Как решит шеф

17:17 03/10/2013 Бывший СССР
Виктор Янукович и Юлия Тимошенко
Виктор Янукович и Юлия Тимошенко

Чем меньше времени остается до саммита ЕС «Восточное партнерство», который пройдет в Вильнюсе в ноябре этого года, тем больше догадок и предположений высказывается по поводу того, готов ли президент Украины Виктор Янукович рискнуть и пожертвовать относительно спокойной жизнью, выпустив из колонии Юлию Тимошенко. В конце концов, именно освобождение некогда самого рейтингового оппозиционного политика Украины Брюссель называет главным условием для подписания между республикой и ЕС соглашения об ассоциации (а также соглашения о зоне свободной торговли). А ради этого Янукович испортил отношения даже с Кремлем.

На днях бывший советник Януковича, депутат Партии регионов со стажем Анна Герман, которая во времена не столь давние была главной «говорящей головой» команды нынешнего президента, сделала довольно категоричное заявление. Она выразила уверенность, что в случае подписания пакета документов с ЕС Янукович «облегчит судьбу своей оппонентки», и пообещала навсегда уйти из политики, если ее прогноз не сбудется. «Я готова прийти и сказать: "Я навсегда ухожу из политики, я ошиблась в этом человеке". Но я знаю этого человека более восьми лет... Думаю, что моя вера в него имеет основания», — подчеркнула Герман. Впрочем, ее слова вряд ли были восприняты всерьез на Западе, где не устают повторять, что хотели были увидеть «облегчение участи» Тимошенко не после ноябрьского саммита, а до него.

Искренняя уверенность Герман в ее шефе впечатляет, но речь в данном случае идет не об абстрактном «покращении» жизни украинцев, а о том, чтобы дать свободу конкретному человеку, который (и в этом мало у кого есть сомнения), выйдя на волю, немедленно примется расшатывать ситуацию в стране. Несмотря на уже почти двухлетнее заключение, числу сторонников Тимошенко может позавидовать большинство оппозиционных политиков.

Более того, по-видимому, только осужденной на семь лет Тимошенко и удалось избежать обвинений в потворствовании интересам Банковой. И националистическая «Свобода» Олега Тягнибока, и «УДАР» Виталия Кличко, и даже лидеры нынешней «Батькивщины» в лице Арсения Яценюка и Александра Турчинова, кажется, совсем разуверившиеся в возможности противостоять Януковичу, периодически попадают под подозрение в том, что все их шаги рассчитывает администрация президента.

Однако еще до выступления Герман другой известный украинский политик Тарас Чорновол, в 2004-м году — руководитель штаба Виктора Януковича перед переголосованием второго тура президентских выборов, а впоследствии — примерный «регионал» (лишь в 2009-м его исключили из парламентской фракции Партии регионов, что Чорновол счел личной местью Януковича за критические публикации депутата в прессе о переговорах с фракцией Блока Юлии Тимошенко), сделал еще более любопытное заявление. По словам Чорновола, Янукович дважды готов был отпустить Тимошенко на лечение за границу (экс-премьер страдает от межпозвоночной грыжи, которая надолго приковала ее к постели), что фактически означало бы ее освобождение.

«Я точно знаю, что уже два раза президент принимал позитивное решение по этому вопросу. Но потом все срывалось. Первый раз эту идею непосредственно подал я и активно отстаивал это предложение. Даже поддержку в Верховной Раде удалось найти. Но за одну ночь все изменилось, и тему закрыли», — рассказал Чорновол. Во втором случае, по его словам, Янукович согласился отпустить Тимошенко во время пребывания на Украине миссии Европарламента в составе Пэта Кокса и Александра Квасьневского.

«Как мне известно, — поделился политик, — решение было принято практически окончательно: согласился Янукович, согласилась Тимошенко, согласилась Германия принять экс-премьера. Все шло прекрасно, пока миссия не уехала. Как только они покинули Украину, за ними вслед из Киева ушло новое условие: Янукович поставил вопрос, чтобы кто-то из высшего эшелона чиновников Европейского Союза уровня Ангелы Меркель гарантировал, что Тимошенко не будет в Германии заниматься политической деятельностью». По словам Чорновола, это требование президента и «похоронило переговоры».

20 сентября на открытии 10-го Ялтинского экономического саммита Януковичу пришлось отбиваться от оппонентов в лице украинских оппозиционеров и европейских политиков, которых судьба Тимошенко, казалось, волновала намного больше, чем все остальные вопросы повестки дня. Президент не упустил случая напомнить, что газовые контракты с Россией (за превышение должностных полномочий при их подписании Тимошенко и получила семь лет колонии) обернулись для Украины фантастическими убытками — до 20 миллиардов долларов. Отвечая же по сути вопроса, президент повторил свою привычную мантру: вопрос об экс-премьере «должен быть найден в законодательном поле».

Наконец, в среду, 2 октября, в интервью «Украинской правде» представитель президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко сообщил, что наиболее реалистичным вариантом освобождения Тимошенко среди тех, которые рассматривает Янукович, является ее отъезд за границу. «Среди нескольких сценариев, которые озвучивали в Ялте, версия о лечении за рубежом является доминирующей, — рассказал Мирошниченко. — Но, как по мне, она пока не имеет законодательного обеспечения. Надо вносить соответствующие изменения в кодекс, который регулирует исполнение наказаний».

Главное, что следует из его слов, — варианты освобождения Тимошенко Янукович все же рассматривает. Впрочем, это утверждение, возможно, было призвано лишь отвести глаза европейским переговорщикам. При этом представитель президента оговорился, что власти еще не знают мнения самой заключенной по этому вопросу.

Юлия Владимировна действительно пока не присоединилась к бурной дискуссии по поводу своей дальнейшей судьбы. В конце сентября защитник экс-премьера Александр Плахотнюк объяснил это тем, что Тимошенко до сих пор не получила никаких конкретных предложений о возможном выезде на лечение за пределы Украины. Перечислив бреши в том самом «законодательном поле», о котором говорил Янукович, позволяющие освободить экс-премьера (речь идет, в частности, о норме, согласно которой осужденные, отбывающие наказание, имеют те же права, что и все граждане Украины, а последние, соответственно, могут быть вывезены на лечение за границу), Плахотнюк в итоге свел решение о будущем своей подзащитной к воле президента.

Покуда Тимошенко хранит молчание, о том, как будут разворачиваться события, гадают эксперты. По мнению директора Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, Тимошенко может поехать на лечение в Германию после Нового года. При этом самым реальным вариантом освобождения политолог называет именно президентское помилование, то есть «последнее слово всегда за шефом». «Виктор Федорович в раздумьях, что делать с Тимошенко, — говорит эксперт. — Сейчас сама позиция Тимошенко непонятна. Появилась кулуарная информация о том, что она уже против лечения. Ее несогласие может мотивировать власть сыграть на обострение против нее и может поставить под угрозу подписание Соглашения об ассоциации».

За разговорами о помиловании Тимошенко куда-то пропали новости о тех уголовных делах в отношении премьера, которые ведутся и по сей день. Речь идет о делах по долгам ЕЭСУ (компании, которую Тимошенко возглавляла в 1990-х) и убийстве депутата Верховной Рады Евгения Щербаня (Тимошенко рассматривается как возможный заказчик преступления). Правда, в конце сентября первый заместитель генпрокурора Украины Ренат Кузьмин, который в последние годы, очевидно, снится Тимошенко в самых жутких ночных кошмарах, рассказал, что начиная с 1995 года и по сегодняшний день в отношении экс-премьера было возбуждено в общей сложности 24 уголовных дела — от контрабанды валюты до нанесения телесных повреждений работнику пенитенциарной службы. Часть этих дел уже прекращена, другая, по словам Кузьмина, находится в производстве.

Поэтому даже если Тимошенко помилуют и выпустят лечиться за границей, где она сумеет развернуть бурную политическую деятельность, ее запросто смогут заочно осудить еще раз. И даже не один раз. Непонятно в таком случае, зачем Януковичу, если верить словам Чорновола, гарантии, что Тимошенко вновь не пойдет в политику. Или настолько силен его страх перед неукротимой «газовой принцессой», которую в декабре прошлого года Объединенная оппозиция объявила единым кандидатом в президенты на выборах 2015 года?

Между тем рейтинги политиков, столь благосклонные к Тимошенко в первый год ее заключения, показывают, что на сегодняшний день экс-премьера по популярности опережает уже не только Янукович, но и Виталий Кличко. Впрочем, многие полагают, что на свободе Юлия Владимировна быстро наверстает упущенное. И в числе тех, кто поможет ей в этом, вполне вероятно, окажется Владимир Путин — в том случае, если Янукович все же достигнет соглашения с ЕС, Кремлю понадобится серьезный противовес, чтобы осадить «зарвавшегося» украинского лидера. До сих пор президента России, который, собственно, и подписывал с Тимошенко те самые газовые соглашения, неоднократно причисляли и к союзникам, и даже к близким друзьям экс-премьера Украины.

Правда, ожидается, что еще до Вильнюсского саммита состоится встреча Виктора Януковича и Владимира Путина — возможно, на ней президенты и вспомнят о высокопоставленной сиделице.

Петр Бологов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(68):

1 +3−2Volodymyr Velykyi18:21:43
03/10/2013
Комментарий удалён.
Неправда, он был директором автобазы, главой Донецкой области. Опыт управления, хоть и ущербный - имеет, а Кличко? Только ринг... А ринг - это фиаско, ибо Янукович сможет допетрать, если свои подставить захотят, да и положиться есть на кого. А у боксёра кто есть? Наливайченко? И что он петрать сможет без опыта управления хотябы раёном области?
Ну, если его возьмут в качестве ширмы регионалы, то да, для них он подходящий кандидат.
0 +0−0Alexandr Cherkashin21:51:10
07/10/2013
Реально рейтинг Тимошенко как лидера народа Украины равен нулю. Её держат на виду заказные статьи СМИ, и проплаченные головы на ТВ и люди, зарабатывающие деньги в пикетах. А еще ненависть части народа Януковича. Все. Кончатся деньги, найдется реально оппозиционный лидер, противостоящий Януковичу и мыльный пузырь Тимошенко лопнет. Ставка Европы на неё как на противовес действующему президенту абсолютно провальная, проиграшная. Её в Украине ненавидят.
0 +0−0Александр Симоненко09:52:30
05/10/2013
Для того Янукович и поссорился с кремлём,чтобы приняли в Евросоюз.
0 +0−0Сергей Скрипников07:20:37
05/10/2013

Время такое...всё продаётся и покупается,вопрос только в цене.
0 +0−0Viacheslav Yakubenko19:43:28
04/10/2013
0 +0−0Igor Volkov17:18:41
04/10/2013
А что сейчас на Украине? Процветание? Украинская экономика на ПОСЛЕДНЕМ месте в Европе. Если, конечно, не считать Молдавию и Косово...
Да, это была ошибка. Чем раньше народы отошли от России - тем лучше сейчас живут.
Финляндия, Польша - в 1917.
Прибалты - в 1990.
А хохлы все никак не могли определиться: идти в Европу или оставаться с русскими в Азиопе.
0 +0−0Viacheslav Yakubenko19:38:06
04/10/2013
0 +0−0Viacheslav Yakubenko19:37:16
04/10/2013
Ага, как в песочнице. Ты дружишь с Петькой, а я с ним не дружу! Уходи из моей песочницы!
(:smile:) Что значит дружить государствами? Вместе водку пьянствовать?
Господа Путин и Медведев регулярно заявляли, что Россия стремится подписать с Россией соглашение о свободной торговле. Как сказал ВВП: зона свободной торговли от Атлантики до Тихого океана.
Как только хохлы сделали это первыми, всё: "ты со мной не дружишь, уходи из моей песочницы!"(:sly:)
Сорри
Господа Путин и Медведев регулярно заявляли, что Россия стремится подписать с ЕС соглашение о свободной торговле
0 +0−0Viacheslav Yakubenko19:37:16
04/10/2013
6 +7−1Максим Волгин12:19:01
04/10/2013
Но вы идите в Европу, конечно. Украина которая не хочет дружить с Россией в ТС не нужна. Дороже выйдет.
Ага, как в песочнице. Ты дружишь с Петькой, а я с ним не дружу! Уходи из моей песочницы!
(:smile:) Что значит дружить государствами? Вместе водку пьянствовать?
Господа Путин и Медведев регулярно заявляли, что Россия стремится подписать с Россией соглашение о свободной торговле. Как сказал ВВП: зона свободной торговли от Атлантики до Тихого океана.
Как только хохлы сделали это первыми, всё: "ты со мной не дружишь, уходи из моей песочницы!"(:sly:)
0 +0−0Volodymyr Velykyi19:08:59
04/10/2013
Комментарий удалён.
Кличко не туп, я это не утверждал, но он организовал свой бизнесс за рубежом - это серьёзный шаг о котором не дурно задуматься избирателю: стоит ли внимания персона, не желающая платить налоги у себя на Украине? А что касается его опыта в горсовете - его лидерство ушло в пустую - он не решил ни одного вопроса, в том числе и вопроса землеотведения под безнессцентр Ахметова. Помните чем это обернулось для Андреевского спуска? Думаете - это был единичный факт? Не обольщайтесь.
Касаясь Януковича отмечу Вашу правоту. жаль только, что многие этого не уразумели ещё в десятом году, посему - мы потеряли время - фактор невосполнимый. Но так или иначе, при всей моей брезгливости к ПР, у них есть возможность одуматься (хотя я в это не верю), а у Кличка некому даже задуматься.
Направление развития общества - не есть вопрос президента ( а Вы марксист, как я погляжу!) вопрос определения внутренней и внешней политики - в компетенции Верховной Рады, если верить Констиуции Украины, а президент должен быть гарантом конституции и арбитром нации, не допускающим противостояния между ветвями власти, и отстаивающим право граждан страны, которй он руководит.
Я отнюдь не предлагаю считать волны прибоя, а видеть чёткую картину политического мира Украины и не страдать романтизмом. Повторюсь - в сегодняшней оппозици мне никто не нравится, но я вижу того, кто имел опыт мало-мальский и может хоть как-то организовать верикаль и горизонталь новой власти. И это не Кличко, не Тягнибок, а , как бы это печально не звучало, Яценюк.
0 +0−0Volodymyr Velykyi19:08:41
04/10/2013
Комментарий удалён.
Да, вы правы,- Партия Регионов - монолитная организация, а опозиция разобщена. Однако у неё есть выход - создать сильный блок партий по типу политической конфедерации с чётко выработанными общими принципами, табуированными на пересмотр. Я имею в виду компромисс, когда все довольны лишь на половину. Управлять такой структурой сложно, но возможно путём избрания очерёдности председательствования по принципу Совета Европы, например, по 2 года каждый, но при этом не гадить друг другу, а помогать.
Сложность основная, на мой взгляд, кроется в принципе территориальности от которого уйти не удастся - нужен тщательно организованный праймериз, чтобы избиратели в округах чётко высказали свою ярко выраженную приверженность к политсиле во избежание взаимного столкновения на выборах. Нужно понимать, что это - не константа, и приверженность будет поддваваться коррекции временем.
Такой подход даст возможность серьёзно противостоять ПР, в противном случае это буде превосходящий триумвират на глиняных ногах, ибо нет предпосылок к чёткому доминированию Батькивщины, Удара или Свободы.
Другой выход - отказаться от амбиций двоим, чтобы стать под крыло третьего и утроить его влияние на общество, при этом отказавшись пожизненно от далекоидущих планов восседать на Банковй.
Такого самопожертвования я не наблюдаю ни у кого из опозиционеров. Хотя было бы неплохо, чтобы один стал президентом, второй - премьером, а третий - председателем ВР.
0 +0−0Igor Volkov17:18:41
04/10/2013
4 +5−1Viacheslav Yakubenko23:46:49
03/10/2013
Русские братья не применут поставить смайлик, когда пишут о скором экономическом крахе Украины.
Что ещё надо простому русскому человеку для счастья, кроме как увидеть хохлов несчастными.
А что сейчас на Украине? Процветание? Украинская экономика на ПОСЛЕДНЕМ месте в Европе. Если, конечно, не считать Молдавию и Косово...
0 +1−1Igor Volkov17:14:49
04/10/2013
0 +5−5Viacheslav Yakubenko23:39:23
03/10/2013
В России вообще выборов не было.
Когда заранее ясно, кто победит, - то это Ирак при Хуссейне, Ливия при Каддафи, Куба при Кастро, Беларусь при Лукашенко, или России при Путине.
В демократических же странах власть регулярно меняется. Чтобы не зажирались...
"...В демократических же странах власть регулярно меняется..."

Угу... Например, в США. Власть регулярно "меняется"... :))) Или на Украине - власть меняется, а для украинского быдла ничего не меняется вот уже 22 года. Ну, и х... ли толку от такой "демократии"?
0 +0−0Павел Федосов15:04:44
04/10/2013
0 +3−3Yannick Troalen08:10:28
04/10/2013
тут один Прибалтику в пример ставит,так он идиот или провокатор!Нет в Прибалтике ни зарплат ,ни будующего.Эмиграция и нищета.Дошло до того что на выпускные балы в школах приходит 1/3 выпускников,остальные бегом в эмиграцию!Англия,Ирландия,Норвегия забита прибалтами от врачей до строителей.При этом 30% бюджета-помощь ЕС!Украине сколько дадут?
Ну... никто не учитывает безработицу... видят только большие зарплаты, а то что в среднем по ЕС бзреботица 11.5% всем плевать...
0 +0−0Павел Федосов14:58:10
04/10/2013
0 +0−0Georgy Klochkov12:52:57
04/10/2013
С юридической точки зрения если президент ее помилует своим указом, все шито крыто. Не знаю как это на Украине, но в тех же США такое не редкость, когда приговорили, но фигура очень противоречивая, президент может помиловать.
в США есть закон соответствующий, на Украине нет, вот и вся разница.
0 +1−1Bobeobi13:05:44
04/10/2013
Комментарий удалён.
ага, придется нашим производителям подтягивать качество товаров к стандартам ЕС, ай-ай-ай, продукты станут качественней и дешевле, конечно они воют, им легче оставить немодернизированные предприятия и доить с лохов по СНГ. Но песенка спета
0 +0−0Georgy Klochkov12:52:57
04/10/2013
5 +8−3Anatolii Borodaiev16:55:39
03/10/2013
Я думаю, что реально нет законного варианта освобождения заключенной по желанию Президента. Потому, тут цугцванг. Не выпустит Янукович ЮВТ личным распоряжением - плохо, Европа будет недовольна. Выпустит - плохо, Европа будет недовольна, что президент поступает в нарушение законов. Ну и, конечно, другие уголовные дела на Юлю. Потому он и думает и ничего придумать не может. Но время у него есть. Правильнее сейчас не выпускать, а еще 5 лет думать ( два она уже отсидела, точнее отлежала). И даже если Ассоциация сорвется, то для Украины будет только лучше. Получается - сидеть ей и сидеть.
С юридической точки зрения если президент ее помилует своим указом, все шито крыто. Не знаю как это на Украине, но в тех же США такое не редкость, когда приговорили, но фигура очень противоречивая, президент может помиловать.
0 +0−0Дмитрий Натензон12:18:43
04/10/2013
> избежать обвинений в потворствовании интересам Банковой.
---------------------
это о чем вообще?
0 +1−1Влад Куницкий10:14:50
04/10/2013
Лучше бы Юля и дальше торговала кассетами на рынке в Днепре, а не лезла в политику..
0 +3−3Yannick Troalen08:10:28
04/10/2013
тут один Прибалтику в пример ставит,так он идиот или провокатор!Нет в Прибалтике ни зарплат ,ни будующего.Эмиграция и нищета.Дошло до того что на выпускные балы в школах приходит 1/3 выпускников,остальные бегом в эмиграцию!Англия,Ирландия,Норвегия забита прибалтами от врачей до строителей.При этом 30% бюджета-помощь ЕС!Украине сколько дадут?
0 +1−1Хомяк Обыкновенный01:14:10
04/10/2013
0 +5−5Viacheslav Yakubenko23:39:23
03/10/2013
В России вообще выборов не было.
Когда заранее ясно, кто победит, - то это Ирак при Хуссейне, Ливия при Каддафи, Куба при Кастро, Беларусь при Лукашенко, или России при Путине.
В демократических же странах власть регулярно меняется. Чтобы не зажирались...
Чтобы каждому приходя во власть было что пожрать.
А народ - остается побоку.
0 +5−5Viacheslav Yakubenko23:39:23
03/10/2013
5 +6−1Igor Volkov20:10:01
03/10/2013
В России ещё не разу не было третьего тура выборов...
В России вообще выборов не было.
Когда заранее ясно, кто победит, - то это Ирак при Хуссейне, Ливия при Каддафи, Куба при Кастро, Беларусь при Лукашенко, или России при Путине.
В демократических же странах власть регулярно меняется. Чтобы не зажирались...
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь