«Красную шапочку» сочли мемом

10:23 14/11/2013 Наука и техника
«Красную шапочку» сочли мемом

Британский антрополог Джамшид Теграни опубликовал эволюционное дерево сюжета о Красной шапочке. Подробности приводятся в статье для журналаPLoS One.

Ученый сфокусировал свои усилия на анализе сюжета Аарне-Томсона-Утера-333 или просто ATU-333 (так специалисты по фольклору обозначают сюжет, лежащий в основе многих схожих сказок у разных народов мира). В общем каталоге сюжетов истории о ребенке и волке в доме бабушки числятся под номером 333. В своей работе Теграни рассмотрел и сказки, часто классифицируемые как ATU-123: в русском фольклоре этот сюжет воплощен в «Волке и семерых козлятах».

Сюжеты ATU-123 и ATU-333 различают обычно по числу жертв и по месту, где они встречают волка, однако, Теграни отмечает проблематичность применения такой классификации к африканским сказкам. Исследователь указал, что в некоторых историях волк приходит непосредственно к девочке домой. В таком случае встает вопрос о том, о каком же сюжете резонно говорить: о «Красной шапочке» или все-таки о «Семерых козлятах»? По его мнению, подобные противоречия можно разрешить при помощи филогенетического анализа.

В основу филогенетического анализа легло сопоставление 72 разных параметров у 58 вариантов сказки. Теграни сравнивал используемые детьми и нападающим приемы, пол и количество детей, а также другие признаки, которые допускали однозначное определение. Это позволило построить эволюционное дерево, подобное эволюционной родословной живых организмов.

Теграни показал, что три больших кластера сюжетов не только коррелируют с разделением мира на несколько регионов (Дальний Восток, Африка и Европа), но и происходят от некоторого «общего предка». Какова была та история, установить не представляется возможным, однако использованная ученым методика позволяет определить то, какой сюжет появился раньше, какой позже и показать превращение одного в другой. Исследователь указывает, что из его анализа следует то, что версия братьев Гримм происходит от версии Шарля Перро, и это согласуется с данными фольклористов.

Основным результатом своей работы ученый считает не то, что три кластера фольклорных историй можно свести вместе, а то, что биологические методы можно применять в задачах, которые традиционно считаются далекими от изучения живых организмов. Идею о том, что к культурной эволюции можно применить тот же подход, что и к биологической, популяризовал известный британский биолог Ричард Докинз: он ввел термин «мем», являющийся функциональным аналогом гена. Докинз предлагал рассматривать в качестве мемов любые повторяющиеся в культуре паттерны и в рамках этой концепции история о Красной шапочке является именно совокупностью мемов. Сам Теграни в своей работе также употребляет термин «филомеметика».

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(52):

12 3
0 +0−0Злой Доктор10:00:30
14/11/2013
-2 +0−2Мария К.09:58:45
14/11/2013
Британский ученый Джамшуд же
Ну, если он отмыл тыр 150 гранта - то никакой он не Джамшуд!
0 +1−1Камышников Владимир09:58:04
14/11/2013
4 +12−8Андрей Михайлов09:35:05
14/11/2013
Англосаксы пытаются присвоить себе нашу русскую красную шапочку?! Не позволим!
Англичанка гадит. Хочет лишить Россию её самобытных сказок. А потом что ? Культура, православие и наши ресурсы ?!
0 +0−0Alexander Kolesov09:38:54
14/11/2013
зачем?
-1 +2−3Сергей Салин10:31:12
14/11/2013
-3 +0−3Злой Доктор10:15:14
14/11/2013
Нет, правда? Кроме зарплаты для всяких гуманитариев и филологов, что она дает?
гуманитарии злобно минусуют.
-1 +1−2petrenka10:21:27
14/11/2013
Британский биолог и британский антрополог всегда найдут, на что потратить деньги налогоплательщиков, чтобы доказать любую чушь.
-2 +0−2Дон Папалетто10:13:16
14/11/2013
Учёные получают за эту ерунду деньги?
-2 +0−2Мария К.09:58:45
14/11/2013
-6 +1−7Злой Доктор09:58:06
14/11/2013
Прочитал два раза. Ни хрена не понял. Основной вопрос - зачем это, безусловно нужное и эпохальное исследование, НАДА?
Британский ученый Джамшуд же
-3 +0−3Злой Доктор10:15:14
14/11/2013
-5 +0−5Злой Доктор10:02:14
14/11/2013
Практическая ценность фольклористики?
Нет, правда? Кроме зарплаты для всяких гуманитариев и филологов, что она дает?
-3 +1−4Павел Елисеев10:01:21
14/11/2013
Один вопрос... Зачем???
-5 +0−5Злой Доктор10:02:14
14/11/2013
7 +7−0Алексей Тимошенко10:01:25
14/11/2013
Встречный вопрос - а зачем нужна фольклористика в целом? А зачем нужна астрономия или математика?
Практическая ценность фольклористики?
-6 +1−7Злой Доктор09:58:06
14/11/2013
Прочитал два раза. Ни хрена не понял. Основной вопрос - зачем это, безусловно нужное и эпохальное исследование, НАДА?
-11 +1−12Тупое Быдло09:52:00
14/11/2013
статья - редкостный бред!
12 3
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь