„ | Да совсем уже распоясались ироды. Сначала русского Христа себе присвоили, теперь вот уже на русских братьев Гримм покушаются. | “ |
Британский антрополог Джамшид Теграни опубликовал эволюционное дерево сюжета о Красной шапочке. Подробности приводятся в статье для журналаPLoS One.
Ученый сфокусировал свои усилия на анализе сюжета Аарне-Томсона-Утера-333 или просто ATU-333 (так специалисты по фольклору обозначают сюжет, лежащий в основе многих схожих сказок у разных народов мира). В общем каталоге сюжетов истории о ребенке и волке в доме бабушки числятся под номером 333. В своей работе Теграни рассмотрел и сказки, часто классифицируемые как ATU-123: в русском фольклоре этот сюжет воплощен в «Волке и семерых козлятах».
Сюжеты ATU-123 и ATU-333 различают обычно по числу жертв и по месту, где они встречают волка, однако, Теграни отмечает проблематичность применения такой классификации к африканским сказкам. Исследователь указал, что в некоторых историях волк приходит непосредственно к девочке домой. В таком случае встает вопрос о том, о каком же сюжете резонно говорить: о «Красной шапочке» или все-таки о «Семерых козлятах»? По его мнению, подобные противоречия можно разрешить при помощи филогенетического анализа.
В основу филогенетического анализа легло сопоставление 72 разных параметров у 58 вариантов сказки. Теграни сравнивал используемые детьми и нападающим приемы, пол и количество детей, а также другие признаки, которые допускали однозначное определение. Это позволило построить эволюционное дерево, подобное эволюционной родословной живых организмов.
Теграни показал, что три больших кластера сюжетов не только коррелируют с разделением мира на несколько регионов (Дальний Восток, Африка и Европа), но и происходят от некоторого «общего предка». Какова была та история, установить не представляется возможным, однако использованная ученым методика позволяет определить то, какой сюжет появился раньше, какой позже и показать превращение одного в другой. Исследователь указывает, что из его анализа следует то, что версия братьев Гримм происходит от версии Шарля Перро, и это согласуется с данными фольклористов.
Основным результатом своей работы ученый считает не то, что три кластера фольклорных историй можно свести вместе, а то, что биологические методы можно применять в задачах, которые традиционно считаются далекими от изучения живых организмов. Идею о том, что к культурной эволюции можно применить тот же подход, что и к биологической, популяризовал известный британский биолог Ричард Докинз: он ввел термин «мем», являющийся функциональным аналогом гена. Докинз предлагал рассматривать в качестве мемов любые повторяющиеся в культуре паттерны и в рамках этой концепции история о Красной шапочке является именно совокупностью мемов. Сам Теграни в своей работе также употребляет термин «филомеметика».
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
12 +12−0 | Валентина Сазонова | 10:24:35 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Да совсем уже распоясались ироды. Сначала русского Христа себе присвоили, теперь вот уже на русских братьев Гримм покушаются. |
12 +13−1 | Ak Kort | 09:57:42 14/11/2013 |
А еще есть сюжеты, когда домой к девочке приходит не волк, а водопроводчик, кабельщик или разносчик пиццы. |
7 +7−0 | Anatoly Bobkov | 10:05:09 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Затем, что интересно. |
7 +7−0 | Алексей Тимошенко | 10:01:25 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Встречный вопрос - а зачем нужна фольклористика в целом? А зачем нужна астрономия или математика? |
7 +7−0 | Злой Доктор | 09:59:16 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Филогенетически это более поздние сюжеты - когда девочка уже подросла. |
7 +7−0 | Anatoly Bobkov | 09:54:06 14/11/2013 |
Статья супер, но нужны выводы. К примеру, в каком регионе самая аутентичная легенда и каков её возраст, хотя бы примерно. |
6 +7−1 | Alex Devona | 10:56:16 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
И умереть под Москвой! |
5 +5−0 | Serg Gor | 10:33:11 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
А почему? Эволюция сюжетов - довольно интересная тема. |
4 +4−0 | Злой Доктор | 10:32:13 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
О_О КРАСНАЯ ШАПОЧКА? |
4 +12−8 | Андрей Михайлов | 09:35:05 14/11/2013 |
Англосаксы пытаются присвоить себе нашу русскую красную шапочку?! Не позволим! |
3 +3−0 | Тупое Быдло | 11:00:01 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
ну, фольклор - это культура, вапщета |
3 +3−0 | Янус Невструев | 10:10:57 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Влияние профессии и места жительства гостя на вкусовые качества ребенка. |
3 +3−0 | Ak Kort | 10:00:44 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Наверняка были случаи, когда древний водопроводчик приходил к девочке в пещеру, надо просто наскальные рисунки изучить. |
2 +2−0 | Серёга Данилов | 10:57:51 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Вот именно. Исходник - в студию! Как оно всё было, треш или мелодрама? И кто сделал знаменитый механизм "дёрни за верёвочку - дверь и откроется!". (:joy:) |
2 +2−0 | Alex Devona | 10:56:47 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Вы его ник прочитайте. |
2 +4−2 | Андрей Михайлов | 10:22:43 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Сейчас нам всем как никогда нужно сплотиться вокруг Нацианального Лидера! |
1 +1−0 | Антон Качалин | 11:56:19 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Не осень хочется объеснять очевидное (тем более троллю или просто альтернативно одаренному), но раз уж сам автор ушел в рассказы про Адика приходится. Сами по себе эти данные важны для решения проблем фольклеристики - всякие там корневые сюжеты, миграции, очаги вот это все. Но куда важнее, что это еще один кирпичик в систему наших знаний об истории человека. Лингвистика, археология, геология, биология и еще десятки дисциплин используются исторической наукой для создания общей, системной картины, в том числе и это очень важно, происхождения разума: где, когда, почему, в каких условиях. Это одна из интереснейших областей познания. А и да, это не ответ на ваш вопрос. Ответ - потому что могут. |
1 +1−0 | Алексей Тимошенко | 11:16:28 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Никого же не смущает Дитмар Эльяшевич Розенталь. |
1 +2−1 | Алексей Тимошенко | 11:15:34 14/11/2013 | ||||||
| ||||||||
Именно. Как-то так получилось, что пренебрежение культурой ведет ко всяким ужасам, после которых все становится грустно уже с естественными науками, а также техникой. В двух словах у меня сейчас не получится объяснить, почему так получается, но напомню пример из истории XX века - молодой художник Шикльгрубер сначала создал невыносимые условия для гуманитариев (сбежали многие психологи, например), а потом остался с арийской физикой вместо физики. То есть никто в общем-то не жалеет о том, что сие дарование не получило ядерных устройств, но все-таки пример показательный. А в США второй половины XX века были как гуманитарные работы всех цветов, форм и размеров, так и программа "Аполлон". И до сих пор почти все межпланетные станции - NASA. Если теперь открыть мемуары Чертока или Каманина, то получится интересная штука - в СССР могли бы сделать не хуже, если бы не причины, которые именно из числа тех, которые обычно изучаются гуманитарными, а не техническими науками. |
1 +1−0 | Victor Osadchy | 10:14:42 14/11/2013 |
А Пратчетт еще 20 лет назад про это писал. |