В полной тишине

16:00 22/11/2013 Бывший СССР
В полной тишине
Бедные люди! Соболезнуем!

В четверг, 21 ноября, в Золитуде (спальный район Риги) в здании сетевого супермаркета Maxima обрушилась крыша. По данным на утро 22 ноября, обнаружены тела 32 погибших, в том числе трех спасателей. Еще десять сотрудников Государственной пожарно-спасательной службы получили ранения. В рижские больницы были доставлены 28 пострадавших; в целом, ранения разной тяжести получили примерно 40 человек.

Спасательные работы будут продолжаться на протяжении всей пятницы — до тех пор, пока спасатели не убедятся, что под завалами не осталось живых людей. По словам администраторов магазина, они не могут связаться с тремя сотрудниками Maxima. Вскоре после катастрофы представители рижских властей заявили, что под завалами могут находиться до 70 человек.

Обрушение крыши произошло примерно в 18:00 по местному времени (около 20:00 по Москве). Сперва упала только часть кровли магазина, однако когда на место происшествия прибыли спасатели и начали разбор завалов внутри здания, произошло еще одно обрушение. Значительный фрагмент крыши обвалился на посетителей и спасателей. Общая площадь обрушения, по данным портала Delfi, составила около 500 квадратных метров.

В спасательной операции участвуют несколько десятков сотрудников государственной пожарно-спасательной службы. Возле магазина дежурят полтора десятка пожарных машин. Территория вокруг супермаркета оцеплена, ее охраняют государственная и муниципальная полиция, а также военнослужащие национальных вооруженных сил. На завалах работают кинологи с собаками. Спасатели пытаются обнаружить пострадавших под завалами, звоня на их мобильные телефоны.

Помощь пострадавшим оказывают 17 бригад «скорой помощи». В основном, пострадавших доставляют в университетскую больницу имени Страдыня и в больницу «Гайльэзерс», расположенную на восточной окраине города. К приему раненых подготовлены также вторая городская больница Риги, юрмальская больница, детская больница и другие клиники. Государственный центр доноров крови объявил сбор крови для пострадавших, в первую очередь не хватает крови 0 Rh NEG и A Rh POZ. Организована «горячая линия»: (+371) 67337813, 67375459 и 25617442.

В ночь с четверга на пятницу спасатели разбирали завалы внутри помещений вручную, крупные обломки удаляли с помощью мобильных кранов и бульдозеров. Несмотря на то, что вокруг полицейского оцепления собралось больше сотни прохожих, операция проходила практически в полной тишине: люди молча следили за действиями спасателей и медиков, пропуская машины «скорой помощи» на проезжей части.

Ночью очевидцы ЧП негромко обсуждали, слышали ли они сигналы тревоги в здании перед тем, как произошло обрушение, и почему под завалами оказалось столько людей. «Мы слышали такой звук, как будто сработала пожарная сигнализация. Все без паники стали уходить. Визуально все выглядело довольно спокойно. Продавцы небольших магазинов в ТЦ, а также парикмахерской почти сразу же закрылись и ушли», — рассказала порталу Delfi жительница близлежащего дома Анжела, приходившая в этот торговый центр за покупками примерно в 15:30, то есть за два с половиной часа до обрушения. Другие очевидцы рассказывали, что сигнал тревоги действительно подавали, но его могли принять за учебную тревогу, поскольку охранники центра не проводили принудительной эвакуации людей из магазина. Посетители выходили из супермаркета самостоятельно, кто-то мог отнестись к сигналу несерьезно; кассиры боялись оставить свои кассы без присмотра и сразу покинуть рабочее место.

При этом в течение нескольких последних месяцев на крыше торгового центра Maxima обустраивали детскую площадку и сад. По словам местных жителей, на крышу поднимали мешки с землей и щебнем. Кроме того, здание магазина (общая площадь торговых помещений — пять тысяч квадратных метров), торжественно сданное в эксплуатацию 3 ноября 2011 года, является частью комплекса. В него также входит многоэтажное здание на 131 квартиру, его строительство до сих пор не завершено.

Возведение торгового центра обошлось в семь миллионов евро. Управляет зданием канадская фирма SNC Lavalin. Разрушенный супермаркет был первым из шести крупных девелоперских проектов, запланированных инвестиционной компанией Homburg Group к реализации на территории Латвии.

«Полтора года назад я сюда пришел и задал вопрос продавцам: вам не страшно здесь работать, под стройкой? Ведь у вас же прямо над головой там идет стройка? — рассказал корреспонденту «Ленты.ру» пришедший к месту аварии Николай Зайченко, специалист технадзора строительства и прораб. — Зимой я видел, как провисли балки, на которые опираются плиты перекрытия. Здесь, конечно, нужна тщательная экспертиза, и она обязательно должна проводиться специалистами не из Латвии. У нас слишком маленькая страна, все друг друга знают, если экспертизу будут проводить латвийцы — замажут».

По мнению руководителя строительной компании HND Grupa Ивара Сегретса, слова которого приводит Delfi, на одном участке кровли, возможно, сосредоточили слишком много строительных материалов — и конструкция не выдержала нагрузки. «Здание успешно пережило уже две зимы, когда на крыше скапливался толстый слой снега, который давал в два раза больше нагрузки, чем планируемое озеленение. Равномерную нагрузку крыша выдержала, чего нельзя сказать о нагрузке только в каких-то определенных местах», — отметил он.

«Это огромное несчастье для всех нас. Мы благодарны спасателям за самоотверженную и бесстрашную работу», — говорится в заявлении пресс-службы Maxima Latvija. При этом представитель компании по связям с общественностью Янис Бесерис призвал публику воздержаться от преждевременных выводов о причинах аварии и дождаться результатов расследования.

Рижский мэр Нил Ушаков прервал свой отпуск, вернулся в Латвию и заявил в эфире программы «900 секунд» на телеканале LNT, что считает наиболее вероятной причиной обрушения крыши несоблюдение мер безопасности при строительстве. Он уже дал распоряжение строительной управе города — проверить все объекты компании RE&RE, проводившей работы в магазине Maxima.

Антон Лысенков (Рига)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(47):

1 23+1
25 +26−1Aleksandrov Mihhail15:14:49
22/11/2013
Бедные люди! Соболезнуем!
18 +18−0Виктор Никонов16:45:42
22/11/2013
Страшная и непонятная трагедия в красивой Риге.
Соболезнование всем пострадавшим.
Остаётся только пожелать держаться и справедливого расследования.
14 +16−2Chelya15:21:49
22/11/2013
>У нас слишком маленькая страна, все друг друга знают, если экспертизу будут проводить латвийцы — замажут

А мне говорили раньше, что Латвия - это цивилизованная Европа где такое (не ЧП, а "замазывание") невозможно, это только в дикой России рука руку моет... Врали выходит...

А вообще как-то все печально. Каждый день новости о гибели людей.... Причем сразу и много.... :(((
9 +9−0Alex Justas04:43:04
23/11/2013
-17 +0−17Al Brown23:44:23
22/11/2013
Когда в 2001 году была трагедия в Нью-Йорке, достаточно много рижан искренне радовались сметри тысяч американцев. И до сих пор радуются новостям о трагедиях в Америке. Я не радуюсь тому, что в Золике произошло, но и сожаления нет никакого тоже.
Никто не радовался. Вообще никто.
Мудак ты.
9 +9−0Arizona Ranger15:14:21
22/11/2013
Да так и есть всё скорее всего. Нагрузили щебня и земли в одну точку, вот и результат. Строителям этого чуда советую начинать собирать бабки на хороших адвокатов.
6 +6−0Алехандро Ибаньяс23:41:00
22/11/2013
3 +8−5Рептилоид15:18:33
22/11/2013
> В него также входит многоэтажное здание на 131 квартиру, его строительство до сих пор не завершено.

Насколько я понимаю, это вон тот брежневский треш на заднем плане? Нанотехнологично. А сам комплекс ну 1 в 1 провинциальный ДК.
зато брежневский трэш не рушится
6 +6−0Виталий Халяпин19:36:23
22/11/2013
5 +7−2Николай Бубушкин18:41:28
22/11/2013
Были бы Вы в Осло реально - не болтали бы языком.
Они там с 70-х годов многоэтажных жилых зданий избегают до последней возможности. Выше 5-ти этажей - еще в начале 90-х старались не строить без особой нужды.
Как очевидец города Осло - плюсую за правду
5 +6−1Vladimir Nazarov02:35:06
23/11/2013
6 +6−0Виталий Халяпин19:36:23
22/11/2013
Как очевидец города Осло - плюсую за правду
Вы че ахренели, я 4 года живу в Ставангере:) в Осло бываю почти каждый месяц. Я не имел ввиду количество этажей а принцип всех новых квартирных построек. Скандинавская скромность и точно такой же рисунок окон. Давайте может меня еще на знание норвежского проверьте.
5 +7−2Николай Бубушкин18:41:28
22/11/2013
0 +1−1Vladimir Nazarov16:39:43
22/11/2013
Этот треш просто еще не обшили утеплением. Это норвежский концепт здания. В Осло таких зданий полно.
Были бы Вы в Осло реально - не болтали бы языком.
Они там с 70-х годов многоэтажных жилых зданий избегают до последней возможности. Выше 5-ти этажей - еще в начале 90-х старались не строить без особой нужды.
4 +4−0Yuriy Arutyunov15:24:18
22/11/2013
людей жалко а бизнесу нафиг до погибших и экономия нужна им плевать на погибших
3 +3−0Andrejs Drozdovs05:09:40
24/11/2013
1 +3−2Anastasija Hudina01:39:49
24/11/2013
Это действительно трагедия. Национально настроенное, гордое правительство лишний раз показало свои приоритеты, отказавшись от помощи МЧС, УБИЛИ не только русскоязычных но и своих Латышей… 16 детей остались сиротами, большое количество людей потеряли жен, мужей, родственников и друзей. Браво! Отличная предвыборная компания!
Да не делят у нас давно на ватников и своих....Просто ,когда ликвидировали госстрой инспекцию её функции передали стройинспекциям муниципалитетов. А , в муниципалитетах коррупция всегда в разы больше.везде,в Латвии,в России, в Штатах... Придёт к местному чиновнику сетевик и предложит строить маркет на своих условиях-кто с ним будет бодаться?
3 +5−2Кирилл Ивенков17:25:39
22/11/2013
14 +16−2Chelya15:21:49
22/11/2013
>У нас слишком маленькая страна, все друг друга знают, если экспертизу будут проводить латвийцы — замажут

А мне говорили раньше, что Латвия - это цивилизованная Европа где такое (не ЧП, а "замазывание") невозможно, это только в дикой России рука руку моет... Врали выходит...

А вообще как-то все печально. Каждый день новости о гибели людей.... Причем сразу и много.... :(((
Ну масштабы у нас не те, но да, гордиться нечем, самая корумпированная страна Прибалтики, пожалуй.
3 +3−0Chelya16:28:17
22/11/2013
2 +2−0Messerschmitt16:12:27
22/11/2013
Людей миллиарды, и, прикинь, каждый когда-то умирает.
Да. Это известно. Просто не о каждом пишут. А последнее время, как новости не посмотришь - там пятьдесят человек погибло, там - семьдесят, здесь - 40. И так каждый день.....
3 +8−5Рептилоид15:18:33
22/11/2013
> В него также входит многоэтажное здание на 131 квартиру, его строительство до сих пор не завершено.

Насколько я понимаю, это вон тот брежневский треш на заднем плане? Нанотехнологично. А сам комплекс ну 1 в 1 провинциальный ДК.
2 +2−0Martin Smit18:18:27
24/11/2013
0 +0−0Martin Smit18:18:06
24/11/2013
«Lатвийский военнослужащий Вдадимир Орлов, находившийся на месте трагедии в Золитуде, лаконично и ясно ответил в социальной сети Facebook на вопрос, почему не позвали на помощь МЧС России.

Основные аргументы сторонников версии "латышские политики не приняли помощь России, вот же уроды":

* у нас мало народу.

* наши спасатели плохо обучены, ничего не знают и не умеют, работают вручную.

* у наших спасателей из экипировки только варежки, а у МЧС есть супертехника, супероборудование, собаки, тепловизоры.

* помощь пришла бы мгновенно, и число жертв было бы раз в десять меньше.

...
А теперь - реальное положение вещей.

* от помощи отказалась ГПСС, а не правительство - вам не кажется, что им, как специалистам, виднее - нужна им помощь, или нет?

* помощь предлагали европейские страны, в том числе Литва и Эстония - их мы тоже "ненавидим"?

* народу у нас хватало: сотни спасателей, сотни полицейских, около полутора сотен военных - и так чуть ли не по головам ходили.

* нормально у нас спасатели обучены, не надо думать, что если ничего подобного ранее не происходило, то подобные ситуации не моделируются на учениях, курсах по обмену опытом и т.п. мероприятиях, а вручную работают, исходя из специфики конкретного завала.

* у нас есть и тепловизоры (звучит круто, но бесполезные сквозь толщу бетона - не важно, что вы видели в кино), и собаки (бесполезные по причине огромного количества разлитого алкоголя), и вся необходимая строительная техника. Извините, если я вдруг что-то пропустил, и рядовой сотрудник МЧС экипирован антигравом, телепортатором, дезинтегратором, а так же обладает телекинезом, телепатией и умеет воскрешать погибших одним прикосновением.

* заявление официального лица о готовности оказать помощь не значит, что спецсамолёт МЧС уже жжёт керосин, кружа возле границы в ожидании разрешения. Только сбор самолёта по нормативу - три часа, вместе с дорогой и прочими заморочками время можно смело удвоить. На Фукусиму, к примеру, МЧС прибыло только через пять дней. Предложение поступило около полудня следующего дня, то есть здесь они были бы уже затемно - в лучшем случае в пять-шесть вечера. Это при том, что последних выживших пострадавших доставили в больницу около пяти утра.

Реально бы помогли они, да и любые другие спасатели, только в том случае, если бы появились на месте трагедии в ту же ночь. Не надо раздувать из этого очередную межнациональную истерику.»
2 +4−2№46143715:01:23
23/11/2013
-2 +1−3Блудова Татьяна13:43:28
23/11/2013
Да, это вам не Иркутск, где с немыслимой регулярностью падают самолеты... Наши спасатели привыкли ко всему... Не дай Бог кому такой опыт...
Выйдешь бывало на балкон покурить, а там самолеты падают. Главное успеть уклонится, а то еще синяк поставит какой...
2 +2−0Виталий Самойленко23:43:19
22/11/2013
14 +16−2Chelya15:21:49
22/11/2013
>У нас слишком маленькая страна, все друг друга знают, если экспертизу будут проводить латвийцы — замажут

А мне говорили раньше, что Латвия - это цивилизованная Европа где такое (не ЧП, а "замазывание") невозможно, это только в дикой России рука руку моет... Врали выходит...

А вообще как-то все печально. Каждый день новости о гибели людей.... Причем сразу и много.... :(((
на ленте например в разделе Мир рубрики сверху называются:
Все Политика Общество Преступность Происшествия Катастрофы Конфликты Архив

это люди охотнее всего жрут. хорошие новости хуже продаются
2 +2−0Артём Экзекьютор16:19:45
22/11/2013
Уже 43 человека погибли, а ещё необследованы 600кв.м....
2 +2−0Messerschmitt16:12:27
22/11/2013
14 +16−2Chelya15:21:49
22/11/2013
>У нас слишком маленькая страна, все друг друга знают, если экспертизу будут проводить латвийцы — замажут

А мне говорили раньше, что Латвия - это цивилизованная Европа где такое (не ЧП, а "замазывание") невозможно, это только в дикой России рука руку моет... Врали выходит...

А вообще как-то все печально. Каждый день новости о гибели людей.... Причем сразу и много.... :(((
Людей миллиарды, и, прикинь, каждый когда-то умирает.
1 +1−0Блудова Татьяна17:42:56
24/11/2013
2 +4−2№46143715:01:23
23/11/2013
Выйдешь бывало на балкон покурить, а там самолеты падают. Главное успеть уклонится, а то еще синяк поставит какой...
Может у вас от стресса так защитная реакция проявляется? Но вряд-ли. Скорее цинизм. Мне жаль Вас. Но Вы-то живы, а те кто погиб - здесь ли под завалами, в моем ли городе... Я ВИДЕЛА 4 погибших самолета. Так получилось - судьба, может быть... А мой сосед - спасатель - там работал... И ЭТО не смешно. Никогда смешно не будет. Ни мне, ни их родственникам. Вам повезло, что такое не коснулось Вас лично. Дай Вам Бог везения и дальше.
Соболезную ...
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь