Все умрут... И Сталин тоже?

18:05 08/08/2013 Культура
Иосиф Сталин
Иосиф Сталин

Людмила Улицкая выпустила новую книгу чужих воспоминаний. Автор «Казуса Кукоцкого» и «Даниэля Штайна» попросила написать ей письма о своем детстве тех, кто был ребенком в послевоенные годы — с 1945 по 1953-й: «Для меня это — ровесники, для других — родители, даже бабушки-дедушки...»

«Ни история, ни география не имеют нравственного измерения. Его вносит человек, — пишет Улицкая в предисловии к сборнику „Детство 45-53. А завтра будет счастье“. — Иногда мы говорим: „жестокие времена“. Но все времена по-своему жестоки. И по-своему интересны. Сложенные вместе, отрывки из писем людей разного возраста, социального происхождения и образовательного уровня меняют отношение к событиям прошлого, расставляют акценты иные, чем те, к которым мы давно привыкли. Они показывают изнанку советского мифа, правду жизни маленького человека, которому дана одна-единственная жизнь во времени, „которого не выбирают“...»

Улицкая объединила письма в тематические главы и к каждой написала по предисловию. «Лента.ру» с разрешения издательства АСТ публикует предисловие и три письма из раздела, посвященного смерти Сталина.

Людмила Улицкая

ВСЕ УМРУТ... И СТАЛИН ТОЖЕ?

Каждый ребенок проходит через этот опыт — первого соприкосновения со смертью. Для одного это — мертвый воробей, раздавленная машиной собака, для другого — умерший отец. Человеку надо время, особое душевное усилие, чтобы осмыслить этот факт, пережить это потрясение. Тогда возникает и ужасная догадка — и я тоже умру... Страх смерти — одно из самых мощных и глубоких переживаний, очень личное, интимное, трудно передаваемое словами. Этот страх переживается большинством живущих людей, во все времена, и он мало зависит и от культурного уровня человека, и от воспитания, и от социальных обстоятельств. С древнейших времен до наших дней на эту тему написано множество томов.

Смерть уравнивает всех людей. Все люди теряют своих родителей. Иногда дети уходят прежде, и это горе всегда переживается особенно остро. Уходят друзья, учителя, близкие... Однако в жизни нашей страны в середине двадцатого века умер человек, чья смерть никого не оставила равнодушным.

Смерть Сталина — исторический рубеж, грубый шов в самом течении жизни. Полстраны рыдает, полстраны ликует. И все ждут перемен. Одни озабочены тем, как жить без Сталина? Другие уверены, что хуже не будет. Последние молчат. Страх овладел обществом, правительство в растерянности — три дня совещаются руководители страны, прежде чем объявить о происшедшей уже смерти. Так кто же умер: светоч всего прогрессивного человечества или жестокий тиран? Великий полководец или великий преступник? Шестьдесят лет уже прошло, а народ все не может решить эту сфинксову загадку...

Вера Верхогляд-Троянова

СТАЛИН РАССТРОИЛСЯ... И УМЕР

Раннее утро. Еще темно. Слушаем по радио сообщение о смерти Сталина. Я начинаю горько рыдать и все повторяю: «Как же мы будем жить без него?» Вся жизнь наша была пронизана любовью к Сталину. Учебники, художественные книги, радио — везде говорилось о том, какой он великий, какой хороший.

Иду в школу. Многие плачут на улицах и в школе тоже. Уроки проходят кое-как. Затем нас собирают в актовом зале на линейку. Выстроены все классы. Перед нами стоят директор, завуч и старшая пионервожатая. Старшая вожатая пытается открыть линейку, начинает говорить и не может, рыдает в голос. Затем пытается говорить завуч, но голос ее срывается, и она замолкает, давясь слезами. Наконец директор школы со слезами на глазах измененным от напряжения голосом говорит краткую речь.

Вся эта сцена действует на девочек. Почти все плачут. Плачут, хотя у многих из них (как я позже узнала) родители были репрессированы. Я тоже плачу, хотя росла без отца, так как мой отец тоже репрессирован. Но об этом не принято было говорить. В нашей семье мама не говорила мне много об отце и тем более не связывала его судьбу со Сталиным.

Я так верила в Сталина и любила его, что когда позже стало известно о преступлениях Берии, то я решила, что Сталин, наверное, узнал о делах Берии и так расстроился, что умер из-за этого.

Ольга Наумова

А БЕРИЯ ВСЕ ЖЕ ШПИОН!

1953 год. Болезнь и смерть Сталина. Давались подробные отчеты о его самочувствии, потом о похоронах. И вот мне попалась на глаза фотография Берии у гроба вождя. Очень-очень мне не понравилось выражение бериевского лица. Показалось даже, что он тайно ухмыляется. «Шпион!» — догадалась я и побежала к родителям рассказать об открытии. Однако родителям моя догадка совсем не понравилась. Они стали меня разубеждать, а я все стояла на своем. Они мне пригрозили (не подействовало), а потом доверительно попросили никому и никогда об этом не говорить. Я слово сдержала, но уверенность от этого не проходила, и только было странно, что такого очевидного факта никто не видит. И вдруг летом, на даче, когда я была на прогулке, меня, запыхавшись, догнала мама: «Ты знаешь, только что по радио объявили: Берия — шпион!»

Борис Наумов

«ДЕТИ! СТАЛИН — ВРАГ НАРОДА!»

Школа... Она и сейчас на улице Журова. Деревянная, скрипучая, милая. Знакомая по сучкам на дереве чердака. Знакомая запахом чего-то казенного и человеческого, нечистого. Двухэтажное здание. Туалет — засыпанные хлоркой длинные доски с отверстиями «очков». Это место было клубом детей. Здесь мы соревновались, кто выше сикнет, здесь дрались, курили, здесь показывали запретное.

Наша правильная первая учительница Анастасия Матвеевна, с пучком на затылке, с портфелем... И вдруг!!! Она вошла в класс и сказала: «Дети! Сталин — враг народа!»

Конечно, все мы знали товарища Сталина. Я мечтал о трехколесном велосипеде, но родители не могли купить (а может, не считали нужным это сделать). Помню снижение цен в апреле, и я, ребенок, чувствовал: вот! вот! Еще немного, и у меня будет велосипед! И за этим, я знал, стоит товарищ Сталин!

Когда учительница сказала про врага и добавила что-то (не помню что), я (и не я один) открыл «Родную речь», где был потрет Сталина анфас — такой красивый, в мундире, с орденом Победы и Звездой Героя.

Конечно, мы любили дедушку Ленина, но это был дедушка такой, ну, просто хотелось сесть на колени. Пусть поругает, но это же дедушка...

Товарищ Сталин для меня, для ребенка, для всех (я это видел) больше, чем папа, больше, чем дядя Степа... Это — Товарищ Сталин!

Тем не менее, открыв страницу, я начал методически тыкать пером в портрет, стараясь попасть в глаза вождю. Может быть, я идиот? Нет (подтверждаю), все делали подобное. Кто-то обливал чернилами из «непроливашки», кто-то рвал книгу...

Звонок. Перемена. Как всегда, все в коридор — бегать. Но в этот раз все бегали в сторону метрового бюста. Бюст находился в конце коридора, и когда проводились линейки, то около него стояла старшая пионервожатая и пионеры (я еще им не был), отдавали ей и бюсту «салют», то есть это место было святое.

Кто-то плюнул первый, и мы, бегая, походя, тоже плевали.

Со мной учился Шурик Боков. Его брат (старше года на два) пошел дальше. Он стащил бюст в туалет, отбил голову и вставил ее в «очко». Голова не проходила, и так как она была пустая внутри, то видно было, как в моче плавали фекалии. Каждый ребенок безо всякого зла считал, что надо сикнуть.

Я явился домой и радостно (откуда радость — не знаю) сообщил отцу, что Сталин — враг народа!

Отец переменился в лице. Гнев, неприятие, страх (дедушка был репрессирован) — я не могу точно сказать, что двигало им. Он отобрал и спрятал «Родную речь» и запретил мне говорить.

Интересно, что отец был учителем по труду в этой же школе, и как до учителей доводились директивы партии — непонятно.

Это был урок любви к «отеческим гробам». Жестокий урок со стороны взрослых, но так переписывалась страшная история.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(170):

123 4 567 ... +1
1 +1−0SadlerRG05:47:00
09/08/2013
12 +15−3Shelonnik21:50:19
08/08/2013
Вы, Барон, какой-то провинциальный наивняк, уж не обижайтесь.

Ну почему нельзя-то? Пожалуйста: Гитлер был неплохим художником. Восстановил экономику Германии после депрессии (правда, там уже начинаются "но" - одновремнно он загнал ее в угол). Люди, слышавшие его, говорят о "необыкновенном магнетизме" Гитлера (где-то до Сталинграда - потом магнетизм размагнитился).

Но какое это имеет значение на фоне того, что он сделал с десятками миллионов людей?

Со Сталиным примерно та же история. Не надо мифологизировать, просто человеком надо быть, а не сурком и не пионерским барабаном.
Попробуйте сказать это в масс-медиа. Массы вас съедят, медиа - сгнобят
1 +5−4duradulova02:55:10
09/08/2013
Совсем исписалась эта дама, что ли?
1 +2−1Ser01:50:50
09/08/2013
Какую удобную систему построили, что спустили сверху в то и верят безоговорочно и сразу, вот путин хороший, завтра вдруг враг народа и все мгеровцы улюлюкая мочатся на его портрет
1 +3−2Rusnet 201900:31:01
09/08/2013
Комментарий удалён.
Разве народ поддерживает жуликов и воров?
1 +6−5tokeru By22:40:50
08/08/2013
Сталин - это лучшее, что могло случиться со странной, после того, какой её оставил идиот Ленин.

Давайте, либерасьё, минусуйте =))))
1 +5−4met021:41:23
08/08/2013
Воспоминания всех этих "репрессированных" напоминают об ирландской пословице: "На королевскую почту вошли семь повстанцев, а вышли из неё двадцать тысяч". Триста миллионов репрессированных - и ни человеком меньше!
1 +8−7Роман Геннадиевич21:33:43
08/08/2013
3 +22−19Тирион Ланнистер18:48:11
08/08/2013
Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. Друзей у СССР не было. Уничтожил унутреннюю контру и 5 колонну. Он не святой - просто прагматик и выдающийся политик своего времени, причем последовательный.
расея всегда отставала от запада на век, заводы СССР строили американцы, все технологии их - от мороженого до бомб
1 +8−7Хомяк Обыкновенный19:33:13
08/08/2013
-3 +21−24Михаил Р.19:02:39
08/08/2013
Я поражаюсь, что до сих пор находятся люди, которые считают этого палача хорошим правителем. Нужно ввести уголовную ответственность за пропаганду и оправдание преступлений сталинизма
Тем не менее с каждый годом его рейтинг всё выше, несмотря на всю имеющуюся и открываемую новую информацию.
1 +10−9Cannon19:17:11
08/08/2013
9 +14−5Shelonnik19:06:10
08/08/2013
Это воспоминание конкретного человека - Веры Верхогляд-Трояновой, а не Улицкой.

Если вы считаете, что она врет - докажите. Если не можете - вы глупец и хам.
Что вы желаете видеть доказанным? Что число "много девочек"- это сколько? Три? 15? 45? Естественно, Улицкая имеет право быть субъективной, но зачем подавать это под соусом объективности? Ложечки, как всегда, найдутся. а осадочек уже создан талантливой болтушкой.
0 +0−0Фикрат Гаджиев15:34:35
14/08/2013
0 +0−0Михаил Волков12:52:17
14/08/2013
Хватит фигню писать. Американцы были готовы бомбить наши города ядерными бомбами, и только наличие ядерной бомбы у СССР помешало это выполнить.
Мы сами строим свою жизнь. Жизнь каждого из нас и дает в итоге жизнь страны. Когда думаете только о колбасе, в колбасу превращаетесь.
'Ведь кто-то написал эти 40 млн. доносов'
Вы, уважаемый, наверное, не жили в СССР в 1947-ом году. Это про колбасу.
Сталин сам постоянно противопоставлял нашу страну всем другим. Эта идиотская идея о том, что социалистическую страну все хотят задушить. Не забывайте, что мир боялся самого слова коммунизм, а он, Сталин, хотел насадить (и насаждал) эту химеру и в Европе, и в Азии. Кто-то должен был остановить этого безумца! Не уверен, что американцы и англичане собирались устроить ядерную войну на территории СССР.
0 +0−0Михаил Волков12:54:11
14/08/2013
2 +7−5Nikolai Mudak23:00:40
08/08/2013
Чудачок на букву "М", писавший всё это, явно по заказу, не знал, что врагом народа никто, никогда, и не где Сталина не называл.
Я, в своё время, получил по крупному от родных, за то, что после сообщения по радио об аресте Лаврентия Павловича, бегал по двору со словами-Берия-враг народа.
Правда, в те времена , не были известны Горбачёв, Лигачёв, Ельцин, Путин и т.д.
Согласен, явное фуфло
0 +0−0Михаил Волков12:52:17
14/08/2013
0 +1−1John McLaughlin01:42:39
10/08/2013
Кому нужно было это ваше ядерное оружие? Лучше б народ накормил, обул и одел. А главное чтоб, в противовес Америке, построил бы такую страну, в которой народ жил бы счастливо, а не в страхе, что ночью придут упыри с винтовками и маузерами и заметут за какой-нибудь анекдот про тирана или за пять колосков.
Хватит фигню писать. Американцы были готовы бомбить наши города ядерными бомбами, и только наличие ядерной бомбы у СССР помешало это выполнить.
Мы сами строим свою жизнь. Жизнь каждого из нас и дает в итоге жизнь страны. Когда думаете только о колбасе, в колбасу превращаетесь.
'Ведь кто-то написал эти 40 млн. доносов'
0 +0−0Михаил Волков12:48:34
14/08/2013
0 +1−1Alex Khalansky09:45:50
09/08/2013
Вы не совсем правы. Я понимаю, история не понимает слова "если", но все же. Вступление СССР в войну не было продиктовано стремлением Сталина "спасти мир". Более того, при иных обстоятельствах все могло бы случиться с точностью да наоборот. Опять же, пакт Союза-Германии тоже забывать не стоит. Касательно того, что Сталин сделал после войны, Вы, вне сомнений правы, НО! Мы не можем судить о том, как изменилась бы политика нацистов, возьми они верх. Гитлер (да, в общем-то, как и Сталин, отсюда и эти зачастую неуместные параллели) олицетворял собой порядок, строго противоположный порядку, установившемуся сегодня (социальный, экономический, политический). Это была битва двух вариантов развития человечества, а история не склонна прощать проигравших. Во всяком случае, прощение приходит через гораздо большие сроки.
Вступление в войну было продиктовано заботой о своей стране после того, как ее оставили один на один с гитлеровской Германией.
0 +0−0Михаил Волков12:46:53
14/08/2013
6 +10−4Дмитрий Сидорков07:46:33
09/08/2013
Сталин и Гитлер фигуры на самом деле разные. Сталин тоже не был одуванчиком. Тоже повинен в гибели многих людей. Но те кто ставит знак равенства между Сталиным и Гитлером приследуют лиш одну цель - очернение советского строя да и всего советского. Гитлер лил кровь своих соотечественников и залил кровью весь мир. Сталин репресировал неугодных граждан в своей стране, погубил не одну жизнь но и при этом он спас миру жизнь. И это правда. После войны он вытащил страну из разрухи. Оторвал страну от сохи и привел к ядерному оружию. И это тоже правда.

Гитлер фигра однозначная. сталин же намного более многогранен. Хотя бы от того, каким он был разным до войны и после. Видимо многое понял, не знаю.
Полностью согласен.
Сталин стоит в одном ряду с Петром I. Тоже через не хочу управлял огромной страной, сумел со своим народом выиграть страшную войну, при нем страна стала грамотной.
А голову любому человеку надо всегда иметь свою, и не сотворять себе кумира.
0 +0−0Красавчик Колымский17:37:09
13/08/2013
"Голова не проходила, и так как она была пустая внутри, то видно было, как в моче плавали фекалии"
- у автора ацефалия головного мозга, не иначе. Нахрена я тратил время на этот шлак?
Лента давно уже скатилась вот в это самое, что так красочно проиллюстрировано в цитате выше.
0 +0−0Красавчик Колымский17:36:13
13/08/2013
17 +34−17Сергей Ирхужин17:12:56
08/08/2013
С верующими людьми спорить бесполезно. А сталинизм, это религия. Хоть что им говори, приводи свидетельства, доказательства, логические доводы - без толку.
То же, что и с верующими в Рынок и Свободу либерастами.
0 +0−0John McLaughlin12:59:12
13/08/2013
0 +0−0[email protected]12:51:16
13/08/2013
После Хиросимы и Нагасаки американцы начали немедленно создавать еще 200 бомб. Думаете, просто так, на складе хранить?
Снова басни о том, что социалистическое государство было со всех сторон окружено врагами?
0 +0−0[email protected]12:57:33
13/08/2013
8 +12−4Shelonnik21:30:24
08/08/2013
Давайте уж быть последовательными - ложь выбираете как раз вы.

Вы придумали некую ложь - и с фанатичным упорством ее повторяете без всяких к тому оснований. Вам кажется, что если сто раз сказать ложь, она станет правдой? Нет, просто вы станете стократным лжецом.
Cannon все правильно сказал.

В тексте написано ""у нас в классе было МНОГО девочек, чьих отцов репресировали". Это очевидное вранье, т.к. по статистике и по логике столько человек невозможно репрессировать. Но художественно описано очень красиво и правдоподобно.
0 +0−0[email protected]12:51:16
13/08/2013
0 +1−1John McLaughlin01:42:39
10/08/2013
Кому нужно было это ваше ядерное оружие? Лучше б народ накормил, обул и одел. А главное чтоб, в противовес Америке, построил бы такую страну, в которой народ жил бы счастливо, а не в страхе, что ночью придут упыри с винтовками и маузерами и заметут за какой-нибудь анекдот про тирана или за пять колосков.
После Хиросимы и Нагасаки американцы начали немедленно создавать еще 200 бомб. Думаете, просто так, на складе хранить?
0 +0−0Elena Godin06:47:35
13/08/2013
Какой убогий писатель - Улицкая, бесстыдно повторяет заезженные штампы, все то, что известно любому, мало-мальски начитанному человеку. После длинной череды российских, западно-европейских и американских исследователей этой эпохи, писаке-обывателю нечего добавить. Убогая дамочка, русская писака чувствительнойслащавой прозы. .
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь