Что гложет туристку из Питера

13:59 29/11/2013 Культура
Кадр из фильма «Шопинг-Тур»
Кадр из фильма «Шопинг-Тур»
Зомби самая тупая идея. Люди хотят видеть как убивают людей, но про это не снять - аморально. Эх, а давайте часть этих людей будет вроде бы не люди. Тогда их можно без всяких моральных устоев, резать, кромсать, стрелять, расчленять, показывать кровь и куски мяса.... прям всё о чем зрители мечтают. Вот и получаются фильмы "мистера сэконда" как в человеке с бульвара капуцинов.

Михаил Брашинский когда-то был кинокритиком, а потом и сам начал снимать кино. Первую художественную ленту «Гололед» он выпустил еще в 2003-м, вторая — «Шопинг-тур» — вышла через десять лет, в конце ноября 2013-го. При этом картина была готова давно, просто добиралась до зрителей полтора года. По словам Брашинского, это объясняется малым бюджетом фильма («Шопинг-тур» был снят всего за 70 тысяч долларов), ну и еще «странностью» ленты. Тем не менее, фильм в редком для России жанре found footage, снятый «без участия крупных продюсеров и государства», все же выпустили, причем таким числом копий, которое сам режиссер называет «пугающе большим».

Формально новая работа Брашинского — это фильм ужасов. Недавно овдовевшая женщина (Татьяна Колганова) и ее сын (дебютант Тимофей Елецкий), окончивший девятый класс, едут на автобусе в шопинг-тур из Питера в Финляндию. Прибыв в огромный и пустынный торговый центр, герои обнаруживают, что финны ждут их не с распростертыми объятиями, а с оскаленными зубами. Дело в том, что в ночь на Ивана Купалу каждый уважающий себя финн ежегодно должен съедать по иностранцу. Маме и сыну не повезло: за границей они оказываются именно в этот момент.

Важная деталь: в самом начале действия героиня Колгановой дарит сыну смартфон, и весь фильм — это материал, отснятый подростком во время поездки на встроенную камеру. Этот факт в каком-то смысле роднит «Шопинг-тур» с еще одним недавним российским фильмом — комедией Жоры Крыжовникова «Горько!», стилизованной под свадебное видео.

Впрочем, ленты Брашинского и Крыжовникова роднит только лишь использованный прием. «Шопинг-тур» — кино намного более интимное. В первой половине фильма не то что финны-людоеды, даже попутчики главных героев видны только мельком. Мать и сын скучают, глядя в окно, ругаются и мирятся, вспоминают отца. На одной из остановок ребенок тайком покупает и выпивает банку «Балтики» — это самое страшное, что происходит за первые 30 минут. Проблема в том, что камера мобильника, расположившаяся между героями, этой интимности невероятно мешает: во время какого-нибудь удачного диалога вдруг вспоминаешь, что ребенок не просто смотрит на мать, но еще и держит телефон в вытянутой руке (это, впрочем, характерно практически для любого псевдодокументального фильма). Кроме того, поскольку все события фильма разворачиваются здесь и сейчас, сценарист (тот же Брашинский) иногда заставляет персонажей говорить совсем уж нелепые вещи только ради того, чтобы хоть как-то ввести зрителей в предысторию. Своего рода содержание предыдущих серий в пересказе самих действующих лиц.

Как фильм ужасов «Шопинг-тур» тоже не работает. Так как бюджет невелик, Брашинский не пугает зрителей, а, что называется, берет на испуг. «Рррррр», — как бы внезапно верещит очередная финская блондинка, впиваясь в шею героини. «Ха», — кряхтит мать, всаживая людоеду шприц в ухо. Абсолютно каждый такой трюк ожидаем, но зритель, разумеется, все же рефлекторно вздрагивает. И уже через секунду снова начинает скучать. Другими словами, та часть «Шопинг-тура», которая хоррор, получилась предсказуемой и скучной.

Лента Брашинского — как человек, который хочет усесться сразу на два стула, да еще и на третий ноги положить. Однако внезапно выясняется, что для такого фокуса у него и зад недостаточно велик, и конечности коротковаты. Наименее уместным «стулом» в данном случае кажется псевдодокументальная манера съемки — она ограничивает создателей фильма в возможностях и при этом не дает взамен ничего стоящего. Понятно, что, когда «Шопинг-тур» снимался, жанр found footage пользовался повышенным спросом. Сам жанр придумали достаточно давно, однако вышедшее в 2009-м «Паранормальное явление» вызвало сильный всплеск интереса к нему (сборы этой картины составили 193 миллиона долларов при бюджете в 15 тысяч). Но к 2013 году зрителей уже перекормили подобными лентами. Одних только продолжений «Паранормального явления» выпустили три штуки, еще два находятся в разработке, но их финансовые показатели неуклонно снижаются. И даже в России Брашинского опередил Крыжовников. Формально-то «Шопинг-тур» появился раньше «Горько!», просто до экранов добирался дольше и мучительней. Но это уже не очень важно: в сознании зрителей лента Крыжовникова навсегда останется первой. Тем более, у «Горько!» колоссальные сборы и сиквел уже в работе, а у «Шопинг-тура» их пока нет, и трудно представить, что когда-нибудь они появятся.

Про фильм «Гололед» говорили, что это портрет Москвы начала XXI века. Вдаваться в детали не хочется, но приходится признать, что автор этого портрета смотрел на город под таким углом, под каким на него глядит очень небольшой процент жителей. «Шопинг-тур» — это тоже портрет, причем не страшных финнов и не чуждой россиянину Европы, а самой обычной питерской семьи, пережившей несчастье. Но и тут, кажется, что-то не то с углом обзора. Колганова справляется с ролью, и Елецкий смотрится вполне естественно (когда появляется в кадре, а делает он это нечасто). Но для драмы тут все-таки ощущается нехватка человечности и перебор с человечиной, а для жанрового эксперимента — чересчур много штампов.

Сергей Оболонков

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(26):

1 2+1
6 +6−0laser16:27:13
29/11/2013
0 +0−0Арстан Боранбаев13:15:17
29/11/2013
Эх, лучше бы зомби-хоррор сняли. Избитая тема, конечно, но зато и псевдокументальность, и сюжет больше смысла получили бы
Зомби самая тупая идея. Люди хотят видеть как убивают людей, но про это не снять - аморально. Эх, а давайте часть этих людей будет вроде бы не люди. Тогда их можно без всяких моральных устоев, резать, кромсать, стрелять, расчленять, показывать кровь и куски мяса.... прям всё о чем зрители мечтают. Вот и получаются фильмы "мистера сэконда" как в человеке с бульвара капуцинов.

3 +5−2Alex Kuinn16:02:16
29/11/2013
Все неправильно.

Фильм надо было снимать на Украине.
Про поездку украинскиой семьи за чем-либо в Москву (например мать по еще советской памяти хотела показать свидомому сыночку, что русские на самом деле - братский народ).
Действие на выбор - в московском метро, в каком-нибудь Ашане или просто в "непривычно пустынном" центре Москвы. Упыри-оборотни - естественно граждане России. Вместо "Ивана-купалы" что-нибудь более идеологизированное, типа 12 июня.

На фоне евромайдана киношке на Украине аншлаг был бы обеспечен.
3 +3−0Es Jinn15:48:13
29/11/2013
почему на фотке Васильева?
3 +3−0Dzhon Shepard15:44:56
29/11/2013
Почему я подумал, что на первом скриншоте госпожа Васильева?
3 +3−0Леша Ыть13:54:08
29/11/2013
в свое время от описания фильма, все жители питера прослезились))
2 +2−0андрей малинин17:41:40
29/11/2013
Заголовок зачот :)
1 +1−0Николай Тюгаев13:57:00
30/11/2013
3 +5−2Alex Kuinn16:02:16
29/11/2013
Все неправильно.

Фильм надо было снимать на Украине.
Про поездку украинскиой семьи за чем-либо в Москву (например мать по еще советской памяти хотела показать свидомому сыночку, что русские на самом деле - братский народ).
Действие на выбор - в московском метро, в каком-нибудь Ашане или просто в "непривычно пустынном" центре Москвы. Упыри-оборотни - естественно граждане России. Вместо "Ивана-купалы" что-нибудь более идеологизированное, типа 12 июня.

На фоне евромайдана киношке на Украине аншлаг был бы обеспечен.
Такой фильм уже сняли в 1992 г. Называется "Гонгофер"
1 +1−0Gerty Burns12:24:07
30/11/2013
только кетчуп только хардкор
1 +1−0Igor Volkov09:24:13
30/11/2013
Очередное говно.
1 +1−0Aндрей Федотов17:41:13
29/11/2013
0 +1−1Леонид Петров17:21:48
29/11/2013
Взоржал, надо будет обязательно посмотреть :-) походу лавры уве болла некоторым спать спокойно не дают
У Уве Болла, кстати, есть неплохие фильмы. Heart of America, Assault on Wall Street.
1 +1−0Es Jinn15:48:02
29/11/2013
0 +2−2Alexe Drozdov13:25:50
29/11/2013
Видать не просто так "фильм" добирался до зрителя 1,5 года - в топку такое "искуство"!
гениальная логика. не в думе работаешь?
0 +0−0Mark Berger12:59:57
02/12/2013
Все ужастики ужасно тупые и рассчиитаны на умственно отсталых подростков 14-16 лет.
0 +0−0Андрей Никитчук12:40:23
02/12/2013
0 +0−0Victor Markb13:27:16
29/11/2013
Правда, почему фильм добирался полтора года?
С телефона через инфракрасник скидывали видео.
0 +1−1Антон Захаров13:45:07
30/11/2013
6 +6−0laser16:27:13
29/11/2013
Зомби самая тупая идея. Люди хотят видеть как убивают людей, но про это не снять - аморально. Эх, а давайте часть этих людей будет вроде бы не люди. Тогда их можно без всяких моральных устоев, резать, кромсать, стрелять, расчленять, показывать кровь и куски мяса.... прям всё о чем зрители мечтают. Вот и получаются фильмы "мистера сэконда" как в человеке с бульвара капуцинов.

Вы так говорите, как будто это что то плохое
0 +0−0itStep12:55:24
30/11/2013
Говно
0 +0−0Щука 123 кило02:22:06
30/11/2013
больше трэша и угара и перкеле например!
0 +3−3Strannik23:45:30
29/11/2013
прикольно видеть рашкованскую быдлоту приезжающую на автобусах и маршрутках на шоппинг в Финляндию ("фейри" и всё такое) и дерущихся на обратной дороге в очереди за возвратом такс-фри
духовные скрепы, а как же
0 +0−0Алексей Сулима23:18:20
29/11/2013
-3 +1−4Кококо Рюмкин16:08:38
29/11/2013
да-да

Мудинский сразу же назвал бы его "фильмом года" и выделил бы кучу бабла. На антиукраинскую пропаганду сейчас в России денег не жалеют)
Это че, Русские стоят с плакатами на майдане "Путин геть отсюда", ""Не хотим в таежный союз" и "С Россией не по пути"?
0 +1−1Леонид Петров17:21:48
29/11/2013
Взоржал, надо будет обязательно посмотреть :-) походу лавры уве болла некоторым спать спокойно не дают
0 +0−0Кококо Рюмкин16:02:24
29/11/2013
Боже, какое тупое, унылое говно.
"режиссеру" нужно идти в макдональдс работать.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь