«Уехал, не понимая, как дальше жить»

00:01 23/03/2022 Статьи
Фото: Shakh Aivazov / AP
Фото: Shakh Aivazov / AP

После начала российской спецоперации на Украине некоторые граждане России предпочли спешно покинуть родину. Они по-разному обосновывают свое решение: кто-то называет политические и экономические причины, кто-то опасается мобилизации, кто-то принципиально не согласен с военной операцией в качестве инструмента международной политики. Но всех объединяет одно: они совершенно не планировали вот так оказаться в малознакомой культурной и языковой среде, в чужом информационном пространстве, попав при этом под перекрестный санкционный огонь Запада и России. На постсоветском пространстве в качестве пункта назначения россияне чаще всего выбирают Грузию и Армению. «Лента.ру» пообщалась с новыми русскими эмигрантами (впрочем, многие из них себя таковыми не считают) и гражданами тех стран, куда они приехали, чтобы разобраться, с какими трудностями сталкиваются переселенцы, смогут ли они надолго задержаться и что думают местные об очередной волне русской эмиграции.

Грузия

Ян (имя изменено),21 год, Тбилиси

3 марта я, можно сказать, убежал из дома. Старший брат купил мне последний билет в Хургаду (Египет) по более-менее адекватной цене — 40 тысяч рублей. Буквально за пару часов я собрал вещи и улетел. В Хургаде я находился две недели, там же купил билет до Грузии через Стамбул. Пару дней назад прилетел в Тбилиси. Сюда я хотел съездить еще до начала спецоперации. Но все случилось несколько неожиданнее.

В Хургаде мне было нелегко: находился в постоянном стрессе, часто срывался и рыдал от страха за близких. Даже маме я ничего не говорил, не хотел беспокоить. Только когда в Тбилиси заселился в съемную квартиру, позвонил и все рассказал.

Могут осудить за слово, за лайк в социальных сетях. У меня есть конкретный пример, когда приятелю позвонил участковый и пригласил на беседу из-за лайка в Instagram (запрещенная в РФ соцсеть; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена). Это меня пугает. С приятелем, кстати, все в порядке — он улетел.

Вначале я думал, что вернусь на родину через два-три месяца, теперь же думаю — через два-три года. Сейчас самое важное — найти работу, чтобы жить здесь. У меня есть свои накопления, но они когда-то закончатся, к сожалению. Блокировка российских карт усугубляет ситуацию. Благо есть крипта и люди, готовые помочь вывести деньги.

Грузия встретила спокойствием — очень крутая страна! Здесь очень красиво и уютно. Я начинаю влюбляться в это место. Понемногу вливаюсь в общество. В планах — выучить грузинский язык хотя бы на бытовом уровне.

Это меня никак не смущает, ведь весь мир является свидетелем происходящего. Самое главное сейчас — вежливость.

Я уже привык к стрессу, можно сказать. Пью успокоительные, если совсем плохо. Стараюсь абстрагироваться от новостей, но не могу не читать их. Сейчас мне менее тревожно. Можно сказать, постепенно успокаиваюсь.

Арсен,27 лет, Тбилиси

24 февраля мне написала клиентка с вопросом «Какой смысл искать любимое дело, если в мире происходит спецоперация?». Так я и узнал о начале всего этого. Вообще, я уже пару лет как мечтал поступить на магистратуру по психологии в Нидерландах, поэтому морально готовился к тому, чтобы рано или поздно оставить Петербург.

Уехал с ощущением азарта и чувством фрустрации от того, что пришлось пару раз менять билеты и лететь через Ташкент. А в целом на протяжении всего времени у меня было ощущение приключения. Мне так легче принимать трудности и справляться со всем, будто я персонаж игры или фильма. Приехал [в Тбилиси] с ощущением открытости, увлеченности, вдохновения красотой и трепетом перед неизвестностью. Главные трудности при переезде — это поиск жилья по адекватной цене и то, что у меня сломался экран на телефоне. Больше никаких.

Изначально планировал уехать на пару месяцев, а там уже видно будет. Я не ощущаю, что я «покинул страну». Формулировка «уехал из России» мне не очень подходит. Я просто переместился из одной точки мира в другую. У меня нет национальной идентичности. В Грузии я хочу развивать свою консультативную практику, писать материалы для клиентов, сделать свой курс по развитию независимого мышления, поступить на магистратуру в Нидерланды. Глобально ничего не изменилось.

Тревоги по поводу событий на Украине нет. Мир и до этого был странный и брутальный. Справляться с такими вещами — моя работа. Как консультант по самоактуализации, я в том числе учу этому своих клиентов. Не подумайте, что я говорю это с цинизмом. Я очень сочувствую всем и сопереживаю, но одновременно осознаю, что история человечества началась не 24 февраля 2022 года. Я как старался делать лучше то, что от меня зависит, и принимать то, на что влиять не могу, так и стараюсь.

Дмитрий (имя изменено),40 лет, Тбилиси

Я живу в Тбилиси девятый год, с 2013 года, занимаюсь тут бизнесом. [С момента начала российской спецоперации на Украине] число русских в Грузии явно стало больше. Я лично столкнулся с заметным количеством запросов. Мне уже звонили русские друзья с просьбой помочь с переездом. Кто-то спрашивал об условиях жизни в Грузии. О некоторых и не думал, что они хотят уехать из России.

На мой взгляд, из России уезжают достаточно дальновидные люди, соображающие, что будет из-за разрыва связей России и мировой экономики, культуры, спорта. Я вижу, как едут и интеллигенты, и рабочие, и творческие профессии. Едут и молодые, и взрослые люди. Нельзя сказать, что это какие-то инстаграмеры.

Еще есть небольшая, но наиболее заметная группа националистов, которые несут какие-то тезисы, которые большинство грузин не разделяет. На национальном уровне кроме сочувствия, удивления и страха по отношению к русским никто ничего не испытывает.

Конечно, из-за такой эмиграции в Грузии выросла стоимость аренды жилья. Выросла и стоимость некоторых услуг. Но грузинская экономика от этого только выиграет — на росте стоимости аренды кто-то из грузин будет зарабатывать больше.

Любовь,27 лет, Тбилиси

В Грузии живу почти год. Наплыв россиян заметен сильно. Даже по официальной статистике видно, что большая часть таких мигрантов едет именно в Грузию. Приезжают разные люди, но в основном это те, кто имел хоть какие-то накопления, то есть средний класс и выше. В большинстве своем это фрилансеры, имеющие возможность работать удаленно.

Поначалу я консультировала очень много россиян, желающих перебраться в Грузию. Писали все: друзья, друзья друзей и даже незнакомые люди. Спустя три недели этой онлайн-помощи поняла, что трачу слишком много времени и сил. После этого сократила время для помощи онлайн. Но приехавшим в Тбилиси стараемся помогать советами и даем возможность переночевать у нас дома. В ближайшее время я ожидаю вторую волну приезжих, так как многие в России не прекращают выяснять, как добраться до Грузии.

Основная проблема, связанная с адаптацией [русских] здесь, — это cancel culture (культура отмены). «Отмена России» я еще это называю. Банки прекратили открывать счета по российскому паспорту. На данный момент [россиянам] нельзя открыть ИП, а раньше это занимало 20 минут. В некоторые места могут не впустить по российскому паспорту. Некоторое количество местных людей негативно относятся к русским.

.

Сейчас квартиры в Тбилиси стоят столько же, сколько могла бы стоить квартира в Европе. Цены на продукты тоже стали расти, особенно в районах, где много экспатов.

Для меня приезд русских может означать (если, конечно, ограничения на российский паспорт снимут) повышение уровня сервиса, открытие новых рабочих мест — в гастрономии, в IT. Пожив здесь год, я поняла, насколько высокий уровень сервиса у нас в России.

Армения

Марина (имя изменено),20 лет, Гюмри

Из России я улетела в Ереван чуть больше недели назад, потому что это направление самое туристически привлекательное из доступных без загранпаспорта. Сейчас нахожусь во втором по величине городе Армении — Гюмри.

Раньше я принципиально не покидала пределов России, а с началом спецоперации почувствовала: пахнет жареным. И решила воспользоваться, возможно, последним шансом повидать мир. Это был еще и первый мой полет на самолете.

Армения — одновременно и контрастная, и похожая на мою родину страна. Здесь любят русских, но при этом способны отделить народ от государства и уважать гражданскую позицию каждого. Позитивные ожидания от местного населения оправдались полностью. Вообще, здесь больше улыбаются, чем в России.

Жизнь на русские рубли в Армении и сейчас достаточно дешевая, а до февральских событий курс рубль-драм (драм — национальная валюта в Армении —прим. «Ленты.ру») был еще выгоднее для россиян, поэтому на то время, что я тут, хватает и накопленных в наличке сбережений. Часть из них — в долларах и евро, часть — в рублях, которые довольно легко обменять практически на каждом шагу. Российской картой мне пока пришлось воспользоваться только один или два раза, чтобы сделать перевод на российскую же карту. В дальнейшем планирую снимать деньги через отделения здешних банков.

И в Ереване, и в Гюмри все свободно общаются на русском, и только соседская бабушка в доме, где я сейчас живу, оказалась исключительно армяноговорящей, поэтому за гостеприимную банку молока пришлось благодарить ее улыбкой и жестами. Думаю, учить армянский есть смысл, только если решусь остаться здесь больше чем на год, а пока мне хватает и прослушивания местных джаз-фолк-групп.

Пока я не решила, оставаться ли здесь больше чем на несколько недель, ведь конфликт может затянуться. Приходится наслаждаться моментом и верить в лучшее, в возможность вернуться домой как можно скорее. Если придется задержаться, то подумываю совместно с приятелем открыть бар: крафтовое пиво здесь — явная ахиллесова пята.

Егор,24 года, Ереван

В Ереване нахожусь с 7 марта. Работаю в крупном ретейлере одежды, занимаюсь продуктовой аналитикой.

Решение [уехать из России] принималось в особо острый момент, когда были страхи, что могут ввести всеобщую мобилизацию. Близкие поддержали мою идею уехать на время. У меня всегда было желание переехать либо пожить какое-то время в другой стране, но конкретного плана не было. Уезжал я с тревогой и страхом, что не выпустят, но все прошло хорошо: в аэропорту Сочи вопросов не задавали. Первым чувством было облегчение. Потом мысли: что делать дальше и как освободить квартиру в Питере, находясь в Ереване. Я решил отнестись ко всему этому как к приключению.

Армения оказалась одной из доступных стран [для переезда] — много друзей и знакомых ехали сюда. Почти все местные, которых я встречал, пытаются помогать и настроены добродушно, и почти все говорят на русском. Сам я выучил фразу «барев дзес» (здравствуйте). Также я заметил, что многие из местных поддерживают российскую политику, что [меня] расстраивает.

Мне пришлось снять все мои накопления, их было немного: около 1000 долларов. Часть я снять не смог, так как они на [фондовой] бирже.

Я работаю на удаленке, и пока моей зарплаты хватает на жизнь в Армении, но с ростом цен и падением рубля накапливать уже не получается. В Армении распространена [платежная] система «Мир», как и в России, поэтому с оплатой по российским картам пока все нормально.

Я очень люблю Петербург и хотел бы туда вернуться, но не сейчас. Тут договор об аренде квартиры заключил на три месяца. Поэтому ближайшие три месяца — в Армении, а дальше — как пойдет.

Иван (имя изменено),29 лет, Ереван

Я никогда не думал об эмиграции. И сейчас не хочется верить, что я проведу вне моей страны годы. Я уехал потому, что в России сейчас тяжело физически: трясет. Ответить на вопрос, почему я уехал из России, не попав под политическое преследование, нынче тяжело.

Армения — очевидный выбор, здесь русских все еще любят, недорого и недалеко, везде русская речь, и кажется, что ты просто поехал пожить на время к соседям. К приезжим относятся достаточно хорошо. Плохо относятся только либеральные журналисты, уехавшие из России раньше, но, слава богу, их тут мало.

У меня пока еще есть удаленная работа, поэтому я не в тяжелой ситуации. Карта «Мир» и запасы кеша в долларах — наше все. Собираюсь открыть бизнес на новом месте.

Аревик Маркарян,кандидат социологических наук, Ереван

Я работаю в Минэкономики Армении экспертом в программе «иГорц» (правительственная программа Армении по привлечению высокопрофессиональных кадров —прим. «Ленты.ру»).

Безусловно, мы наблюдаем большой приток граждан не только из России, но и с Украины и из Беларуси. В основном это представители так называемого креативного класса и креативных профессий — фрилансеры, разработчики, инженеры, владельцы IT-компаний. Чаще это молодежь от 25 лет и старше, без гендерной дифференциации, в приблизительно равной пропорции.

Cо 2 по 14 марта нерезиденты в Армении зарегистрировали уже 6,5 тысячи бизнесов, а на горячую линию по релокации [бизнеса] в Армению с 27 февраля по сей день подано почти 200 заявок, 70 процентов из которых — в IT. Рынок IT всегда нуждался в высококвалифицированных специалистах, думаю, в этой сфере появится больше конкуренции и возможности восполнить дефицит.

Цены на жилье уже подскочили, но на уровне министерства этот процесс всячески стараются направлять в конструктивное русло. Понятно, что рынок сам регулирует эти цены, но по крайней мере ведется мониторинг и контроль добросовестности со стороны риэлторских компаний.

Армению и Россию связывают советское прошлое, постсоветское настоящее, добрососедство, единое экономическое пространство, определенное социокультурное общее пространство, религиозная среда и языковая доступность для приезжих. Поэтому я считаю, что у граждан России, переезжающих в Армению, достаточно высокие шансы интегрироваться в местное общество.

[Российским эмигрантам] стоит обратить внимание на то, что это патриархальная страна, в некоторой степени консервативная. Несмотря на демократические преобразования и включенность в глобальные социально-экономические и социокультурные процессы, в Армении все же преобладает традиционная культура с этническими особенностями. Рекомендуется, конечно, учитывать их как в повседневности, так и при выстраивании деловых контактов.

Турция

Филипп (имя изменено),24 года, временно в Анталье

Новости [о начале спецоперации на Украине] застали нас в Москве. Лично я сразу начал думать о том, куда бы уехать, а жена уезжать не хотела — говорила, что хочет окончить университет. Ей осталось учиться несколько месяцев.

До начала событий у нас были планы уехать в другую страну и пожить в ней несколько лет, но с целью посмотреть, где лучше. Уверенности в том, что мы навсегда уедем, не было.

В начале марта мы улетели в Стамбул — там много моих товарищей, которые могут помочь по многим вопросам. Через неделю перебрались в Анталью, сейчас там и находимся. Как доделаем дела в России, попробуем [уехать] в Европу, а если не получится с визой — то уже в Таиланд.

Честно сказать, когда мы уезжали, было очень тяжело прощаться. Несколько раз я всплакнул даже, потому что было понимание, что мы можем больше никогда не вернуться домой, не увидеть друзей и родителей.

Мы сначала заселились в один из криминальных районов города, что испортило впечатление. Пока мы шли с сумками, к нам успела пристать местная гопота, но получилось от них отговориться и добраться до жилья.

Трудно было преодолевать хандру из-за того, что нужно было успевать работать, осваиваться в городе и разбираться, как выживать при все новых ограничениях. Сейчас мы собираемся вернуться в Россию, чтобы жена доучилась. За эти несколько месяцев мы хотим привести документы в порядок и уезжать уже на неопределенный срок. У нас обоих удаленная работа, поэтому нам проще приспособиться, чем многим другим.

С одной стороны, с Россией у меня связано много теплых воспоминаний — места, друзья, куча историй, и я очень хочу туда вернуться. С другой — я не буду чувствовать себя там в безопасности, поэтому, если бы у нас не было там важных дел, я бы не возвращался.

Богдан (имя изменено),26 лет, временно в Стамбуле

Когда все началось, мы с девушкой и друзьями за полдня обсудили ситуацию и в тот же день решили улететь на пару недель. Мотивация простая: переждать неопределенность в безопасности. Было совершенно непонятно, что происходит, при этом риск закрытия границ казался достаточно существенным. Небольшой незапланированный отпуск избавлял от всех проблем.

Выбрали Турцию, потому что тут низкая стоимость жизни, нет виз, есть возможность находиться два месяца на правах туриста. Вообще, я собирался поехать учиться в аспирантуру за границу, а потом хотел поработать в разных странах, но планов по эмиграции не было.

Уезжал с чувством, что поступаю очень странно, ведь скорее всего ничего страшного не будет. Очень глупо себя чувствуешь, когда летишь в отпуск и на всякий случай берешь с собой диплом и другие документы. Но каждый раз, когда я обдумывал ситуацию, приходил к выводу, что глупо ставить свою жизнь и свободу на «скорее всего». Теперь выбор [для меня] выглядит так: если не уезжаешь [из России], то с вероятностью один процент из ста попадаешь в СССР 2.0. Если уезжаешь — точно не попадаешь. Выбор довольно очевидный.

Что касается заработка: я программист, у меня удаленная работа на компанию в России с оплатой в рублях. Было очень заметно, когда в один день ее покупательная способность стала на треть меньше. Мои накопления оказались заморожены на Московской бирже. Я определенно буду менять работу на работу с оплатой в более стабильной валюте и в будущем не стану держать деньги в России.

Например, отключение российских карт Master Card и Visa вкупе с запретом на перевод иностранной валюты на собственные зарубежные счета стало большой проблемой. Некоторые люди, которых я знаю, теперь не могут снять наличные деньги, платить за аренду и жилье, купить билет на самолет.

Различные сервисы отказывали в обслуживании просто из-за того, что ты русский. Например, зарубежные банки не открывают счета тем, кто указывает, что он проживает в России. Было много неприятных случаев, которые меня не коснулись. Например, когда один криптоброкер перевел все средства со счетов российских клиентов на поддержку украинской армии. Мне и моим близким повезло не оказаться в их числе, но из-за этого пришлось очень быстро разобраться в криптовалютах и зарубежных банках, постоянно следить за новостями о блокировках. В конце концов, это доставило больше стресса, чем реальных проблем.

Множество близких мне людей покинули Россию и не планируют возвращаться. Я их понимаю, потому что не вижу там перспектив в профессии и мне не нравится политический курс. Для меня все зависит от того, как дальше будут развиваться события. Я еще не принял окончательного решения.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(223):

1 2 345 ... +1
4 +0−0Иван Иванов05:30:34
23/03/2022
-11 +0−0Александр Б05:08:17
23/03/2022
Если честно, я так и не понял, какого хр...на они поехали (ломанулись) куда то в Грузию, Армению и тд. Может просто на родину, может просто от того, что тут они в РФ они находились не сильно легально?
Если оставить эпиграф и, к примеру последний абзац статьи,то в принципе получится неплохая заметка. А так, это всё какие то рассказы и какие то неумелые оправдание паникёров, которым реально требуется помощь и/или поддержка профильных специалистов.
Поехали туда куда проще уехать, нет виз и т.д.
3 +0−0Танк Армата15:27:21
23/03/2022
-11 +0−0Плитка и бордюры14:39:31
23/03/2022
Все нормальные отъехали из РФ ещё до событий 2014, все всё поняли уже после Грузии и уехали.
А эта уезжающая пена никому будет не нужна.
Все нормальные остаются на Родине, а вот ненормальных нигде не любят - раз они предали один раз, то смогут и в другой.
3 +0−0Aleksejs D.11:23:01
23/03/2022
-3 +0−0Syd Ney10:58:54
23/03/2022
Так переедут в Штаты или Канаду. Или Германию - там для работы в айти только английский и нужен. Зато дети будут жить в нормальных странах
Смотря что называть нормальными условиями. Вы сами то были в Штатах, Германии? Я в штатах не был, там родственники живут, но во всей Европе включая Германию был. Если вы представитель ЛГБТ, то наверно да вам там комфортно будет жить. Также привыкайте к повсеместному стукачеству соседей. В Штатах помимо массированной пропаганды ЛГБТ также придется мириться с BLM, отвратным питанием, самой дорогой в мире медициной, низкой социальной поддержкой от государства, торчать все время в Штатах так как поездка в ту же Европу дорого. И это еще не все, что вы получите в нагрузку за глупый дерзкий порыв удрать из России в погоне за детскими иллюзиями.
3 +0−0Пушкiнд11:19:13
23/03/2022
-8 +0−0Archer Archer10:31:51
23/03/2022
поживём увидим какой рэфлэкс у энтого народишка скоро включится , когда грибы начнут расти по всему шарику в высоту эдак километров тридцать .
Это твоя мечта?
3 +0−0Gagara Shinz05:01:52
23/03/2022
-11 +0−0Stephen Mode04:28:48
23/03/2022
Большой исход, как и сто лет назад. Цвет нации уезжает, шариковы остаются.
Не цвет а говнет.
2 +0−0Alexey Burmistrov20:35:50
23/03/2022
Навальнята, начитались истерику пятой колонны, которая постит дезу c CNN, про сотни тысяч трупов мирного населения и русских солдат. Чуть запахло жаренным, они по тапкам. Вот действительно, проигрываем мы инфовойну.
2 +0−0Андрей Б18:24:21
23/03/2022
0 +0−0Evgeny18:17:29
23/03/2022
что же вы сразу германию то вспомнили, любезный. Давайте припомним например Британию и Францию, начавших вторую мировую. Как вы отнеслись бы к французам и англичанам ,слинявшим в первый день войны?
Во-первых даже в учебниках времен СССР написано что ВМВ развязала Германия. Но у вас там видимо новые методички в министерстве Правды завезли.

Во-вторых никак бы не отнесся. У каждого одна своя жизнь и каждый вправе сам решать, хочет он жить в мире до старости, либо сдохнуть в грязном вонючем окопе за очередную "великую" идею.
2 +0−0Андрей Б18:07:55
23/03/2022
1 +0−0Сергей С18:02:39
23/03/2022
Так почему до сих пор не уехал???
деньги вывожу, не люмпену же оставлять все нажитое непосильным трудом.
2 +0−0Сергей С18:01:21
23/03/2022
4 +0−0Закомплексованый карлик17:53:40
23/03/2022
когда вернутся ? НИКОГДА
я встречал сотни бывших русских в европе и сша. Сначала все думают что вернутся. как только дети устраиваются в местные школы и проучатся хотя бы 1 год - бай бай, никто в здравом уме уже своих детей назад в Россию не повезет. Я не знаю ни одной семьи с вышим образованем ктр бы вернулась в Россию. наблюдения за последние 28 лет :)
У Вас слишком узкий круг общения, возвращаются те у кого есть средства на это, у многих же эмигрантов этого нет, сводят концы с концами.
2 +0−0Александр Соловьев08:08:01
23/03/2022
0 +0−0Nio tru08:02:36
23/03/2022
Конечно! Россия только выигрывает от того что кол-во покинувших ее только программистов может достичь 200к за 2 месяца!
Большая часть потом вернется, когда пройдет этот психоз.... ведь работают они в Российских фирмах на удаленке, конечно кто-то перейдет в западные конторы и будет там работать, но это малая часть.... + не нужно забывать про Украинских программистов которые тоже сейчас закрепятся в Польше и остальных странах Европы, так что конкуренция за места будет большая.
2 +0−0Летучий Голландец04:55:46
23/03/2022
-7 +0−0Rumen Ivanov04:45:12
23/03/2022
У меня много знакомых и сотрудников в России, все доктора наук, ученые разных специальностей >физики, инженеры и т.д. Большинство из них хотят навсегда покинуть Россию, потому что понимают, что нормальной жизни в России не будет еще как минимум несколько десятков лет. Не считая того, что велика вероятность того, что Россия отключится от интернета, а без интернета сегодня не может работать ни один ученый. Не считая того, что невозможно работать без сотрудничества с другими учеными по всему миру (помимо того, что вас могут осудить за шпионаж!!!). Пока они из России не уехали, потому что устраиваются на работу в нормальные страны на уже утвержденные должности. Все говорят, что им нужно месяца 3-4, чтобы все уладить и навсегда уехать из России. Многие из них хотят переехать в США, Германию, а некоторые в Японию. Никто не хочет ехать в Армению, Грузию или Турцию.
Откуда у тебя такие друзья образованные, если сам имеешь 8 кл образования?
1 +0−0Kate G19:20:48
23/03/2022
Очень странные люди, как по мне, не хочешь жить в России - не живи, никто тут не держит. Все знакомые иностранцы остались в России, они верят больше в нашу страну, чем мы сами))) А наши, чуть запахло жаренным, сразу все побежали, как тараканы. Обмельчал наш народ.
1 +0−0Дмитрий Дмитриев19:09:21
23/03/2022
Такой и в Грузии и в любой стране чуть копотью запахнет сразу сольется. Гнилой типок. Даже родную мать бросил.
1 +0−0Папа Карлос18:10:47
23/03/2022
1 +0−0SAS SAS16:16:13
23/03/2022
Люди, уехавшие из страны в войну, спецоперацию, вообще в сложный для страны период - это, простите, фекалии. Перекати-поле. Отстой.
Лучше им назад не возвращаться. В России они не нужны. И уважения в России им не вернуть никогда.
Для таких Родина - это где налоги поменьше. Это цитата кстати.
1 +0−0Андрей Б18:05:02
23/03/2022
6 +0−0Вася Пупкин15:02:57
23/03/2022
Какие же все написавшие глупые люди. Боятся всеобщей мобилизации... Они что, на Луне жили до этого? На Украине даже не армия, там ограниченный контингент. Там не война, там спецоперация. С одной стороны, вроде бы и сочувствуешь, с другой, даже ничего серьёзного для страны не случилось, я заостряю внимание, НИЧЕГО, а они за полчаса решили сдриснуть. А если бы на Родину действительно напали? Что тогда. Хоть и печальный и тяжёлый, вывод один: скатертью дорожка.
в германии в 1938 тоже еще не начали концлагеря с душами строить. Просто аннексировали Судеты, где обижали немцев. А все остальное было уже потом.
1 +0−0Сергей С18:02:39
23/03/2022
-5 +0−0Андрей Б18:00:53
23/03/2022
лучше уехать не понимая как дальше жить, чем дальше существовать в СССР 2.0
Так почему до сих пор не уехал???
1 +0−0Андрей Б18:02:19
23/03/2022
1 +0−0SAS SAS16:16:13
23/03/2022
Люди, уехавшие из страны в войну, спецоперацию, вообще в сложный для страны период - это, простите, фекалии. Перекати-поле. Отстой.
Лучше им назад не возвращаться. В России они не нужны. И уважения в России им не вернуть никогда.
а нам и не нужно ваше уважение. Это исключительно ваш фетиш. Мы просто хотим мирно жить, говорить что хотим и путешествовать по миру.
1 +0−0SAS SAS16:16:13
23/03/2022
Люди, уехавшие из страны в войну, спецоперацию, вообще в сложный для страны период - это, простите, фекалии. Перекати-поле. Отстой.
Лучше им назад не возвращаться. В России они не нужны. И уважения в России им не вернуть никогда.
1 +0−0Dmitry Victorovich14:30:10
23/03/2022
Выражение «Зелёные человечки» пахнет Нероссией.
1 +0−0Плитка и бордюры14:28:24
23/03/2022
0 +0−0истребитель zомби14:17:22
23/03/2022
Эти люди никогда и не конкурировали с тобой за место эникея в ООО Рога и копыта.
Эти кодеманки думают что они гении и будут везде нужны,но работать они собираются по удалёнке на компании в России.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь