Татарская ярость

20:16 24/05/2013 Бывший СССР
Владимир Андреев
Владимир Андреев
"Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы и окрестностей собрались для молебна ... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву ... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем м...читать полностью

Скандал вокруг генконсула России в Симферополе Владимира Андреева, на которого из-за его недавних заявлений ополчились крымские татары, получил неожиданное развитие. Критику в его адрес поддержал российский МИД. В министерстве признали, что использованные дипломатом формулировки были «некорректными» и что выступал он «без должного учета чувствительного вопроса».

Крымские татары, вдохновленные таким успехом, заявили, что останавливаться на достигнутом не собираются и будут добиваться его выдворения с Украины. С аналогичными требованиями выступили также некоторые активисты русской общины Крыма, обвинив консула в непрофессионализме и плохой работе с русским движением в регионе. Подтянулась и украинская оппозиция, усмотревшая в действиях Андреева «нарушение закона».

После того как по поводу скандала выступил МИД, некоторые СМИ решили, что консула «сливают». Вспомнили и о том, что совсем недавно побывавший на Украине Константин Затулин, директор Института стран СНГ и бывший замглавы комитета Госдумы по связям с СНГ, предсказывал, что Андреева сменят уже в июне.

Если бы дело действительно дошло до отзыва дипломата, то нынешний скандал, как можно предположить, стал бы лишь поводом для этого, поскольку в злополучном интервью (за которое теперь его и проклинают крымскотатарские активисты) он, в общем-то, ничего нового и сенсационного не сказал.

Отзыва, впрочем, консул дожидаться не стал. В пятницу, 24 мая, он объявил, что уходит в отставку, высказав напоследок недовольство позицией своего начальства. «А заявление МИД [России] расцениваю как беспомощное, глупое и беспринципное позорище МИД России, — заявил Андреев. — Они оправдываются за то, что я не говорил, и, наоборот, не поддерживают меня в тех позициях, от которых отступать никак нельзя. И вообще, за такие заявления надо наказывать всех, кто их пишет и кто разрешает их публиковать».

Повод

Поводом для скандала послужил фильм «Хайтарма», посвященный депортации крымских татар 1944 года. Его премьерный показ состоялся на прошлой неделе в Симферополе. Особенностью фильма, снятого Ахметом Сейтаблаевым (он же исполнил главную роль), стало то, что тема депортации была показана через восприятие героя войны, летчика Амет-Хана Султана. По сюжету в мае 1944 года он прибыл в родные места в отпуск и стал свидетелем трагических событий.

На премьеру, по данным местного ресурса «15 минут», были приглашены летчики из России, в том числе ученики Амет-Хана Султана. Ожидались также иностранные дипломаты, руководство автономии и представители крымскотатарской диаспоры из разных стран. Как заявил впоследствии продюсер фильма, владелец телеканала АТР Ленур Ислямов, на присутствии российских летчиков настоял директор музея Амет-Хана Султана Мустафа Мустафаев, посчитавший, что коллеги героя «очень обидятся», если их не пригласят.

«Мест у нас категорически не хватало. Симферополь — не Москва, здесь нет больших кинозалов. А пригласить одного и не пригласить другого — значит проявить неуважение», — цитируют продюсера «Аргументы недели».

В день премьеры, однако, неожиданно выяснилось, что прибывшие из России летчики передумали и смотреть картину не будут. Такое решение они приняли после визита в российское консульство. «Летчики сказали, что они не пойдут на премьеру, так как им было в очень жесткой форме запрещено это делать, поскольку в фильме речь идет о сталинской депортации», — рассказал встретившийся с ними позднее Ислямов.

Как сообщил один из членов российской делегации, сотрудник Летно-исследовательского института имени Громова Андрей Симонов, генконсул настойчиво отговаривал их от посещения фильма, ссылаясь на то, что присутствие российских гостей на премьере будет истолковано как «поддержка политических требований крымских татар». Некоторых ему удалось убедить. Другие, включая Симонова, на премьеру пошли, а один из гостей, летчик-испытатель Ильдус Кирамов, даже выступил перед зрителями.

Скандал разгорелся через несколько дней, когда генконсул, пытаясь объяснить произошедшее, дал интервью местному телеканалу АТР. Андреев заявил, что «Россия не могла быть представлена на премьере фильма, искажающего правду о Великой Отечественной войне», и выразил недовольство тем, что в картине не затронута тема «сотрудничества лиц крымскотатарской национальности с фашистскими оккупантами». По словам консула, тема «предательства» со стороны представителей крымскотатарского населения должна была присутствовать как объяснение депортации (последнюю, впрочем, дипломат, не желая, очевидно, чтобы его слова были истолкованы как оправдание репрессий, назвал «государственным преступлением»).

«Все, что я сегодня сказал, это совершенно официально, — заявил он журналистке, которая сочла его высказывания оскорбительными. — Запишите и прокручивайте любому крымскому татарину. Мое слово и слово России должно звучать». В заключение, говоря о фильме про депортации, дипломат добавил, что отсутствие «большой картины» (включающей, по его логике, и тему коллаборационизма) означает «извращение и тренировку предательства».

Скандал

Интервью только подлило масла в огонь. Заместитель главы крымскотатарского меджлиса (неофициального парламента) Рефат Чубаров, комментируя слова консула, заявил, что тот «допустил оскорбительные и циничные по своей сути утверждения в адрес крымскотатарского народа и каждого крымского татарина». Выступая на заседании Верховного совета Крыма (Чубаров, представляя «меджлис», является также и депутатом официального парламента автономии), он призвал немедленно объявить Андреева персоной нон грата.

В тот же день, 22 мая, группа крымских татар пришла выразить протест к зданию генконсульства РФ. Собравшиеся — несколько десятков человек — скандировали «Андреев, вон из Крыма!» и «Чемодан, вокзал, Россия!». Один из пикетчиков, по информации «15 минут», «несколько раз выкрикнул слова проклятия в адрес консула на крымскотатарском языке».

Протестующие принесли с собой флаги, самодельные транспаранты с надписями типа «Потомки НКВД, вон с нашей Родины!», а также пакеты, наполненные яйцами, которыми они собирались закидать дипломата. Андреев, впрочем, к ним не вышел (в консульстве сообщили, что он в то время обедал). В итоге пикетчики покричали и разошлись, пообещав прийти завтра.

На следующий день осада консульства продолжилась. Акция при этом получилась более массовой. У здания собрались сотни людей (в меджлисе, по информации «Обозревателя», утверждали, что протестующих было более двух тысяч). Российского дипломата вновь клеймили как «провокатора», обвиняли в фашизме и называли «лучшим другом Сталина».

Группа людей во главе с неким Ахтемом Чийгозом, как сообщал «Новый регион», «имитировала попытку вломиться в ворота генконсульства». Заместителю главы меджлиса Чубарову удалось их успокоить. Позднее, взяв слово, Чийгоз потребовал «депортировать подонка в течение 24 часов». Он также добавил, что крымские татары должны быть готовы «выходить на улицы». Ответственность за возможное обострение обстановки активист заранее возложил на власть.

Андреев за протестующими наблюдал из окна. Позднее он заявил журналистам, что собравшиеся у консульства люди были «одурманены враньем» и что говорить ему с ними было не о чем.

Ряды его оппонентов тем временем пополнялись. Требование выдворить дипломата с Украины поддержали оппозиционная «Батькивщина» Юлии Тимошенко и националистическая «Свобода». В партии «УДАР» Виталия Кличко заявили, что консул якобы нарушил резолюцию ОБСЕ о правах депортированных, а также «грубо нарушил законодательство Украины».

Отреагировал и украинский МИД. В министерство был вызван советник посольства России, которому украинская сторона «выразила озабоченность», а заодно и надежду, что власти России дадут «надлежащую оценку высказываниям Андреева как в части артикуляции официальной позиции России, так и корректирования предмета его профессиональной деятельности».

Версии

Сам Андреев, комментируя развивавшиеся события, признавал, что реакции такого масштаба не ожидал. «Для меня стало неожиданным, что этот вопрос вынесен на более высокий, чем мой, уровень. Я, как и все остальные, жду реакции российской стороны», — говорил он «Известиям» (это, очевидно, было сказано еще до того, как высказался российский МИД).

Некоторые, впрочем, считают, что к скандалу дипломат был готов. «Крым в качестве вечно «больного зуба» Украины весьма выгоден российским спецслужбам и Кремлю как то место, за которое Киев удобно подергать, — рассуждают «Комментарии». — И высказывания Андреева следует рассматривать именно в этом ключе».

Другие увидели в произошедшем личный мотив. Украинский политический консультант Константин Долгов, которого цитирует REGNUM, расценил резонансные высказывания как «попытку остаться на теплом местечке, продолжая греть бока на крымском солнышке и ни черта не делать». «Расчет, по всей видимости, делается на московское начальство — смотрите, мол, какой я боевитый, со стержнем! Ну, как такого удальца уволить?» — рассуждает эксперт.

Еще одна версия принадлежит бывшему депутату парламента Крыма Вадиму Мордашову — он расценил скандальное интервью как попытку «отвлечь внимание от исчезновения денег», выделенных на проект «Наша Великая Победа». Эта тема недавно поднималась на встрече в Госдуме. Замглавы комитета по делам СНГ Владимир Никитин заявил тогда, что «генеральный консул Крыма так и не довел выделенные на этот пробег деньги — 480 тысяч — до участников» (речь идет об автопробеге, приуроченном к очередной годовщине Победы).

Если не принимать в расчет конспирологию, то получается, что скандал вокруг интервью российский дипломат спровоцировал случайно. Возможно, при отсутствии других претензий (в том числе со стороны активистов русской общины) он и мог бы рассчитывать на поддержку начальства. Тогда ему, по крайней мере, не пришлось бы уходить в отставку из-за спора о фильме, который он даже не смотрел.

P.S.А фильм «Хайтарма» на фоне скандала, по информации «Росбалта», вызвал ажиотаж среди зрителей. Симферопольский кинотеатр «Космос» по этому поводу решил даже продлить показ — «в связи с большим спросом на билеты».

Михаил Тищенко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(265):

1 234 ... +1
46 +55−9Alexander Doe20:53:55
24/05/2013
-31 +20−51 Plyha20:15:26
24/05/2013
Я надеюсь что скоро россиян в Крыму не будет
"Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы и окрестностей собрались для молебна ... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву ... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!"

В 1941 тоже надеялись. История рассудила.
30 +41−11Иван Настоящий20:02:39
24/05/2013
В войну резали мирное население, прислуживали немцам... теперь оказались потерпевшими, ни в чем не повинными. Посол мужик, все правильно сказал.
29 +35−6Евгений Бондарь20:24:17
24/05/2013
А есть ли официальная позиция Меджлиса крымских татар по поводу коллаборационизма в годы ВОВ?
25 +31−6Олег Рябов22:05:13
24/05/2013
"...позже Крым стал татарским ханством, выстоявшим против натиска русских до новейшего времени. Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принесшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эффенди»..." Это Манштейн пишет в своих воспоминаниях. Так что не вывозить их надо было, а расстрелять как изменников родины в условиях военного времени.
22 +24−2Vickont01:14:25
25/05/2013
-31 +20−51 Plyha20:15:26
24/05/2013
Я надеюсь что скоро россиян в Крыму не будет
не дождетесь, как русский житель Крыма говорю (:sly:)
21 +27−6Евгений Бондарь21:16:19
24/05/2013
-22 +10−32 Plyha21:12:47
24/05/2013
Италия была за Гитлера Япония финляндия и др. И что нужно путину выступить по первому каналу и сказать что итальянцы фашисты
Эти страны публично и официально осудили и осуждают нацизм. Вот если бы не осудили - то к ним были бы вопросы.
19 +26−7andy andy07:49:19
25/05/2013
-31 +20−51 Plyha20:15:26
24/05/2013
Я надеюсь что скоро россиян в Крыму не будет
Да как только в Крыму исчезнут туристы из России вы же тотчас заскулите и будете просить прощения за плохое поведение. Лишь бы туристы из России завозили вам деньги.
19 +19−0Олег Рябов22:10:52
24/05/2013
-11 +4−15Mr Anderson20:52:41
24/05/2013
Вы считаете, что факты никогда не подтасовываются? Я завидую вашему мировоззрению и оптимизму (:smile:)
Я думаю, что Эрих фон Манштейн - лицо не заинтересованное. Можно почитать его, и многое станет ясно.
18 +22−4Евгений Бондарь20:26:42
24/05/2013
29 +35−6Евгений Бондарь20:24:17
24/05/2013
А есть ли официальная позиция Меджлиса крымских татар по поводу коллаборационизма в годы ВОВ?
Опа, простой корректный вопрос - и сразу "минус":) нельзя задавать вопросы по поводу официальной позиции Меджлиса крымских татар?
17 +22−5Maks Es10:40:25
25/05/2013
-15 +5−20 Plyha21:22:38
24/05/2013
Украина тоже официально осуждает нацизм как и население реакцию его вы видите
Офигительно Вы нацизм осуждаете - маршами дивизии СС Галичина и памятниками тварям из "Нахтигаля".
17 +25−8Zoya Solla22:32:23
24/05/2013
-15 +9−24richard grosso20:29:55
24/05/2013
почему меджлис крымский татар не сует свой нос в дела москвы и не пишет рецензии на каждый поцреотический фильм про вов с михалковым или безруковым, назидательно рассказывая что советские ветераны в 39-м шнапс пили с немцами в бресте?
Крым -русская земля
16 +22−6Maks Es10:44:18
25/05/2013
46 +55−9Alexander Doe20:53:55
24/05/2013
"Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы и окрестностей собрались для молебна ... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву ... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!"

В 1941 тоже надеялись. История рассудила.
В рамках современного взгляда на мир сделанное в 1944-м, конечно, варварство - не все же крымские татары поддерживали Гитлера.
С другой стороны, по законам военного времени немцы за меньшее деревни просто сжигали.
Когда же потомки тех татар настолько избирательно вспоминают эту трагедию - это означает только то, что сами татары не готовы к объективному восприятию истории.
И отреагировать консул был должен, сделал все правильно, ибо он есть государев человек.
16 +22−6Евгений Бондарь20:32:17
24/05/2013
-15 +9−24richard grosso20:29:55
24/05/2013
почему меджлис крымский татар не сует свой нос в дела москвы и не пишет рецензии на каждый поцреотический фильм про вов с михалковым или безруковым, назидательно рассказывая что советские ветераны в 39-м шнапс пили с немцами в бресте?
А о рецензиях речь не идет, но если есть желание и есть что сказать - почему же не написать. А официальная позиция Меджлиса, осуждающая коллаборационизм, есть?
16 +32−16Алекс И19:56:37
24/05/2013
-27 +25−52Avalerion Volture19:24:17
24/05/2013
Шовинистам не место в Крыму, теперь пусть собирает чемоданы и домой в "Заснеженную Нигерию"
Зря в фильме не показали предательства со стороны татар, но таких "героев" хватало везде, и на кавказе, и на Дону, и на западной Украине.
Согласен по поводу шовинистов, нужно более тонко работать, надеюсь заменят на более могучего специалиста, который оплошности такого рода не допустит, а влияние РФ будет только рости.
15 +20−5Евгений Бондарь20:36:33
24/05/2013
-12 +2−14Mr Anderson20:31:14
24/05/2013
Идите в Меджлис и задайте этот вопрос. Не....я здесь пустословить. Это новостной сайт, здесь не сидят представители меджлиса
Этот вопрос обращен не к Меджлису, а к обсуждающим статью людям на новостном сайте. Я не могу поинтересоваться в Меджлисе, так как я - лицо неофициальное. А так - может, кто-то знает и расскажет, как есть. Вот вы как думаете - осудил Меджлис официально коллаборационизм или нет?
14 +16−2Артур Политико01:12:01
25/05/2013
-14 +3−17Avalerion Volture01:07:39
25/05/2013
коллаборационист - сотрудничающее с оккупационными властями, а ведь красные были такими же оккупационными властями в свое время, давайте всех коммунистов за коллаборационизм в биореактор тогда уж для сраведливости...
Мацы переел? Красные (коих было большинство) захватили свою землю, на которой они проживали. А трусы, уничтожавшие лагеря с пленными (см. гордый Чеченский народ), или эти, вояки мля... достойны только 9 граммов свинца, персонально, до обретения истинной религии.
14 +18−4Артур Политико00:59:43
25/05/2013
-8 +7−15HalidaHamid Hamidullina00:04:03
25/05/2013
Скажи спасибо узбекам, киргизам, таджикам, татарам (сибирским, казанским, крымксим), башкирам, десяткам мусульманских народов Дагестана, Северного Кавказа, что за тебя, ублюдка и таких же твоих родителей воевали. Только понятие "спасибо" вам чмырям - неведомо.
За моих родителей, мои прадеды воевали (из 4-х братьев 1 вернулся), а всех коллаборационистов в биореактор!!! Так что, в бобруйск, животное!!!
13 +17−4Wassup Yo22:16:31
24/05/2013
25 +31−6Олег Рябов22:05:13
24/05/2013
"...позже Крым стал татарским ханством, выстоявшим против натиска русских до новейшего времени. Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принесшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эффенди»..." Это Манштейн пишет в своих воспоминаниях. Так что не вывозить их надо было, а расстрелять как изменников родины в условиях военного времени.
Сталин был слишком добр...
12 +22−10Alexander Russkiy12:54:42
25/05/2013
-27 +25−52Avalerion Volture19:24:17
24/05/2013
Шовинистам не место в Крыму, теперь пусть собирает чемоданы и домой в "Заснеженную Нигерию"
Шовинистам? А,разве твои крымские татары не шовинисты? Крымские татары-предатели - ярые нацисты! Вы любить должны Сталина и русский народ,что вас не уничтожили за пособничество Гитлеру. Я мечтаю,чтобы русские,наконец,проснулись и стали шовинистами,националистами! Тогда всякой нечисти придёт конец!
12 +17−5Wassup Yo22:14:10
24/05/2013
-14 +12−26Kornely Kubyshkin20:23:55
24/05/2013
Андреев хронический алкоголик,вор,аферист и провокатор...но мнение Мацквы по крымской проблематике донес правильно и дотошно...Зная что его все равно снимут в июне,просто решил громко хлопнуть дверью...мавр сделал свое дело-мавр может уйти...Создатели фильма "Хайтарма" наверное даже не надеялись на столь мощный пиар произведения...На самом деле он как мог насрал не татарам,а русским в Крыму...Теперь им там стало намного неуютнее.
Ну из Биробиждана виднее, что в Крыму делается....
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь