Янычары прогресса и мамлюки демократии

18:35 09/08/2013 Мир
Турецкие военнослужащие
Турецкие военнослужащие

В последние недели сразу в двух исламских странах главными героями новостей стали представители командования вооруженных сил. Египетские генералы свергли первого демократически избранного президента, а их турецкие коллеги (правда, бывшие) получили внушительные тюремные сроки за попытку госпереворота.

Египетский переворот (или революция — кому как нравится) и суд над турецкими заговорщиками (или оппозиционерами, что тоже дело вкуса) вызвали к жизни давнюю дискуссию о роли армии и ее командования в обществе с глубоко укорененными исламскими традициями и небогатым демократическим опытом.

Основных точек зрения тут две. Сторонники первой полагают, что единственной задачей вооруженных сил в исламских странах, как и везде, должно быть отражение внешней агрессии. А стало быть, в общественной жизни, экономике и политике генералам делать нечего, поскольку сама суть армейской службы предполагает использование силы и жесткую систему подчинения, что неизбежно ведет к злоупотреблениям и тормозит общественный прогресс.

Вторые считают, что такой подход является вольным или невольным упрощением, не принимающим во внимание сильную раздробленность традиционных обществ по самым разным признакам. С их точки зрения, лишь сильная, современная и относительно самостоятельная армия способна уберечь такое общество от фатальных внутренних конфликтов. Кроме того, вооруженные силы являются естественным противовесом любой чрезмерно усилившейся группе, клану или общине, стремящейся установить свой диктат над прочими согражданами.

Конечно, обе позиции тут представлены в предельно общем виде. Реальность намного сложнее и запутаннее, что многократно демонстрировала история.

В любой социально и экономически отсталой стране офицерский состав неизбежно становится одной из наиболее прогрессивных общественных групп. Без качественного образования и современной техники любая армия рискует быть разбитой в первом же сражении. Поэтому во все времена правители не жалели денег на обучение офицерского состава, в том числе — за рубежом.

Армия также всегда выгодно отличалась от других общественных групп постоянной ротацией кадров (в том числе — в силу потерь во время боевых действий). Кроме того, исторически она служила едва ли не единственным для традиционных обществ социальным лифтом: военная карьера была (и во многих случаях остается) лазейкой, благодаря которой способный человек из низов может выбиться на самую вершину.

Вместе с тем, хорошо организованная и вооруженная сила всегда была источником беспокойства для неуверенных в себе правителей, старавшихся ограничить влияние армии за счет разнообразных противовесов.

Исламские страны в этом смысле были скорее правилом, нежели исключением. Так, турецкие янычары и египетские мамлюки изначально набирались даже не из низших сословий, а из иноземных рабов, у которых не было ни собственных интересов, ни привязанностей на новой родине. Их непричастность к каким-либо кланам и группам была призвана обеспечить лояльность армии лишь одному человеку — правителю, а также сделать ее надежным противовесом различным группировкам внутри страны.

Тем не менее, и мамлюки, и янычары со временем сами превратились во влиятельную силу, способную менять султанов. На этом историческом этапе уже влиятельные местные кланы за деньги (!) пристраивали своих детей в войско, изначально набиравшееся из иноземных рабов. Процесс возвышения мамлюков и янычар, их вовлечения во внутренние политические конфликты в обоих случаях закончился плачевно: и в Египте, и в Турции армейскую элиту целенаправленно перебили. Влияние тех и других было признано слишком уж значительным.

Тем не менее, традиция формирования боевых частей на основании их личной преданности правителю в современном исламском мире не умерла. В Иордании личная гвардия короля состоит из выходцев с Северного Кавказа, «черкесов», которые для местных элит являются чужаками и преданы лишь монарху. В Ливии армия вообще была редуцирована до церемониального уровня, основную роль в недавней гражданской войне со стороны правительства играли так называемые «Батальоны Каддафи», фактически состоявшие из наемников и подчинявшиеся непосредственно «брату лидеру» и его сыновьям.

Сирийское правительство, ведущее войну против повстанцев, сейчас всецело полагается на Четвертую механизированную дивизию, в которой служат почти исключительно алавиты, составляющие около 12 процентов населения страны. Командует этой дивизией брат президента — Махер Асад. Схожая ситуация была и в Йемене, где роль «мушкетеров короля» исполняла Национальная гвардия под руководством племянника президента Али Абуллы Салеха. Практически все гвардейцы были выходцами из племени главы государства. В Иране наиболее боеспособной частью армии является Корпус стражей исламской революции, подчиняющийся непосредственно верховному лидеру.

Во всех случаях сравнительно немногочисленные гвардейские отряды вооружены значительно лучше обычных армейских частей, а служащие в них люди получают повышенное жалование. Такая схема популярна в странах, где у власти находятся авторитарные режимы. Там военные элиты, состоящие из чужаков или местных меньшинств, вынужденно выполняют охранительную роль, поскольку без президента/короля/эмира моментально лишатся и власти, и денег, и, вероятно, жизни.

В исламских государствах, где существуют зачатки демократии, роль вооруженных сил несколько иная. Армия служит своего рода якорем, который не дает политикам раскачать лодку до такой степени, что она перевернется. Особенно важным в этом контексте является противостояние генералов и лидеров политического ислама. Так, например, в Египте и Пакистане военные десятилетиями сдерживают попытки влиятельных религиозных лидеров построить исламские государства по образу и подобию талибского Афганистана. Поскольку в этих странах вооруженные силы представляют все слои общества и не подчинены какой-то небольшой группе «гвардейцев», народ не воспринимает армию в качестве инородной силы. Это, в свою очередь, поддерживает высокий авторитет вооруженных сил среди населения и дает генералам необходимую легитимность для вмешательства во внутриполитические процессы.

И пакистанские, и египетские генералы несколько раз отстраняли от власти политиков, которые слишком уж увлекались построением идеального общества. При этом военные действовали не столько по своему произволу, сколько выполняли волю простых людей, неспособных организовать смену власти ни через выборы, ни через уличные демонстрации. Последние события в Египте — яркое тому подтверждение: свержение президента-исламиста большинством общества было воспринято весьма позитивно. Офицерский корпус этих стран во многом состоит из людей, прошедших обучение на Западе, что не могло не повлиять на их мировоззрение. Египетских и пакистанских военных сложно назвать «охранителями», нацеленными лишь на консервацию строя. Напротив, сознательно или бессознательно они подталкивают свои страны ко все более современным общественным моделям, хотя порой и используют для этого силу.

Однако не все армии в исламских странах можно разделить на «консервативные» и «прогрессивные». Особняком в этом смысле стоит Турция. В начале XX века из-за смены общественного строя вооруженные силы этой страны превратились в «защитников демократии» от угрозы исламизации. Прогрессивную роль армия сыграла успешно: Турция и по сей день остается одной из самых светских стран исламского мира. Но со временем «охрана демократии» превратилась в охрану всесилия генералов, поэтому из полезной силы армия стала тормозом общественного развития страны. У генералов не хватило мудрости отказаться от особых полномочий, когда того настоятельно требовала логика исторического развития Турции. Из-за этого в стране случился откат в иррациональное: последние десятилетия в стране наблюдается резкий подъем популярности политического ислама. Сейчас турецкие исламисты находятся у власти, используя ее для ликвидации конкурентного потенциала армии. В этой борьбе, правда, страдают не только генералы, но и сами исламисты, теряющие популярность из-за своего нарастающего авторитаризма и недовольства населения нападками на вооруженные силы.

Сейчас Турция является наглядной демонстрацией того, что вмешательство армии в политические и общественные дела глубоко религиозного общества на разных этапах может быть как позитивным, так и негативным. Начав с охраны султана, турецкие военные последовательно охраняли светский режим, собственное благополучие, а сейчас стали символом оппозиции, о которую рискуют обломать себе зубы исламисты. В том случае, если политический ислам отступит, Турция может получить и армию, лишенную права вмешиваться в политику, и политику, свободную от радикализма и авторитаризма. Отношения вооруженных сил, общества и власти примут вполне западные формы.

Разные страны исламского мира сейчас находятся на разных стадиях социального развития, что и определяет роль местных вооруженных сил. Ситуация постоянно меняется, отношения «армия-общество-власть» эволюционируют. Но общее направление, видимо, одно: с течением времени турецкий путь в той или иной форме предстоит пройти всем исламским странам.

Иван Яковина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(98):

0 +0−0Дмитрий Антипенко09:18:43
12/08/2013
0 +2−2Павел Шевчук19:23:09
09/08/2013
похоже вера автора в "турецкий" путь слишком велика. Восток слишком религиозен, чтобы начать двигаться в данном направлении. Сделайте их светскими, отгоните от власти религиозных фанатиков, тогда может, что и сдвинется.
Конечно, сдвинется... Бабы перестанут рожать и через 100 лет в турции будут жить "целых" 10 миллионов высоообразованных светских интеллектуалов... А еще через 100 - аж 200 тысяч оных...
0 +0−0Дмитрий Антипенко09:14:02
12/08/2013
0 +0−0Алексей Пряхин15:37:28
11/08/2013
ключевое слово "был". А что с ним стало то? что стало с обществами построенными на этой идеологии? почему возник стопор? Куда делась наука медицина из той же средней азии?
В чем причина то?
В подражании Западу, или в экспансии оного...
0 +0−0Клим Чугункин21:31:20
11/08/2013
5 +5−0Артем Клюенков01:07:37
11/08/2013
Аль-коголь и Аль-дебаран тоже...
Аль-маматер
0 +0−0Роман Байкин17:04:56
11/08/2013
1 +1−0Вася В00:42:37
11/08/2013
МГ-42 появился до калашника.
Кэп ?)
0 +0−0Алексей Пряхин15:37:28
11/08/2013
14 +17−3Альфред Штайр20:16:20
09/08/2013
Все таки европейцы в то время на фоне арабов выглядели более дикими, и ислам кстати тогда был менее кровожадным по сравнению с христианством.
ключевое слово "был". А что с ним стало то? что стало с обществами построенными на этой идеологии? почему возник стопор? Куда делась наука медицина из той же средней азии?
В чем причина то?
0 +0−0Александр Белов14:39:03
11/08/2013
Пулемет MG на бруствере..)
0 +1−1Искендер Жоробеков09:36:39
11/08/2013
Мусульманский мир в течении 14 веков жила по закону Шариата и не было у них особых проблем. А тут пришли колонизаторы и демократизаторы и насильно навязывая свои идеологии как единственный правильный! А то что было уже в течении 14 веков объявили вне закона. А тех кто хочет вернуться в свое прошлое объявляют террористами и фундаменталистами.
Если коммунист хочет жить в коммунистической стране это нормально. Если либерал хочет жить в либеральной стране - это нормально. Если христианин хочет жить в христианской стране - это нормально. А вот если мусульманин хочет жить в мусульманской стране - он террорист, радикал, экстремист и т.д...
0 +0−0Вася В00:45:02
11/08/2013
8 +9−1Igor Nakrychsky18:02:41
09/08/2013
Это на фотке немецкий MG-42 ???
И производитель как звучит Rheinmetall.
Так душа и просит на дачу прикупить. Можно спокойно под Сагрой рыбу ловить, тыл прикрыт, маги не пройдут.
0 +0−0Артем Клюенков15:15:13
10/08/2013
1 +1−0Alexander Oskin14:52:14
10/08/2013
Согласен с Вами. Проблема исторического факта анализировалась Ю.М.Лотманом в статье "Внутри мыслящих миров" (часть 3) и многими историками. Льва (Гумилева) можно заменить Тойнби и т.д. на выбор, жребий... Но "жребий был брошен вместе с доспехами при попытке перейти Рубикон!" - из сборника Ф.Кривина "Несерьезные Архимеды"
Плюсую.
Еще доставляет, когда люду таки почитав Л.Гумилева, вырывают из контекста "вставляющие" им факты типа белых гуннов и прочего. Все что до и дальше написано для них уже несущественно. При этом они делают далеко идущие и только им логичные выводы, ссылаясь на авторитета.
0 +0−0Артем Клюенков09:56:21
10/08/2013
0 +0−0Alexander Oskin09:24:41
10/08/2013
"Один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать" Рекомендую посмотреть фильм "Бейбарс" о мамлюках времен чингизидов + осветить в пламяти Льва Гумилева. Хотя можно и предпочитать фаст-фуд высокой кухне...
Льва Гумилёва надо читать осторожно, при всем уважении к нему, как к историку систематизировавшему многие факты, надо не забывать про большУю долю его ИМХО в трактовке событий и причин. Как "энциклопедическое" собрание дат и фактов - это круто, а его дальнейшие "изыскания" и выводы (пассионарные линии которые есть проекции галактических плоскостей и прочие космические лучи) это нечто..
При всем к нему уважении, это его заслуга - появление моды на собственные альтернативные ИМХО, которые противоречат научному методу познания. Всякие медики Мулдашевы, физики Чудиновы, прочие математики и наоборот - это его косвенная заслуга.
0 +0−0Alexander Oskin09:24:41
10/08/2013
"Один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать" Рекомендую посмотреть фильм "Бейбарс" о мамлюках времен чингизидов + осветить в пламяти Льва Гумилева. Хотя можно и предпочитать фаст-фуд высокой кухне...
0 +0−0Amae Koromo08:49:03
10/08/2013
Комментарий удалён.
Вы, это хезбалле и хамасу расскажите, они вас зеленым щербетом накормят - еще лучше опус сочините.
0 +1−1Дезактиватор Рус08:13:22
10/08/2013
14 +17−3Альфред Штайр20:16:20
09/08/2013
Все таки европейцы в то время на фоне арабов выглядели более дикими, и ислам кстати тогда был менее кровожадным по сравнению с христианством.
Ога, но народы, допустим на БВ (давно почивший в бозе) с вами были бы в корне не согласны. Почитайте про экспансию арабов на восток, а так же про создание турецкого халифата. Резня была, не приведи господи. Под корень.
0 +2−2aa aa08:03:27
10/08/2013
Комментарий удалён.
Жду с нетерпением, когда семиты соберутся со своим женским духом, и взаимно загеноцидят друг-друга!
Если что, можно помочь оружием, ракетами, ядерными грибами.
Давайте, девочки, начните хоть за косы друг-друга дёргать, а то смотреть тошно.
0 +0−0Artem Sannikoff07:27:31
10/08/2013
Комментарий удалён.
Венесуэла?
0 +0−0O'Simon BenGadin06:33:40
10/08/2013
Комментарий удалён.
Отгадайте, кто больше всего нефти в США поставляет.
0 +2−2Александр Савин04:34:58
10/08/2013
-6 +4−10Jevgenij Vav23:08:00
09/08/2013
При этом именно ислам первым напал на христианство и пытался его завоевать. Еще до крестовых походов.
A кто тогда на кого не нападал? И до, и после крестовых походов... Ну да, шотландцы до Австралии не добрались ещё. А где общая граница или море нешорокое - полный вперёд.
0 +1−1Abu-yunus Dagestani00:20:27
10/08/2013
2 +3−1Сан Саныч18:20:34
09/08/2013
С чем то можно согласиться и со многим поспорить. Ну во первых в 19 в. и в Египте и Турции не были уничтожены "военные элиты" - как об этом пишет автор. Прогрессивные правители Махамед Али Египетский, а вслед за ним османский султан Махмуд II ликвидировали мамлюклв и янычар, которые к тому времени выродились до абсолютно эгоистичных групп, связанных с самыми реакционными кругами. Оба правители положили начало новым по европейский обученным армиям, с образованным офицерским корпусом. Во вторых в уже к концу XX в. армии и в Египте и в Турции перестали постепенно играть прогрессивную роль и выродились до коррумпированных и эгоистичных структур. Хотя для справедливости надо сказать коррумпированность была присуща все же высшим слоям военных элит, а не всему офицерскому корпусу.
100% верно
0 +1−1Abu-yunus Dagestani00:19:11
10/08/2013
От кого может защитить египетская армия ее били как хотели все кому не лень.это частная корпорация генералов казнакрадов
0 +3−3Алексей Доберман23:25:46
09/08/2013
Дешевая графомания...Пример Египта как позитивных изменений показателен, страна в ауте, автор рад.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь