Само несовершенство

20:24 30/07/2013 Наука и техника
Само несовершенство
Хипстеры и люди "с богатым внутренним миром" заценят... Но я бы сразу перешел к ящикам с дырочкой - это настоящий аналоговый свет и цвет!!!

В конце июля участники движения ломографии объявили о намерении возродить объектив Петцваля — фотографическую линзу, разработанную в середине XIX века. Производство оптики поручат заводу КМЗ в Подмосковье; объектив сделают совместимым с камерами Canon и Nikon. В связи с этим «Лента.ру» решила вспомнить другие проекты ломографов по воскрешению фототехники из прошлых столетий.

«ЛОМО Компакт-Автомат»

Фотоаппарат, который дал начало (и название) движению ломографии, выпустило в 1984 году «Ленинградское оптико-механическое объединение», вдохновившись японской камерой Cosina CX-2. Фотоаппарат имел пластиковый корпус, но стеклянный объектив; был одной из первых советских камер, не требовавших хранения в футляре; и умел автоматически выставлять нужную экспозицию, хотя ручной режим в нем тоже имелся.

Камера вышла спорной: с одной стороны, она была легкой и компактной и быстро приводилась в «боевое» состояние, с другой стороны, объектив «Минитар» давал изображение с заметными искажениями и виньетированием (затемнением по краям кадра). Фотоаппарат стоил 75 рублей — заметно дороже простой шкальной камеры «Смена-8М», но в разы дешевле дорогих зеркальных «Зенитов».

Второе рождение «Компакт-Автомат» получил в начале 1990-х годов, когда один из экземпляров камеры попал в руки к австрийским студентам Маттиасу Фигелю и Вольфгангу Странзингеру. По легенде, они, будучи с визитом в Праге, купили завалящий «ЛОМО» в местной лавке, щелкали на него все что придется, а потом проявили пленку и восхитились результатом, приняв все недостатки камеры за ее достоинства.

В дальнейшем помешательство австрийцев на техническом несовершенстве приняло еще более крупные масштабы: после серии экспериментов с «ЛОМО» они придумали слово «ломография», сформулировали знаменитые «Десять правил», основали Международное ломографическое общество (сделав себя президентами) и начали скупать все попадавшиеся им на глаза «Компакт-Автоматы».

Когда запасы фотоаппаратов у старьевщиков иссякли, друзья решили обратиться за новой партией непосредственно к изготовителю камеры — заводу ЛОМО, переживавшему тогда не лучшие времена. Утверждается, что первый факс в ЛОМО они отправили 1 апреля 1994 года — и получили от ворот поворот, так как на предприятии их посчитали очередными шутниками.

Тем не менее к 1995 году с ЛОМО удалось договориться, и завод по заказу австрийцев начал выпускать «Компакт-Автоматы» малыми партиями. Аппараты отгружали в Вену, где находилась штаб-квартира ломографов. Те, в свою очередь, грамотно пиарили камеру и перепродавали ее всем желающим. В результате слово «ЛОМО» у иностранцев стало ассоциироваться не с ленинградским заводом, а с забавным маленьким фотоаппаратом и характерным стилем съемки.

Насколько выгодным оказалось сотрудничество для завода, сказать трудно. С одной стороны, он получал хоть небольшие, но все-таки заказы, с другой стороны, несмотря на то что слово «ЛОМО» стало раскрученным брендом, дополнительные возможности для заработка оказались закрыты: в условиях соглашения с австрийцами говорилось, что продавать камеры предприятие вправе только им и больше никому.

В 2005 году выпуск «Компакт-Автоматов» в Санкт-Петербурге был прекращен, но ломографы перенесли производство в Китай, породив копию под названием LOMO LC A+. Сначала китайцы вставляли в камеру российские объективы, но в 2007 году махнули рукой и перешли на использование собственной оптики. Тот факт, что китайский «ЛОМО» во многом уступает оригиналу, доказывает в первую очередь цена: новодел стоит на несколько десятков долларов дешевле.

Diana

Фотоаппарат, чья судьба в чем-то схожа с судьбой «ЛОМО», выпускался в Гонконге с начала 1960-х годов. В отличие от советской камеры он, впрочем, никогда не позиционировался как мало-мальски серьезное устройство: не позволяли откровенно игрушечная внешность, никакое качество сборки (свет, пробивавшийся через щели в пластмассовом корпусе, постоянно засвечивал пленку) и пластиковый однокомпонентный объектив. Камера стоила копейки и часто служила приложением к тому или иному товару («купи ролик пленки и получи фотоаппарат бесплатно»).

Выпуск «Диан» прекратился к началу 1970-х. Тридцать лет спустя уцелевший фотоаппарат попался на глаза ломографам — и навел их на известную мысль. Производство снова поручили китайцам, а конструкцию камеры доработали, превратив ее в модульную систему — она получила название Diana F+. Лучше она фотографировать не стала, но теперь можно было подзаработать на продаже аксессуаров — сменных объективов, вспышек и адаптеров под узкую пленку.

Пленка типа 110

Фотопленку «формата 110» разработала в 1972 году компания Kodak для своих миниатюрных фотоаппаратов Instamatic. Пленка была закреплена на бумажной ленте (ракорд) и продавалась уже упакованной в картридж с двумя катушками. На пленке помещались 24 кадра размером 13 на 17 миллиметров. Главным достоинством формата была простота в обращении: перематывать отснятую пленку не требовалось (вставил картридж — отснял — вынул — сдал в проявку).

Выпуск пленки был полностью прекращен в 2009 году, но в 2012-м стараниями ломографов она снова появилась в продаже. На сегодняшний день Ломографическое общество является единственным производителем фотоматериалов этого формата. Выпускаются три варианта пленки: цветная, черно-белая и слайдовая. Пленка, по замыслу ломографов, предназначена для владельцев старых фотоаппаратов и для пользователей камер Diana Baby.

Киноаппарат со вращающейся ручкой

В 2011 году ломографы решили обратиться к кино — и сделали это в свойственной им манере: анонсировали устройство под названием LomoKino, в котором пленку, как в первобытных киноаппаратах, нужно передвигать вращением ручки. Пленка в аппарате используется фотографическая, шириной 35 миллиметров. На 36-кадровой ленте LomoKino делает 144 кадра, которые потом можно соединить в видеоредакторе в ролик.

Ломографы не приводят информацию о продажах своих устройств, но и так довольно очевидно, что бешеной популярностью LomoKino, скорее всего, не пользуется: из-за громоздкости, ужасного качества видео, невозможности передать звук, сложности процесса и цены, в которую обходится один ролик продолжительностью от 50 до 60 секунд.

Объектив Петцваля

Последняя на сегодняшний день инициатива Ломографического общества — воссоздание объектива, разработанного в 1840 году австрийским инженером Йозефом Петцвалем. Линза привлекла внимание ломографов опять-таки в основном за счет своих недостатков — виньетирования и неравномерной резкости (она падает от центра к краям изображения), хотя по меркам XIX века она была довольно-таки передовой разработкой.

Планируется сохранить оптическую схему объектива, но приспособить линзу, изначально созданную для крупноформатных фотоаппаратов-ящиков, под современные камеры. Кампанию по сбору средств на производство объектива ломографы проводят через площадку Kickstarter. Выпускать оптику будет Красногорский механический завод, известный в первую очередь как создатель фотоаппаратов «Зенит». Судя по тому, что пользователи Kickstarter уже перечислили на проект почти 900 тысяч долларов США (в девять раз больше запрошенной суммы), объектив будет пользоваться спросом.

Светлана Чистякова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(65):

18 +20−2Alex Ivanov20:34:37
30/07/2013
Хипстеры и люди "с богатым внутренним миром" заценят...
Но я бы сразу перешел к ящикам с дырочкой - это настоящий аналоговый свет и цвет!!!
7 +7−0НаКОЛ!16:24:37
31/07/2013
На самом деле плевать какая у тебя камера , главное как ты умеешь снимать и видеть мир. Снимает не камера а человек. Сейчас школота покупаем markи и понтятся а толку ноль, на выходе говнофотки
7 +8−1bbs1208:12:44
31/07/2013
У этого советского фотоаппарата было настолько ужасающее качество, что у цивилизованных европейцев, которые его купили, произошел вывернутый наизнанку вторично-дублированный баттхерт сознания, вместо кирпичей они начали какать алмазами, сошли сума и начали поклоняться новому божеству "великой и ужасной камере". Даже культ создали.
7 +13−6Артем Климовский00:19:40
31/07/2013
-8 +6−14Антон Василенко23:56:59
30/07/2013
Как по мне то лучше танчики клепать)))
Это польза государству,а не какой-то сраный фотоаппарат для журнализда.
Да здравствуют наши танки, самые танковые танки в мире! Да здравствует мудрый руководитель Путин и партия его Едро! Выжрем Путинки!
5 +5−0Михаил Макаров03:22:40
01/08/2013
7 +8−1bbs1208:12:44
31/07/2013
У этого советского фотоаппарата было настолько ужасающее качество, что у цивилизованных европейцев, которые его купили, произошел вывернутый наизнанку вторично-дублированный баттхерт сознания, вместо кирпичей они начали какать алмазами, сошли сума и начали поклоняться новому божеству "великой и ужасной камере". Даже культ создали.
Этот советский фотоаппарат был побочным продуктом производства, основная продукция ЛОМО в раскрутке бренда не нуждалась. А качество оптики можно оценить по вызвавшему в свое время баттхерт не только у европейцев зеркалу телескопа.
Про самый большой в мире оптический телескоп в станице Зеленчукской слыхали? Так вот, шестиметровое зеркало этого телескопа было изготовлено именно в ЛОМО.
Так-то!
5 +5−0Олег Казаков23:34:00
30/07/2013
ЛОМО-Автомат за 75 в разы дешевле Зенита? Да вы шо? Зенит-Е с отличным объективом Гелиос (если правильно помню, но не Индустар точно =)) стоил 90 рублей. Вполне зачетная машинка, до сих пор валяется в кладовке ))) И работает ))) После Чайки и Смены-8 это была настоящая сказка ))) А если бы еще сменных объективов к нему купить и фильтров...
4 +4−0Dennis Jurin11:14:32
31/07/2013
Думаю движителем этого является стремление людей делать необычные фотографии. Здесь есть два пути можно быть талантливым и профессиональным человеком и какой бы ты фотоаппарат не взял ты делаешь необычные фотографии, а если ты ординарный, знаний не имеющий, то можно взять необычный фотоаппарат, и тогда все фотографии на нем будут необычные. Думаю в это весь фокус. Думаю в этом же суть и хипстеризма.

4 +5−1Alex Merlin20:13:34
30/07/2013
Смена 8М был мой первый фотоаппарат. Сейчас его заменил Самсумг Галахи 3С
3 +3−0Ефремов Николай16:40:09
31/07/2013
0 +3−3Волк Fox22:47:22
30/07/2013
Ждите дальше.

А стекло это Красногорское себе заказал, будем экспериментировать )

все лучше чем танки на уралвагоне клепать.
А в чем диалектическое противоречие красногорского стекла и уралвагонских танков?
3 +3−0Dmitry none13:05:46
31/07/2013
Ломо и картинку выдавал тогда очень похожую на то, что сейчас можно видеть часто в инстаграмме ;)
3 +3−0Михаил Визель12:44:40
31/07/2013
-8 +6−14Антон Василенко23:56:59
30/07/2013
Как по мне то лучше танчики клепать)))
Это польза государству,а не какой-то сраный фотоаппарат для журнализда.
Этот фотоаппарат для кого угодно, только не для журналиста.
2 +2−0Стас Немо02:35:21
01/08/2013
7 +8−1bbs1208:12:44
31/07/2013
У этого советского фотоаппарата было настолько ужасающее качество, что у цивилизованных европейцев, которые его купили, произошел вывернутый наизнанку вторично-дублированный баттхерт сознания, вместо кирпичей они начали какать алмазами, сошли сума и начали поклоняться новому божеству "великой и ужасной камере". Даже культ создали.
И заказывать в России обьективы 19 века :-). Блин, Ильф и Петров отдыхают
2 +2−0Сергей Сорокин14:42:17
31/07/2013
Комментарий удалён.
И водку за 3,62?
2 +3−1Сергей Сорокин14:41:29
31/07/2013
В принципе прикольно, и фотки мне понравились. Ток не проще сделать какой-нибудь Lomoapp, типа Инстаграмма, который бы преобразовывал обычную фотку в разные Ломо-Варианты, включая эффект объектива Петцваля.
2 +2−0MrSemiramid10:32:52
31/07/2013
0 +0−0Alex Kuritsyn09:17:15
31/07/2013
Идиотизм
зачем идиотизм, это винтажность )))
2 +2−0Сергей Салин05:33:58
31/07/2013
завод по сжиганию фотографов начал постройку новой градирни
2 +3−1Волк Fox03:21:41
31/07/2013
2 +3−1Олег Ивановский01:18:28
31/07/2013
Это скорее красногорцы развели ломографов. 500 евро за латунную банку с 4 линзами и диафрагмами-вкладышами (Петцваль)? Китайцы сделали бы за 50.
Чушь несете полную.

Создать с нуля оптическое производство очень недешево.

Для интереса посмотрите сколько сейчас стоят Ломовские анаморфотные кинообъективы 60-х годов.

Где-то в районе Вашей годовой зарплаты скорее всего.
2 +3−1Олег Ивановский01:18:28
31/07/2013
-6 +1−7GBU1222:03:20
30/07/2013
а австрийцы молодцы, грамотно развели российский завод...
Это скорее красногорцы развели ломографов. 500 евро за латунную банку с 4 линзами и диафрагмами-вкладышами (Петцваль)? Китайцы сделали бы за 50.
2 +3−1Стас Немо00:57:29
31/07/2013
Простота и практичность всегда востребованы
2 +4−2Стас Немо00:56:52
31/07/2013
Кто теперь скажет, что русские идиоты ?
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь