«Всегда будут несогласные»

00:01 12/11/2021 Россия
«Всегда будут несогласные»
Статья лживая сверху донизу. А если вспышку болезни вызовет привитый? А если человека привьют насильно и он умрет? Это же будет прямое убийство. В то время как эффективность вакцин от ковида никем не доказана. Более того, в пголовно вакцинированных странах типа Исландии, Сингапура, Гибралтара, Монго...читать полностью

Во многих российских регионах вакцинация от коронавируса стала обязательной для миллионов россиян — педагогов, врачей, работников торговли и транспорта. Работодатели в установленные сроки должны подавать в Роспотребнадзор списки сотрудников, сделавших прививку. Но и для остальных граждан, не желающих «колоться», жизнь без прививки серьезно осложнилась. В магазины, музеи, кино не пускают без QR-кода о вакцинации, то же самое предлагается сделать и для проезда на общественном транспорте. А в соцсетях активно обсуждается, могут ли врачи отказать в лечении непривитым пациентам. Насколько такие намерения этичны, может ли общество пренебрегать мнением меньшинства ради коллективного блага и отличаются ли чем-то российские антиваксеры от «импортных», «Лента.ру» узнала у биоэтика, заведующей кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члена этического комитета Медицинского научно-образовательного центра МГУ Елены Брызгалиной.

Существует ли у вакцинного конфликта чисто российские особенности?

Брызгалина: Вакцинация — с одной стороны, медицинское решение, касающееся отдельного человека, с другой стороны, общественное мероприятие, направленное на профилактику заражения и осложнений. И одновременно это мера общественного здравоохранения, противоэпидемиологическое профилактическое мероприятие. Вакцинация считается эффективным направлением политики общественного здравоохранения.

Ситуация пандемии требует в новых условиях определить приемлемое и этически корректное соотношение индивидуального и коллективного блага относительно вакцинации. Биоэтические проблемы вакцинации связаны с попытками найти баланс между уважением автономии каждого и интересами общества, поскольку медицина должна стоять на страже здоровья общества. Применительно к вакцинации биоэтика обсуждает этические аспекты режима реализации политики вакцинирования граждан, биоэтические правила разработки вакцин и этические принципы использования вакцин.

Есть ли сегодня международный этический консенсус по вакцинным вопросам?

Биоэтика настаивает, чтобы медицина уважала автономию каждого отдельного человека, уважала его право принимать жизненно важные для себя или для близкого — например, для ребенка — решения на основании добровольного информированного согласия. То, что может требовать общество от человека, касается ответственности.

Проблема в том, что отказ от вакцинации без медицинского отвода, просто по желанию, ставит человека, уклоняющегося от вакцинации, в весьма щекотливое положение, так как его индивидуальное поведение может стать причиной эпидемической вспышки, а значит, и болезни, а значит, возможно, смерти другого, которую можно было предотвратить.

Отказ от вакцинации повышает риск причинения другим людям вреда по неуважительной причине или в силу безответственности. Но не всегда возможно зафиксировать прямое причинение вреда — заразил определенного человека, и тот человек умер.

Это анонимное уклонение от вклада в коллективное здоровье, а анонимность рождает ощущение безответственности.

Взгляды на вакцинацию с точки зрения интересов государств и принципов биоэтики сходятся или вступают в противоречия?

Биоэтика держит в фокусе внимания вопросы равенства и справедливости доступа к здравоохранению. В условиях пандемии распределение ресурсов в сфере здравоохранения и недостаточный доступ к медицинской помощи являются острыми проблемами. В пандемию врачи массово оказываются в ситуации дисбаланса между необходимостью и возможностью. Этот дисбаланс усугубляется усталостью от пролонгированного стресса, вызванного риском собственного заражения, опасениями за близких, неудобством ношения средств защиты, выгоранием от невозможности помочь при максимуме усилий. И еще кучей разных обстоятельств сегодня для врача осложнен выбор в вопросах распределения ресурсов.

От личных качеств врача зависит то, как он поведет себя в чрезвычайной ситуации. Может пациент столкнуться с отказом конкретного врача лечить непривитого пациента? Да. Довольно долгий период коммерциализации медицины, процветания в рыночной экономике эгоизма и гедонистического отношения к жизни, невнимание к проблемам воспитания — все это сильно влияет на поведение представителей всех профессий. И сейчас, видимо, уже не время для каких-то воспитательных мероприятий.

Чем сегодняшняя ситуация отличается? Почему сегодня эти конфликты обострились?

На уровне системы здравоохранения общество предъявляет к врачебной корпорации высокие нравственные критерии. Обществу важно доверять профессионализму врачей, надеяться на этическую стойкость врачебной корпорации, на то, что медицина не накажет отказом в оказании помощи непривитому по любой причине человеку. Во время пандемии самые уязвимые члены общества становятся еще более уязвимы — для утраты автономии в отношении медицинских манипуляций, для болезни, для последствий бедности, для дискриминации, для стресса от информации и так далее. С этической точки зрения в медицине важно избегать любых форм дискриминации, особенно в отношении уязвимых членов общества.

Вставали ли подобные этические вопросы в прошлом? Как разрешали такие споры?

Всегда есть и будут люди, несогласные с предписаниями, не принимающие научные доказательства безопасности, имеющие религиозные или философские убеждения, противоречащие вакцинации.

Высокая скорость неконтролируемого распространения информации по современным цифровым каналам, возможность анонимной подачи любой информации, в том числе непроверенной и недоказанной, страхи и высокая тревожность населения способствуют тиражированию сомнений в научной, правовой и этической обоснованности мероприятий по вакцинации.

Сторонники антивакцинального движения во всех странах опираются на несколько аргументов: непризнаваемая (или не всегда очевидная) эффективность вакцинации; ссылки на небезопасность (недостаточность проверки безопасности) вакцин; несогласие с организацией мероприятий по вакцинации. Обратите внимание, что эти же ссылки могут использоваться для того, чтобы замаскировать неспособность обеспечить население эффективной защитой от инфекций по политическим, экономическим, коррупционным или иным причинам. Нет гарантий того, что, призывая к отказу от вакцинации, озвучивают истинные причины такой позиции как со стороны организаций, так и со стороны отдельных лиц.

Вопрос отстранения от работы медиков, не рекомендующих вакцинацию гражданам, имеет не только этические, но и правовые аспекты.

Если врач привит сам, продолжает официально работать в медицинской организации и при этом на рабочем месте распространяет информацию о вакцинации, не соответствующую принципам доказательной медицины, это однозначно неэтичное поведение.

Что важнее: права личности или достижение коллективной инфекционной безопасности?

Этика регулирует поведение людей через установление этических принципов. Их можно сравнить с маяками, которые показывают ориентиры-ценности. Однако конкретную форму поведения при движении на свет этих маяков выбирает человек.

Пандемия потребовала уточнения понимания того, что означают в новых условиях «этические маяки», такие как уважение достоинства человека, правдивость, конфиденциальность, как соотносится общее благо и личная неприкосновенность. Например, во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека (2005 год) говорится, что «наивысший достижимый уровень здоровья» является фундаментальным правом каждого человека. Что это означает в условиях пандемии? Право на доступ к наивысшему доступному медицинскому обслуживанию. Что доступно в условиях мирного времени и на войне, в том числе пандемической? Понятно, что доступно разное. Поэтому ответ на вопрос, как обеспечить право каждого на наивысший возможный уровень здоровья, будет отличаться в зависимости от ситуации и страны.

Может ли пандемия коронавируса стать причиной для пересмотра сложившихся этических правил? Например, не пора ли подвергнуть ревизии один из главных тезисов, что право отдельного пациента выше коллективного и никто не может быть принужден к определенному лечению?

Действительно, в период пандемии появились аргументы в пользу пересмотра приоритета защиты автономии личности перед коллективными интересами. Например, обсуждается приоритет общественного здоровья, а обязательная вакцинация рассматривается как способ защиты общего блага.

Напомню ситуацию, когда Европейский суд по правам человека рассмотрел обращение родителей Чехии, которые оспаривали штрафы за отказ от вакцинации детей и отказы в посещении детских садов для невакцинированных детей. Суд допустил возможность обязательной вакцинации, но обратил внимание на необходимость следовать принципу соразмерности и пропорциональности, когда государство преследует цели защиты граждан.

Соразмерность означает, что режим обязательной вакцинации вносит вклад в достижение целей снижения заболеваемости, тяжести заболеваний и смертности, а также то, что иных способов достичь этих целей нет. Пропорциональность связана с тем, соблюдается ли баланс ценностей личной свободы и коллективного блага. Однако оценка пропорциональности зависит от субъективных факторов, универсального ответа на вопрос, что важнее, права личности или достижение коллективной безопасности, не существует.

Этические возражения против обязательной вакцинации возможно ослабить, если следовать соразмерности и пропорциональности и соблюдать ряд дополнительных условий: у каждого человека должна быть возможность выбора из нескольких одобренных безопасных и эффективных вакцин, по каждому виду вакцин и процедуре введения гражданам должна быть предоставлена максимально возможная для конкретного момента времени достоверная информация, должно быть проведено медицинское обследование перед вакцинацией и введены серьезные социальные и медицинские гарантии при возникновении поствакцинальных осложнений, при этом сохраняется право на отвод от вакцинации по медицинским противопоказаниям.

Этично ли отстранять от работы медиков, критикующих и не рекомендующих вакцинацию от ковида?

Если трактовать результат вакцинации как коллективное благо, то есть улучшение общественного здоровья и снижение общественных затрат на здравоохранение, то в истории были примеры, когда государства проводили в жизнь политику, принуждающую людей вносить свой вклад в коллективное благо. Британский закон 1853 года об обязательной вакцинации детей (обязательность вакцинации от оспы сохранялась в Британии до 1907 года) вызвал сильное противодействие. Закон позволял неоднократно штрафовать лиц, уклоняющихся от вакцинации своих детей.

У тех, кто не мог заплатить штраф, конфисковывали имущество и продавали на аукционе. В некоторых случаях за уклонение от прививки отправляли в тюрьму. Сейчас нам не приходится вакцинироваться под дулом пистолета или под угрозой тюремного срока, как это было в истории.

Насколько приемлемо в экстренной ситуации обслуживать непривитых пациентов в последнюю очередь? Такие точки зрения тоже звучат.

Особенность современной ситуации в том, что обязательное добровольное согласие на любое медицинское вмешательство в физическую и психическую целостность стало со второй половины ХХ века золотым стандартом биоэтики, кстати, закрепленным на законодательном уровне. Поэтому воспользоваться историческим опытом разрешения конфликтов между личной свободой и общественным благом при вакцинации, мне кажется, не получится.

Решение относительно вакцинации — это этический вопрос ответственности не только за себя или ближнего, но и за других членов общества. Здоровье каждого в определенной ситуации зависит от этического выбора других людей, а их здоровье оказывается зависимым от системы ценностей, лежащей в основе выбора поведения отдельного человека.

Имеет ли право врач отказаться лечить непривитого пациента? От чего может зависеть это решение?

Права человека должны всегда соблюдаться. В условиях пандемии должны быть еще более тщательно сбалансированы две ценности: ценность безопасности и меры по ее охране — с одной стороны, и ценность автономии человека и меры по охране неприкосновенности частной жизни — с другой стороны. Мы все принадлежим одному биологическому виду, у нас одна важная потребность — потребность в безопасности, и у нас всех есть право на жизнь и уважение нашей автономии. Нам всем трудно быть спокойными, поскольку потребность в безопасности — базовая человеческая потребность. И коронавирус — общий враг независимо от статуса и богатства, образования и места жительства. Он заставляет ставить в приоритет ценности выживания и безопасности. Поэтому весь вопрос в способах удовлетворения потребности в коллективной и индивидуальной безопасности. Право и этика регулируют наше поведение, направленное на достижение безопасности.

Право и политика в приоритет ставят безопасность коллективную. Этика делает акцент на внутренний выбор каждого человека, не под внешним принуждением, а внутри, когда человек признает личную ответственность как основание ограничения свободы. В условиях пандемии очень важен диалог между этикой и правом.

В России действует обязательность информированного добровольного согласия на все виды медицинских вмешательств, в том числе вакцинацию. В ориентации на этот принцип совпадает позиция биоэтики и правовых норм, установленных государством.

Разве общество имеет право требовать от человека делать что-либо, касающееся его тела?

В настоящее время в странах Европы не существует единого подхода к режиму вакцинации. В США допускается возможность введения режима обязательной вакцинации, потому что в прецедентной системе права этой страны действует решение Верховного суда 1905 года, которое разрешает властям штатов вводить обязательную вакцинацию взрослого населения от оспы.

«Лента.ру»: Можно ли принуждать к вакцинации, этично ли сделать прививки обязательными?

В нашей стране обсуждение проблем вакцинации происходит на фоне низкого уровня доверия. Быстрое изменение ситуации, неопределенность, различные прогнозы, психологическая усталость, экономические проблемы, социальное напряжение — это фон, который влияет на выбор людьми модели поведения относительно прививки. Власти должны обеспечить такие меры, которые будут соразмерны и пропорциональны целям защиты населения. И через диалог с обществом власть должна объяснять ограничения, убеждать в обоснованности мер, в их соразмерности угрозе. Люди должны быть уверены в том, что ограничительные меры имеют временный характер и не закрепятся навсегда.

Мы все очень хотим, чтобы никто вообще не умер от вируса и не страдал, чтобы медицина спасала и ресурсов здравоохранения хватало на всех. И для этого надо делать этический выбор между достойными и недостойными человека способами обеспечения безопасности.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(130):

1 234 ... +1
17 +0−0Andrey Imation00:44:38
12/11/2021
Статья лживая сверху донизу. А если вспышку болезни вызовет привитый? А если человека привьют насильно и он умрет? Это же будет прямое убийство. В то время как эффективность вакцин от ковида никем не доказана. Более того, в пголовно вакцинированных странах типа Исландии, Сингапура, Гибралтара, Монголии (более 80% всего населения привито) расширяется новая вспышка. То есть массовое прививание вообще никакого преимущества не дает. Так ради чего заламывать людям руки, лишать их работы, возможности перемещаться, гражданских прав, только за то, что ЗДОРОВЫЕ люди не хотят в себя вкалывать непонятную бурду. Я бы понял нравственные нотации, если бы эти люди были заведомо больны, как прокаженные или туберкулезники с открытой формой, которые бы наплевали на лечение и ходили всех заражали. Но какое право имеют чиновники от медицины, оскорблять ЗДОРОВЫХ людей, не желающих УМИРАТЬ от неведомой бурды даже без гарантии, что это принесет пользу остальным. Не слишком ли много хотите?
13 +0−0Хрюн Моржов00:17:16
12/11/2021
Ни на один вопрос не дано прямого и внятного ответа. Зачем это всё?
11 +0−0Вадим Ашдодский10:06:13
12/11/2021
Такое ощущение, что журналист беседует с ботом. Вопросы нормальные. Ответы - сплошная вода, журчание слов и выражений, вроде бы и относящихся к теме, но, большей частью, тщательно обтекающих собственно вопрос, оставляя его без содержательного ответа.
9 +0−0S.P. Q.R.14:43:16
12/11/2021
Все эти рассуждения об ответственности перед социумом были бы уместны если вакцина помогала против заражения и распространения. Тогда да, вопросов нет. Но вакцина сейчас, как говорят сами важные дяди с умным видом, лишь якобы снижает тяжесть течение болезни. Извините, но в таком случае каждый сам вправе взвешивать и выбирать риски. Я вот лично считаю что в разгар 4й волны ее ставить не очень разумно. Когда ставлю вакцину от клещевого энцефалита три недели в лесу не показываюсь пока организм не восстановится. Хотя ставлю ее уже лет 20.
9 +0−0membis11:52:24
12/11/2021
модер, что не так? почему удаляешь? -я переболел легко - обоняния не было 4 дня и все, к врачам не ходил.
мой иммунитет справился без вакцин.
вопросы без ответа от командиров:
1. зачем разгонять иммунитет вакциной если мой и так лучше сработал чем у вакцинированного - чтобы цитокиновый шторм получить?
2. где взять бумагу чтобы доказать что я переболел - для получения куара? наличие антител в поликлинике не принимают как аргумент( хотя песков именно так аргументирует почему не привился - титры высокие)
8 +0−0S.P. Q.R.14:45:47
12/11/2021
-7 +0−0игорь бударин12:50:03
12/11/2021
Кто хочет - сделает прививку, а кто не хочет - пусть играет в "русскую рулетку". Фаталисты, блин... Зачем переубеждать. Не нужно вводить обязательную вакцинацию. Не хочешь - пиши расписку. И если "антиваксер" попал в больницу - на кислород или ИВЛ в последнюю очередь. Чем меньше дураков, тем лучше..
А тебя не смущает, что за полтора года мы вместо создания запасов кислорода и ивл лишь создали тысячи выписывающих штрафы тёток?
8 +0−0Citizen RED13:16:21
12/11/2021
-7 +0−0игорь бударин12:50:03
12/11/2021
Кто хочет - сделает прививку, а кто не хочет - пусть играет в "русскую рулетку". Фаталисты, блин... Зачем переубеждать. Не нужно вводить обязательную вакцинацию. Не хочешь - пиши расписку. И если "антиваксер" попал в больницу - на кислород или ИВЛ в последнюю очередь. Чем меньше дураков, тем лучше..
Тогда зачем перед прививкой пишешь отказ от последствий прививки?
8 +0−0Анатолий Завьялов09:56:00
12/11/2021
Мне 83. Замкнутый и малоподвижный (дом, магазин, прогулки) пенсионер. За полтора года не заболел. Надеюсь на такое же будущее. Итальянцы обнаружили, что среди умерших после вакцинации резко преобладают пенсионеры и люди с тяжёлыми хроническими заболеваниями. Добровольно на тот свет - желания нет. Автор прав - проблема щекотливая, но в самом конце она назвала главный российский фактор этой ситуации - низкий уровень доверия людей к власти. С чего это эта людоедская власть озаботилась нашим здоровьем и долголетием? пару лет назад она повысила пенсионный возраст. Мужикам - 65 лет, а умирают они в 67. 30% умерших это мужики трудоспособного возраста. 30 лет назад Чубайс сказал: "Ну и что, что несколько миллионов умрёт - они не вписались в рынок"
7 +0−0Svetlana Tarshina09:50:10
12/11/2021
После того как Сердюков и Васильева были оправданы и зажили счастливо в хоромах, я перестала удивляться всему, что творят в верхах.
7 +0−0Nick Samoilov07:04:12
12/11/2021
Если из каждого утюга вам внушают: кто если не Путин и без вакцины вы все умрёте, то правильная реакция у человека с мозгами - а не пошли бы вы на .....
7 +0−0Константин Шипачев06:25:25
12/11/2021
Кому война кому мать родна. Явно кто то зарабатывает. А не беспокоится о гражданах.
7 +0−0Alexey Groshikov06:19:38
12/11/2021
-7 +0−0Александр Б05:43:24
12/11/2021
Никак их не переубедить. Эта такая порода людей которая будет всегда и везде противоречить всему. Им хоть кол на голове теши. Им говоришь, - черное, а они в ответ будут тебе доказывать, что это белое. Ты с ними соглашаешься и говоришь, ну хорошо, - белое, а они тебе в ответ, ... , белое, но с оттенком черного. Эта такая натура людей, они всегда всем не довольны. При чём в подавляющем большинстве их информированность это сплетни и собственные фантазии. Но стоит таким куда либо вляпаться, все вокруг становятся виноватыми, но только не они сами. Эти люди не способны к анализу, логике и тд. И чем больше на таких обращать внимание, тем больше им это нравится. Им говорят, не покупайте квартиры на стадии фундамента, а они всё ровно покупают, а потом ноют, что их кинули. ..... этим, что в лоб, что полбу.
А не надо переубеждать, привитым то бояться нечего они не заразятся, а если заразятся то в лёгкой форме, а если в тяжёлой то не попадут в реанимацию, а если попадут в реанимацию то не умрут, а если умрут то попадут в рай.
6 +0−0Jane Smith09:53:28
12/11/2021
Вранье с самого начала, меньшинство несогласных. Несогласных на сегодня абсолютное большинство.
6 +0−0Валерий Овчинников09:01:42
12/11/2021
Что-то эта биоэтика больше похоже на биотеррор
6 +0−0Moon Light08:24:26
12/11/2021
И да, никакой пандемии нет. Есть стареющее больное старческими болячками население, которое мрет естественным путем. А дохтуры 96-летней бабке, умершей поле второго инсульта, пишут в диагнозе, что от ковида померла.
5 +0−0Андрей .10:29:35
12/11/2021
3 +0−0Irina Grigorenko10:16:19
12/11/2021
Ощущение, что в нашей стране указы пишут иностранцы, а подписывают прикормленные чиновники. Ну не тот у нас менталитет, нельзя наш народ принуждать, запугивать, это вызывает только отторжение и ещё большее сопротивление. Все эти указы по поводу доносов на врачей -это явно не наше изобретение. Оно пригодится лишь тем, кто захочет подсидеть начальника, избавится от конкурента или просто отомстить врачу за плохое обращение. Ощущение какой-то агонии у власти.
От власти требуют исполнять приказы ВОЗ, все очевидно. И пишут у нас давно все проекты и указы - иностранцы.
5 +0−0Moon Light08:19:42
12/11/2021
Многа букафф, ниасилил. Но могу сказать одно: отстаньте от людей со своей жижей. Как переубедить? Да никак. Себя лучше постарайтесь убедить, что нахрен ваши вакцины и кркоды никому не уперлись!
5 +0−0Boykot COVID-1907:09:29
12/11/2021
Обезболивающее, антигистаминные и даже противозачаточные и инсулин в России не научились делать- все покупается на Западе!
А тут сварили за 6 месяцев НИКЕМ НЕ ПРИНЯТОЕ мутное зелье и испытывают его на гражданах РФ!

Дайте признанные ВОЗ Pfizer, Astrazenika, Moderna !
4 +0−0Александр VIII18:07:17
12/11/2021
Как их переубедить?
А не надо ни кого переубеждать, не пущать, сертифицировать, нумеровать и кодировать, наймите на эти деньги нормальных вирусологов, отстраните несостоятельных, и когда они сделают именно вакцину, а не одноразовый презерватив, проблема исчезнет, народ сам придёт на вакцинацию, именно на вакцинацию, а не ревакцинацию от вакцинации с интервалом в три месяца.
4 +0−0Citizen RED13:15:34
12/11/2021
Комментарий удалён.
тогда и отменить налоги на соц мед обеспечение. В сингапуре медицина платная вроде
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь