Деньги укрепляют мозг

17:34 22/10/2013 Мир
Гарвардский университет
Гарвардский университет
Это плохо? У нас бы выпускники так относились к универам... У нас кстати не мало детишек чиновников и знаменитых людей учились в Йеле, а тюкают одного Навального.

Одной из основных причин процветания американских университетов, традиционно занимающих первые места в международных рейтингах вузов, является щедрое финансирование, особенно в случае с частными учреждениями. В прошлый раз «Лента.ру» рассказала, во что обходится студентам обучение в престижных учебных заведениях. В этот раз мы предлагаем ознакомиться с финансовой составляющей успеха американского высшего образования.

Не последнее место в структуре доходов университетов (и не только «Лиги плюща») занимают индивидуальные пожертвования и прибыль от инвестиций. Эти средства не только покрывают существенную часть издержек, но и позволяют платить большие стипендии, а также осуществлять дорогостоящие спецпроекты.

Инвестиционные фонды (endowment funds), откуда и частные, и государственные вузы черпают средства, не являются некоей единой копилкой, в которой хранятся все деньги. Чаще всего они представляют собой пул из сотен, а то и тысяч мелких фондов, у каждого из которых есть собственные правила. Одни из них выделяют деньги только на стипендии, другие — только на гранты преподавателям, третьи — на конкретные исследования, четвертые — на финансирование спортивных команд и так далее. Есть и такие, деньги из которых можно брать на любые проекты. По данным Ассоциации американских университетов, к окончанию 2007-2008 финансового года ограничения на использование касались 55 процентов активов, находящихся в распоряжении фондов частных вузов, и 78 процентов — в фондах государственных университетов.

Подобная ситуация сложилась в связи с тем, что основным источником пополнения фондов являются частные пожертвования. Передавая средства, доноры чаще всего указывают, на что именно они дают деньги. Поэтому, получив подарок, университеты уже не вправе делать с ним все, что они пожелают. Правда, непосредственно для финансирования тех или иных программ пожертвования, как правило, не используются: средства вкладывают в один из фондов, а на текущую деятельность идет доход от инвестиций.

Традиционно крупнейшими фондами обладают частные университеты — именно они получают самые большие пожертвования. По данным на конец 2012-2013 финансового года, больше всего средств хранится на счетах Гарвардского университета — 32,7 миллиарда долларов. Вторую строчку занимает Йельский университет: объем его фонда составляет 20,8 миллиарда долларов. Дальше идут Стэнфордский и Принстонский университеты с 18,7 и 18,2 миллиарда долларов соответственно. Замыкает первую пятерку самых обеспеченных американских вузов Массачусетский технологический институт, фонд которого составляет 10,9 миллиарда долларов. Самым богатым государственным вузом (если не считать техасские университетские системы, включающие в себя сразу по несколько учреждений) является Мичиганский университет — на его счетах находятся 8,4 миллиарда долларов, он занимает шестое место в рейтинге.

В соответствии с общепринятой среди американских вузов практикой, на текущую деятельность выделяется примерно пять процентов от среднего размера фонда за последние несколько лет. Очевидно, что чем богаче вуз, тем больше он может потратить денег в абсолютном выражении. Так, Гарвард в 2011-2012 финансовом году выделил на текущие расходы 1,422 миллиарда долларов (.pdf), Йель — 994 миллиона долларов (.pdf), Стэнфорд — 871 миллион долларов (.pdf), Принстон — 720 миллионов долларов (.pdf). Далеко не все учреждения отчитываются, на что именно они используют эти деньги. Например, Стэнфордский университет 29 процентов средств потратил на финансирование научных исследований и учебных программ, 23 процента — на материальную помощь студентам, 19 процентов — на зарплату преподавательского состава и два процента — на обслуживание библиотек. На что именно пошли оставшиеся 33 процента, не уточняется.

Насколько важную роль доходы фонда играют в деятельности того или иного университета, зависит от структуры его бюджета: как правило, инвестиционные отчисления представлены в виде доли текущих доходов вуза. В Гарвардском университете в 2011-2012 финансовом году они составили 35,2 процента от всех заработанных средств, став самой крупной доходной статьей. Второе место в финансовой структуре заняли гранты (21 процент), основным источником которых выступило федеральное правительство. 19 процентов всех доходов пришлись на средства, полученные в качестве платы за обучение, жилье и питание за вычетом предоставленной студентам материальной помощи. Семь процентов составили частные пожертвования на текущие нужды. Остальные 18 процентов доходов были получены из иных источников.

Отчисления из фонда стали главным источником доходов и в Йельском университете: там они также составили 35 процентов от всех заработанных за год средств. Как и в Гарварде, второй по величине доходной статьей стали гранты и контракты, в основном правительственные (25 процентов). Между тем третью строчку (19 процентов) заняли доходы от университетского медицинского центра, в то время как на средства, полученные от студентов (за вычетом материальной помощи), пришлись лишь девять процентов. Четыре процента доходов были обеспечены денежными подарками, один процент — поступлениями от продажи публикаций. Источники еще семи процентов не указаны.

Еще большее значение выплаты из фонда имеют в Принстоне, где на их долю пришлось 46 процентов от всех текущих доходов. Внесенные студентами деньги составили 19 процентов от заработанных вузом средств, гранты на исследования — 18 процентов. Откуда поступили остальные средства, не уточняется.

В Стэнфордском университете отчисления из фонда заняли в структуре доходов лишь второе место, составив 21,9 процента и уступив первую строчку федеральным грантам — на их долю пришелся 31 процент всех поступлений. 13,7 процента доходов обеспечила работа университетского медицинского центра, 12,1 процента — оплата от студентов после вычета оказанной им помощи. На пожертвования пришлось 4,5 процента всех доходов, еще 16,8 процента получены из других источников. Если же включить в расчет систему больниц, которые принадлежат вузу, то самой доходной статьей станет предоставление медицинских услуг — на их долю придется 47,6 процента заработанных за год средств. Что до инвестиционного дохода, то он отодвинется на третье место, составив лишь 12,8 процента.

Для сравнения в государственном Мичиганском университете отчисления из фонда составили всего семь процентов от общих доходов. Больше же всего вуз заработал на предоставлении медицинских услуг, на которые пришлось 44 процента поступлений. Впрочем, схожие схемы можно выявить и в некоторых частных учреждениях. Например, в Корнельском университете, который входит в «Лигу плюща», на отчисления из фонда пришлись всего девять процентов доходов, в то время как главным источниками финансирования стали оплата медуслуг (22 процента), правительственные гранты и контракты (19 процентов), а также плата за обучение, проживание и питание (16 процентов).

Несмотря на то что большая часть данных о финансовой деятельности американских университетов не является закрытой, до широкой публики эти сведения доходят редко. Между тем в прессе регулярно появляется информация о передаче тому или иному институту крупных пожертвований с комментариями, на какие цели они будут направлены. Такие пожертвования в корне отличаются от упомянутых выше добровольных взносов в фонды: деньги, которые предоставляет даритель, используются не для увеличения инвестиционной базы, а пускаются напрямую на тот или иной проект. Особенность таких подарков в том, что сумма не всегда предоставляется немедленно в полном объеме: часто донор передает институту своего рода обязательство перечислить деньги в оговоренные сроки.

Размеры подобных пожертвований могут быть самыми разными — от нескольких тысяч долларов до десятков и даже сотен миллионов, причем некоторые институты получают не по одному такому дару. Например, с начала 2000-х годов только Колумбийскому университету чеки на сумму от 100 миллионов долларов выписывали трижды. В 2006 году университет получил 200 миллионов долларов от фонда, основанного его бывшим выпускником Джеромом Грином, к тому времени уже покойным. Это пожертвование, на тот момент крупнейшее в истории Колумбийского университета, руководство вуза пустило на создание нового научного центра по изучению мозга. Центр должен открыться в 2016 году.

В 2012 году на организацию Института мозга в рамках этого научного центра еще 200 миллионов долларов выделил издатель газеты New York Daily News и журнала U.S. News & World Report Мортимер Цукерман. Наконец, в 2013 году 100 миллионов долларов от владельца инвестиционного холдинга MacAndrews & Forbes Holdings Inc. Роналда Перелмана получила бизнес-школа при Колумбийском университете. Целью этого гранта стало дальнейшее расширение учреждения.

Еще больше — 300 миллионов долларов — в 2008 году передал бизнес-школе при Чикагском университете ее бывший выпускник, бизнесмен Дэвид Бут. По данным вуза, ни одна бизнес-школа в мире не получала столь крупного пожертвования. Ее руководство анонсировало, что использует эти средства на укрепление и расширение преподавательского состава, развитие научно-исследовательских центров и увеличение числа представительств за рубежом.

Крупнейший с начала 2000-х дар достался государственному Орегонскому университету медицинских наук (Oregon Health & Science University). В 2013 году передать учреждению 500 миллионов долларов на развитие новейшей программы борьбы с раком пообещал один из создателей компании Nike Фил Найт. Правда, эти деньги институт сможет получить только в том случае, если за последующие два года сумеет самостоятельно привлечь не меньшую сумму.

Учитывая, какими суммами оперируют американские вузы, вопрос о том, почему они регулярно попадают в топы международных рейтингов, отпадает сам собой. Оставаться лидерами рынка им позволяет широко распространенная в США культура пожертвований. Правда, американским студентам, если только они не показывают значительных успехов в учебе и не получают поощрительные стипендии, не стоит рассчитывать на особо щедрые льготы, а потому студенты вынуждены прибегать к образовательным кредитам. Однако если Бараку Обаме удастся продавить свои последние инициативы и сделать высшее образование более доступным, американские вузы смогут еще больше упрочить мировое лидерство.

Валентин Маков

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(105):

1 234 ... +1
20 +20−0Alex X17:42:18
22/10/2013
1 +2−1Nigilist Foma16:43:11
22/10/2013
хорошие универститеты в сша в основном живут на пожертвования от выпускников
Это плохо? У нас бы выпускники так относились к универам...
У нас кстати не мало детишек чиновников и знаменитых людей учились в Йеле, а тюкают одного Навального.
11 +12−1George Sullivan21:07:02
22/10/2013
-11 +1−12Me Song21:02:01
22/10/2013
а вы не пробовали задуматься, кто составляет рейтинги и, самое главное, по каким критериям?
Ме Сонг » КЛ Ч 3 секунды назад
а вы не пробовали задуматься, кто составляет рейтинги и, самое главное, по каким критериям?
^^^^^^^^^

Вся эа информация совершенно доступна. В рейтинг прежде всего входит научная деятельность и продуктивость, а также размер классов (отношение кол-ва профессоров к кол-ву студентов), профессиональные успехи выпускников, и так далее. Ведущие рейтинги - американский (US News and World Report, британский (QS) и китайский (ARWU). К какому и Вас проблемы и какие?
11 +11−0Денис Ломтев17:35:02
22/10/2013
1 +3−2Vladislav Antonov17:20:03
22/10/2013
Не факт. Стоимость обучения в университете в США очень и очень большая. Для примера :
В среднем, если взять обычный универ (не в Калифорнии или Нью-Йорке) - один семестр будет стоить около 9.000-15.000$. Хотя это тоже зависит от того, резидент ли вы штата в котором находится университет или нет.
Итого, в год, это будет как минимум тысяч 30-40. Многие студенты получают FFSA(вроде так называется) - помощь нуждающимся семьям из бюджета штата(если я не ошибаюсь) + разные мелкие стипендии. Некоторые берут кредит. ВУЗы в США - это не только университеты из Лиги Плюща
ВШЭ " спец. Экономика / Международный институт экономики и финансов" Обучение 480 т.р в год. 15000$!!! В вузе который не входит даже в топ 400, в стране где экономика.... даже можно не продолжать.

Интересно, на сколько обучение соответствует стоимости...
10 +11−1Никита Глушков18:35:09
22/10/2013
-5 +2−7Denis Kukushkin17:27:42
22/10/2013
да.. что-то вспомнилась стипендия в целую... "одну ысясю ублей", после первого получения которой, почти полностью отпало желание что-либо делать сверх необходимого либо интересного )
Потому так и живём. В нормальной ситуации - сначала стулья, потом деньги. А у нас куча халявщиков, которые хотят наоборот.
8 +11−3Ilya Wolf18:03:51
22/10/2013
Наглядное доказательство, что наука может успешно развиваться без государственных расходов.
8 +9−1KL Ch17:48:50
22/10/2013
" Однако если Бараку Обаме удастся продавить свои последние инициативы и сделать высшее образование более доступным, американские вузы смогут еще больше упрочить свое мировое лидерство."

Странный вывод.
Американские вузы занимают лидирующие позиции в мире ВОПРЕКИ своей "малой доступности" . А вот бесплантные высшие заведения из континентальной Европы особых успехов не имеют.
Может не в доступности дело?
7 +9−2Иван22:52:39
22/10/2013
-9 +1−10Водолей Aquarius22:48:12
22/10/2013
Качество обучения не соответствует ценам (любой средний техникум времён СССР давал куда выше качество обучения).
На выходе - узкоспециализированые выпускники, которые трясутся за лицензии для работы/практики.
Так и получается, что врач не может выполнять работу простой медсестры. Так как на медсестру надо учиться отдельно и получать свою лицензию.
Бред, особенно в части соответствия выпускников советского техникума выпускникам Гарварда. Американское образование - лучшее в мире, каковым оно было минимум с середины 20 века.
6 +8−2Кокованя Матвееф00:19:23
23/10/2013
-2 +1−3Водолей Aquarius23:49:20
22/10/2013
Подал заявку, прошёл экзамен - и вуаля.
А тут нет, надо пройти специальный платный курс обучения предварительно. Независимо от уже имеющегося диплома врача.
Потом все эти лицензии надо периодически обновлять, платить за это тоже деньги.
Тебе про Фому, а ты про Ерему. Читай еще раз тему поста. Тема про вузы, а ты про медсестер. Сомнительно, что ты живешь в США, и даже если живешь- сразу видно- не вписался. Образование в США лучше российского, это даже не обсуждается.
6 +7−1Иван23:07:16
22/10/2013
-9 +2−11Водолей Aquarius23:02:23
22/10/2013
Ну зачем мне лауреаты? Я говорю о простой массе людей, которые идут туда, что бы получить образование для работы в обычном мире, а не в мире науки. Простой врач, например. Столько лет проучился, а вот медсестрой работать не может! Вы в СССР могли бы найти примеры такого издевательства, при котором врач не мог бы быть допущен до выполнения процедур медсестры?
Я сам живу в США, сталкивался лично с местным образованием. у меня племянницы прошли университеты США и Канады. Это - звиздец!!! За чт берут деньги??
Про "простой мир" тем более - инженерное, экономическое и подобные образования в США и вовсе вне конкуренции. Грубо говоря, бывают инженеры из MIT, и люди, получившие инженерные дипломы.
6 +6−0Иван23:05:34
22/10/2013
-9 +2−11Водолей Aquarius23:02:23
22/10/2013
Ну зачем мне лауреаты? Я говорю о простой массе людей, которые идут туда, что бы получить образование для работы в обычном мире, а не в мире науки. Простой врач, например. Столько лет проучился, а вот медсестрой работать не может! Вы в СССР могли бы найти примеры такого издевательства, при котором врач не мог бы быть допущен до выполнения процедур медсестры?
Я сам живу в США, сталкивался лично с местным образованием. у меня племянницы прошли университеты США и Канады. Это - звиздец!!! За чт берут деньги??
А зачем врачу в США работать медсестрой? С учетом, что врач - престижная и высокооплачиваемая профессия, получить которую стоит кучу усилий и денег?
К слову, и в СССР, и в России врачи не могут замещать ставки медсестер. Сюрприз.
6 +6−0Иван22:58:24
22/10/2013
-12 +1−13Водолей Aquarius22:55:37
22/10/2013
Оно не может быть лучшим, потому что узкоспециализированное.
Американское образование - паршивое. Но пиар-компания раскрутила это дело хорошо.
Вас кто-то обманул про узкую специализацию.
А для определения качества образования предлагаю простой критерий - берете список лауреатов ведущих научных премий и смотрите, какие университеты они оканчивали. Можете также поступить с авторами топовых международных научных журналов. Все вопросы отпадут.
6 +6−0Иван21:05:54
22/10/2013
-11 +1−12Me Song21:02:01
22/10/2013
а вы не пробовали задуматься, кто составляет рейтинги и, самое главное, по каким критериям?
Один из ведущих рейтингов составляет Шанхайский университет. Критерии открыты, можете ознакомиться.
5 +5−0Разведка Науру01:34:46
23/10/2013
Красивые замки! Уже сама атмосфера способствует обучению!
5 +5−0InQ00:08:32
23/10/2013
0 +3−3Denis Manulik21:11:45
22/10/2013
что за бред? в статье все написано, откуда деньги. на пожертвования может жить церковь или приюты для животных и бомжей, но никак не наука...
Endowment это пожертвование, а не инвестиция. Автор статьи ошибся.
5 +5−0Иван23:11:35
22/10/2013
-9 +0−9Водолей Aquarius23:08:39
22/10/2013
А какое вам или мне дело зачем врач захотел работать медсестрой? Ну вот так он захотел. имеет право? Оказывается нет, не имеет. И у вас даже не возникает вопросов по поводу ненормальности подобной системы.
Современная Россия - это копирка всего западного (часто американского). Причём копирование в самом худшем виде. Так что для меня это не показатель. Для меня показатель -это логика и здравый смысл. Которые в данных случаях просто отсутствует.
Еще раз - в СССР врач также не имел право работать ни медсестрой, ни фельдшером. Замещать - мог. Занять ставку - нет, только если с большим скрипом получал соответствующие корочки. И кандидат ФМН, в общем случае, не мог в школе работать, если у него в дипломе не стоит дополнительная квалификация "учитель". Вот в вузе - пожалуйста, а в школе нет.
5 +6−1Сергей Иванов19:53:25
22/10/2013
0 +1−1Никита Глушков18:34:25
22/10/2013
Экономика какая там - пятая или шестая в мире?
Экономика никакая.
4 +4−0Mr Anderson09:23:38
23/10/2013
0 +1−1Дмитрий Лещенко09:08:10
23/10/2013
Датабейс есть везде, И даже можно найти свежий учебник, который хочет преподаватель но их в библиотеке 2 - 3 шт и дадут если успееш взять на 20 дней. Про электронную версию нового эдишн это лол никто вам не даст скачать новый учебник просто так. Издательства обанкротятся. Старые эдишн бывают в ПДФ в инете, но преподы хотят именно новую свежую версию например эдишн 12 потому, как 11 уже выложили в сети и никто его покупать в пейпер не будет. "В Америке все просто так, кроме денег ;) "
Ни один из преподавателей не был против, если я занимался по эдишн 11 а не 12 например. Ну это в моем случае, где я учился. Тоже самое в школе, мы все прекрасно занимались по старому эдишн и все было нормально. Я получил прекрасное образование в итоге. Как я уже говорил: Америка большая и везде могут быть разные ситуации.
4 +4−0Танюша Демина08:01:02
23/10/2013
-5 +2−7Denis Kukushkin17:27:42
22/10/2013
да.. что-то вспомнилась стипендия в целую... "одну ысясю ублей", после первого получения которой, почти полностью отпало желание что-либо делать сверх необходимого либо интересного )
вас учили бесплатно так-то, еще и приплачивали!
желание у него отпало..
4 +4−0George Sullivan05:18:01
23/10/2013
-2 +2−4Водолей Aquarius02:44:14
23/10/2013
А чего стоят только одни учебники!
Они их часто печатают в уникальных изданиях (под конкретный ВУЗ и конкретный курс) и потом их "обновляют" каждый семестр! Эти книги стоят не дёшево, но согласно американской системе обучения они прям устаревают через несколько месяцев, и следующий студент вынужден идти и покупать новые версии, где поменяли 2-3 предложения.. Или придурок-преподаватель выбрал именно такой учебник (единых учебников то нет). Ну нравится ему такой и всё, хоть ты тресни. А следующий учитель для этого же курса в следующем семестре выберет совсем уже другой учебник.
Это не система образования. Это система производства макулатуры и обеспечение прибылей типографиям.
Водолей Аqуариус 2 часа назад
А чего стоят только одни учебники!
Они их часто печатают в уникальных изданиях (под конкретный ВУЗ и конкретный курс) и потом их "обновляют" каждый семестр! Эти книги стоят не дёшево, но согласно американской системе обучения они прям устаревают через несколько месяцев, и следующий студент вынужден идти и покупать новые версии, где поменяли 2-3 предложения.. Или придурок-преподаватель выбрал именно такой учебник (единых учебников то нет). Ну нравится ему такой и всё, хоть ты тресни. А следующий учитель для этого же курса в следующем семестре выберет совсем уже другой учебник.
>>>>>>>>>>

Совершенно непонятно какие у тебя претензии к американским учебникам. Плохо, что есть выбор учебников? Их тоже не дураки пишут и не дураки выпускают. Попробуй докажи издательству, что тебе нужно выпустить учебник подобный уже существующему на рынке - он покажет тебе кукиш с маслом потому как тоже должны пройти peer review. И издательству совсем нет желания печатаь учебник которые дублирует другие на рынке. Никто не будет дублировать уже существующие учебники и все они чем-то отличаются, зачастую очень многим. И да, каждые 2-3-5 лет для лучших учебников выходит новое более современное и дополненное издание потому как наука не стоит на месте. По мне это гораздо лучше чем совковые учебники написанные старпёрами и не меня ющиеся поколениями. Поверь я обе системы очень неплохо знаю. В общем не тебе совок судить об американской системе образования...
4 +4−0Klapaucjusz Trurl02:02:27
23/10/2013
1 +3−2Vladislav Antonov17:20:03
22/10/2013
Не факт. Стоимость обучения в университете в США очень и очень большая. Для примера :
В среднем, если взять обычный универ (не в Калифорнии или Нью-Йорке) - один семестр будет стоить около 9.000-15.000$. Хотя это тоже зависит от того, резидент ли вы штата в котором находится университет или нет.
Итого, в год, это будет как минимум тысяч 30-40. Многие студенты получают FFSA(вроде так называется) - помощь нуждающимся семьям из бюджета штата(если я не ошибаюсь) + разные мелкие стипендии. Некоторые берут кредит. ВУЗы в США - это не только университеты из Лиги Плюща
Обучение в университете штата стоит от 3 до 15 тысяч долларов в год.
Для резидентов штата список 10 самых дешевых университетов здесь - от $2,952 до $3,942
Ссылка на www.usnews.com

Для не-резидентов список 10 самых дешевых университетов здесь - от $5,921 до $9,654
Ссылка на www.usnews.com


FAFSA - это общая анкета на финанасовую помощь, определяет кто имеет право на что и в каком размере.
Стипендии вудаются самими университетами и частными спонсорами - от полной оплаты с проживанием (full ride) до мелких сум "на книжки" - $500, $1000
Стипендии эти получают более половины студентов, полную стоимость за обучение редко кто платит; при представлении стипендии учитывается социально-экономическое положение, оценки, достижения, доходы итд.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь