Всех вылечат.

00:02 14/07/2021 Культура
Всех вылечат.
ваттные о русофобиии фейковой скулят, как всегда)

На Каннском фестивале показали единственный российский фильм, попавший в основной конкурс, — новую, самую пока амбициозную работу главного узника совести отечественного кино Кирилла Серебренникова. Сам режиссер из-за судимости приехать на Лазурный берег не смог — в отличие от Дениса Рузаева, который рассказывает о том, что у Серебренникова получилось и получилось ли.

Автослесарю-комиксисту Петрову (Семен Серзин) хреново — заходится кашлем, бледнеет на глазах, и все это прямо посреди плетущегося через предновогоднюю муть автобуса. Окружающим, впрочем, не сильно лучше: крючит россиян, гнетет, хоть и каждого свое. Один клянет Горбача, Ельцина и тут же таджиков с евреями. Другой девятилетней девочке-соседке обещает участь сучки. Третья всего лишь собирает плату за проезд — но с такой золотозубой улыбкой, что лучше бы в этой стране все по умолчанию гоняли зайцами. Чистилище на колесах, не иначе. А инферно? Оно обнаружится уже за окном, куда Петрова вытащит товарищ Игорь (Юрий Колокольников), — он, к слову, предпочитает пассажиром быть не в общественном транспорте, но в катафалке: там, рядом с очередным покойничком, в конце концов, и водочки можно накатить.

Хреново и бывшей жене Петрова, библиотекарше Нурлынисе (Чулпан Хаматова) — что нос заложило, еще полбеды, а вот что время от времени глаза застилает черным мороком и невыносимо тянет убивать, уже реальная проблема. Худо и петровскому сыну — вирус добрался и до него и теперь манифестируется в температуре за 39. Отказываться от похода на елку в ТЮЗ Петров-младший, впрочем, не намерен. Петров-отец на удивление не против — пусть для него (тут Серебренников уходит то в псевдо-16 миллиметров, то в широкоэкранное ч/б) в начале 1980-х подобная елка и обернулась лютой травмой, вызванной, очевидно, холодным рукопожатием Снегурочки (Юлия Пересильд), у которой, в свою очередь, тот момент биографии тоже был ознаменован неслабым помутнением. Не без участия не по годам зрелого Игоря, а также маменькиного сынка Саши (Юра Борисов) и их, но и не только, вялых фаллосов, мерещившихся героине то на бардовском слете, то в гримерке ТЮЗа.

Парадоксальный перелом истории, скачок от психотрипа современного Петрова к мытарствам советской Снегурочки в теории кажется самым интересным решением Кирилла Серебренникова в этой экранизации бестселлера Алексея Сальникова. Но только в теории. На практике ни этот условно модернистский формальный ход, ни все остальные, привычно многочисленные и бесконечно театральные режиссерские трюки Серебренникова не то чтобы не работают совсем — но устойчиво отдают не модерном, но архаикой, затхлостью, дряхлостью. Но не России, как таковой — а в «Петровых в гриппе», стоит иметь в виду, с их перебежками от одного несчастного персонажа к другому, именно страна служит центральным персонажем — а именно того киноязыка, которым о ней здесь пытаются разговаривать.

Но этот прогресс пока что разворачивается строго в координатах его фильмографии. На контрасте с невозможно литературным, лишенным киногении «Изображая жертву», или крикливо-театральным «Учеником», или молодящимся, как бабуля на танцплощадке, ретро-капустником «Лето» «Петровы в гриппе», может быть, и выглядят работой зрелой. Здесь по крайней мере нет-нет да и потянет духом прозы Сорокина, или померещится пробежкой камеры а-ля Ласло Немеш, или по-свойски подмигнут, напрашиваясь в кореша, то Летов за кадром, то Хаски в гробу; ну или на худой конец откроет символическую форточку этой душной реальности сцена в душевой женского общежития. Но мало ли, что может привидеться зрителю, которому так навязчиво, с настойчивостью вокзального прилипалы, напоминают, что Россия — это даже не сон, но два шага в бреду, причем на месте?

Проблема Серебренникова, кажется, в том, что, как и в его предыдущих работах, вся эта демонстративная, швы наизнанку, работа постановщика по-прежнему больше напоминает эрзац подлинной режиссуры. Его нарочитые долгие кадры одним бегущим второпях планом, его неизменно говорящие сценографические решения (конечно же, на каждой второй русской стенке здесь оставлено послание от автора — где лаконичное «увы», а где и «жизнь говно, а ты еще хуже»), его невыносимо искусственное, цирковое жонглирование форматами кадра — все это напрочь лишено не только хоть какого-то смыслового обоснования, но и задачи иной, чем то так, то эдак, то на карачках, то на кортах прижаться к щелочке, в которую Россия выглядит, строго как кромешный, декорированный панельками, непролазными лужами и томиками Мандельштама ад. Но вообще-то даже паблик «Эстетика ****** [окраин]» пронизан вполне себе жизнеутверждающей иронией.

По-человечески желание режиссера, которому по абсолютно абсурдному, нарисованному делу прилетел штамп о судимости, поговорить о России — в карнавальной форме, но все-таки всерьез — понятно. И, наверное, разговору о России именно карнавальная форма в принципе идет (что наглядно показывали, например, «Страна ОЗ» Василия Сигарева и «Кроткая» Сергея Лозницы — до остроумия первой и вседозволенности второй «Петровым в гриппе», кстати, далеко). И да, Россия нулевых, когда разворачивается действие как романа, так и фильма, действительно проистекает из начала семидесятых и никак не сбросит своих объятий и с двадцатых. Вот только взгляд на страну как на воняющий двадцатилетней выдержки перегаром и совсем уж вековой пылью русской культуры загробный мир (для непонятливых фигурирует тут и турагентство «Аид», если что) кажется легитимным, только когда его не компрометирует витальность, пробивающаяся даже в такой мертвенный и морочный кадр, причем, похоже, против воли режиссера, склонного надеяться на то, что и у пассажей Летова, и у вездесущих образов зэка или мента, и у навязчивых флешбэков из советской жизни есть лишь одно, единственно правильное прочтение. Серебренниковская диагностика, может быть, и правильная — вот только и озвучание диагноза требует подходящей интонации. Тем более что стоит оглянуться вокруг — и увидеть: страшнее любой болезни русскому человеку от нее лечение.

Фильм «Петровы в гриппе» выйдет в российский прокат 9 сентября

Денис Рузаев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(24):

1 2+1
10 +0−0фикалис альбертович12:42:03
14/07/2021
ваттные о русофобиии фейковой скулят, как всегда)
1 +0−0Андрей Юревич15:24:13
14/07/2021
фильм не смотрел, так что не знаю что сказать. Но вот эта статья безымянного автора - точно какое-то графоманское убожество.
1 +0−0фикалис альбертович12:42:49
14/07/2021
-4 +0−0Денис Ненашев12:02:14
14/07/2021
грязь,мороз,нищета и автомат Калашникова!а то что в России изобретена лучшая вакцина от короновируса,люди свободно общаются,гуляют,учатся и работают,про это конечно конечно не покажут!Лента,вы кстати тоже дерьмецо любите найти и написать об этом..
лучшая вакцина бгг
которой даже ваттаны не прививаются
1 +0−0Игорь Черешнев10:19:42
14/07/2021
-3 +0−0Coig Ignat10:01:24
14/07/2021
Россияне любят смотреть только про танки и про спорт. Короче, про то, как мы всех порвали в клочья
Ну, ты-то любишь смотреть, как всё в России плохо, это понятно. Но подобные сцены можно наблюдать в любой стране, даже не знаю, есть ли исключения.
0 +0−0Уго Хультен19:57:00
14/07/2021
0 +0−0johnyno Sema16:06:09
14/07/2021
Почему статья анонимная?
Автор Денис Рузаев
0 +0−0Уго Хультен19:56:17
14/07/2021
-3 +0−0Coig Ignat09:58:39
14/07/2021
Реально так думаешь? Балабанов показал Россию в виде разложившегося трупа с навозными мухами. Серебрянников со Звягинцевым просто дети малые рядом с ним
кто что видит
0 +0−0Уго Хультен19:55:04
14/07/2021
0 +0−0Сергей Рубинский10:39:15
14/07/2021
Простите, а кто автор этой рецензии?
Денис Рузаев
0 +0−0Уго Хультен19:53:44
14/07/2021
Автор статьи Денис Рузаев - вы что, юрист, чтобы квалифицированно заявлять, какое обвинение надуманное, а какое дело нарисованное? Вор должен сидеть в тюрьме
0 +0−0johnyno Sema16:06:09
14/07/2021
Почему статья анонимная?
0 +0−0Ростислав Залупа13:55:46
14/07/2021
Мало порнухи, не зачет, где автослесарь Евгений прет в жилистые ягодицы своего напарника, выпив при этом 1 литр незамерзайки? Где спрашивается мужик вертящий членом на проходной театра? Где та абстрактная "демократия-хаос " которую хотят нам навязать всякого рода серебряниковы и другие говноеды, ой простите грантоеды.?
0 +0−0Сергей Рубинский10:39:15
14/07/2021
Простите, а кто автор этой рецензии?
-1 +0−0SergY B20:53:35
14/07/2021
0 +0−0Уго Хультен19:53:44
14/07/2021
Автор статьи Денис Рузаев - вы что, юрист, чтобы квалифицированно заявлять, какое обвинение надуманное, а какое дело нарисованное? Вор должен сидеть в тюрьме
А ты кто такой, икспердный диван?
-1 +0−0Ростислав Залупа14:04:39
14/07/2021
10 +0−0фикалис альбертович12:42:03
14/07/2021
ваттные о русофобиии фейковой скулят, как всегда)
Мало порнухи, не зачет, где автослесарь Евгений прет в жилистые ягодицы своего напарника, выпив при этом 1 литр незамерзайки? Где спрашивается мужик вертящий членом на проходной театра? Где та абстрактная "демократия-хаос " которую хотят нам навязать всякого рода серебряниковы и другие говноеды, ой простите грантоеды.?
-1 +0−0Тяп-ляп Разгильдяй 08:03:58
14/07/2021
Не было бы дерьма ,не был бы на фестивале.
-2 +0−0Игорь Черешнев10:21:45
14/07/2021
Если за свой счёт - то пусть снимает, Украина купит и будет в школах показывать. Пллхо то, что это стараются снимать на государственные гранты.
-2 +0−0Геомас Геомасов09:18:39
14/07/2021
все его родственники живут в израИле, а он тута, бедолага, мучается
-3 +0−0Coig Ignat10:33:19
14/07/2021
1 +0−0Игорь Черешнев10:19:42
14/07/2021
Ну, ты-то любишь смотреть, как всё в России плохо, это понятно. Но подобные сцены можно наблюдать в любой стране, даже не знаю, есть ли исключения.
Я вообще про Россию не люблю смотреть. Но если это снимает Серебренников, то, как правило, это не про страну, а про ЧЕЛОВЕКА. Поэтому его фильмы и интересны в разных странах
-3 +0−0Coig Ignat10:01:24
14/07/2021
Россияне любят смотреть только про танки и про спорт. Короче, про то, как мы всех порвали в клочья
-3 +0−0Coig Ignat09:58:39
14/07/2021
-3 +0−0Илья Комиссаров07:13:28
14/07/2021
Ни Серебрянников,ни Звягинцев не смогут снять и показать нас лучше,чем Балабанов. Зато дерьма намазать - это они любители и даже мастера.....
Реально так думаешь? Балабанов показал Россию в виде разложившегося трупа с навозными мухами. Серебрянников со Звягинцевым просто дети малые рядом с ним
-3 +0−0Илья Комиссаров07:13:28
14/07/2021
Ни Серебрянников,ни Звягинцев не смогут снять и показать нас лучше,чем Балабанов. Зато дерьма намазать - это они любители и даже мастера.....
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь