Синоптики научились предсказывать погоду по вспышкам молний

09:53 30/10/2013 Наука и техника
Попадание молнии в дерево
Попадание молнии в дерево
Наблюдают вспышку молнии - значит - "гроза"

Группа американских ученых разработала и испытала в Гвинее систему, которая позволяет предсказывать погоду на основе наблюдений за вспышками молний. Новая разработка в десять раз дешевле метеорологических радаров, поэтому может использоваться там, где на создание полноценной погодной службы недостаточно средств. Подробности приводит Nature news.

Система, разработанная компанией Earth Networks, состоит из 12 станций, которые размещены на башнях-ретрансляторах сотовой связи. Каждая станция наблюдает за небом в ожидании вспышек молний, причем эти наблюдения ведутся не в видимом свете, а в радиоволновом диапазоне. Так как молнии сопровождаются радиоизлучением, их можно обнаружить и тогда, когда самой вспышки не видно: если разряд, к примеру, происходит в верхних слоях облаков.

Данные о грозовых разрядах передаются в центр обработки данных, где метеорологи оценивают направление движения облачных фронтов и их величину. Традиционно для этой цели используются радары с функцией допплеровской спектрометрии (движущееся к радару или удаляющееся от него облако немного меняет частоту отраженного сигнала), но один радар стоит порядка десяти миллионов долларов. Для многих бедных стран создание сети метеорологических радаров слишком дорого, в то время как экспериментальная система Earth Networks обошлась всего в миллион. При этом разработчики утверждают, что во время испытаний на территории США их устройства позволяли объявить штормовое предупреждение за четверть часа до того, как о приближении урагана сообщала вооруженная радарами и спутниковой информацией Национальная погодная служба.

В дополнение к наземным данным специалисты Earth Networks намерены использовать и спутниковые наблюдения за вспышками молний. При этом стоит подчеркнуть, что картина электрической активности в верхних слоях атмосферы сильно отличается от наземной: с появлением космических аппаратов ученые узнали о существовании бьющих в стратосферу молний, а также о вспышках в виде огромных, до нескольких десятков километров в поперечнике, колец.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(19):

7 +7−0Дамир Абаев09:01:20
30/10/2013
Наблюдают вспышку молнии - значит - "гроза"
2 +2−0Dmitrii Godunov09:51:20
30/10/2013
Остроумно. Молодцы. Жаль что только грозу можно так определять.
1 +1−0Zzzz Zzzz10:21:34
30/10/2013
Приходит как то якут к шаману:
- Скажи, мне вот оленей на дальнее пастбище гнать, снег - пурга будет?
Тот в бубен постучал, косточки покидал, в транс даже попытался войти, но ни чего не видит! Но неудобно так себя подставлять, да и мясо якут за помощь принес!
- Нет, сильной пурги не будет! гони свое стадо...
Якут ушел, а шаману не удобно, мол, обманул же! Пошел к метеорологу!
- Вот вы метеорологи ученый народ! У вас всякая техника есть! Прогнозы вы делаете! Скажи, будет снег - пурга скоро или нет?
Тот смотрит задумчиво в окно:
- Нет не будет! Вон видишь якут оленей на дальнее пастбище погнал? Значит пурги не будет...

))))
1 +1−0Сергей Фокин10:07:50
30/10/2013
"до нескольких десятков в поперечнике, колец." - исправите?
0 +0−0Алексей Тимошенко11:22:48
30/10/2013
0 +0−0Разведка Науру11:14:39
30/10/2013
Еще дешевле повесить веревку. Если сухая - светит солнце, если мокрая, значит - дождь, если замерзла - холодно, если упала - землетрясение.
Как вариант - камень. Но тут надо было именно что предсказать погоду, пусть и за несколько часов до грозы в данном конкретном районе. Это вроде бы очень просто, но на практике вскрывается масса нюансов. Например, задачу мог бы решить просто стоящий на балконе человек, который в случае обнаружения облаков звонит синоптикам - но ему надо платить зарплату, надо как-то подумать о круглосуточном дежурстве - и в итоге все окажется дороже, чем поставить радар.
0 +0−0Алексей Тимошенко11:20:14
30/10/2013
0 +0−0Сергей Фокин10:18:33
30/10/2013
Ага, всё, порядок )
Спасибо за внимательность, поправили.
0 +0−0Разведка Науру11:14:39
30/10/2013
0 +0−0Алексей Тимошенко09:11:02
30/10/2013
Именно. Фишка в том, что:
а) вспышки глазами видны не все
б) держать сеть наблюдателей, которые постоянно осматривают небо и чуть что - звонят на метеостанцию - дорого.
Еще дешевле повесить веревку. Если сухая - светит солнце, если мокрая, значит - дождь, если замерзла - холодно, если упала - землетрясение.
0 +0−0Сергей Фокин10:18:33
30/10/2013
1 +1−0Сергей Фокин10:07:50
30/10/2013
"до нескольких десятков в поперечнике, колец." - исправите?
Ага, всё, порядок )
0 +0−0Zzzz Zzzz10:16:13
30/10/2013
0 +0−0Сергей Веретенников09:36:16
30/10/2013
Они и это лето обещали "очень жарким", не как 2010, но мало тоже не покажется. Ага... Половину сезона дожди поливали. Ну не знаете более-менее точно - зачем позориться? Типа это вообще непредсказуемо? Так идите домой, не тратте бюджетные деньги, отдайте ваши супер-компьютеры в институты, на вашем уровне мы и сами можем предсказать погоду на завтра! Дармоеды...
помню несколько лет назад девушка пыталась судиться с РосГидроМет! пообещали на выходные солнце и жару, они купили путевки в санаторий! в итоге с пятницы зарядила гроза на все выходные, они еще и застряли по пути, она испортила дорогие вещи...

но уж понятно, что ни чего не выиграла с трактовкой "это же прогноз, а не 100%" вот так то...
0 +0−0Zzzz Zzzz10:13:33
30/10/2013
0 +0−0Алексей Тимошенко09:57:38
30/10/2013
Именно этот эффект и используется. Кто сказал, что новые технологии должны быть обязательно сложны или что они должны использовать какие-то нетривиальные явления?
как говорится "все гениальное - просто"

эффективней, например, молотка ни чего не придумано)))
0 +0−0Алексей Тимошенко09:57:38
30/10/2013
0 +0−0Dmitrii Godunov09:49:07
30/10/2013
Фишка в том, что молнии "слышны" радиоприёмнику ещё тогда, когда и тучь на горизонте не видно. Сам помню, как ещё в школе слушая старенький приёмник "Ригонда" уже определял что где-то недалеко идёт гроза. А ещё видимо в грозовых фронтах есть локальные максимумы интенсивности молний и по перемещению этих максимумов (сетка приёмников позволяет локализовать эти максимумы) можно неплохо рассчитывать движение грозовых туч.
Именно этот эффект и используется. Кто сказал, что новые технологии должны быть обязательно сложны или что они должны использовать какие-то нетривиальные явления?
0 +0−0Dmitrii Godunov09:49:07
30/10/2013
0 +0−0Алексей Тимошенко09:11:02
30/10/2013
Именно. Фишка в том, что:
а) вспышки глазами видны не все
б) держать сеть наблюдателей, которые постоянно осматривают небо и чуть что - звонят на метеостанцию - дорого.
Фишка в том, что молнии "слышны" радиоприёмнику ещё тогда, когда и тучь на горизонте не видно. Сам помню, как ещё в школе слушая старенький приёмник "Ригонда" уже определял что где-то недалеко идёт гроза. А ещё видимо в грозовых фронтах есть локальные максимумы интенсивности молний и по перемещению этих максимумов (сетка приёмников позволяет локализовать эти максимумы) можно неплохо рассчитывать движение грозовых туч.
0 +0−0Алехандро Ибаньяс09:38:32
30/10/2013
0 +0−0Dmitry Horhorov09:31:52
30/10/2013
Надо еще научиться во время лесных пожаров, вызывать дождь танцами с бубном!
не. работает только в худшую сторону, как айтишник говорю (:boring:)
0 +0−0Сергей Веретенников09:36:16
30/10/2013
0 +0−0Zzzz Zzzz09:28:40
30/10/2013
точно! как то еду, слушаю радио "за окном плюс столько то, солнце и бла бла бла" - только вот ливень шел, что дворники в машине не справлялись))))
Они и это лето обещали "очень жарким", не как 2010, но мало тоже не покажется. Ага... Половину сезона дожди поливали. Ну не знаете более-менее точно - зачем позориться? Типа это вообще непредсказуемо? Так идите домой, не тратте бюджетные деньги, отдайте ваши супер-компьютеры в институты, на вашем уровне мы и сами можем предсказать погоду на завтра! Дармоеды...
0 +0−0Dmitry Horhorov09:31:52
30/10/2013
Надо еще научиться во время лесных пожаров, вызывать дождь танцами с бубном!
0 +0−0Zzzz Zzzz09:28:40
30/10/2013
0 +0−0Сергей Веретенников09:26:55
30/10/2013
Они только на вчера умеют предсказывать погоду.
точно! как то еду, слушаю радио "за окном плюс столько то, солнце и бла бла бла" - только вот ливень шел, что дворники в машине не справлялись))))
0 +0−0Сергей Веретенников09:26:55
30/10/2013
Они только на вчера умеют предсказывать погоду.
0 +0−0Алексей Тимошенко09:11:02
30/10/2013
7 +7−0Дамир Абаев09:01:20
30/10/2013
Наблюдают вспышку молнии - значит - "гроза"
Именно. Фишка в том, что:
а) вспышки глазами видны не все
б) держать сеть наблюдателей, которые постоянно осматривают небо и чуть что - звонят на метеостанцию - дорого.
0 +0−0Razorvashka Hautamyak09:05:18
30/10/2013
7 +7−0Дамир Абаев09:01:20
30/10/2013
Наблюдают вспышку молнии - значит - "гроза"
Это значит к изменению давления.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь