоже непривычно. А выполнение исторических решений Ван-Зейской конференции- как-то напыщенно. Юдоцид- как-то ходульно. Катастрофа- когда что-то самопроизвольно упало. Холокост- всесожжение умилостивить богов. В общем,все понимают,что имелось ввиду.
0 +0−0secondmanager vasya's19:45:04
06/12/2013
0 +0−0Дмитрий Сидорков18:02:02
06/12/2013
мммммммм....... Ну да , ну да. Я так понимаю право советовать кому как жить имеют исключительно евреи, цивилизованные европейцы и демократический абсолют США?) А остальным смиренно слушать7)
Можешь не слушать. Разрешаю.
0 +0−0Дмитрий Сидорков18:02:02
06/12/2013
-2 +0−2secondmanager vasya's12:12:38
05/12/2013
К тому, что русские в Москве собрались строить концлагери и гетто Сталин не имеет отношения. Евреи сами решат кто они и уж точно не русским им советовать.

В остальном, пониманию прочитанного обучают в начальных классах, я этому не обучаю.
мммммммм....... Ну да , ну да. Я так понимаю право советовать кому как жить имеют исключительно евреи, цивилизованные европейцы и демократический абсолют США?) А остальным смиренно слушать7)
0 +0−0Дмитрий Сидорков18:00:49
06/12/2013
-1 +1−2Serge Sirota09:44:31
05/12/2013
Пещерные человеки проживали в пещерах до того, как человеки стали человеками. Что предпримете по этому поводу? Облачитесь в юбки из травы ради сохранения «социально культурной идентичности» пещерного человека? Татары кочевали по Рязани не далее (страшно подумать), как 500 лет назад. Зарежем все руски дадим Рязань татар? Что ещё?

И не мудаг ли вы, часом?
ой.. самого близкого друга.. Как-то интересно написал) мб верно?)
0 +0−0Дмитрий Сидорков18:00:08
06/12/2013
-1 +1−2Serge Sirota09:44:31
05/12/2013
Пещерные человеки проживали в пещерах до того, как человеки стали человеками. Что предпримете по этому поводу? Облачитесь в юбки из травы ради сохранения «социально культурной идентичности» пещерного человека? Татары кочевали по Рязани не далее (страшно подумать), как 500 лет назад. Зарежем все руски дадим Рязань татар? Что ещё?

И не мудаг ли вы, часом?
Я то не мудаг, насчет тебя - не уверен.

Или европейские ценности или Саддам Хуссеин, не?

Насильно сгонять людей в гетто, лишать их жизненного уклада (при том, что они на жизненный уклад евреев не посягают) как - то не комильфо для самого близкого хозяина светоча мировой демократии. Или им можно?)
0 +0−0q q16:47:58
06/12/2013
0 +0−0Сергей Ковалёв19:21:30
05/12/2013
Так это минпроповский(министерства туризма как бы) сайт.
Сайт зомби-асбары(лживой сионистской пропаганды) - там ни слова правды.
что именно там неправда?(:boring:)

хотя бы один пункт?
0 +0−0q q16:44:52
06/12/2013
0 +0−0Сергей Ковалёв21:54:51
05/12/2013
Мир наслышан о незаконной поселенческой деятельности на оккупированных Израилем палестинских и сирийских территориях.
А также об апартеиде по отношению к этническим палестинцам в зоне оккупации.
этнические палестинцы - это кто?(:wonder:)
0 +0−0secondmanager vasya's15:48:09
06/12/2013
0 +0−0Fac Quod08:43:03
06/12/2013
А почему вы соскаиваете с темы?? Вам стыдно говорить о том, что вы часть страны отделили колючей проволокой и сделали концлагерем? А уж по поводу того, кто расист ... Первейшие расисты это как раз евреи, считающие всех гоев ниже себя :)
P.S. Ваша незрелость в плане дискуссий подтверждается постоянными попытками перейти на личности и переводом стрелок. Повзрослейте. Хотя, не скрою, вы доставляете положительные эмоции.
Ты и твои соотечественники были посланы по адресу выше. Тебе этого показалось мало, ты был послан по конкретному адресу.

По теме я всё что хотел сказал. Воспитанием школьников не занимаюсь.
0 +0−0Tikhomirov Sergey11:30:27
06/12/2013
3 +4−1Dmitriy S01:34:46
05/12/2013
Уже сказали. Покаялись, вину признали, Сталина осудили. Всех вернули в зад... Новых планов никто не вынашивает. Разницу улавливаете?
Вынашиваем, вынашиваем. Не сомневайтесь. Мозги вправим. Паразитировать никто не будет.
1 ... 131415 16 171819 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь