Кто в цари крайний?

09:11 12/07/2013 Бывший СССР
Дворец президента республики Узбекистан
Дворец президента республики Узбекистан
winter is coming

Весной этого года СМИ фактически «похоронили» 75-летнего президента Узбекистана Ислама Каримова, объявив о том, что он якобы перенес инфаркт и находится в предсмертном состоянии. Распространению подобных слухов способствовало и то, что узбекский лидер долгое время не появлялся на публике. Позже президент «воскрес», однако поток прогнозов и предположений по поводу того, кто сменит Каримова, занимающего свою должность с 1990 года, было уже не остановить. Все последние месяцы Узбекистан живет в ожидании неизбежных и, возможно, весьма радикальных перемен. Очевидно, что борьба за место преемника входит в решающую стадию.

Специфика современного Узбекистана состоит в том, что из-за системы тотального контроля над СМИ (включая и иностранные) из страны приходит крайне мало объективной информации, которая позволяла бы делать корректные прогнозы о реальном развитии политической ситуации. По оценке российского информационного агентства «Ostkraft», имеющего собственные источники в Ташкенте, с конца 2012 года борьба между потенциальными преемниками Каримова приобрела характер информационных войн, причем с упором на зарубежное общественное мнение.

И первый удар вполне ожидаемо был нанесен по старшей дочери Ислама Каримова Гульнаре (или, как принято называть ее в Узбекистане, Гугуше — по ее сценическому псевдониму). Формальным поводом стала атака структур, контролируемых Гугушей, на узбекскую «дочку» МТС «Уздунробиту». По факту произошел рейдерский захват этой компании, после чего Каримова была подана российскому и западному общественному мнению (и весьма успешно) как олицетворение узбекской провластной коррупции.

Шум в прессе вокруг деятельности президентской дочки был поднят изрядный, и во многом из-за него в Узбекистане была сорвана намеченная на 2013 год конституционная реформа. В Ташкенте планировали передать больше полномочий парламенту (нижнюю палату которого, по оценкам местных экспертов, должна была возглавить Гугуша) и правительству. В настоящий момент, как известно, реальными властными полномочиями в Узбекистане обладает только один человек — сам Ислам Каримов.

Ответ Гугуши не заставил себя долго ждать: удар был нанесен по одному из главных представителей ташкентского клана, первому вице-премьеру Рустаму Азимову. Его также неофициально рассматривают в качестве одного из возможных преемников Каримова.

В своих твитах и через контролируемые сайты Гугуша заявила, что состояние Азимова достигает 4 миллиардов долларов. Помимо этого, Гульнаре Каримовой удалось убедить отца начать атаку на подконтрольные Рустаму Азимову банки, прежде всего банк «Ипак Йули». После разговора Каримова с Азимовым тотальную проверку банков первого вице-премьера прекратили, но позиции Азимова как возможного преемника были серьезно подорваны.

Между тем, по оценкам экспертов из Узбекистана, открытое столкновение между Гугушей и Рустамом Азимовым было спровоцировано еще одним соискателем президентского поста — главой Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана Рустамом Иноятовым. Два года назад его называли в числе самых вероятных кандидатов в преемники Каримова. Но сейчас уже ясно, что самостоятельно Иноятов не сможет претендовать на высший пост в стране: в следующем году шефу СНБ исполнится уже 70 лет, к тому же он болен сахарным диабетом.

Однако это ни в коей мере не означает, что Рустам Иноятов не намерен участвовать в дележке власти после ухода нынешнего президента. Сейчас его основная задача — столкнуть друг с другом всех возможных кандидатов в преемники, чтобы удержать под своим контролем процесс передачи власти.

При этом Иноятов, рассчитывая заручиться поддержкой Москвы, пытается предстать в образе «пророссийского политика», который сможет обеспечить интересы Кремля в посткаримовском Узбекистане. Но если проанализировать предыдущие инициативы шефа СНБ, можно прийти к выводу, что, апеллируя к российскому руководству, Иноятов, мягко говоря, лукавит. В нынешнем руководстве Узбекистана именно глава спецслужбы занимает наиболее жесткие антироссийские позиции: он не только изгнал из СНБ всех сотрудников, в той или иной мере симпатизирующих России, но и устроил показательный процесс по поиску «российских агентов» в министерстве обороны. А в 2012 году именно Рустам Иноятов был ответственным за проведение учений силовых ведомств Узбекистана по отражению «российской агрессии».

В то же время Иноятов через аппарат СНБ и свои контакты в российских властных структурах отслеживает любую активность потенциальных кандидатов в преемники Каримова в Москве. Еще одна любопытная деталь: западные аналитики не раз обращали внимание на тот факт, что резкий рост активности исламистских группировок в Узбекистане («Хизб-ут-Тахрир», Исламского движения Узбекистана) происходил в те моменты, когда Иноятов добивался для себя новых полномочий и средств. В этой связи все чаще говорят о том, что глава СНБ может использовать «карманных исламистов» как повод для введения чрезвычайного положения, если передача власти от Каримова пойдет не по сценарию Иноятова.

Наконец, теоретически существует еще один кандидат в преемники — нынешний премьер Узбекистана Шавкат Мирзияев. Теоретически — так как для того, чтобы у «верного Шавката» не появилось президентских амбиций, Ислам Каримов сделал все возможное. Так, Мирзияев лишен возможности напрямую общаться с силовиками (это прерогатива непосредственно Каримова), уже упоминавшийся первый вице-премьер Рустам Азимов по факту проводит отдельную политику, всем государственным СМИ Узбекистана даны указания позиционировать Мирзияева как «чистого хозяйственника». В связи с этим крайне ограничена и международная активность Мирзияева.

Кроме того, через систему осведомителей Каримов имеет практически полную информацию о финансовых злоупотреблениях премьера, что позволяет ему не просто в любой момент отстранить Мирзияева от должности, но и возбудить против него уголовное дело. Пока же «верный Шавкат» нужен Каримову как управленец, который способен более или менее эффективно решать оперативные вопросы и может выступить в качестве некоего громоотвода в условиях все ухудшающейся экономической ситуации в Узбекистане. Поэтому крайне маловероятно, что Каримов захочет видеть преемником именно Мирзияева, который в силу своего крутого нрава пользуется в народе весьма дурной славой.

Если говорить о процессе передачи власти в Узбекистане в целом, то начало операции «преемник» будет зависеть в первую очередь от двух факторов: состояния здоровья Ислама Каримова и экономической ситуации в Узбекистане, включая колебание цен на продукты, способное спровоцировать социальный взрыв. Пока же все потенциальные кандидаты в преемники Каримова заняли выжидательную позицию и надеются на фальстарт конкурентов. Баланс сил кандидатов, в свою очередь, будет напрямую зависеть от количества наличности, в связи с чем сейчас в стране идет массовая распродажа собственности и острая борьба за средства государственного бюджета.

Но даже состарившийся и, видимо, серьезно больной Ислам Каримов остается мастером политической интриги и готов смешать карты претендентов в любой момент. Когда нужное время так или иначе настанет, вполне возможно повторение уже известного сценария: преемник Каримова выйдет из политической тени — так же, как это произошло в 2006 году в Туркмении, когда на смену, казалось бы, вечному Сапармурату Ниязову пришел никому неизвестный Гурбангулы Бердымухамедов.

Иннокентий Адясов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(50):

1 23+1
9 +9−0Fudziki Gennoske11:15:34
12/07/2013
winter is coming
9 +12−3ггггоо лллл09:21:43
12/07/2013
8 +10−2Тирион Ланнистер08:43:46
12/07/2013
Пишите меня в цари, так как очереди не наблюдаю в комментах ))
Царём у них путин,ибо стоит закрыть границу,то местные царьки будут меняться чуть ли не ежедневно.Калифы на час,так сказать.
8 +9−1Maro Ashpole17:21:17
12/07/2013
0 +4−4sMsagriz sam15:44:50
12/07/2013
Чего вы тут гоните туфту? Когда это прихожан церквей сажали? В Ташкенте их масса, одна из крупнейших в центральном районе, и все кто хочет беспрепятственно посещают. Русский язык в Узбекистане, по крайней мере в Ташкенте, еще достаточно распространен и даже вроде вторым государственным является. Насчет мизерных зарплат правда.
(Пишу как человек родившийся и проживший в Ташкенте более 20 лет)
не является русский язык вторым государственным, не "гоните туфту" :-P
8 +10−2Тирион Ланнистер08:43:46
12/07/2013
Пишите меня в цари, так как очереди не наблюдаю в комментах ))
7 +7−0A Z23:24:34
12/07/2013
3 +9−6EyeSauronn16:40:47
12/07/2013
М... да, Как не стало СССР, все эти "станы" опять вернулись в средние века, в общино-родовой строй. Общался я со старыми людьми из этих "станов", как сильно они сожалеют о гибели СССР. Сколько ещё столетий нужно будет им что бы стать развитыми странами....т.е. уйти от родового строя.... где выбирают в началиники за то что специалист, а не чей то родственник.
У них и при СССР было то же самое.
Кстати ведь они совсем недолго были под настоящим влиянием России. Российская Империя захватила Туркестан (то что сейчас Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан) во второй половине 19 века. Но ничего при этом во внутренней жизни этих народов особо не меняла - просто эмиры и ханы стали царскими чиновниками и генералами. По-настоящему преобразования шли только при СССР, это где-то с 30-х и до конца 80-х. То есть всего-то 50-60 лет.
Очень небольшой период.
3 +5−2EyeSauronn21:41:05
12/07/2013
0 +4−4Галина Раджабова21:03:52
12/07/2013
А в России?
конечно, я же говорил "стан" чечня, дагестан.... и прочие народы находящиеся в общинно-родовом строе. сама Россия и русские в частности, более цивилизованы, есть местами конечно, но в основном всё токаи скорее нет, чем да.
3 +9−6EyeSauronn16:40:47
12/07/2013
М... да, Как не стало СССР, все эти "станы" опять вернулись в средние века, в общино-родовой строй. Общался я со старыми людьми из этих "станов", как сильно они сожалеют о гибели СССР. Сколько ещё столетий нужно будет им что бы стать развитыми странами....т.е. уйти от родового строя.... где выбирают в началиники за то что специалист, а не чей то родственник.
2 +2−0A Z12:03:45
14/07/2013
-1 +1−2Собачкин Василий11:47:18
14/07/2013
Уважаемый, если бы Россия не колонизировала эти коровники, то тогда бы в учебнике по истории России были бы несколько глав о среднеазитских войнах с Туркестаном.
Кто бы на кого напал и когда?
2 +3−1Vio Vale09:38:02
14/07/2013
Пора уже моим друзьям оттуда валить. Пока не трогают, но турок месхетинцев забывать нельзя. Русские станут разменной картой в борьбе за власть. Одной из разменных карт.
Узбекистан замечательная страна, красивые города, искусство, ремесла. Каримова бы лучше на кол, но, видимо, не в этой его жизни.
Мне кажется, что некоторые узбеки, пожив в России, захотят вернуться домой и обустроить у себя так, чтобы работать и зарабатывать можно было бы. Это будет еще одна сила в расстановке. Пусть так будет. Невозможно смотреть. как коммунистические царьки (вкупе с чекистскими и прочими) добивают свои страны и народы.
2 +4−2A Z23:36:21
13/07/2013
2 +3−1EyeSauronn13:09:43
13/07/2013
да, не большой срок,... но здравомыслящим людям, для которых родина это перечисленные страны...... он им понравился. Да он и не мог не понравиться, прогресс при СССР лучше чем клановый застой.

Я гляжу в современное будущее этих стран,... и будущее у них, что то вроде отсталого Афганистана...... без образования и производства. А ведь у них такой прогресс в этой области был при СССР, да и справедливость появилась (социальные лифты)........это не мои слова, а тамошних жителей. :(((((

А я считаю, что лучше бы мы их не завоевывали. И нам было бы лучше и им. Скорей всего их бы захватили англичане. А после распада Британской Империи стали бы они независимыми государствами, и было бы у них сейчас что-то типа Пакистана или Ирана. И пёрли бы сейчас узбекские гастарбайтеры в Лондон, а не Москву :)
2 +3−1EyeSauronn13:09:43
13/07/2013
7 +7−0A Z23:24:34
12/07/2013
У них и при СССР было то же самое.
Кстати ведь они совсем недолго были под настоящим влиянием России. Российская Империя захватила Туркестан (то что сейчас Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан) во второй половине 19 века. Но ничего при этом во внутренней жизни этих народов особо не меняла - просто эмиры и ханы стали царскими чиновниками и генералами. По-настоящему преобразования шли только при СССР, это где-то с 30-х и до конца 80-х. То есть всего-то 50-60 лет.
Очень небольшой период.
да, не большой срок,... но здравомыслящим людям, для которых родина это перечисленные страны...... он им понравился. Да он и не мог не понравиться, прогресс при СССР лучше чем клановый застой.

Я гляжу в современное будущее этих стран,... и будущее у них, что то вроде отсталого Афганистана...... без образования и производства. А ведь у них такой прогресс в этой области был при СССР, да и справедливость появилась (социальные лифты)........это не мои слова, а тамошних жителей. :(((((

2 +2−0Petya Kantrop13:47:35
12/07/2013
-1 +1−2Alexander Mayorov12:40:10
12/07/2013
Статью не читал и не буду, но за название респект.
И я не читал,у нас это сопряжено с риском...
2 +10−8Уставший Космонавт09:54:10
12/07/2013
Блиа срулента) Лучше скажи, откуда у вас такой полет фантазии? бабушкин веник курите?
1 +1−0Asagiri Junko12:21:56
15/07/2013
1 +1−0A Z11:57:11
14/07/2013
" советский стиль жизни"
это еще что такое? :)
Это когда в голове мозги, а не православие
1 +1−0A Z14:42:48
14/07/2013
1 +2−1Alexander Hüfners12:56:27
14/07/2013
Если бы англичане захватили "их", куда бы в 1941-м спешно промышленность бы вывозили?)
Вывозили промышленность не только в Азию, но и за Урал. Многие Уральские заводы так были основаны - их после войны просто назад не стали возвращать. Вот за Урал, в Сибирь всё и вывезли бы.
1 +1−0EyeSauronn14:33:56
14/07/2013
1 +2−1Alexander Hüfners12:56:27
14/07/2013
Если бы англичане захватили "их", куда бы в 1941-м спешно промышленность бы вывозили?)
а что стало с этой азиатской промышленностью сейчас?, так что вывозить в Азию смысла не было, разве только в комплекте с русскими инжинерами-рабочими. (что и делалось)
Так что вывозить надо было в Сибирь матушку.
1 +2−1Alexander Hüfners12:56:27
14/07/2013
2 +4−2A Z23:36:21
13/07/2013
А я считаю, что лучше бы мы их не завоевывали. И нам было бы лучше и им. Скорей всего их бы захватили англичане. А после распада Британской Империи стали бы они независимыми государствами, и было бы у них сейчас что-то типа Пакистана или Ирана. И пёрли бы сейчас узбекские гастарбайтеры в Лондон, а не Москву :)
Если бы англичане захватили "их", куда бы в 1941-м спешно промышленность бы вывозили?)
1 +1−0A Z11:57:11
14/07/2013
-2 +2−4Aliveder Huarovo02:56:34
14/07/2013
"Русские в частности более цивилизованы".
Разочарую тебя: русские и узбеки, которые не бросили советский стиль жизни, говорят по русски лучше, образованнее большинства россиян
" советский стиль жизни"
это еще что такое? :)
1 +2−1EyeSauronn00:06:04
14/07/2013
2 +4−2A Z23:36:21
13/07/2013
А я считаю, что лучше бы мы их не завоевывали. И нам было бы лучше и им. Скорей всего их бы захватили англичане. А после распада Британской Империи стали бы они независимыми государствами, и было бы у них сейчас что-то типа Пакистана или Ирана. И пёрли бы сейчас узбекские гастарбайтеры в Лондон, а не Москву :)
согласен, не думаю конечно что британцы были бы лучше Рос.империи-СССР.
И Россия не потеряла бы так много своего народу- на "поднятие" этих азиатских народов на более высокий культурно-промышленный уровень.
Тоже самое что было сказано про азию, можно сказать и про прибалтику,... зря "мы" чухонцам алфавиты придумывали :)
1 +1−0A Z23:31:23
13/07/2013
0 +1−1Ergenekon Qazaq20:01:37
12/07/2013
А где там ты увидел границу? От России до узбекских границ 3000 км. через весь Казахстан!
Вот на границе России с Казахстаном их и не пускать.
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь