Янычары прогресса и мамлюки демократии

18:35 09/08/2013 Мир
Турецкие военнослужащие
Турецкие военнослужащие

В последние недели сразу в двух исламских странах главными героями новостей стали представители командования вооруженных сил. Египетские генералы свергли первого демократически избранного президента, а их турецкие коллеги (правда, бывшие) получили внушительные тюремные сроки за попытку госпереворота.

Египетский переворот (или революция — кому как нравится) и суд над турецкими заговорщиками (или оппозиционерами, что тоже дело вкуса) вызвали к жизни давнюю дискуссию о роли армии и ее командования в обществе с глубоко укорененными исламскими традициями и небогатым демократическим опытом.

Основных точек зрения тут две. Сторонники первой полагают, что единственной задачей вооруженных сил в исламских странах, как и везде, должно быть отражение внешней агрессии. А стало быть, в общественной жизни, экономике и политике генералам делать нечего, поскольку сама суть армейской службы предполагает использование силы и жесткую систему подчинения, что неизбежно ведет к злоупотреблениям и тормозит общественный прогресс.

Вторые считают, что такой подход является вольным или невольным упрощением, не принимающим во внимание сильную раздробленность традиционных обществ по самым разным признакам. С их точки зрения, лишь сильная, современная и относительно самостоятельная армия способна уберечь такое общество от фатальных внутренних конфликтов. Кроме того, вооруженные силы являются естественным противовесом любой чрезмерно усилившейся группе, клану или общине, стремящейся установить свой диктат над прочими согражданами.

Конечно, обе позиции тут представлены в предельно общем виде. Реальность намного сложнее и запутаннее, что многократно демонстрировала история.

В любой социально и экономически отсталой стране офицерский состав неизбежно становится одной из наиболее прогрессивных общественных групп. Без качественного образования и современной техники любая армия рискует быть разбитой в первом же сражении. Поэтому во все времена правители не жалели денег на обучение офицерского состава, в том числе — за рубежом.

Армия также всегда выгодно отличалась от других общественных групп постоянной ротацией кадров (в том числе — в силу потерь во время боевых действий). Кроме того, исторически она служила едва ли не единственным для традиционных обществ социальным лифтом: военная карьера была (и во многих случаях остается) лазейкой, благодаря которой способный человек из низов может выбиться на самую вершину.

Вместе с тем, хорошо организованная и вооруженная сила всегда была источником беспокойства для неуверенных в себе правителей, старавшихся ограничить влияние армии за счет разнообразных противовесов.

Исламские страны в этом смысле были скорее правилом, нежели исключением. Так, турецкие янычары и египетские мамлюки изначально набирались даже не из низших сословий, а из иноземных рабов, у которых не было ни собственных интересов, ни привязанностей на новой родине. Их непричастность к каким-либо кланам и группам была призвана обеспечить лояльность армии лишь одному человеку — правителю, а также сделать ее надежным противовесом различным группировкам внутри страны.

Тем не менее, и мамлюки, и янычары со временем сами превратились во влиятельную силу, способную менять султанов. На этом историческом этапе уже влиятельные местные кланы за деньги (!) пристраивали своих детей в войско, изначально набиравшееся из иноземных рабов. Процесс возвышения мамлюков и янычар, их вовлечения во внутренние политические конфликты в обоих случаях закончился плачевно: и в Египте, и в Турции армейскую элиту целенаправленно перебили. Влияние тех и других было признано слишком уж значительным.

Тем не менее, традиция формирования боевых частей на основании их личной преданности правителю в современном исламском мире не умерла. В Иордании личная гвардия короля состоит из выходцев с Северного Кавказа, «черкесов», которые для местных элит являются чужаками и преданы лишь монарху. В Ливии армия вообще была редуцирована до церемониального уровня, основную роль в недавней гражданской войне со стороны правительства играли так называемые «Батальоны Каддафи», фактически состоявшие из наемников и подчинявшиеся непосредственно «брату лидеру» и его сыновьям.

Сирийское правительство, ведущее войну против повстанцев, сейчас всецело полагается на Четвертую механизированную дивизию, в которой служат почти исключительно алавиты, составляющие около 12 процентов населения страны. Командует этой дивизией брат президента — Махер Асад. Схожая ситуация была и в Йемене, где роль «мушкетеров короля» исполняла Национальная гвардия под руководством племянника президента Али Абуллы Салеха. Практически все гвардейцы были выходцами из племени главы государства. В Иране наиболее боеспособной частью армии является Корпус стражей исламской революции, подчиняющийся непосредственно верховному лидеру.

Во всех случаях сравнительно немногочисленные гвардейские отряды вооружены значительно лучше обычных армейских частей, а служащие в них люди получают повышенное жалование. Такая схема популярна в странах, где у власти находятся авторитарные режимы. Там военные элиты, состоящие из чужаков или местных меньшинств, вынужденно выполняют охранительную роль, поскольку без президента/короля/эмира моментально лишатся и власти, и денег, и, вероятно, жизни.

В исламских государствах, где существуют зачатки демократии, роль вооруженных сил несколько иная. Армия служит своего рода якорем, который не дает политикам раскачать лодку до такой степени, что она перевернется. Особенно важным в этом контексте является противостояние генералов и лидеров политического ислама. Так, например, в Египте и Пакистане военные десятилетиями сдерживают попытки влиятельных религиозных лидеров построить исламские государства по образу и подобию талибского Афганистана. Поскольку в этих странах вооруженные силы представляют все слои общества и не подчинены какой-то небольшой группе «гвардейцев», народ не воспринимает армию в качестве инородной силы. Это, в свою очередь, поддерживает высокий авторитет вооруженных сил среди населения и дает генералам необходимую легитимность для вмешательства во внутриполитические процессы.

И пакистанские, и египетские генералы несколько раз отстраняли от власти политиков, которые слишком уж увлекались построением идеального общества. При этом военные действовали не столько по своему произволу, сколько выполняли волю простых людей, неспособных организовать смену власти ни через выборы, ни через уличные демонстрации. Последние события в Египте — яркое тому подтверждение: свержение президента-исламиста большинством общества было воспринято весьма позитивно. Офицерский корпус этих стран во многом состоит из людей, прошедших обучение на Западе, что не могло не повлиять на их мировоззрение. Египетских и пакистанских военных сложно назвать «охранителями», нацеленными лишь на консервацию строя. Напротив, сознательно или бессознательно они подталкивают свои страны ко все более современным общественным моделям, хотя порой и используют для этого силу.

Однако не все армии в исламских странах можно разделить на «консервативные» и «прогрессивные». Особняком в этом смысле стоит Турция. В начале XX века из-за смены общественного строя вооруженные силы этой страны превратились в «защитников демократии» от угрозы исламизации. Прогрессивную роль армия сыграла успешно: Турция и по сей день остается одной из самых светских стран исламского мира. Но со временем «охрана демократии» превратилась в охрану всесилия генералов, поэтому из полезной силы армия стала тормозом общественного развития страны. У генералов не хватило мудрости отказаться от особых полномочий, когда того настоятельно требовала логика исторического развития Турции. Из-за этого в стране случился откат в иррациональное: последние десятилетия в стране наблюдается резкий подъем популярности политического ислама. Сейчас турецкие исламисты находятся у власти, используя ее для ликвидации конкурентного потенциала армии. В этой борьбе, правда, страдают не только генералы, но и сами исламисты, теряющие популярность из-за своего нарастающего авторитаризма и недовольства населения нападками на вооруженные силы.

Сейчас Турция является наглядной демонстрацией того, что вмешательство армии в политические и общественные дела глубоко религиозного общества на разных этапах может быть как позитивным, так и негативным. Начав с охраны султана, турецкие военные последовательно охраняли светский режим, собственное благополучие, а сейчас стали символом оппозиции, о которую рискуют обломать себе зубы исламисты. В том случае, если политический ислам отступит, Турция может получить и армию, лишенную права вмешиваться в политику, и политику, свободную от радикализма и авторитаризма. Отношения вооруженных сил, общества и власти примут вполне западные формы.

Разные страны исламского мира сейчас находятся на разных стадиях социального развития, что и определяет роль местных вооруженных сил. Ситуация постоянно меняется, отношения «армия-общество-власть» эволюционируют. Но общее направление, видимо, одно: с течением времени турецкий путь в той или иной форме предстоит пройти всем исламским странам.

Иван Яковина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(98):

2 +2−0Салман Абу Умар03:27:02
10/08/2013
Комментарий удалён.
Да дайте им высказаться, выплеснуть.. это не долго.
2 +3−1Sheldon Cooper22:40:19
09/08/2013
20 +23−3Хреновий Бугуртов18:11:58
09/08/2013
+25% дамага по евреям.
заряжается зигой ? )
2 +2−0Artem Sannikoff21:09:00
09/08/2013
-3 +1−4Салман Абу Умар20:20:15
09/08/2013
Да нет, просто чтобы прекратить насилие и убийства со стороны нынешнего руководства Сирии по отношению к своему народу, большей частью - единоверцев саудитам.
Не скажешь кем спонсирована гражданская война в Сирии, Ливии?
2 +3−1Artem Sannikoff21:08:05
09/08/2013
Комментарий удалён.
Предлагаю удалить вышеуказанный пост, как пропаганду ислама, а конкретно запрещенного на территории Российской Федерации салафизма и вахабизма - официальной религии Саудовской Аравии.
2 +3−1Никола ХеХ)20:15:31
09/08/2013
20 +23−3Хреновий Бугуртов18:11:58
09/08/2013
+25% дамага по евреям.
Браво!
2 +3−1Сан Саныч18:20:34
09/08/2013
С чем то можно согласиться и со многим поспорить. Ну во первых в 19 в. и в Египте и Турции не были уничтожены "военные элиты" - как об этом пишет автор. Прогрессивные правители Махамед Али Египетский, а вслед за ним османский султан Махмуд II ликвидировали мамлюклв и янычар, которые к тому времени выродились до абсолютно эгоистичных групп, связанных с самыми реакционными кругами. Оба правители положили начало новым по европейский обученным армиям, с образованным офицерским корпусом. Во вторых в уже к концу XX в. армии и в Египте и в Турции перестали постепенно играть прогрессивную роль и выродились до коррумпированных и эгоистичных структур. Хотя для справедливости надо сказать коррумпированность была присуща все же высшим слоям военных элит, а не всему офицерскому корпусу.
2 +3−144SAV4418:12:36
09/08/2013
8 +9−1Igor Nakrychsky18:02:41
09/08/2013
Это на фотке немецкий MG-42 ???
2 +8−6Дезактиватор Рус18:02:24
09/08/2013
10 +17−7Альфред Штайр17:56:21
09/08/2013
В средние века мусульмане были культурнее европейцев, один Саладин чего стоит, а сейчас скатились в общино-родовой строй.
Какой уж там культур-мультур в средние века. Голый феодализм, непрерывные междуусобные войны и мракобесие.
1 +1−0glimpse unthinkable13:52:16
13/08/2013
0 +0−0Дмитрий Антипенко09:18:43
12/08/2013
Конечно, сдвинется... Бабы перестанут рожать и через 100 лет в турции будут жить "целых" 10 миллионов высоообразованных светских интеллектуалов... А еще через 100 - аж 200 тысяч оных...
Да упоси боже, лучше нарожать милиард тупых голодранцев, а потом дружно передохнуть от голода.
1 +1−0Кое Кто16:33:34
12/08/2013
8 +9−1Igor Nakrychsky18:02:41
09/08/2013
Это на фотке немецкий MG-42 ???
Скорее его более поздняя версия - MG-3, который до сих пор производится и состоит на вооружении стран НАТО.
Ссылка на ru.wikipedia.org
1 +1−0Oleg Mitrofanov18:23:29
11/08/2013
0 +1−1Igor Nakrychsky18:18:27
09/08/2013
Получается переработанный под патрон 7.62 MG-42
MG-3 — (нем. Maschinengewehr 3) — немецкий единый пулемёт. Является усовершенствованным вариантом пулемёта MG-42. Патрон 7,62×51 мм НАТО
1 +2−1Вася В00:50:42
11/08/2013
10 +17−7Альфред Штайр17:56:21
09/08/2013
В средние века мусульмане были культурнее европейцев, один Саладин чего стоит, а сейчас скатились в общино-родовой строй.
Арабские цифры, Аль-горитм, Аль-гебра, расцвет евреев сефардов в Аль-Андалусии, Омар Хаям, Авиценна.
1 +1−0Вася В00:42:37
11/08/2013
3 +3−0Алексей Сериков10:50:53
10/08/2013
А реально МГ-42 калашник в среде пулеметов. Не до ни после что то радикально лучшее не было создано. На фотке его реинкарнация под 7.62Х51 НАТО.
МГ-42 появился до калашника.
1 +1−0Трапезников Александр18:28:42
10/08/2013
3 +4−1Herr Mannelig21:53:48
09/08/2013
"Так, турецкие янычары и египетские мамлюки и путинские таджики изначально набирались даже не из низших сословий, а из иноземных рабов, у которых не было ни собственных интересов, ни привязанностей на новой родине. Их непричастность к каким-либо кланам и группам была призвана обеспечить лояльность армии лишь одному человеку — правителю, а также сделать ее надежным противовесом различным группировкам внутри страны."

плюсую афтара
У нас вроде как нет гвардии из таджикских рабов. В Балашихе не стоит элитная таджикская дивизия)
1 +1−0Alexander Oskin14:52:14
10/08/2013
0 +0−0Артем Клюенков09:56:21
10/08/2013
Льва Гумилёва надо читать осторожно, при всем уважении к нему, как к историку систематизировавшему многие факты, надо не забывать про большУю долю его ИМХО в трактовке событий и причин. Как "энциклопедическое" собрание дат и фактов - это круто, а его дальнейшие "изыскания" и выводы (пассионарные линии которые есть проекции галактических плоскостей и прочие космические лучи) это нечто..
При всем к нему уважении, это его заслуга - появление моды на собственные альтернативные ИМХО, которые противоречат научному методу познания. Всякие медики Мулдашевы, физики Чудиновы, прочие математики и наоборот - это его косвенная заслуга.
Согласен с Вами. Проблема исторического факта анализировалась Ю.М.Лотманом в статье "Внутри мыслящих миров" (часть 3) и многими историками. Льва (Гумилева) можно заменить Тойнби и т.д. на выбор, жребий... Но "жребий был брошен вместе с доспехами при попытке перейти Рубикон!" - из сборника Ф.Кривина "Несерьезные Архимеды"
1 +1−0Artem Sannikoff13:08:26
10/08/2013
Комментарий удалён.
Не надо запрещать каннибализм -думать не запретишь,лучше в открытую,чем молчать и ..в дома летят самолеты.
Может,что-то поймем друг о друге..
Ясное дело-другой мир,параллельный,причем рядом совсем, все народы через него прошли.
Я показал, как можно оправдать самое мерзкие и аморальные деяния. Знаешь ли ты почему запретили Салафизм и Вахабизм. Ответ совсем рядом в период с 1994 по 2000 с Норд-Остом и Бесланом, и до сих пор продолжается с Имаратом Кавказ.
1 +1−0Алексей Сериков11:01:20
10/08/2013
1 +1−0Ilya Kazakevich22:50:50
09/08/2013
С чего бы это?
В Португалии тоже за "оскорбление нации" сажают?
Или в Португалии бросают в тюрьму за найденную книгу на курдском?
1 +1−0Georgy Klochkov07:13:38
10/08/2013
0 +1−1Abu-yunus Dagestani00:19:11
10/08/2013
От кого может защитить египетская армия ее били как хотели все кому не лень.это частная корпорация генералов казнакрадов
Ну на пример от ливийской армии. Кстати был прецедент. Ваше израилецентричное мышление не дает вам посмотреть на карту.
1 +2−1Киберморж05:38:08
10/08/2013
-4 +0−4Александр Савин04:35:42
10/08/2013
Вот и мне подумалось... очень похож. Китайский клон?
В Турции производят MG3.
1 +1−0Александр Савин05:01:50
10/08/2013
5 +5−0Ilya Kazakevich22:53:05
09/08/2013
А с чего Вы взяли что Ваня Аль-Каеду любит больше чем Ассада?
Он где-то писал что исламизм лучше светской диктатуры?
Tак Иван везде пишет (или писал): Асад должен уйти, Каддафи должен уйти... Саддама поделом повесили... А свято место пусто не бывает. Концентрация демократов, либералов и прочих умеренных в этих странах сейчас не выше, чем в России начала 19 века. На площадь а-ля декабристы они, может, и смогут выйти с парой батальонов - но не более того.
Может, он и не любит Аль-Каеду, но де-факто поддерживает их приход к власти.
Кстаи, интересно, почему он коснулся армии Каддафи, но умолчал (стыдливо?) про армию сегодняшней свободной и демократической Ливии. Или там такой срам, что про это лучше не поминать?
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь