Вижу фигу

15:16 04/09/2013 Интернет и СМИ
Вижу фигу

На этой неделе в России стартовала акция «Новости от классиков». Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз и рекламное агентство Slava решили «противостоять тенденции падения интереса к чтению, книге, классической литературе». Идея акции незамысловатая: сюжеты классических отечественных произведений пересказаны языком новостей. Типа: «Матери одного из лидеров оппозиции грозит длительное тюремное заключение» (имеется в виду «Мать» Горького), «Тусовщик застрелил друга из-за мимолетного флирта» («Евгений Онегин»), «Жена высокопоставленного чиновника покончила с собой после ссоры с любовником» («Анна Каренина») — и все в таком духе. Аудитории тоже предложено поиграть: пользователи сами могут смастерить «анонс» на основе известных книг, «анонсы» участвуют в конкурсе; в жюри — Олег Табаков, Дмитрий Быков, Иван Ургант, Валерия Гай Германика.

Было анонсировано также, что юмористические «новости-тизеры» попадут на сайты популярных российских изданий, причем без всяких дополнительных пояснений (что и произошло). То есть сверху Путин о секвестировании бюджета, снизу расчлененка в Казани, а посередине — «Тусовщик, застреливший друга из-за мимолетного флирта». В редакции «Ленты.ру» акции «Новости от классиков» посвятили чуть больше времени, чем стоило бы, потому что организаторы акции вписали «Ленту.ру» в список ее партнеров — и у нас на сайте, по мысли тех, кто все это придумал, должны были появиться фейковые новости по мотивам русской классики. Да только нас забыли об этом предупредить.

В принципе, это малозначительная история про московскую журналистскую тусовочку: все со всеми знакомы, всё у всех, как говорится, на мази, со всеми обо всем можно договориться. Давайте забацаем проектик, разведем на бабки агентство по печати, ну а куда мы это воткнем — да куда захотим, у нас ведь кругом друзья. Этот подход меня слегка выбешивает; особенно выбешивает, что организаторы, убеждающие в необходимости участвовать в акции, размахивают бумажкой с печатью агентства по печати. Вообще-то, друзья, это довольно позорно. Однако не в первый раз, кто без греха — пусть первым бросит в меня камень и так далее. Не стоило бы и затевать обо всем этом разговор (слишком очевидно для тех, кто в теме, слишком малозначительно для тех, кто за пределами корпорации), но есть пара любопытных моментов.

Первый — допустим, эстетический, совсем спорный. Мне, например, шутка про пересказ классических произведений языком новостей не кажется смешной и тем более свежей. В контексте болтовни на редакционной летучке — да, наверное, имеет право на существование. Всякая ли шутка с летучки должна попадать в открытый доступ? Ну вот правда: «Дочка мэра: новый скандал» («Ревизор») — это что, так уж остроумно? Тут ведь сразу много вопросов возникает: сам «Ревизор» гораздо смешнее этой «шутки» по его мотивам; «новость-тизер», мягко говоря, сюжет передергивает и выхолащивает. Трудно представить, как довольно примитивный юмористический проект может «противостоять тенденции падения интереса к чтению, книге, классической литературе». Окей, в таком случае и Михаил Задорнов занимается популяризацией отечественной и мировой истории. Вы с этим согласны?

Спорить о том, что смешно, а что не очень — тоже, впрочем, позорное занятие, так что перейдем ко второму моменту.

В каждой профессии есть запрещенные приемы. Границы, которые нельзя пересекать. Потому что пересечение этих границ девальвирует профессию, отменяет все принципы ее существования. В журналистике, скажем, нельзя под видом новостей преподносить читателю заведомую ложь, даже если она кажется запредельно смешной. Это главная часть общественного договора, в той части, которая касается СМИ: новости — священная корова, главная функция масс-медиа — информировать людей, а не вводить их в заблуждение. Понятно, что функция эта российскими средствами массовой информации исполняется так себе; точнее, многие издания как раз не информированием, а введением в заблуждение читателя и заняты. Наверное, это тотальное профессиональное разложение и не позволяет с легкостью, с ходу распознать вредность проекта «Новости от классиков», почувствовать, что фейковые «новости-тизеры» вперемешку с настоящими новостями — это уже за гранью. Привычка обнаруживать подмену утрачена.

Но если напрячься, то становится ясно, почему эта шутка такая дурацкая. Это как если бы хирург зашил пациента крестиком. То-то смешно будет пациенту, когда он придет в себя от наркоза. Вроде шутка и шутка, никаких последствий — но осадочек-то остался. Вот такие новости.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(41):

1 2 3+1
0 +1−1Igor Fungus19:33:38
04/09/2013
А забавно читать все эти воззвания к священному долгу СМИ и неприемлемости дешевых ходов в подаче новостей, учитывая то, как ведется в твиттере микроблог "Дорогая редакция" той же Ленты. Про паблик в ВК я вообще хочется умолчать. Помесь МДК с Двачем какая-то. Чего стоит один тот пост про катастрофу на ж/д, когда в тизере было указано "Поезд сошел с рельс. -50 человек". При том, что по факту 50 человек - пострадавшие, а не жертвы.
0 +0−0Michael Sadovsky18:20:11
04/09/2013
0 +0−0Michael Sadovsky18:18:13
04/09/2013
Нет. Для фарса нужна личная озлобленность. Ака "вовлечённость". Кроме того, я с крайней настороженностью отношусь к современной литературе. И имя Эдя Снежков мне ни о чём не говорит. Это вообще кто?

И кроме того, я имел в виду техническую сложность. Я не Пушкин, не могу поэму за ночь сочинить.
О! И ещё одно важное "ограничение": аудитория у такого мастерписа будет сильно уже той, которая есть у новости. А самое главное -- почти наверняка не пересекающиеся они будут. Посему, никто ничего не поймёт. Кроме автора и двух свидетелей замысла, буде таковой реализуется...
0 +0−0Michael Sadovsky18:18:13
04/09/2013
0 +0−0Илья Сомов17:23:23
04/09/2013
Про Эдю Снежкова фарс напишите
Нет. Для фарса нужна личная озлобленность. Ака "вовлечённость". Кроме того, я с крайней настороженностью отношусь к современной литературе. И имя Эдя Снежков мне ни о чём не говорит. Это вообще кто?

И кроме того, я имел в виду техническую сложность. Я не Пушкин, не могу поэму за ночь сочинить.
0 +0−0Maxim Kalashnikov18:10:45
04/09/2013
0 +0−0Илья Сомов17:23:23
04/09/2013
Про Эдю Снежкова фарс напишите
Фарс можно писать, когда есть надежда сделать смешнее, чем в жизни. А Эдичка, Вован, и Бамка шансов "пейсателям" не оставили (:sly:)
0 +2−2Maxim Kalashnikov18:05:36
04/09/2013
7 +9−2Артем Климовский14:48:41
04/09/2013
>>новости — священная корова, главная функция масс-медиа — информировать людей, а не вводить их в заблуждение

А теперь, многоуважаемый автор, идите в раздел Культура и скажите нам, что из себя представляют вот эти заголовки - "информирование людей" или "введение их в заблуждение"

>>Билл Мюррей примет участие в афганском конкурсе талантов
>>Джессика Альба станет наемным убийцей
>>Бывший Человек-паук станет Дорианом Греем

Это за последнюю неделю, но подобные перлы появляются на ленточке регулярно
Заголовки вводят в заблуждение тех, кто не читает дальше заголовка. А это такой "креативчег", наживка для настоящей новости.
0 +0−0Илья Сомов17:23:23
04/09/2013
0 +0−0Michael Sadovsky17:14:29
04/09/2013
Кстати, можно и попробовать пару раз. Но тут проблема в другом. Думать-то я умею. А вот быстро -- пока не померла новость -- написать даже повестушку чисто технически не получится...
Про Эдю Снежкова фарс напишите
0 +0−0Michael Sadovsky17:14:29
04/09/2013
-1 +0−1Страшный Сон17:05:10
04/09/2013
уж лучше наоборот - брать сюжеты из жизни, из ленты новостей, так сказать, и искать их аналоги в классической литературе

Но тут думать надо... а это оне не умеют уже
Кстати, можно и попробовать пару раз. Но тут проблема в другом. Думать-то я умею. А вот быстро -- пока не померла новость -- написать даже повестушку чисто технически не получится...
0 +3−3Превед Главред14:56:38
04/09/2013
-2 +1−3Дмитрий Сидорков14:35:30
04/09/2013
это Вы про аффтара?

Вы в маркерах знаток?)
"... многие издания как раз не информированием, а введением в заблуждение читателя и заняты ... "

Смело! .. и ведь тактично так заняты. Не откровенную ложь пишут, а вроде как правду, но обязательно с ложечкой дегтя ;)) Смело и самокритично! Понравилось :)
0 +0−0Борис Перевалов14:45:27
04/09/2013
Мда, им там походу, вообще заняться не чем.
0 +0−01 114:38:04
04/09/2013
-2 +1−3Дмитрий Сидорков14:35:30
04/09/2013
это Вы про аффтара?

Вы в маркерах знаток?)
ну... знаток не знаток - но все на слуху.
Достаточно сказать Табаков или Ургант, - как все равно команда: Газы!!!!
0 +1−11 114:34:14
04/09/2013
8 +12−4Дмитрий Сидорков14:32:19
04/09/2013
Хорошо аффтар написал.

Но даже Лента вроде бы 1 апреля себе подобные вещи позволяет.
вот именно. Один раз шутка, это шутка.
Имхо - если критикой проникнуться - перечислено куча маркеров, которые просто орут - не трогай меня - я гадюч и вонюч.
-1 +0−1Александр Лученков09:51:32
05/09/2013
Бредовая идея сама по себе, а кто уже согласился участвовать?
-1 +0−1Кококо Рюмкин02:31:54
05/09/2013
И правда: тухлый юмор. Пахнет Ералашем, Петросяном и журналом "шесть соток смеха" за июль 1994 который продавали в городе Севастополе
-1 +0−1Страшный Сон17:05:10
04/09/2013
уж лучше наоборот - брать сюжеты из жизни, из ленты новостей, так сказать, и искать их аналоги в классической литературе

Но тут думать надо... а это оне не умеют уже
-2 +0−2Стас Немо00:42:12
05/09/2013
Моральные принципы знают все и все знают грань, но только почемуто большинство с легкостью ёё пересекает чтоб заработать рубль. Я уже говорил - причина проблем этого мира - продажность профессионалов. Подкупили экспертов в Сирии, вот и война началась, а отказались бы эксперты , войны бы не было
-2 +2−4Лилия Самая-Самая18:50:42
04/09/2013
>>В каждой профессии есть запрещенные приемы. Границы, которые нельзя пересекать
Странно, каждый день вижу как эти приёмы применяют на ленте, хотя извините не ленте ведь нет журналистов, одни журналюги, литераторы и т.д
-2 +3−5Mopga Zif15:28:52
04/09/2013
Автор - сноб.
-2 +1−3Дмитрий Сидорков14:35:30
04/09/2013
0 +1−11 114:34:14
04/09/2013
вот именно. Один раз шутка, это шутка.
Имхо - если критикой проникнуться - перечислено куча маркеров, которые просто орут - не трогай меня - я гадюч и вонюч.
это Вы про аффтара?

Вы в маркерах знаток?)
-4 +3−7Andrey Karpunov15:39:12
04/09/2013
-5 +3−8Andrey Karpunov15:33:27
04/09/2013
"В журналистике, скажем, нельзя под видом новостей преподносить читателю заведомую ложь, даже если она кажется запредельно смешной."
ахахах)))) автор, расскажите об этом в редакции Ленты, а то, кажется, стали забывать.
Например, пресловутая история про избиение на митинге беременной женщины по имени Коля: Ссылка на lenta.ru
-5 +3−8Andrey Karpunov15:33:27
04/09/2013
"В журналистике, скажем, нельзя под видом новостей преподносить читателю заведомую ложь, даже если она кажется запредельно смешной."
ахахах)))) автор, расскажите об этом в редакции Ленты, а то, кажется, стали забывать.
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь