„ | Смотрел в оригинале, множество шуток нельзя перевести на русский. Это и игры слов и культурные феномены. Если понравились предыдущие фильмы, то и этот заставит улыбнуться. Темп не тот, но все равно не плохо) На инглише естественно) | “ |
На российские экраны выходит фильм «Армагеддец» (The World’s End?) — долгожданный, потому что завершает комедийно-пародийную трилогию «Кровь и мороженое» режиссера Эдгара Райта и актеров Саймона Пегга и Ника Фроста. «Лента.ру» попыталась разобраться, насколько удачно фильм продолжил и закруглил ее линии в формальном и философском планах (и, вероятно, не смогла удержаться от спойлеров).
Главные герои картины — пятеро друзей детства. В юности они посвятили одну ночь жизни попытке обойти все 12 пабов своего провинциального города, однако так и не дошли до последнего, который называется «Конец света», или «Армагеддец». Затем выросли и разъехались все пятеро — но повзрослели лишь четверо: герой Саймона Пегга Гэри Кинг, бывший неформальный лидер пятерки, так и не остепенился, а к его инфантильным качествам добавились и остро асоциальные. Та ночь осталась лучшим воспоминанием в жизни Кинга; он собирает всех вместе, чтобы вернуться в родную дыру и вернуть себе молодость, пройдя-таки алкогольный маршрут целиком. Как всегда в таких случаях и бывает, герои проходят испытания прерванной дружбой и внеземным нашествием.
Каждый фильм из трилогии пародирует по одному жанру киноблокбастеров. «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead, 2004) был данью уважения survival-хоррорам и лично Джорджу Ромеро; «Типа крутые легавые» (Hot Fuzz, 2007) блестяще препарировали жанр полицейского бадди-муви, вроде «Плохих парней» или «На гребне волны». На этот раз объект рефлексии — инопланетная антиутопия, смесь научной фантастики с фильмом-катастрофой.
О том, что третья часть трилогии будет «Концом света», ее поклонникам было известно давно. Сценаристы Райт и Пегг отрабатывают заявленную в названии тему старательно — и из-за этого, увы, фильм кажется выполнением формальной задачи: ему очень не хватает жанровой дерзости первых двух фильмов. «Армегеддец» насыщен прямыми отсылками к ним, вроде прыжка через забор или мороженого Cornetto. Поклонники, конечно, узнают их легко и с радостью, но остальных зрителей цитаты вряд ли развлекут. Первые кадры пытаются повторить феноменальный монтаж зачина «Легавых» — однако не выдерживают темпа и выдыхаются, словно постаревшие герои самого фильма.
Хуже того, этой комедии можно бросить самый горький упрек: не всегда, но часто «Армагеддец» просто несмешон. Точнее, реплики тщательно прописаны, сюжетные рифмы продуманы, трюки правильно расставлены — однако все эти достоинства оборачиваются недостатками, если вспомнить, как предыдущие фильмы трилогии, препарируя жанровые схемы, демонстрировали непредсказуемость и изобретательность каждые тридцать секунд. С комическими сражениями просто беда: кажется, что Фрост и Пегг, раньше сыпавшие оригинальными находками, теперь отдали эти сцены профессиональным сценаристам, уже сочинившим их по сто штук. Смешная драка в туалете выглядит типичным упражнением в жанре «Смешная драка в туалете»; ничего равного ни обезглавливанию зомби виниловыми пластинками, ни тарану мясного отдела супермаркета на покупательских тележках здесь нет.
Можно было понадеяться на общую атмосферу фильма, но и тут не все гладко. В «Зомби» и «Легавых» фантастически обаятельны были даже самые отрицательные персонажи; харизма Пегга и Фроста работает и здесь, но остальных протагонистов полюбить можно с трудом. Вроде бы ты должен сочувствовать им, как попавшим в неприятности дуралеям из молодежных комедий, однако возраст украл у героев обаяние непутевости. Замена одного Бонда на другого — тоже больше формальный прием, Пирсу Броснану в новом фильме не дали разыграться, как Тимоти Далтону в «Легавых». Создатели ленты пытаются сымитировать былой кураж, словно его герои пытаются вернуть молодость; и у тех, и у других получается это лишь частично.
Однако несправедливее всего было бы оценивать «Армегеддец» только по тому, насколько в нем реализован комический потенциал, то есть как обычную комедию. В конце концов, это не на словах, а действительно финальная часть трилогии, и важно еще и то, насколько фильм оформляет ее в цельное высказывание.
А оформлять есть что. Предыдущие два фильма были хороши не только своим ярким юмором и отвязной работой с культурными стереотипами. В них был и гуманистический посыл, который делал их настоящим кино, а не просто комедиями. В «Зомби по имени Шон» оказывалось, если упрощать, что зомби тоже люди — и наоборот:деточка, все мы немножко зомби, каждый из нас по-своему зомби. В результате зомби-эпидемия не слишком-то меняла жителей провинциального городка; наиболее странные из них — асоциальные гики — оказывались наиболее подготовленными к зомби-апокалипсису; ну а искрометная шутка в конце доказывала, что ожившие мертвецы и выжившие люди вполне могут уживаться друг с другом.
Зомби стали яркой и многогранной метафорой; но в «Крутых легавых» Райту с Пеггом не пришлось даже прибегать к метафорике, чтобы художественными средствами отстоять право человека быть непохожим на других. Главный герой-полицейский непохож на всех тем, что по-настоящему идеален — и не находит себе места ни в несовершенной полиции, ни в несовершенном быту. Однако настоящими злодеями оказывались не жители неидеального мира, а, напротив, адепты прекрасного: те, кто хотел распространить стерильное совершенство на всех вокруг. Столь милая герою правильность при переносе с индивидуального в социальное оказалась нетерпимой, тоталитарной и, что хуже всего, ханжеской — при тотальной уравниловке идеальными членами общества оказываются самые ничтожные. Им герои со странностями и дали бой.
«Армагеддец», конечно, о том же — о праве быть несовершенным, то есть нестандартным. Да, абстрактное Добро ex machina здесь пытается причесать людей под одну идеальную гребенку, а герои протестуют против нормы, как и полагается пьяным. Однако дальше создатели фильма ставят жанровый эксперимент, чтобы задать старый вопрос по-новому. Что если внеземной разум, обустраивающий Землю согласно собственным представлениям о пользе, будет не слишком упорствовать в своем насильственном облагодетельствовании — а внимательно посмотрит на людей, настаивающих на своем несовершенстве, и скажет: «Да пошли вы *****»?
Тут-то и начинается Армагеддец. И дело не столько в его апокалиптической составляющей — в конце концов, люди могут обойтись и без последних достижений технологии, которыми их одарили захватчики. Создатели фильма ставят вопрос о социальной — и экзистенциальной — адаптации обломков бывшего благоденствия. Приговор человечеству неутешителен: больше всего люди, получившие свободы сполна, похожи на зомби из первой части трилогии; и теперь уже в защите от них нуждаются их бывшие благодетели. На вопрос «Стоит ли то, что мы приобрели, того, что мы потеряли?» с уверенностью утвердительно отвечает лишь инфантил и сорвиголова Гэри Кинг, нашедший вторую молодость после Конца Времен; но и с ним солидаризироваться вряд ли захочет каждый.
Иными словами, «Армагеддец», проигрывая первым частям трилогии в темпе и лихости, оказался парадоксальнее, философичнее и жестче. Не самые лучшие, наверное, качества для комедии о бархоппинге; но ведь и паб «Конец света» — это вам не рюмочная «Второе дыхание».
Кирилл Головастиков
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
8 +8−0 | Dron Dronchik | 20:43:03 17/10/2013 |
Смотрел в оригинале, множество шуток нельзя перевести на русский. Это и игры слов и культурные феномены. Если понравились предыдущие фильмы, то и этот заставит улыбнуться. Темп не тот, но все равно не плохо) На инглише естественно) |
7 +7−0 | Yury Shipov | 09:38:55 18/10/2013 |
Шикарная трилогия! "Зомби по имени Шон" и "Типа Крутые Легавые" подарили море удовольствия в свое время, отменный британский юмор и отличные актеры. Ни за что не пропущу новое творение "The World's End" Пегга, Фроста и Райта. P.S. Локализаторы идиоты. |
6 +7−1 | Антон Леонтьев | 09:59:06 18/10/2013 |
Чего я не ожидал, так это того, что автор рецензии на ОДИН фильм умудрился заспойлерить ТРИ фильма. Это не каждому по силам. Браво. |
3 +3−0 | Kater Murr | 11:29:03 18/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Ну что Вы, что Вы, какая же это Америка, Вы только вглядитесь в эти лица: Пегг, Фрост, Фримен. Речь идёт о тонком британском юморе, а не об американском туалетном. Но "тонкость" доступна только в оригинале. |
3 +5−2 | Алексей Сулима | 19:15:36 17/10/2013 | ||||||
| ||||||||
НА самом деле, "ТИпа крутые легавые" очень хороший фильм...Армагедец не смотрел, но скачаю))) |
3 +3−0 | Родриго Мексо | 17:45:18 17/10/2013 | ||||||
| ||||||||
ПАПА!? это ты с кем сейчас разговариваешь??? |
2 +2−0 | Владислав Иванов | 09:35:58 18/10/2013 |
Плохая рецензия на отличный фильм. |
1 +1−0 | Петр Иванчиков | 11:47:45 18/10/2013 |
Обязательно пойду. Фильмы с Саймоном Пегом, это отличный юмор, "Невероятный страх перед всем" так вообще шедевр... |
1 +1−0 | Антон Казаков | 20:34:39 17/10/2013 | ||||||
| ||||||||
"Типа крутые легавые" приличная комедия. Очень даже. |
0 +0−0 | Andrei Uvarov | 12:59:59 18/10/2013 |
Эдгар Райт мастер. Hot Fuzz великолепен. Scott Pilgrim vs The World - шедерв. |
0 +0−0 | Петр Иванчиков | 11:50:06 18/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Смотрим в оригинале ) |
0 +0−0 | Арагорын Араторнулы | 06:37:20 18/10/2013 |
чего-то действительно не хватало в этом фильме |
0 +0−0 | Bruce Almighty | 05:08:59 18/10/2013 |
имхо, "Пол" больше подходит для заключительной части трилогии, а "Армагедец", конечно , уже не тот... |
0 +0−0 | Александр Дерендяев | 23:41:14 17/10/2013 | ||||||
| ||||||||
говорят, откроют еще |
-1 +0−1 | Борщев АН | 23:23:28 17/10/2013 |
жаль что "Второе дыхание" закрыли |
-3 +1−4 | Андрей Белоусов | 05:32:22 18/10/2013 |
что за заумщину автор нес,никто не пояснит? нельзя простым языком? х..во,мол-или зае..сь! а то начинает-вот раааньше.... я тоже недавно терминатор 1 пересмотрел и удивился-а чего в нем было такого?! а потом понял,что я сам уже терминатор-в другом времени,с другими понятиями и прошивкой-вот мне и тоскливо и неинтересно стало от своего щенячего прошлого ужаса! вывод-не надо серии смотреть по отдельности,перед смертью дедушкой посмотри все сразу-и будет тебе счастье |
-5 +0−5 | Jforum Paramonov | 20:22:54 17/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Согласен, фильм ужасное говно.. как на такое деньги выделяют? Мир перевернулся с ног на голову. |
-7 +2−9 | Сергей Яковлев | 19:37:06 17/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Не советую - г.. еще то... |
-7 +3−10 | Ready Go | 17:50:36 17/10/2013 |
Редкостное дерьмо, ушел с сеанса на полчаса раньше окончания. |
-12 +3−15 | Comrade Mauser | 18:22:15 17/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Уже 20 лет всё учат "дарагих расиян" , что западное дерьмо пахнет фиалками. А они по-прежнему больше доверяют собственному обонянию. Я в смысле "браво" , если чё. |