„ | В целом ... по крайней мере что касается просто [!] пищи и жилья,
русскому крестьянину не так плохо, как беднейшим средь нас. Он может быть груб и темен, подвергаться дурному обращению со стороны вышестоящих, несдержан в своих привычках и грязен телом, однако он никогда не знает...читать полностью | “ |
«Лента.ру» продолжает изучать «31 спорный вопрос» российской истории, которые должны быть включены в единый школьный учебник. Вопрос под номером восемь звучит так: «Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы». Чтобы ответить на этот вопрос, «Лента.ру» решила посмотреть, какой Россию видели европейцы — но не те, что осели у нас, взяв себе русифицированные имена, а те, кто связывать свою судьбу с Россией не планировали и могли судить о ней издалека.
«[Русский] народ... предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного пропитания», — так о русских писал известный английский дипломат и путешественник Джильс (Джайлс) Флетчер, посетивший царскую Россию в конце XVI века в годы правления Федора Иоанновича. Отзыв этот, кажущийся весьма нелицеприятным, на самом деле далеко не самый резкий из всего того, что иностранцы писали о нашей стране и ее населении.
В своих описаниях пришельцы из Западной Европы редко когда говорили о русских с симпатией. Флетчер, несмотря на явное неодобрение по поводу распространенного среди народа пьянства, был редким исключением: чего стоят его слова о том, что русские, несмотря на свои недостатки, «способны переносить всякие труды».
Заподозрить в симпатиях к русскому народу других иностранцев, побывавших в нашей стране, куда сложнее. Приехавший в Россию во второй половине XVII века голландский путешественник и корабельный мастер Ян Янсен Стрейс, который также не обошел вниманием склонность населения к спиртному, использовал гораздо более жесткие выражения. «Они называют водку вином и считают ее самым почетным напитком; ее пьют без разбора мужчины и женщины, духовные и светские, дворяне, горожане и крестьяне, до и после еды, целый день, как у нас вино», — писал Стрейс, которому обычаи наших предков были явно не по душе.
Впрочем, отвращение у иностранцев вызывало не только повальное пьянство, но и варварские нравы. «Москвитянину чужды мягкость и учтивость прочих народов», — уверял Стрейс. Однако если склочность русских и их привычка к сквернословию голландца явно раздражали, то методы, которые применялись к провинившимся, приводили его в самый настоящий ужас. Встретив человека, понесшего наказание, Стрей написал: «У меня волосы стали дыбом, до того он был растерзан: мясо висело клочьями, кровь свернулась от холода и замерзла. Я не думаю, чтобы кто-либо из моих соотечественников пережил подобное наказание»
Жесткость нравов в России подметил и Адам Олеарий — немецкий историк, путешественник и дипломат, побывавший в «Московии» в том же XVII веке: по его словам, «русские по природе жестокосердны». При этом «жестокосердными» немец прежде всего считал холопов, из-за чего их «приходится держать постоянно под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».
Впрочем, не все иностранцы соглашались с тем, что русские крепостные заслуживали подобного к себе отношения. Французский монархист Астольф де Кюстин, итогом визита которого в нашу страну стала книга «Россия в 1839 году», с отвращением и даже неверием писал о том, что «[русский крестьянин] — вещь, принадлежащая барину». Следствие же такого положения вещей ярко отразил Флетчер, по наблюдениям которого «нет слуги или раба, который бы более боялся своего господина или который бы находился в большем рабстве, как здешний простой народ». По мнению же Стрейса, рабская психология настолько сильно прижилась в России, что крестьяне уже просто не могли жить как-то по-другому: «Они так привыкли к своему рабству, что, получив свободу после смерти своего господина или по доброте его, снова продают себя в рабство».
Но не только крестьян иностранцы считали рабами. Вот, например, как видел ситуацию Олеарий: «Рабами и крепостными являются все они. Обычай и нрав их таков, что перед иным человеком они унижаются, проявляют свою рабскую душу, земно кланяются знатным людям, низко нагибая голову — вплоть до самой земли и бросаясь даже к ногам их». Очевидно, что слова немца относились далеко не только к крепостным, а практически ко всем стоящим выше сословиям.
Даже Флетчер, который явно сочувствовал запуганным крепостным и с большим неодобрением относился к доведшим их до такого состояния помещикам и другим представителям более высоких сословий, признавал ущербность положения последних. Рассказывая о том, как сановники вели себя с власть имущими, англичанин подчеркивал, что нормой считалось «называться и подписываться холопами, то есть их крепостными людьми, или рабами».
Порой же иностранцы вообще не делали разницы между крепостными и их хозяевами, считая их одинаково ущербными и готовыми подчиняться более сильным. Именно таким население России видел де Кюстин: «Обо всех русских, какое бы положение они ни занимали, можно сказать, что они упиваются своим рабством».
Наконец, досталось от европейцев и русским царям, чье правление, по словам Флетчера, было «чисто тираническим» и даже «варварским», а сама страна, как считал Олеарий, была не чем иным, как «полицейским государством». «Он(царь — прим. «Ленты.ру»)умерщвлял кого хотел, бил кого хотел, возвышал кого хотел, унижал кого хотел», — писал немец.
Глубоко подавленный увиденным в России, де Кюстин был свято уверен, что в этой стране в принципе никто не может быть свободен. «Российская империя — это тюремная дисциплина вместо государственного устройства», — мрачно констатировал француз. Главным же злодеем, по вине которого все люди оказались вконец запуганными и загнанными в угол, он считал правителя: «Здесь действуют и дышат лишь с разрешения императора или по его приказу».
Спорить о том, возвели ли иностранцы на русский народ напраслину или они были правы, можно долго. Однако с одним из утверждений де Кюстина, ставшим почти пророческим, поспорить довольно сложно: «Дать этим людям свободу внезапно — все равно что разжечь костер, пламя которого немедля охватит всю страну».
Валентин Маков
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
73 +87−14 | valezza1 | 09:39:38 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
В целом ... по крайней мере что касается просто [!] пищи и жилья, русскому крестьянину не так плохо, как беднейшим средь нас. Он может быть груб и темен, подвергаться дурному обращению со стороны вышестоящих, несдержан в своих привычках и грязен телом, однако он никогда не знает нищеты, в которой прозябает ирландский крестьянин. Быть может, пища его груба, но она изобильна. Быть может, хижина его бесхитростна, но она суха и тепла. Мы склонны воображать себе, что если уж наши крестьяне нищенствуют, то мы можем по крайней мере тешить себя уверенностью, что они живут во много большем довольстве, чем крестьяне в чужих землях. Но сие есть грубейшее заблуждение. Не только в одной Ирландии, но и в тех частях Великобритании, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, мы были свидетелями убогости, по сравнению с которой условия русского мужика есть роскошь, живет ли он средь городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья. Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтет негодными для своей скотины.* * Robert Bremner, Excursions in the Interior of Russia (London 1839), I, pp. 154-5. |
73 +98−25 | Paul Surname | 08:31:08 25/11/2013 |
Это они тоже наверняка от зависти к нашему могуществу писали, ага. |
55 +57−2 | Andrei Konyaev | 08:40:44 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Для взрослых. Потому что взрослые историю не знают |
53 +57−4 | Пархатый | 08:50:55 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Да это не в учебник по истории надо вставлять, а в руководство к действию, чтоб каждый вставал утром перед зеркалом выгонял из себя раба. Моисей евреев не просто так 40 лет по пустыни водил. Должен был умереть последний кто видел рабство и в землю обетованную должны были войти свободные люди, а не рабы. |
52 +56−4 | valezza1 | 09:42:50 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
... Пусть, однако, не думают, что раз мы признаем жизнь русского крестьянина во многих отношениях более сносной, чем у некоторых из наших собственных крестьян, мы посему считаем его долю в целом более завидной, чем удел крестьянина в свободной стране вроде нашей. Дистанция между ними огромна, неизмерима, однако выражена быть может двумя словами: у английского крестьянина есть права, а у русского нет никаких!* 15 Bremner, Excursions, I, p. 156. |
45 +49−4 | Serge Sirota | 09:14:01 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
30 +40−10 | Hanss | 13:25:31 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Убила Золотая Орда республику. С тех пор по канонам золотоордынцев и живем |
27 +31−4 | San Base | 16:52:22 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
"они унижаются, проявляют свою рабскую душу, земно кланяются, низко нагибая голову, вплоть до самой земли и бросаясь даже к ногам их." Василий Пупкен, это часом не про вас написано? |
23 +28−5 | Alex X | 15:19:14 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Читая эту статью я всё время находил сходства в прошлом и текущем. Аж в холод бросало от столь точных совпадений.(:wonder:) |
23 +29−6 | Artur Akberdin | 11:18:50 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Вы наверное, забыли, что в просвещенной Англии еще были в середине 19 века работные дома, то есть места бессрочного принудительного труда "за еду" для свободных крестьян, изгнанных с арендуемой земли. Что своей земли у фермеров не было и не будет даже в 20 веке. (в отличии от русской общины, неотделимой по закону от земли). А как измывались над крестьянами французские феодалы дало основание для современников говорить о происхождении их из разных народов. Отсюда и море крови дворян во время французской революции. |
21 +29−8 | San Base | 16:56:03 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Да нет, Вася, это точно про вас: "...какое бы положение они ни занимали, можно сказать, что они упиваются своим рабством". |
21 +27−6 | Artur Akberdin | 11:32:31 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Тема статьи - как зап.европейцы описывали Россию. Причем подборка источников - явно тенденциозная в сторону чернухи. Историкам известно, что эти ссылки в основном публицистические описания для внутреннего потребления. Вы можете легко сравнить, к примеру, описания СССР и России из 70, 80, 90-х годов в публицистике Запада. Жесть - гарантировано! Но эти описания мы можем сравнить со своими воспоминаниями почуствовать разницу. С точки зрения точности, лучше смотреть донесения купцов и послов в свои инстанции. Там картина иная. |
20 +20−0 | Рептилоид | 10:09:19 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Раб зубной пасты! |
19 +27−8 | Мяшок г. бульбы | 17:43:12 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
первый раз такое вижу ) Людей желающих жить в обществе с одинаковыми для всех законами, с нормальными отношениями без дикого кумовства, коррупции, насилия вы называете рабами? А кто же не раб тогда? Ватники поцреоты, исступленно вылизывающие пятую точку Путину? Закрывающие глаза на любые огрехи власти (Как там Сердюков поживает? передавайте привет) |
19 +23−4 | Никита Быков | 09:11:18 25/11/2013 |
А чего один негатив то выдернули, такое про любую страну собрать можно)) |
17 +22−5 | Пархатый | 09:46:46 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Вы только не волнуйтесь, но крепостное право еще не отменили. Оно конечно не такое оголделое , но прописка, трудовая книжка как бы еще напоминают. |
17 +24−7 | kmirom | 08:48:51 25/11/2013 |
что интересно,наблюдения Флетчера даже не пытались отрицать совки в аннотациях.лишь оправдывали падение нравов и упадок государства определёнными историческими событиями. забавно будет понаблюдать вой православнутых и прочих невменяемых в камментах. |
16 +21−5 | Убийца Систем | 13:17:19 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
А что, Новгородскую республику кто-то отменял? Там, как бы, первая демократия в Европе была. Про геев в летописях, вроде, ничего не говориться… И это часть истории России. |
16 +19−3 | Hanss | 12:36:01 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Зато у нас песенки хорошие и духовность (:sly:) |
16 +29−13 | Николай Семенов | 10:09:04 25/11/2013 | ||||||
| ||||||||
ага и носили парики, чтобы скрывать вшей и парфюмерия развилась только потому, что воняли как свиньи. Это русские мылись издревле, а говно лить на улицы городов - это как-то по европейски. |