Отечество, предание, геройство

20:00 03/10/2013 Наука и техника
Том Клэнси, 1992
Том Клэнси, 1992

В США на 67-м году жизни скончался Том Клэнси — автор остросюжетных шпионских бестселлеров, создатель «американского Джеймса Бонда» — сотрудника ЦРУ Джека Райана, который успешно перекочевал из книг в кино, — и самый успешный литератор в истории индустрии видеоигр. Клэнси умер в Балтиморе — где родился и он сам, и его главный персонаж.

Клэнси написал 17 бестселлеров из списка The New York Times, а славу ему принес уже первый из них, экранизированный вскоре после публикации, — «Охота за „Красным октябрем“» (1985) о побеге советской атомной подлодки к берегам США. Уже там появляется Райан, которого Клэнси называл впоследствии «улучшенной версией самого себя» — улучшенной потому, что слабое зрение не испортило ему госслужбу. Дальше были «Игры патриотов», «Кремлевский кардинал», «Прямая и явная угроза» и многие другие книги-блокбастеры.

Жанр, в котором работал писатель, прозвали технотриллером. Остросюжетный роман Клэнси, в отличие, например, от нуара, помещался не в бытовую, частную, а в историко-политическую перспективу. Шпионская интрига окружалась не подробностями личной жизни ее участников, а описаниями жизни политической — ведь надо было объяснить, за кем и почему приходилось шпионить. А лучшей атмосферы, чем «холодная война», американскому автору политического триллера было не найти.

Клэнси изображал мир, в котором Америка, будучи совершенно в своем праве и в полном преимуществе, как техническом, так и моральном, все равно постоянно подвергалась иностранной непонятной — и оттого еще более страшной — угрозе. Но героями Клэнси были спецслужбисты — те, для кого, в отличие от простых американцев, противостояние сверхдержав было не тревожным фоном существования, а ежедневной работой — и оттого простые парни казались скромными богами, удерживающими мир от сползания в хаос. Таким образом, шпионский роман скрещивался с историческим. За счет обилия политической специфики в тексте читатель Клэнси как бы становился очевидцем этих подковерных игр и незримого противостояния — а получая необходимую информацию, научался меньше бояться, канализируя страх перед неизвестным в тревогу за любимых персонажей.

В романах Клэнси подробно написано, как шпионить — они нагружены, если не перегружены, техническими подробностями. Схожие по насыщенности описания встречаются, пожалуй, лишь в научной фантастике, однако функция у них совсем другая. Фантасты, описывая придуманные ими космические организмы и механизмы, создают у читателя иллюзию правдоподобности — которой, конечно, и близко быть не может. Хороший фантаст описывает несуществующие машины так, что они в своих подробностях выглядят столь же реально, как уже доступные человеку сверхтехнологии. Клэнси же, напротив, писал про реальные возможности техники так подробно, что у читателя создавалось ощущение фантастического всемогущества спецслужб:

— Чтобы воспользоваться новой системой совершенствования снимков, Джек, нам нужна камера, которой произвели фотографирование.
— Я знаю. — Райан извлек фотоаппарат из кармана пиджака. — Это усовершенствованная дисковая камера «Кодак», по мнению сэра Базила, последнее слово в шпионской фотосъемке, плоская и делает снимки отличного качества. Ее, как он сказал, можно спрятать в кисете для табака.
— Откуда ты знал, что нам понадобится камера?
— Вы хотите сказать, когда Сомерс пользуется лазерами, для того чтобы...
— Райан! — рявкнул адмирал. — Что тебе известно об этом?
— Не волнуйтесь, сэр. Помните еще в феврале меня пригласили для обсуждения проблемы новых пусковых шахт для ракет СС 20 на китайской границе? Там присутствовал Сомерс, и вы попросили меня отвезти его в аэропорт. По дороге он принялся восторженно болтать об этом великом открытии, над которым будет работать на Западе, и не переставал говорить до самого порта Даллеса. Из того немногого, что я понял, Сомерс пропускает лазерные лучи через объектив фотоаппарата и получает математическую модель объектива. В результате он может взять экспонированный негатив, разложить изображение на первоначально поступающие в него световые лучи и затем с помощью компьютера прогнать изображение через теоретически смоделированный на нем же объектив для получения идеального снимка. Впрочем, не исключено, что я что-нибудь и напутал. — По лицу Грира он видел, что все понял правильно.
(Цитата из «Охоты за „Красным октябрем“» в переводе Игоря Почиталина).

Описание технических достижений опять-таки делало читателя инсайдером: он словно погружался в работу разведчиков, чувствуя, что ситуация под их контролем. Осведомленность автора в ТТХ, которые вводятся в текст романа, словно заклинания, должна была зачаровывать читателя, подспудно также трансформируя жанр — шпионско-политические триллеры становились еще и военными. Заметим в скобках, что от осмысленных описаний у Клэнси не так далеко до обесцеливания детализации у писателей вроде покойного автора трилогии «Миллениум» Стига Ларссона, который ничтоже сумняшеся пишет про свою Лисбет Саландер:

Легко догадаться, что ее интересовал самый лучший вариант: только что появившийся «Эппл пауэрбук Джи-4/1.0» в алюминиевом корпусе, с процессором «Пауэр ПК-7451» и «Алтивек вилосити инджин» на 960 мегабайт и жестким диском в 60 гигабайт. К нему прилагались гарнитура «Блю тус» и встроенный CD- и DVD-плеер. Этот ноутбук, первый в мире, имел семнадцатидюймовый экран с графикой NVIDIA и разрешение 1440 на 900 пикселей, которое потрясало сторонников «ПК» и превосходило все имеющееся на рынке.(Цитата из «Девушки с татуировкой дракона» в переводе Анны Савицкой).

Однако пока прием еще не выродился в консюмеристскую листоманию, он производил немалый эффект. По воспоминанию Клэнси, однажды министр военно-морских сил США Джон Леман спросил у него — кто же, черт возьми, слил ему секреты американской военной техники?! Никто, вынужден был разочаровать военного писатель: всю информацию он добыл сам в справочной и специализированной литературе, а также в разговорах со знатоками; посещая военные базы и Пентагон, общаясь с генералитетом, Клэнси подчеркивал, что не интересуется засекреченной информацией. Несомненно, все это требовало больше труда, чем нужно, чтобы описать «Эппл пауэрбук Джи-4/1.0»; Клэнси — писатель из той эпохи, когда журналистское трудолюбие еще считалось за писательскую добродетель.

Том Клэнси был патриотом, консерватором и республиканцем. Собственно, своей славой он был обязан верности линии партии: Рональд Рейган в 1984 году на всю страну рассказал, какая прекрасная книга эта «Охота за „Красным октябрем“» и как он не мог от нее оторваться. Глава государства и стал трамплином страхового агента Клэнси, с которого тот попал в авторы бестселлеров. Прозаик отплатил своему благодетелю, посвятив роман «Слово президента» (1996) «Рональду Уилсону Рейгану, 40-му президенту США, человеку, который выиграл войну». Еще не раз он посвятит свои книги политикам-консерваторам; и тем удивительнее всему миру было слышать слова убежденного республиканца, сказанные в оправдание ислама сразу после 11 сентября. Впрочем, одновременно он обрушился на своих либеральных оппонентов, которые своей критикой не давали жизни ЦРУ и таким образом, по мнению Клэнси, должны взять на себя часть вины за гибель людей.

Книги Клэнси — тоже патриотические; он смог создать миф об Америке, техническое могущество которой соответствует могуществу политическому. Плоть от плоти идеологии и главный герой Клэнси Джек Райан: бывший пехотинец и инвест-брокер, сотрудник Военно-морской академии, а затем и ЦРУ, финансово самостоятельный, с блестящим образованием и диссертацией, с женой — глазным хирургом и четырьмя детьми — и при этом еще и герой. Райан — воплощение романтического истеблишмента (истеблишмента, но романтического), республиканской героики. Персонаж-эмблема оказался настолько удачен, что обогнал своего создателя, примерно как Джеймс Бонд — Яна Флеминга, и получил известность, о какой настоящий разведчик не может и мечтать. Произошло это, в частности, благодаря кино — ЦРУшник оказался привлекательным для Голливуда; его доверяли сыграть Алеку Болдуину, Харрисону Форду и Бену Аффлеку — актерам, с одной стороны, уже известным, а с другой стороны — получившим окончательное одобрение американского истеблишмента, официальное разрешение представлять его на голубом экране. Предельно символично и то, что в кино Райан зажил отдельной жизнью — отдельной от Клэнси. Сейчас Кеннет Брана снимает новый фильм «Теория хаоса», не основанный ни на одном из романов писателя; голливудские сценаристы освоили героя Клэнси целиком, решив, что сами найдут ему правильное применение.

Напоследок скажем о самом необычном — и, возможно, самом известном — амплуа Тома Клэнси. История его взаимоотношений с игровой индустрией началась еще в1980-х годах. Первой игрой, с которой он был связан, оказался симулятор подводный лодки для Amiga, Commodore 64, Apple II и других популярных платформ того времени. Он носил название — естественно — «Охота за „Красным Октябрем“». Клэнси лицензировал эту игру всего через три года после издания романа. Забавно, что через три года после релиза игры состоялась премьера одноименного фильма, и в том же году в продажу поступила еще одна игра под тем же названием, спровоцированная уже кинолентой. В отличие, однако, от первой, она вышла на консолях и была не симулятором подводной лодки, а классическим сайд-скроллером.

Но по-настоящему глубокий вклад в историю компьютерных и видеоигр Клэнси внес во второй половине 1990-х. Первой игрой, в разработке которой он принял непосредственное участие, стал симулятор подводной лодки типа «Лос-Анджелес» Tom Clancy’s SSN, основанный на его одноименном романе. Над ней он работал вместе с программистом Дэвидом Аланом Смитом, чью игру The Colony Клэнси знал и любил, а также вместе со своим другом Дагом Литтлджонсом, бывшим командиром подводной лодки, который тридцать лет прослужил на флоте. Игра вышла в 1996 году, и тогда же Клэнси и Литтлджонс основали овеянную славой студию Red Storm Entertainment.

Несмотря на почти полное отсутствие опыта, сразу после разработки новая студия замахнулась аж на четыре проекта. Что примечательно, им почти удалось выполнить этот план — из четырех запланированных игр отменена была лишь одна. Две из трех выпущенных (Tom Clancy’s Politika и Dominant Species), правда, особой популярностью не пользовались, но зато третья стала хитом, который навсегда изменил ландшафт военных шутеров и принес Тому Клэнси и его команде и деньги, и вечную славу. Речь идет, конечно же, о вышедшей в 1998 году первой части Rainbow Six.

В отличие от большинства популярных шутеров того времени, Rainbow Six была стильной, умной, интересной, абсолютно безжалостной к игроку. Она требовала не только умения стрелять, но и хорошо развитого стратегического мышления. Сразу после ее выхода стало ясно, что именно этого и не хватало рынку тогдашних компьютерных игр, и Red Storm очень быстро выпустила первое дополнение с новыми миссиями, а всего через полтора года после релиза представила сиквел Tom Clancy’s Rainbow Six: Rogue Spear.

Успех игр Red Storm привлек внимание издательства Ubisoft, которое и выкупило студию и права на все ее серии в 2000 году. В последующие годы основанная Томом Клэнси компания, превратившаяся затем в Ubisoft Red Storm, запустила еще одну культовую серию, которая получила название Ghost Recon.

Однако, несмотря на то что под именем Тома Клэнси вышло более пятидесяти игр (помимо Ghost Recon и Rainbow Six под этим брендом выпускались HAWX, Endwar и серия Splinter Cell), прямого участия в разработке большинства из них писатель не принимал. Официально считалось, что он придумывает общую идею игры, а над ее реализацией (то есть над сюжетом, механикой и так далее) работают другие. Насколько он на самом деле участвовал в разработке более поздних игр, сказать невозможно, однако это не мешало Ubisoft подписывать его именем свои наиболее амбициозные проекты. В 2008 году компания окончательно закрепила за собой эту привилегию, выкупив у писателя право на использование его имени и фамилии в названии игр. В какую сумму издательству обошлось имя писателя, неизвестно до сих пор.

Кирилл Головастиков
Надежда Вайнер

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(54):

1 2 3+1
1 +1−0Capitan Nemo13:14:54
04/10/2013
3 +4−1Anton Timohin12:44:28
04/10/2013
согласен. но объективных оценок СССР от своих трудно дождаться. кто-то перебрался на запад за лучшей колбасой, кто-то остался и не приспособился. поэтому будут и ругать, и хвалить Союз, но главное чтобы за дело, чтобы сделать выводы и взять все самое лучшее, что было и выбросить плохое. а иначе это тупой холивар.
плюс вам.
1 +3−2Anton Timohin12:40:09
04/10/2013
-3 +4−7San Base23:25:32
03/10/2013
Борис, а вам не приходило в голову, что "если бы не Союз", то второй мировой войны вообще не было бы? И "лихих 90-х", которыми все стращают, тоже не было. А была бы богатая страна, которую уважали бы а не боялись , как гопника с ножом в темном переулке.
еще один резуноид. вам не надоело писать чушь про то, что СССР развязал 2 мировую? всем все уже давным-давно известно и разжевано как для детей младшей школы, а вы все хаити Союз во всех бедах. понимаю вас раньше не пускали за колбасой на запад, вот вы и ругаетесь на Союз. пригрела вас Канада, рад за вас, но не надо тут чушь нести.
1 +1−0Capitan Nemo08:56:36
04/10/2013
0 +4−4Марк Короневский22:19:34
03/10/2013
я читал "red storm rising".
посмотрим, что придумают у нас, когда нефтяной колосс на
глиняных ногах начнет заваливаться. качаться он уже начал - первые звоночки прозвучали. пенсии вот. секвестры. тарифы.
на нато-то вряд-ли нападут, там денежки, домики и семейки.
это называется маневр! =)))))))
1 +2−1Capitan Nemo08:53:34
04/10/2013
-3 +4−7San Base23:25:32
03/10/2013
Борис, а вам не приходило в голову, что "если бы не Союз", то второй мировой войны вообще не было бы? И "лихих 90-х", которыми все стращают, тоже не было. А была бы богатая страна, которую уважали бы а не боялись , как гопника с ножом в темном переулке.
От это у вас выводы широкие! Давайте вслед за кленси альтернативную историю! навешайте еще клюквы как все ужасно было в СССР. Чего бы еще не было?
1 +2−1Анатолий Н08:49:20
04/10/2013
Большинство написанного просто глупости.

Никакой беллетристики и никакого Голливуда Клэнси не менял, написал несколько посредственных романов "в тему" о Великой Америке и ее великих героях. Фабулы романов банальны, перегружены ненужными подробностями, просто человек "оказался в нужно время и в нужном месте"

А стоны о упокоении "великого" который радовался бы когда на нас ядребатоны стали падать - вообще маразм. Думать немножко надо


1 +2−1Старый Пожарный02:47:10
04/10/2013
Очень жалко. Прекрасный писатель был - Ссылка на www.newsli.ru
Земля ему пухом...
1 +9−8Boris Solopin21:43:49
03/10/2013
-6 +10−16Dead Account 0120:26:17
03/10/2013
СССР - это и есть дерьмо. При этом очень вонючее дерьмо
Угу, разбежался. Таких тупых сченков вообще не спрашивали. Твой разум настолько убог, что Союз в твоем, сченковском, понимании, не политический строй, а целая эпоха в истории нашего народа.
Кстати, если бы не Союз, ( жертвы и героизм миллионов человек) твои бы предки удобряли поля в виде золы из печей концлагерей.
0 +0−0Аюр Санданов11:48:45
11/10/2013
2 +3−1Андрей Иванов18:10:44
06/10/2013
Конечно, популярность Клэнси много говорит о литературном вкусе американцев. При всем уважении к писателю, вменяные жители планеты Земля знакомы с маэстро исключительно по надписям в главном меню в некогда шедевриальной серии "Радуги".
Популярность Роя и Донцовой говорит о литературном вкусе россиян? ) Я к тому, что, может быть, не стоит бросаться такими обобщениями.
0 +0−0Capitan Nemo16:53:16
07/10/2013
0 +1−1Марк Короневский18:22:46
04/10/2013
это вы не поняли просто, о чем речь. а предыдущий оратор кратко и в слегка перевраном фабулу сей книги описал.
спасибо. действительно не понял
0 +1−1Марк Короневский18:22:46
04/10/2013
1 +1−0Capitan Nemo08:56:36
04/10/2013
это называется маневр! =)))))))
это вы не поняли просто, о чем речь. а предыдущий оратор кратко и в слегка перевраном фабулу сей книги описал.
0 +0−0Григорий Белов11:06:46
04/10/2013
4 +4−0Anton AVP Pavlov09:08:37
04/10/2013
Это его книжек многие в пиндосии срали кирпичами. Уж очень реалистично он описывал атаки медведей на нимиц:)
Было дело.. (:joy:)
0 +2−2Константин Гордецкий09:49:32
04/10/2013
0 +4−4Марк Короневский22:19:34
03/10/2013
я читал "red storm rising".
посмотрим, что придумают у нас, когда нефтяной колосс на
глиняных ногах начнет заваливаться. качаться он уже начал - первые звоночки прозвучали. пенсии вот. секвестры. тарифы.
на нато-то вряд-ли нападут, там денежки, домики и семейки.
Вы про США? Да шатается, но навряд ли упадёт, хотя конечно движутся к диктатуре семимильными шагами.
0 +0−0Guerra Liberrta06:55:45
04/10/2013
"milligal anomalies..."
0 +5−5Юлиан Пригожин23:09:13
03/10/2013
5 +7−2TheEvgenOFF19:19:15
03/10/2013
Талантливый... Талантливый русофоб.
Чертос два талантливый,выбранный из списка писака,которого сделали знаменитым))Сейчас с кино тоже самое,что не фильм за последние 3 года,то русские злодеи)Сейчас покупаются проще,зачем одного покупать когда можно фильмы через студии заказывать)
0 +4−4Марк Короневский22:19:34
03/10/2013
2 +4−2Сергей Кузнецов21:54:00
03/10/2013
Есть у Клэнси интересная книжка - "Красный шторм". Аннотация к ней звучит примерно так. Азербайджани чуркас дистрой э бензоколонка соу бэд рашн комрадс аттак гуд американ гайз виз зе вэпонс оа найнтин сенчури бат зей веа дифитед дью ту героик страггл оф зе фри ворлд! Примерно в таком стиле он и писал - интересно, но читать смысла нет.
я читал "red storm rising".
посмотрим, что придумают у нас, когда нефтяной колосс на
глиняных ногах начнет заваливаться. качаться он уже начал - первые звоночки прозвучали. пенсии вот. секвестры. тарифы.
на нато-то вряд-ли нападут, там денежки, домики и семейки.
0 +1−1Марк Короневский21:16:03
03/10/2013
farewell...
0 +0−0Расул !!!20:58:46
03/10/2013
на канале дискавери видел его часто
0 +0−0Фрол Пивоваров20:20:28
03/10/2013
Статья не столько о том, какой хороший Клэнси, сколько о том, какой плохой Стиг Ларсон. Вот зачем от вообще тут?
0 +4−4Веселин Мазгалов19:59:44
03/10/2013
5 +7−2TheEvgenOFF19:19:15
03/10/2013
Талантливый... Талантливый русофоб.
Просто - американский патриот!
-1 +3−4Tim Yushko10:09:21
04/10/2013
,Смешно читать дифирамбы писателю, в чьих книгах "развесистой клюквы" было больше, чем в голливудских фильмах.
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь