Старо как Третий Рим

20:33 22/10/2013 Россия
Старо как Третий Рим

22 октября — особый день для каждого русского патриота, даже если он об этом и не знает. 292 года назад царь Петр Алексеевич Романов, более известный широкой публике по своему порядковому номеру, был провозглашен «отцом Отечества» и по совместительству императором всероссийским. Новоиспеченная империя была в штыки встречена на Западе, где упорно продолжали величать российских правителей «царями», а их государство, соответственно, «царством».

Со временем все утряслось. Россия быстро приобрела черты, характерные для большинства империй: власть сосредоточилась вокруг фигуры монарха, внешняя политика стала более агрессивной, концепция «Москва — Третий Рим» хоть и не приобрела статус стержня государственной идеологии, но, тем не менее, постоянно была в игре. Российская империя немного не дотянула до своего 200-летия. Ее буйные наследники, впрочем, в итоге построили свою империю — с такими же амбициями, беспринципной внешней политикой и настолько неограниченной властью «монарха», что венценосные особы прошлого, наверное, перевернулись бы от зависти в своих гробницах.

Почти 70 лет существовала Советская империя, что с точки зрения, например, египтолога, абсолютно смехотворный по продолжительности отрезок времени. Совсем не впечатляет, если вспомнить, что Британская империя продержалась 400 лет, Римская — примерно 500 лет, Османская — 600 лет, а от первых византийских императоров до падения Константинополя прошло (с небольшим перерывом) около тысячи лет.

Правда, не все империи шли по пути Британии, Рима или Византии, постепенно, шаг за шагом расширяя свои владения, утверждая влияние, переживая спады и подъемы. Некоторые из них, такие, как держава Александра Македонского, Третий Рейх или наполеоновская Франция, вспыхивали и сгорали в одночасье, успев побить тьму тьмущую народа. Думается, и Советский Союз был ближе к империи-однодневке, чем к обстоятельной мировой державе, строившейся с основательным заделом на будущее.

Сегодня наши ни в коей мере не сдержанные в своих патриотических чувствах сограждане не упускают случая интерпретировать фразу «Россия встала с колен» как некий старт к реинкарнации Российской империи. Причем даже не кальки с той, которая существовала до 1917 года, и не советского монстра, а некоего нового сверхгосударства, которое благодаря своим неисчерпаемым ресурсам и человеческому потенциалу должно выйти на первое место в мире по всем показателям.

Но даже если посочувствовать этим чаяниям, избавиться от закономерных опасений практически невозможно. Ну, во-первых, ресурсы исчерпаемы, пусть их еще и хватит на несколько десятков лет. А во-вторых, есть и резонные сомнения в человеческом потенциале: если и возникнет в пределах наших границ империя, то как бы она не стала монгольской — или какой угодно другой, но только не российской. По крайней мере, демографические выкладки подтверждают, что, проживи Советский Союз еще лет 30-40, его русские граждане уступили бы свои доминирующие позиции нацменьшинствам. Вряд ли «вставших с колен» устроит такой этнический расклад.

А раз так, то времени на строительство новой Российской империи осталось всего ничего и, следовательно, наши неоимпериалисты должны поторопиться. Как торопился Гитлер, боявшийся, по всей видимости, окончательно спятить под грузом всех своих фобий. Только в этом случае надо иметь в виду: подобные проекты долговечностью никогда не отличались, зато обходились очень дорого и своим, и чужим.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(298):

1 ... 678 9 101112 ... +1
0 +0−0Sergey14:17:40
23/10/2013
0 +2−2Дмитрий Сидорков11:41:36
23/10/2013
а можно поподробнее про "покоренные народы"? Это вообще кто такие?
На кавказе живут,Дим.
0 +1−1Ярослав Рыжков14:16:56
23/10/2013
-1 +0−1Андрей Иныш14:07:14
23/10/2013
А разве в 17 веке Россия была Империей?
Учитывая войны Петра и Ивана Грозного - была именно империей. Походы Ермака? Польша? Крым? Турция? Кавказ? Суворов и Кутузов? Кроме сугубо оборонительных войн были и завоевательные и "превентивные", подарившие России например такой "подарок" от Турции как Чечню.
0 +0−0John Doe13:25:08
23/10/2013
0 +0−0Michael Sadovsky13:08:14
23/10/2013
Ох, Джонни, опять вы работаете в рамках так называемого одношагового приближения оптимизации. Хрен его знает, как оно там развернётся.
хи... а оно уже разворачивается... а посмотрите макроэкономические показатели белоруссии - недавно белстат опубликовал - и прогноз на ближайшие 3 года - инфляция, девальвация, внешние займы (ктож им даст, кроме РФ) не зря лукашенко заложников брать начал...
а порабощенное население хочет жить лучше и лучше - ну человеческая психология такова - а значит обходится будет все дороже и дороже -
только деньги в РФ уже практически закончились - макроэкономические показатели падают, экономика в стагнации - профицит счета текущих операций за 3 кв $1 млрд -- последний раз такое было в 3кв 1998.... до олимпиады я думаю дотянем - за счет ЗВР, ФНБ и резервного фонда .... а вот там то уж хрен и натупит.
0 +0−0Michael Sadovsky13:13:00
23/10/2013
0 +0−0Rostislav Pavchinsky09:15:14
23/10/2013
Чё?

А, ну да, все честные политики - некропедозоофилы.
(из лжи - что угодно).
Дурак ты, Ростислав. И хамло интернетное. Ещё раз: если иметь дело только с числами, то да, делить на ноль нельзя. В смысле, результат не определён. А если рассматривать арифметику матриц (такие таблички квадратные из чиселок состоящие), то там существуют делители нуля: то бишь, две матрицы перемножаешь (ненулевые!) и получаешь на выходе ноль. Следовательно, можно и делить на ноль...

Учи уже математику, хотя бы за начальную школу.
0 +0−0Michael Sadovsky13:10:30
23/10/2013
1 +1−0Вася Иванов12:45:01
23/10/2013
мои предки стояли в очереди примерно 30 лет
Ну, у меня чуть лучше была ситуация: институт физики СО АН СССР открывался в Красноярске и родители переехали из Питера в Красноярск ровно потому, что в Питере квартира не светила НИКОГДА, а в Красноярске дали сразу. Потом очередь была примерно лет пять (в течении пяти-семи, может, лет), потом -- десять и более. "И более" означает, что под занавес очередь была лет пятнадцать-двадцать.
0 +0−0Michael Sadovsky13:08:14
23/10/2013
0 +0−0John Doe12:54:22
23/10/2013
да согласен
"умозрительные построения про привлекательность " -- да это наверное невозможно выявить и оценить -- но это не значит что этого нет...
но я больше к сегодня -- народы можно завоевать, покорить, поработить, купить -- но вот удержать без этой привлекательности - по моему ну никак.... тут или войска вводить или покупать -- и то и другое дорого, да и экономически нецелесообразно -- сколько еще чечня протянет в составе - наверное пока деньги не кончатся....
что сегодня может предложить россия в качестве "привлекательности" для создания империи - да ничего - никаких достижений ни в организации общества ни идей ни науки ни технологий.... поэтому и прогнозирую что все эти потуги с созданием "союзов" закончатся вместе с деньгами... и вместе с "союзами"... но дорого обойдутся.
вопрос уже - удержится ли РФ в нынешних границах хотя бы в среднесрочной перспективе...
Ох, Джонни, опять вы работаете в рамках так называемого одношагового приближения оптимизации. Хрен его знает, как оно там развернётся.
0 +0−0John Doe12:54:22
23/10/2013
0 +0−0Michael Sadovsky12:08:27
23/10/2013
Отнюдь, Джонни, не только на привлекательности идеи. По началу, да, была привлекательной. С СССР вообще всё не так просто: слишком уж он быстро -- по любым социальным меркам -- возник и рухнул.

Начнём с того, что имперскость досталась СССР от царской России. Соввожди её эксплуатировали нещадно.

И самое трудное: вы точно указываете "империя должна предлагать нечто привлекательное". Хитрость же в том, что наши умозрительные построения про привлекательность могут не иметь под собой реальной социологической почвы...
да согласен
"умозрительные построения про привлекательность " -- да это наверное невозможно выявить и оценить -- но это не значит что этого нет...
но я больше к сегодня -- народы можно завоевать, покорить, поработить, купить -- но вот удержать без этой привлекательности - по моему ну никак.... тут или войска вводить или покупать -- и то и другое дорого, да и экономически нецелесообразно -- сколько еще чечня протянет в составе - наверное пока деньги не кончатся....
что сегодня может предложить россия в качестве "привлекательности" для создания империи - да ничего - никаких достижений ни в организации общества ни идей ни науки ни технологий.... поэтому и прогнозирую что все эти потуги с созданием "союзов" закончатся вместе с деньгами... и вместе с "союзами"... но дорого обойдутся.
вопрос уже - удержится ли РФ в нынешних границах хотя бы в среднесрочной перспективе...
0 +0−0Вася Иванов12:48:21
23/10/2013
-1 +4−5viktor kovtun21:29:33
22/10/2013
Россия дотянет до 2050 года или раньше рассыпется?
водка дотянет
там где будет водка - там будет и Россия
0 +0−0Вася Иванов12:32:03
23/10/2013
6 +13−7Сергей Сычев20:06:39
22/10/2013
Мне вот интересно, что происходит в голове у людей, которые всерьез сравнивают Советский Союз и нацистов. Неужели никакого диссонанса или противоречия не возникает в сознании нормального гражданина? Неужели после слов "это вам все внушили, а на самом деле.." можно внушать любые глупости?
согласен.
современная Россия гораздо более заслуживает сравнения с нацистами.
0 +0−0Вася Иванов12:25:18
23/10/2013
0 +1−1met006:31:50
23/10/2013
Тут неважно, умный он или глупый. Важно, что враг моей страны.
хозяин рашки детектед
0 +0−0demm4512:08:55
23/10/2013
6 +9−3Павел Вячкилев07:17:09
23/10/2013
Автор не напутал. Просто этот вывод был сделан еще на западе в 1970-е на основе средней рождаемости на одну узбечку - 6 детей. Проблема в том, что сейчас этот уровень опустился до двух и даже чуть меньше (1,85). Западные (голландские, по-моему) исследователи этого не учли - точно также, как в прогнозах о миллиарде русских, сделанном в начале 20 века, урбанизация не была учтена от слова совсем. То что автор машет исследованиями 30-40 летней давности, как истиной в последней инстанции и не планирует хоть минимально разбираться в демографии относится не к "напутал", а к "не знает и знать не хочет". ЕМНИП, это же он месяца три назад рассказывал о том, как славно России будет в границах МКАД, пардон - Московской6 Ярославской Тверской и Рязанской областей?(:wonder:)
"это же он месяца три назад рассказывал о том, как славно России будет в границах МКАД"
Не читал.... :)
Стерлигов такой линии придерживается. Предлагает продать всё что правее Урала.
0 +0−0Michael Sadovsky12:08:27
23/10/2013
1 +1−0John Doe09:20:29
23/10/2013
да, идея была утопична -- но чертовски привлекательна - -на том и жили...
Отнюдь, Джонни, не только на привлекательности идеи. По началу, да, была привлекательной. С СССР вообще всё не так просто: слишком уж он быстро -- по любым социальным меркам -- возник и рухнул.

Начнём с того, что имперскость досталась СССР от царской России. Соввожди её эксплуатировали нещадно.

И самое трудное: вы точно указываете "империя должна предлагать нечто привлекательное". Хитрость же в том, что наши умозрительные построения про привлекательность могут не иметь под собой реальной социологической почвы...
0 +1−1Правдорубень12:04:36
23/10/2013
Краткое содержание очередного выс*ра: имперские амбиции хороши только для США.
0 +2−2Андрей Иныш11:56:38
23/10/2013
Аффтар! Историю бы подучил для начала, прежде чем подобными опусами пудрить мозги и себе, и несмышлённой молодёжи!
Римская Империя просуществовала не 500 лет, а 1500 лет!
Т.н. "Византия" - это на самом деле та самая Римская Империя что ни на есть и есть!
Государства с названием "Византия" никогда не существовало в действительной истории, а является плодом вымысла западных псевдоисториков-идеологов 16 века.
Считать Византию и Римскую Империю разными государствами столь же глупо, как если бы считать разными государствами Казахстан со столицей в Алма-Ате и Казахстан со столицей в Астане, или Бразилию со столицей в Рио-де-Жанейро и Бразилию со столицей в Бразилиа.
В 330 году Император Константин перенёс столицу Империи из Рима в только что отстроенный Новый Рим (который неофициально назывался Константинополь, а сейчас зовётся Стамбул). Новый Рим (Константинополь) пробыл столицей Римской Империи более 1100 лет - вплоть до 1453 года, пока не был захвачен османами.
Так когда закончилась Римская Империя и началась Византия? С какого конкретно события? С падения Рима, точнее захвата Рима варварами, как пишут западные борзописцы во всевозможных педиях? Так Рим пал в 476 году, и к этому времени он уже более 140 лет не являлся столицей Империи. А сама Империя просущестовавала ещё 1000 лет после того, как потеряла свою старую столицу!
Учите историю!
0 +0−0Дмитрий Сидорков11:52:19
23/10/2013
0 +1−1Илья Павлов04:40:34
23/10/2013
Идиот...
Полный. Но ему за это платят.
0 +0−0Вася Иванов11:48:19
23/10/2013
0 +1−1Илья Павлов04:40:34
23/10/2013
Идиот...
поцреот?
а, впрочем, есть ли разница...
0 +0−0Вася Иванов11:47:07
23/10/2013
Комментарий удалён.
я смотрю - с о шлюхами проблем не предвидится
0 +2−2Дмитрий Сидорков11:41:36
23/10/2013
0 +2−2John Doe08:53:02
23/10/2013
"Благодарны должны быть! " да! и еще в пояс кланяться и ноги целовать! а вы никогда не задумывались -- может покоренным народам и не нужны ВАШИ школы?? может им нужны СВОИ школы? может они хотят жить по своему - а не как вы навязали.... или вы не против если к вам придут китайцы и понастроят своих, китайских школ...
а можно поподробнее про "покоренные народы"? Это вообще кто такие?
0 +0−0Вася Иванов11:38:04
23/10/2013
Комментарий удалён.
как интересно.
не помните, чем все кончилось?
0 +1−1Вася Иванов10:55:12
23/10/2013
-1 +1−2Georgy Popkov10:40:37
23/10/2013
Имперские амбиции нужны России, пока они есть у других стран. Если не ты, то тебя, иначе в этом мире пока никак. А я не хочу, чтобы сдавалась именно моя страна
хозяин России детектед
1 ... 678 9 101112 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь