Кто в цари крайний?

09:11 12/07/2013 Бывший СССР
Дворец президента республики Узбекистан
Дворец президента республики Узбекистан

Весной этого года СМИ фактически «похоронили» 75-летнего президента Узбекистана Ислама Каримова, объявив о том, что он якобы перенес инфаркт и находится в предсмертном состоянии. Распространению подобных слухов способствовало и то, что узбекский лидер долгое время не появлялся на публике. Позже президент «воскрес», однако поток прогнозов и предположений по поводу того, кто сменит Каримова, занимающего свою должность с 1990 года, было уже не остановить. Все последние месяцы Узбекистан живет в ожидании неизбежных и, возможно, весьма радикальных перемен. Очевидно, что борьба за место преемника входит в решающую стадию.

Специфика современного Узбекистана состоит в том, что из-за системы тотального контроля над СМИ (включая и иностранные) из страны приходит крайне мало объективной информации, которая позволяла бы делать корректные прогнозы о реальном развитии политической ситуации. По оценке российского информационного агентства «Ostkraft», имеющего собственные источники в Ташкенте, с конца 2012 года борьба между потенциальными преемниками Каримова приобрела характер информационных войн, причем с упором на зарубежное общественное мнение.

И первый удар вполне ожидаемо был нанесен по старшей дочери Ислама Каримова Гульнаре (или, как принято называть ее в Узбекистане, Гугуше — по ее сценическому псевдониму). Формальным поводом стала атака структур, контролируемых Гугушей, на узбекскую «дочку» МТС «Уздунробиту». По факту произошел рейдерский захват этой компании, после чего Каримова была подана российскому и западному общественному мнению (и весьма успешно) как олицетворение узбекской провластной коррупции.

Шум в прессе вокруг деятельности президентской дочки был поднят изрядный, и во многом из-за него в Узбекистане была сорвана намеченная на 2013 год конституционная реформа. В Ташкенте планировали передать больше полномочий парламенту (нижнюю палату которого, по оценкам местных экспертов, должна была возглавить Гугуша) и правительству. В настоящий момент, как известно, реальными властными полномочиями в Узбекистане обладает только один человек — сам Ислам Каримов.

Ответ Гугуши не заставил себя долго ждать: удар был нанесен по одному из главных представителей ташкентского клана, первому вице-премьеру Рустаму Азимову. Его также неофициально рассматривают в качестве одного из возможных преемников Каримова.

В своих твитах и через контролируемые сайты Гугуша заявила, что состояние Азимова достигает 4 миллиардов долларов. Помимо этого, Гульнаре Каримовой удалось убедить отца начать атаку на подконтрольные Рустаму Азимову банки, прежде всего банк «Ипак Йули». После разговора Каримова с Азимовым тотальную проверку банков первого вице-премьера прекратили, но позиции Азимова как возможного преемника были серьезно подорваны.

Между тем, по оценкам экспертов из Узбекистана, открытое столкновение между Гугушей и Рустамом Азимовым было спровоцировано еще одним соискателем президентского поста — главой Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана Рустамом Иноятовым. Два года назад его называли в числе самых вероятных кандидатов в преемники Каримова. Но сейчас уже ясно, что самостоятельно Иноятов не сможет претендовать на высший пост в стране: в следующем году шефу СНБ исполнится уже 70 лет, к тому же он болен сахарным диабетом.

Однако это ни в коей мере не означает, что Рустам Иноятов не намерен участвовать в дележке власти после ухода нынешнего президента. Сейчас его основная задача — столкнуть друг с другом всех возможных кандидатов в преемники, чтобы удержать под своим контролем процесс передачи власти.

При этом Иноятов, рассчитывая заручиться поддержкой Москвы, пытается предстать в образе «пророссийского политика», который сможет обеспечить интересы Кремля в посткаримовском Узбекистане. Но если проанализировать предыдущие инициативы шефа СНБ, можно прийти к выводу, что, апеллируя к российскому руководству, Иноятов, мягко говоря, лукавит. В нынешнем руководстве Узбекистана именно глава спецслужбы занимает наиболее жесткие антироссийские позиции: он не только изгнал из СНБ всех сотрудников, в той или иной мере симпатизирующих России, но и устроил показательный процесс по поиску «российских агентов» в министерстве обороны. А в 2012 году именно Рустам Иноятов был ответственным за проведение учений силовых ведомств Узбекистана по отражению «российской агрессии».

В то же время Иноятов через аппарат СНБ и свои контакты в российских властных структурах отслеживает любую активность потенциальных кандидатов в преемники Каримова в Москве. Еще одна любопытная деталь: западные аналитики не раз обращали внимание на тот факт, что резкий рост активности исламистских группировок в Узбекистане («Хизб-ут-Тахрир», Исламского движения Узбекистана) происходил в те моменты, когда Иноятов добивался для себя новых полномочий и средств. В этой связи все чаще говорят о том, что глава СНБ может использовать «карманных исламистов» как повод для введения чрезвычайного положения, если передача власти от Каримова пойдет не по сценарию Иноятова.

Наконец, теоретически существует еще один кандидат в преемники — нынешний премьер Узбекистана Шавкат Мирзияев. Теоретически — так как для того, чтобы у «верного Шавката» не появилось президентских амбиций, Ислам Каримов сделал все возможное. Так, Мирзияев лишен возможности напрямую общаться с силовиками (это прерогатива непосредственно Каримова), уже упоминавшийся первый вице-премьер Рустам Азимов по факту проводит отдельную политику, всем государственным СМИ Узбекистана даны указания позиционировать Мирзияева как «чистого хозяйственника». В связи с этим крайне ограничена и международная активность Мирзияева.

Кроме того, через систему осведомителей Каримов имеет практически полную информацию о финансовых злоупотреблениях премьера, что позволяет ему не просто в любой момент отстранить Мирзияева от должности, но и возбудить против него уголовное дело. Пока же «верный Шавкат» нужен Каримову как управленец, который способен более или менее эффективно решать оперативные вопросы и может выступить в качестве некоего громоотвода в условиях все ухудшающейся экономической ситуации в Узбекистане. Поэтому крайне маловероятно, что Каримов захочет видеть преемником именно Мирзияева, который в силу своего крутого нрава пользуется в народе весьма дурной славой.

Если говорить о процессе передачи власти в Узбекистане в целом, то начало операции «преемник» будет зависеть в первую очередь от двух факторов: состояния здоровья Ислама Каримова и экономической ситуации в Узбекистане, включая колебание цен на продукты, способное спровоцировать социальный взрыв. Пока же все потенциальные кандидаты в преемники Каримова заняли выжидательную позицию и надеются на фальстарт конкурентов. Баланс сил кандидатов, в свою очередь, будет напрямую зависеть от количества наличности, в связи с чем сейчас в стране идет массовая распродажа собственности и острая борьба за средства государственного бюджета.

Но даже состарившийся и, видимо, серьезно больной Ислам Каримов остается мастером политической интриги и готов смешать карты претендентов в любой момент. Когда нужное время так или иначе настанет, вполне возможно повторение уже известного сценария: преемник Каримова выйдет из политической тени — так же, как это произошло в 2006 году в Туркмении, когда на смену, казалось бы, вечному Сапармурату Ниязову пришел никому неизвестный Гурбангулы Бердымухамедов.

Иннокентий Адясов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(50):

1 2 3+1
1 +4−3Махмуд Ахмадинежид21:39:34
12/07/2013
3 +9−6EyeSauronn16:40:47
12/07/2013
М... да, Как не стало СССР, все эти "станы" опять вернулись в средние века, в общино-родовой строй. Общался я со старыми людьми из этих "станов", как сильно они сожалеют о гибели СССР. Сколько ещё столетий нужно будет им что бы стать развитыми странами....т.е. уйти от родового строя.... где выбирают в началиники за то что специалист, а не чей то родственник.
Будто при СССР не так было, тоже кумовство, подносить нужны было кому надо.
1 +1−0Артем Клюенков15:02:05
12/07/2013
0 +7−7Hanss13:44:15
12/07/2013
А вы кем Путину приходитесь? Одногруппником, чекистом или в кооперативе Озеро состояли, дзюдо занимались в одной с ним секции?
А в одной и той же, но в разное время - это считается??
0 +0−0сергей мурадов23:23:58
20/07/2013
а чего эта шлюшка ждала ? типа вонючая нефертити
0 +0−0KNMDC KNM22:08:52
19/07/2013
I kogda on kopita otbrosit?
0 +0−0F X19:48:37
16/07/2013
1 +2−1EyeSauronn00:06:04
14/07/2013
согласен, не думаю конечно что британцы были бы лучше Рос.империи-СССР.
И Россия не потеряла бы так много своего народу- на "поднятие" этих азиатских народов на более высокий культурно-промышленный уровень.
Тоже самое что было сказано про азию, можно сказать и про прибалтику,... зря "мы" чухонцам алфавиты придумывали :)
Кто Вам сказал, что Российская империя поднимала Среднюю азию?! Империю превликало материальное богатсво.
0 +0−0F X19:45:21
16/07/2013
2 +3−1EyeSauronn13:09:43
13/07/2013
да, не большой срок,... но здравомыслящим людям, для которых родина это перечисленные страны...... он им понравился. Да он и не мог не понравиться, прогресс при СССР лучше чем клановый застой.

Я гляжу в современное будущее этих стран,... и будущее у них, что то вроде отсталого Афганистана...... без образования и производства. А ведь у них такой прогресс в этой области был при СССР, да и справедливость появилась (социальные лифты)........это не мои слова, а тамошних жителей. :(((((

Уточняйте про "тамошних жителей"!!! Уже как 22 года в Узбекистане независимость, и никто не вправе сравнивать с Авганистаном Узбекистан.
0 +0−0F X19:38:47
16/07/2013
3 +5−2EyeSauronn21:41:05
12/07/2013
конечно, я же говорил "стан" чечня, дагестан.... и прочие народы находящиеся в общинно-родовом строе. сама Россия и русские в частности, более цивилизованы, есть местами конечно, но в основном всё токаи скорее нет, чем да.
Я хочу вам напомнить, что во время революции в Российской империи, участвовали всаякие неучи и быдла. И они победили. Вы сначало узнайте чем дышат постсоветские страны!!!
0 +0−0F X19:33:40
16/07/2013
8 +9−1Maro Ashpole17:21:17
12/07/2013
не является русский язык вторым государственным, не "гоните туфту" :-P
Может быть и не является, но любая документация на русском языке не требует перевода и наториального утверждения.
0 +0−0Lucky Star07:34:37
15/07/2013
0 +0−0Lambda Sond20:57:50
14/07/2013
Гугуша. Это не про нее Макс Фадеев пел?
pro nee
0 +0−0Lambda Sond20:57:50
14/07/2013
Гугуша. Это не про нее Макс Фадеев пел?
0 +0−0Фоминых В. В.15:31:54
14/07/2013
Царь, очень приятно царь ...
0 +2−2A Z14:55:02
14/07/2013
0 +1−1EyeSauronn14:38:29
14/07/2013
это да, вырежет всех аборигенов-мусульман, и цацкаться с ними не будет, в точть-точь как "просвещённые" европейцы в Америке вырезали всё коренное население. Так что средней Азии повезло с Россией, били бы британцы, то истребили бы они всех.
Да никого бы они не истребили. И в Пакистане и в Индии, и в Африке все аборигены на месте. С Северной Америкой не надо сравнивать. Там кстати индейцы больше всего пострадали в 19 веке, когда их загнали в резервации, но этим уже занимались американцы, а не бритнанцы.
0 +1−1EyeSauronn14:38:29
14/07/2013
0 +1−1Alexander Hüfners12:55:35
14/07/2013
сейчас Китай придет - и в Афганистане все хорошо будет, а уж в Узбекистане точно
это да, вырежет всех аборигенов-мусульман, и цацкаться с ними не будет, в точть-точь как "просвещённые" европейцы в Америке вырезали всё коренное население. Так что средней Азии повезло с Россией, били бы британцы, то истребили бы они всех.
0 +0−0Ухум Бухеев13:42:25
14/07/2013
1 +1−0A Z23:31:23
13/07/2013
Вот на границе России с Казахстаном их и не пускать.
границы с казахстаном нет
0 +1−1Alexander Hüfners12:55:35
14/07/2013
2 +3−1EyeSauronn13:09:43
13/07/2013
да, не большой срок,... но здравомыслящим людям, для которых родина это перечисленные страны...... он им понравился. Да он и не мог не понравиться, прогресс при СССР лучше чем клановый застой.

Я гляжу в современное будущее этих стран,... и будущее у них, что то вроде отсталого Афганистана...... без образования и производства. А ведь у них такой прогресс в этой области был при СССР, да и справедливость появилась (социальные лифты)........это не мои слова, а тамошних жителей. :(((((

сейчас Китай придет - и в Афганистане все хорошо будет, а уж в Узбекистане точно
0 +0−0Миг3321:32:25
12/07/2013
0 +1−1Ergenekon Qazaq20:01:37
12/07/2013
А где там ты увидел границу? От России до узбекских границ 3000 км. через весь Казахстан!
С Узбекистана народ валит во все стороны.
0 +4−4Галина Раджабова21:03:52
12/07/2013
3 +9−6EyeSauronn16:40:47
12/07/2013
М... да, Как не стало СССР, все эти "станы" опять вернулись в средние века, в общино-родовой строй. Общался я со старыми людьми из этих "станов", как сильно они сожалеют о гибели СССР. Сколько ещё столетий нужно будет им что бы стать развитыми странами....т.е. уйти от родового строя.... где выбирают в началиники за то что специалист, а не чей то родственник.
А в России?
0 +1−1Ergenekon Qazaq20:01:37
12/07/2013
9 +12−3ггггоо лллл09:21:43
12/07/2013
Царём у них путин,ибо стоит закрыть границу,то местные царьки будут меняться чуть ли не ежедневно.Калифы на час,так сказать.
А где там ты увидел границу? От России до узбекских границ 3000 км. через весь Казахстан!
0 +0−0Chucky Charles Lee Ray17:50:10
12/07/2013
Комментарий удалён.
Завязывай с грибами, дружок )
0 +0−0Chucky Charles Lee Ray17:43:53
12/07/2013
Комментарий удалён.
Лолштоа? 0_о
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь