Неестественный плач

13:08 02/07/2013 Россия
Неестественный плач
> Правильно делает академия, что не вмешивается в политическую борьбу «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист» И так далее по тексту.

Грядет реформа Академии наук, вернее, сразу трех академий, и по всему выходит, что кровавый Ливанов, вместе с Медведевым, еще более кровавым, собираются академию попросту уничтожить. Суть реформы, если кратко, в следующем: три академии (просто наук, медицинских наук и сельскохозяйственных наук) объединяются и превращаются в этакий кружок по интересам для мудрых мужей. Все функции по управлению обширной собственностью бывших академий переходят к чиновникам из специально создаваемого федерального агентства. И даже не в том беда, что чиновники имеют болезненную склонность к воровству, а в том, что чиновники нужд ученых понять принципиально не способны, и все то немногое, что в отечественной науке уцелело, непременно загубят нелепыми своими действиями.

По крайней мере, об этом уже написаны сотни статей, общественное мнение бурлит, сотрудники подведомственных академиям институтов созывают народ на митинги и проклинают губителей разумного, доброго, а также вечного. И главное, ведь не поспоришь особенно с авторами сотен статей: чиновники наверняка многое украдут, а что не украдут, то загубят. Опыт жизни в России не позволяет сделать другие выводы. Но все-таки что-то меня в общем плаче смущает.

Нет, я полнейший дилетант, от академической жизни далекий. К тому же гуманитарий по образованию и несносный болтун по роду занятий. Но ведь из каждой сотни рыдающих ныне на руинах не разрушенной еще академии (кстати, разрушат ее только осенью, судя по вестям из Государственной Думы) девяносто девять — в таком же положении. Так что рискну кое-что сказать.

Статус ученого в России — несмотря ни на что — высок. Ученый — всегда авторитет не только в своем деле. Мы их слушаем, ученых, мы их с уважением слушаем. Мы ждем их слов. Это традиция. И вот уже года два, это если скромно, мы слушаем, как они молчат.

В стране политические репрессии. Пока не очень масштабные, но тут важен не масштаб, а факт наличия. Отдельные ученые — честь им и хвала — не стесняются об этом говорить. Но вы слышали, чтобы Академия наук хоть звук издала в связи с фактом наличия в стране политических репрессий?

Впрочем, ладно. Можно понять, что академикам и десяткам тысяч научных работников рангом пониже просто не до того. Они с вечностью на ты, и мышья беготня озабоченных политикой граждан — вне поля их зрения. Слишком мелко, даже и в микроскоп не разглядеть. (На самом деле, я лично понять не могу, как можно с фактом наличия политических репрессий в стране мириться, но я дилетант, как отмечено выше, и вообще человек ума ограниченного. Не быть мне академиком.) Однако стена между политикой и настоящей, большой, правильной, естественной, впишите нужное прилагательное, стена между политикой и жизнью давно растворилась. Нужны страусиные таланты, чтобы творящегося вокруг не замечать.

И на многое из творящегося вокруг академия, как обладающая огромным общественным авторитетом организация, просто обязана была реагировать.

Вот, например, принят закон, по которому, если повезет, можно сесть на три года за чтение в общественном месте — в метро, допустим — какой-нибудь книжки по теории эволюции. Закон обсуждался бурно и долго, но доводилось ли вам видеть хоть какую-нибудь реакцию на него, исходящую от Российской академии наук? Не доводилось вам, потому что не было такой реакции.

На подходе другой закон, который парализует, в том числе, и работу историков, изучающих Вторую мировую, главное событие ХХ века. Я читал умные, точные отзывы отдельных ученых по поводу этой постыдной инициативы. Спасибо им. А вот угадайте, как вмешался в дело профильный институт академии? Правильно, никак.

И, раз уж мы об истории, — президент дает команду создать учебник истории для школьников с единственно верным толкованием событий ХХ века. Из которого следует исключить все неприятное. Академия, наверное, гневно клеймит этот порыв, достойный полицейского будочника из окраинного райцентра? Или, может быть, профессионалы с радостью бросаются исполнять высочайшее повеление? Попробуйте выбрать правильный вариант.

Академия наук не заметила даже диссертационных скандалов, хотя, казалось бы, кому их еще замечать. Но, с другой-то стороны, там такие серьезные люди замешаны — то депутат, то министр. Надо ли с ними ссориться?

В «Вестях недели» телеведущий Киселев ловко жонглирует миллиардами, рассказывая, как увеличилось финансирование отечественной науки в счастливые путинские годы. Может быть, даже не врет. Факт ведь, что академия целиком и полностью исключила себя из общественной жизни. Не заметила, что в стране происходят какие-то неприятные мутации. И встрепенулись академики вместе с тысячами прочих научных работников, только когда государство пришло отнимать у них «непрофильные активы». Кстати, не совсем отнимать.

То есть пока система уничтожала в стране остатки гражданских прав, академия чувствовала себя нормально, обменивая молчание на право заниматься любимым делом. И только когда система постучала в двери, академия, являющаяся частью этой системы, решила звонить в колокол. Не получается у меня осмыслить, почему целенаправленное превращение России в мракобесную азиатскую деспотию — меньшая беда, чем перестройка в РАН. И кому тут понадобится академия — в реформированном или не реформированном виде — года через три, если процесс очистки духовных скреп от ржавчины будет идти с привычной уже интенсивностью.

Я понимаю, конечно, важность большой науки. Понимаю жуткие перспективы, связанные с ее гипотетическим уничтожением. Но при этом не могу избавиться от мысли, что учебник истории с единственно верной трактовкой событий ХХ века — важнее для будущего страны. То есть страшнее. Но это все, разумеется, печальные последствия дилетантизма. В то время, как наши нанороботы бороздят Большой театр, а наука, от страны не отставая, поднимается с колен.

И нет, я никого ни в чем не обвиняю, но просто, с учетом всего вышесказанного, плач, поднятый прогрессивной общественностью вокруг реформы РАН, кажется мне несколько неестественным. В конце концов, мне довольно безразлично, кто будет сдавать коммерческим фирмам в аренду находящуюся на балансе Академии недвижимость — ученые мужи с научными степенями или бойкие менеджеры со степенями МВА.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(163):

1 234 ... +1
18 +23−5Бригадир Телепатов15:18:54
02/07/2013
-5 +22−27Stan12:22:44
02/07/2013
Статью правильно озаглавить "кто о чем, а вшивый о бане".
Правильно делает академия, что не вмешивается в политическую борьбу. И "репрессии", я так понимаю, автора интересуют только по отношению к своим - ученый Гуриев, Бахмина, Ходорковский. А то что, например, люди в деревнях и провинциальных городах живут в гораздо более худших условиях, чем "репрессированные" это ему не интересно.
Хватать за чтение книг по эволюции - это просто очень сильно выпирает политическая позиция автора. Закон о критике ВОВ тоже вполне в европейских традициях Германии и Франции (хотя я и против него).
В общем вывод следующий: РАН нашей политической тусовке не помогает и мы им тоже не поможем.
> Правильно делает академия, что не вмешивается в политическую борьбу

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист»
И так далее по тексту.
16 +21−5Вячеслав Гривин14:50:23
02/07/2013
Автор явно не компетентен в вопросе, который взялся анализировать. Обычные "уличные" крики про зажравшихся академиков (которых кстати всего 800 человек) отдают демагогией. Факты, пожалуйста - хищения, прибыли от сдачи помещений внаем и т.д. Уже много лет как сдача помещений а РАН ЗАПРЕЩЕНА!!! И нарушения караются весьма строго. Где "посадки" за хищения или хотя бы публикации про это. В РАН работают 100 тыс. человек (50 тыс. из них научные сотрудники). Да и из академиков, как минимум половина, это очень умные люди - если хотите, хранители знаний, стержень научных школ. Разрушите это и будет как в 20-40 годы. Вам видимо (по младенчеству) неизвестно во что обошлось нашей стране восстановление науки в эти годы. В том числе и в золотом эквиваленте. Почитайте как отправляли в эти годы людей за границу учиться элементарщине. Вообще власть (сплошь юристы и эффективные менеджеры) проводит реформу "один в один", как в министерстве обороны - Оборонсервис предтеча Академсервиса!! Даже слова те же: "военных надо освободить от несвойственных им функций - они должны заниматься обороной", а теперь замените слова Военные на Ученые, Оборону на Науку... Ничего не напоминает? Какой-то недоучка вообразивший себя интеллектуальным гигантом ставит целые отрасли р...ом и все ему сходит с рук! Приведите хоть один пример успешного реформирования (хоть чего-нибудь) правительством Медведева (Путина). А уж 0 промиле - даже двоечнику очевидно, что нуля в природе не бывает, ну не бывает!!! И наличие некоего числового порога просто необходимо. Им твердили это, как минимум, полгода! Стыдно было слушать премьер-министра, когда он заговорил после принятия закона: нам тут стало известно, что ОКАЗЫВАЕТСЯ есть погрешность измерения... Если бы от меня зависело, то такой глава правительства сидел бы ровно столько, сколько занимает времени хороший размах ногой для пинка! Вывод: Автору не надо писать в приличных изданиях.... публикация на уровне стенгазеты в комсомольские времена.
12 +13−1Вячеслав Гривин15:07:03
02/07/2013
1 +7−6Francisk12:39:53
02/07/2013
слушайте ребята. если откинуть все это нытья автора из серии "развала науки кровавого ливанова и медведева" то ну на чистату..что за последние годы сделала академия наук?? в чем мы имеем прорывы? у нас станки на предпреятиях немецкие, компьютеры китайские програмное обеспечение американское. лекарства у нас те которые вылечивают тоже немецкие. ЧТО нашето? ну РАНовкско?? опять путин виноват? дак вроде и бабло им выделялось, а молодые ученые как ехали заграницу исследования проводить так и едут. и многие кто идет в науку вскоре от туда уходит ссылаясь на то что там сидит стая старых хрычей которые ничерта не делают и сдвинуть их можно тока еогда за ними катафалк приедет. честно я не знаю чем эта реформа закончится но то что давно пора это все тряхнуть это факт. единственно чего я боюсь это что опять появится какайнить госпожа Васильева которая нахимичит с имуществом РАН. а негодование старперов понятно от кормушки не хочется никому отрываться
Хочу Вам напомнить только один случай: некто гигант мысли Петрик (вместе с 3-им лицом в государстве Грызловым - совместный патент) взялся осчастливить нас (население России) чистой водой и была провозглашена программа стоимостью 15 триллионов рублей!!! Так остановила эту вакханалию именно Академия наук, не побоявшаяся конфронтации с ... и назвавшая вещи своими именами. Кстати программа была провозглашена Единой Россией! За одно это могли бы поблагодарить, а не пинать РАН, когда ей плохо, совсем хреново...
11 +12−1Rita R.13:49:21
02/07/2013
очень странно, что автор старается обличить не президиум РАН (из которого сейчас и наукой-то мало кто занимается) , а сразу все научное сообщество. прежде, чем писать эту колонку, стоило поинтересоваться, какой процент научных сотрудников на Болотной и в общественных движениях (таких, как Лиза-алерт, штабы по тушению пожаров), сколько коллективных писем из НИИ не прошло административный фильтр, сколько ученых советов было расформировано из-за того, что они были "непроходные" (в них невозможно было защитить купленную работу, зачитанную по слогам). при этом в нашей стране как было сложно заниматься наукой с точки зрения материально-технического обеспечения, так все и осталось. когда автор последний раз посещал НИИ, если ситуация ему видится как "обмен молчания на право заниматься любимым делом"? или это из серии: спасибо, что за генетику сейчас не сажают?
в общем, хотелось бы осведомленности в вопросе от колумниста ленты, а не просто истерических воплей на тему.
безусловно, есть в ученом сообществе редкие твари. как, например, те сотрудники ИОНХа, которые выдали экспертное заключение по нанопыли патриарху. а где их нет?
10 +15−5Dmitry Millet16:36:36
02/07/2013
18 +23−5Бригадир Телепатов15:18:54
02/07/2013
> Правильно делает академия, что не вмешивается в политическую борьбу

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист»
И так далее по тексту.
Странные вы люди. Ну за что должна быть политическая борьба в РАН?
Вам не приходит в голову, что в РАН работают люди с абсолютно различными политическими взглядами?
Их объединяет работа, Любовь к работе. Любовь к науке.
А политические взгляды и жена у каждого свои.
10 +18−8Алексей =)12:39:07
02/07/2013
"Нет, я полнейший дилетант, от академической жизни далекий."
Эта фраза целиком и полностью оценивает мнение автора.
9 +10−1Alexander Afanasyev13:56:03
02/07/2013
8 +11−3Aksomol S13:08:42
02/07/2013
Походу автор искренне уверен, что основная задача ученых - участие в политвозне. Они бы наверное и рады, но нужен очень хороший микроскоп, чтобы обнаружить разницу между например Командармом Табуреткиным с одной стороны и Мишей 2% или Ильюшей-Лектором с другой.
Автор, по всей видимости, полагает, что от имени РАН должно было быть сделано заявление о недопустимости репрессий. То есть президиум Академии Наук должен был собраться полным составом и обсуждать политическую повестку дня. Наверное следовало бы заодно организовать товарищеский суд над представителями Академии с несознательной позицией.
Очевидно сходным образом надо поступить, например, сотрудникам кафедры лучевой диагностики МГСМУ. Ведь в сегодняшних реалиях мало обладать собственной гражданской позицией - надо на рабочих местах устраивать политический диспут. А иначе потом пусть не жалуются!
Отличная взгляд на мир от человека, которому платят за текстопроизводство. "Если ваша организация не выработала коллективной осуждающей позиции - вы не протестники и ваша судьба прогрессивную общественность не интересует." Давайте развалим РАН за то, что люди хотят заниматься своим делом, а не переквалифицируются в правозащитников при первой возможности.
9 +13−4Denis Sokolov13:32:22
02/07/2013
Когда они пришли за социалистами, я молчал — я не был социалистом.

Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я молчал — я не был евреем.
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня.
Мартин Нимёллер.
8 +18−10Dmitry Millet14:35:04
02/07/2013
Комментарий удалён.
Угу.
К сожалению, журналисты гораздо больше разбираются в тонкостях ЛГБТ движения, чем в проблемах РАН и науке.
8 +8−0Denis Antonov13:45:06
02/07/2013
-5 +12−17Игорь Васильев12:30:58
02/07/2013
"Нет, я полнейший дилетант, от академической жизни далекий. К тому же гуманитарий по образованию" оно и чувствуется... так вот специально для хуманитариев и болтунов:

1. не задача учОных бороться с политическими репрессиями
2. если вам пофиг, кто здает в наем помещения, то мне, в свое время покрутившемуся в этой каше АБСОЛЮТНО ТОЧНО ИЗВЕТСНО, что это две большие разницы - если торгует академик, то если он не полная сука, часть средств пойдет таки на науку и обновление парка техники, если ею же торгует чиновник - то он сука по определению и ученые получают смазанный солидолом болт в одно место...
Вот, по Вашему лексикону, я прям нутром чувствую как Вы "крутились" в академической каше.
8 +11−3Aksomol S13:08:42
02/07/2013
Походу автор искренне уверен, что основная задача ученых - участие в политвозне. Они бы наверное и рады, но нужен очень хороший микроскоп, чтобы обнаружить разницу между например Командармом Табуреткиным с одной стороны и Мишей 2% или Ильюшей-Лектором с другой.
6 +6−0Michael Sadovsky18:37:17
02/07/2013
>В конце концов, мне довольно безразлично, кто будет сдавать
>коммерческим фирмам в аренду находящуюся на балансе Академии
>недвижимость — ученые мужи с научными степенями или бойкие
>менеджеры со степенями МВА.

Называется -- "А вот тогда лежите, мамо, и не п...те!" (с)

Уважаемый Иван очень ловко вжился в роль Ивана же, только Бездомного.

Из уважения к гуманитарному образованию автора объясню ему суть дела.

1) реформа РАН нужна. Никто не спорит. Как и РАМН. А уж со всякими геополитическими академиями и РАЕНами вообще надо поступить весьма медицински...
2) предлагаемый "кровавым Ливановым" закон плох не тем, что он что-то реформирует, а тем, что он устанавливает полную безответственность. Безответственность такую простую: закон НИКАК не формулирует, что именно обязано для РАН делать это самое агентство. И что ему будет, если оно это будет делать плохо.
3) поскольку автор числит себя по разряду гуманитариев (реально оскорбляя их, конечно, но мы ему простим такой реприманд...), постольку я ему разъясню на простом примере. Пусть автор представит себе, что его квартира неожиданно становится не его квартирой, а переходит в собственность специального гуманитарного агентства недвижимости. Каковое воздано с исключительной целью не отвлекать автора от писания подобной херни, извините, гуманитарных текстов.

При этом попытки автора выяснить, а каковы же теперь у него права на свою квартиру и не придут ли к нему Шариков и иные гуманитарии с целью уплотнить, его коллеги по цеху (такие же, б..., гуманитарии и болтуны) хором костерят и называют ворчанием старых гуманитарных пердунов, которые зажрались и вообще тайком сдают кглы в своей квартире таджикскким гуманитраям и на вырученные деньги жируют. И показывают ногтями в автора.

4) Вот теперь мы ждём эссе г-на Давыдова про свою такую приятную жизнь в такой его бывшей собственной квартире...
6 +8−2Anton AVP Pavlov17:14:45
02/07/2013
10 +15−5Dmitry Millet16:36:36
02/07/2013
Странные вы люди. Ну за что должна быть политическая борьба в РАН?
Вам не приходит в голову, что в РАН работают люди с абсолютно различными политическими взглядами?
Их объединяет работа, Любовь к работе. Любовь к науке.
А политические взгляды и жена у каждого свои.
Тогда какого черта они молчали когда молельни в институтах ставили?
6 +19−13Dmitry Millet14:20:48
02/07/2013
Комментарий удалён.
Браво за что?
С одной стороны, человек признает, что он ни черта не знает, а с другой, делает на основе своего незнания выводы.
5 +6−1Яма На-Черном-Быке14:33:21
02/07/2013
"Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха."
Действительно, в задачи РАН больше входит оперировать.
Да и странным мне кажется упрек автора в отсутствии у научного сообщества наступательной обвинительной позиции в обмен на право заниматься любимым делом. Так уж сложилось, что не у всех любимое дело связано со срывом покровов и борьбой за гражданские права на кровавых интернет-полях.
5 +6−1Rita R.13:54:17
02/07/2013
да, и маленькое дополнение по поводу имущества: худшее, что может сделать академик - сдать. худшее, что может сделать чиновник - снести. а научный коллектив при этом отправляется за МКАД в какой-нибудь забытый со времен СССР филиал. вернее, процентов двадцать отправляется. а остальные разбегаются по другим НИИ, уходят из науки, либо переезжают за рубеж.
но нашему автору фиолетово - поскольку айпод и пенициллин ему уже изобрели.
4 +4−0Константин Кутелев02:42:56
03/07/2013
1 +7−6Francisk12:39:53
02/07/2013
слушайте ребята. если откинуть все это нытья автора из серии "развала науки кровавого ливанова и медведева" то ну на чистату..что за последние годы сделала академия наук?? в чем мы имеем прорывы? у нас станки на предпреятиях немецкие, компьютеры китайские програмное обеспечение американское. лекарства у нас те которые вылечивают тоже немецкие. ЧТО нашето? ну РАНовкско?? опять путин виноват? дак вроде и бабло им выделялось, а молодые ученые как ехали заграницу исследования проводить так и едут. и многие кто идет в науку вскоре от туда уходит ссылаясь на то что там сидит стая старых хрычей которые ничерта не делают и сдвинуть их можно тока еогда за ними катафалк приедет. честно я не знаю чем эта реформа закончится но то что давно пора это все тряхнуть это факт. единственно чего я боюсь это что опять появится какайнить госпожа Васильева которая нахимичит с имуществом РАН. а негодование старперов понятно от кормушки не хочется никому отрываться
То что о достижениях РАН не увы не слышно, это скорее к журналистам. Многие институты работают на мировом уровне. На том же коллайдере огромное колличесво наших (не эмигрантов) ребят работает. В стенах учреждений создаются уникальные технологии. Каталитическая химия у нас до сих пор на уровне! А вот то, что их не используют, это не к РАН. Академия не предприятие, не завод.
Бабло выделяется только на ЗАРПЛАТУ. На исследования деньги надо искать. Гранты выдаются примерно на треть исследований. А содержание инструментов? А публикации в иностранных журналах какие дорогие? А командировки?
"Старперам" дают по 100тыс в месяц, членкоров до академиков повышают - вроде бы живите и радуйтесь. А они против, люди не равнодушны к судьбе дела своей жизни. Эти "старперы" сохранили науку в нашей стране в 90-е, когда рушилось все - образование, производство....
Встряхнуть пора, не спорю. Есть в самой академии куски фекалий, жирные куски. Но между встряхиванием, реформой и ЛИКВИДАЦИЕЙ(именно этот термин в законопроекте) огромная разница. И реформой должны заниматься люди, которые знают объект реформирования, которые обсуждают каждый этап с заинтересованными лицами. А то будет новый Сердюков и оборонсервис!
4 +6−2Alex Azarov16:48:50
02/07/2013
6 +19−13Dmitry Millet14:20:48
02/07/2013
Браво за что?
С одной стороны, человек признает, что он ни черта не знает, а с другой, делает на основе своего незнания выводы.
так либераст и литератор..это покруче бинома Ньютона..(:smile:)
4 +4−0Бригадир Телепатов15:21:16
02/07/2013
1 +7−6Francisk12:39:53
02/07/2013
слушайте ребята. если откинуть все это нытья автора из серии "развала науки кровавого ливанова и медведева" то ну на чистату..что за последние годы сделала академия наук?? в чем мы имеем прорывы? у нас станки на предпреятиях немецкие, компьютеры китайские програмное обеспечение американское. лекарства у нас те которые вылечивают тоже немецкие. ЧТО нашето? ну РАНовкско?? опять путин виноват? дак вроде и бабло им выделялось, а молодые ученые как ехали заграницу исследования проводить так и едут. и многие кто идет в науку вскоре от туда уходит ссылаясь на то что там сидит стая старых хрычей которые ничерта не делают и сдвинуть их можно тока еогда за ними катафалк приедет. честно я не знаю чем эта реформа закончится но то что давно пора это все тряхнуть это факт. единственно чего я боюсь это что опять появится какайнить госпожа Васильева которая нахимичит с имуществом РАН. а негодование старперов понятно от кормушки не хочется никому отрываться
Зато мы делаем ракеты!
WAIT! OH, SHI~
4 +5−1Dmitry Millet14:43:23
02/07/2013
1 +4−3Aksomol S13:40:25
02/07/2013
А они обязаны заявлять по должностным инструкциям? Давайте расформируем Московский Метрополитен, потому что его сотрудники не заявляют о своей позиции.
Говорить нужно о том, что в нынешнем виде академии не отвечают задачам времени. Научным задачам. По факту они превратились в синекуры для престарелых маразматиков.
Да откуда вы об этом знаете?
На основе чьего мнения оцениваете?
Только потому, что не понимаете, чем занимается наука?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь