„ | Совок - это когда людей способных чего-то добиться, которые при капитализме становятся богатыми, грабят в пользу всяких лентяев, алкашей, недоумков и прочих дармоедов. Соответственно способные либо бегут из него (как например родители Сергея Брина, одного из двух основателей Google), либо работают спустя рукава (смысла напрягаться нет, все равно заплатят как и бездарностям), и все это закономерно накрывается медным тазом, и Google в США, а не в России. | “ |
В прокате «Иван Денисович» — экранизация повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная живым классиком отечественного кино, режиссером картин «Тема», «Начало» и «Прошу слова», лауреатом фестивалей в Каннах, Венеции и Берлине Глебом Панфиловым. «Лента.ру» рассказывает, какие изменения в руках Панфилова претерпел один из самых известных образцов лагерной прозы.
Артиллерист Иван Шухов (Филипп Янковский) в 1941-м участвовал в параде на Красной площади, посвященном 7 ноября. Видел на мавзолее Сталина с Буденным. Прямо из центра Москвы был отправлен на передовую. Подбил два танка подряд. Был контужен. Попал в немецкий плен. Ушел к своим, чудом пройдя по заснеженному минному полю. Немцы, глядя вслед Шухову, переговаривались, что не завидуют русскому бойцу — и не зря. Сперва свои встретили радушно, но вот потом пришли высшие чины и определили Шухова на десяточку в лагерь — как предполагаемого шпиона. Кончилась война с немцами, кончилась война с японцами, настал 1951-й. Голова Ивана Денисовича покрыта седым «ежиком», зубы сгнили, но среди живых заключенного Щ-854 держат мысли о двух дочерях, одна из которых в недавнем письме призналась, что залетела от женатого. До выхода на свободу тем временем осталось всего ничего — полторы недели, и Шухов проживает простой и «почти счастливый» день. Ничем не отличимый от предыдущих, но проявляющий в Иване лучшие качества и наполненный почти незаметными чудесами.
Солженицынская повесть «Один день Ивана Денисовича» была напечатана в 1962 году и стала первым примером так называемой «лагерной прозы», подтачивающей опоры господствующего в Союзе соцреализма. Ахматова призывала интеллигенцию учить «Один день» наизусть, а сам текст и правда оглушал — демонстративным отсутствием увлекательной фабулы, обилием деталей, из которых складывалась рутина бесчеловечного лагерного быта, вроде бы несовместимого с собственно бытием. Экранизировать такой текст дословно — задача, выглядящая невыполнимой. Тем поразительнее тот факт, что экранизация уже была осуществлена — полвека назад в Норвегии с Томом Кортни в главной роли.
Солженицын пожурил создателей за недостаточно рваные телогрейки, но результатом остался, в общем, доволенГлеб Панфилов — заслуженный режиссер-классик отечественного кино — за прозу Солженицына уже брался в сериале «В круге первом», сценарий которого писатель написал собственноручно. На экранизацию «Одного дня» режиссера благословила уже вдова Солженицына, при этом давшая ему разрешение на значительные изменения в сюжете. Так Шухов, в частности, из крестьянина превратился в инженера, обрел героическую военную предысторию и благородную внешность Филиппа Янковского. И если центром повести был не человек, а чудовищная лагерная механика, то в фильме главной болевой точкой становится все-таки судьба, пусть и изложенная пунктиром.
Если представить, какой могла бы быть эта картина, реши Панфилов строго придерживаться текста, то представляется что-то в духе реалити-шоу — бесстрастного наблюдения отстраненных статичных камер за людьми, оказавшимися на грани выживания. Такой фильм наверняка производил бы сногсшибательный эффект и был бы обречен на проблемы с прокатом. Панфилов, впрочем, не идет на компромиссы с собой — он режиссер «большого стиля», которым по-прежнему владеет вполне мастерски.
Фильм начинается видовым кадром, в котором лагерь предстает сказочной деревней, затерянной в пушистом снегу. Закадровый голос Леонида Ярмольника, читающего «от автора», сообщает, что примерно так красиво это поселение и выглядит для человека, летящего из одного хорошего места в другое. На этом контрасте, заложенном в увертюре, и держится напряжение в фильме. Панфилов чередует сцены издевательств лагерного начальства, грязи и безнадеги со сценами, в которых зэков будто бы охраняют и направляют высшие силы. Разговоры о вере здесь ведутся напрямую, слово «бог» звучит неоднократно и явно не является пустым звуком ни для героев, ни для автора. Сказовый тон парадоксальным образом не только снижает градус ужаса, но и подчеркивает нереальность, бесчеловечность происходящих на экране событий, основанных на задокументированной реальности.
Главным же препятствием, как ни парадоксально, становится собственно исходный текст — вернее избыточно литературный солженицынский стиль. «Один день Ивана Денисовича» — важнейшая веха в советской литературе, но после нее были еще «Колымские рассказы», в которых Варлам Шаламов убедительно показал, что лагерный быт можно изображать совсем по-другому, не приукрашивая даже на уровне подбора слов. Сложность конструкции, которую выстроил в своем фильме Панфилов, говорит о его мастерстве, но сильно размывает цельность окончательного произведения. «Иван Денисович» почти распадается на отдельные эпизоды — «военный», «утренний», «заводской», «вечерний» — каждый из которых пытается оттянуть внимание от других. «Почти» — потому что все они все же настраиваются по камертону, которым выступает герой Янковского, сыгравшего здесь, если не лучшую, то безусловно знаковую роль в карьере. Малейшие изменения в его мимике и пластике почти всегда чрезвычайно точны и безупречно работают на режиссерский замысел. Вторая причина пойти в кино — Инна Чурикова, которая за полторы минуты в кадре напоминает лишний раз, что она величайшая русская актриса.
Что же касается самого фильма, то при всех его несовершенствах, при всех сглаженных углах, нельзя отрицать, что это едва ли не первый пример веского киноразговора о лагерях. Как и исходный рассказ, «Иван Денисович» прокладывает дорогу, показывает, что говорить на эту тему можно — причем говорить на вполне широкую аудиторию. Может быть, благодаря началу этого разговора достойную экранизацию получат и «Колымские рассказы».
Фильм «Иван Денисович» уже вышел в российский прокат
Ярослав Забалуев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
9 +0−0 | Экспериментатор | 02:52:00 27/09/2021 |
Совок - это когда людей способных чего-то добиться, которые при капитализме становятся богатыми, грабят в пользу всяких лентяев, алкашей, недоумков и прочих дармоедов. Соответственно способные либо бегут из него (как например родители Сергея Брина, одного из двух основателей Google), либо работают спустя рукава (смысла напрягаться нет, все равно заплатят как и бездарностям), и все это закономерно накрывается медным тазом, и Google в США, а не в России. |
9 +0−0 | Иван Кулагин | 08:00:42 26/09/2021 |
Такие фильмы нужно снимать в назидание потомкам, которые сравнят, фильмы 30–50 и нынешние. Уверен правильные выводы будут делать, как нужно и как ненужно, как правильно и как неправильно, кто враг народа, а на кого наговаривают… |
9 +0−0 | lukoyanov_ivan | 04:15:01 26/09/2021 |
Рассказ про русского терпилу. |
7 +0−0 | Padla Picasso | 00:36:59 27/09/2021 |
Исаевич написал "Денисовича" в казахстанском Экибастузе. В городе, где нет места для нобелевского лауреата. Там нет ни памятника, ни улицы его имени, ни таблички на стене, ни надписи на заборе. Казахи шкнят на Соженицина за то, что он где-то ляпнул про границы Казахстана, что там где кочевники откочевали там и граница (по сути правду сказал). Никто точно не знает, почему Солженицын плохой, говорят, был "стукачом" и никак не отозвался о казахском гостеприимстве и радушии местного населения (поскольку проводил время в лагере за колючей проволокой). Вот и автор фильма не удосужился посетить место событий. В общем, всем пoх. |
7 +0−0 | Пушкинд | 10:45:12 26/09/2021 |
Фильм про русский быт середины прошлого века? Посмотрим... |
6 +0−0 | Александр VIII | 23:35:55 26/09/2021 |
Появится на торренте, тогда и поглядим, чего раньше времени базарить. |
6 +0−0 | Руслан О | 09:12:50 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Все современные фильмы - сплошная дорогая бездарщина |
5 +0−0 | nowayaway | 17:57:45 26/09/2021 |
"Один день" как предчувствие. Судя по последним событиям - от Навального до электронного голосования, история таки вполне может повториться. А судя по комментариям безмозгых путиноидов, количество холопов, готовых к тому, чтобы посадить себе на шею "хозяина", в России вполне велико. |
4 +0−0 | Залупоголовый Пукин | 21:08:44 26/09/2021 |
не забудем что бункерная mpазь с придыханием говорит о "чекистах" |
4 +0−0 | Mark Leibman | 06:24:32 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Почему мертвая? В Северной Корее очень живая, да и в России оживает. |
4 +0−0 | Nomen AN | 06:13:59 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Про то как коммуняки тысячи своих же деревень и аулов голодом выморили до последнего человека, слушать не желаем? Кстати, в Афганистане советская армия не меньше кишлаков уничтожила вместе со всеми жителями, чем американцы во Вьетнаме, так что по части исстребления себе подобных коммуняки все равно далеко впереди. Впереди планеты всей, так сказать |
4 +0−0 | рим | 02:55:30 26/09/2021 |
то что не сделали "солдаты нато", сделали "Иван Денисович" и "Дети Арбата", разбив фундамент коммунистической лжи |
4 +0−0 | Zafar Shamil | 01:16:18 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Путин может считать его кем хочет но это не меняет сути вопроса, Солженицын был подонком!!! |
3 +0−0 | Si Jey | 03:57:45 26/09/2021 |
Солж писал озлобленную ахинею. Фильм по его писанине смотреть не буду и другим не рекомендую. Ни душу ни мозг не обогатите. |
2 +0−0 | Георгий Шилов | 12:10:52 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Сказочки про голодомор рассказывай себе подобным по уму. |
2 +0−0 | Roman Vodopianov | 10:06:17 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
"Солж писал озлобленную ахинею" **** Вы в курсе что "Один день Ивана Денисовича" был выдвинут на Ленинскую премию? |
2 +0−0 | lukoyanov_ivan | 04:18:40 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Шаламов не гуманист. Ему в тюряге всю веру в людей отбили. |
1 +0−0 | lukoyanov_ivan | 19:08:49 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Просто так бывает. Ты просто этого понять не хочешь. 400 000 репрессированых, были репрессированы просто так. |
1 +0−0 | lukoyanov_ivan | 18:47:07 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
А ты знаешь, что до сих пор работает Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий? Ты знаешь, что после смерти Сталина были реабилитированы более 400 000 человек? Понимаешь, что значит реабилитированы? Это значит, что тебе выдают справку, что ты был осужден НЕЗАКОННО. Блин, если такое молодое поколение как ты растет в России, хана стране. не верит он.... |
1 +0−0 | lukoyanov_ivan | 18:09:09 26/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Ты просто очень маленький и не понимаешь, как тогда все было. Про какие документы ты говоришь? Суды вообще доказательствами не занимались и никаких документов не собирали. Найди в сети фотографии растрельных протоколов троек - собирались трое и выносили приговор революционного времени. Классовая принадлежность тогда являлась основанием для приговора и доказательством вины. |