«С ядерной кнопкой все будет в порядке»

00:03 09/12/2017 Бывший СССР
«С ядерной кнопкой все будет в порядке»
Странно, ни одного слова о референдуме марта 1991-го где 74% проголосовало за сохранение СССР. Конечно EBHy не было видать Кремля при существовании СССР. Поэтому он разъезжал по всему миру и осуждал "жестокость" Советской армией в Прибалтике. Потом еще отчитался перед Конгрессом США в Июле 1992 года, вроде "мы похоронили коммунизм на всегда!"

8 декабря 1991 года руководители России, Украины и Белоруссии собрались в Беловежской Пуще, чтобы констатировать смерть Советского Союза и подписать договор об образовании Содружества независимых государств. С тех пор эти события обросли кучей мифов и спекуляций. «Лента.ру» собрала воспоминания их участников и постаралась восстановить хронологию происходившего.

К 1990 году стало понятно: Советский Союз в том виде, в котором его государственное устройство было определено договором 1922 года, существовать не может. С 1988 года страну лихорадило: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, прибалтийские республики — и это далеко не полный список. СССР, по сути империя, все эти годы держался на негласном договоре элит. Разраставшийся экономический кризис и давно назревавшая необходимость перемен договор нарушили.

Многие считают, что соглашения, подписанные руководителями РСФСР, БССР и УССР в Беловежской Пуще, привели к развалу Советского Союза. Кто-то даже называет Ельцина, Шушкевича и Кравчука предателями. «Я даже и не предполагал, что готовится преступление, направленное на уничтожение Советского Союза, — говорил бывший вице-президент России Александр Руцкой в интервью «Ленте.ру». — Об этом я узнал только утром на следующий день, как и о том, что после подписания соглашения Ельцин в первую очередь доложил президенту США Джорджу Бушу, что СССР больше нет». Надо заметить, что Ельцин действительно звонил Бушу в тот день, однако такая трактовка событий выглядит смешно. Но об этом позже.

Тупик

1 декабря 1991 года на Украине состоялся референдум. На него вынесли единственный вопрос — провозглашение независимости, на который подавляющее большинство граждан (90 процентов) ответили «да». Так Украина поставила крест на проекте договора о создании конфедеративного Союза Суверенных Государств (ССГ), который должен был сменить СССР.

ССГ был проектом президента Советского Союза Михаила Горбачева и изначально, по его версии, назывался Союзом Суверенных Республик и являлся федерацией. Однако такая формулировка не устраивала практически никого, и в первую очередь Ельцина. Генсеку пришлось пойти на уступки. На следующей встрече, проходившей в Ново-Огарево, начался спор о том, каким должен быть этот союз: конфедеративным государством или конфедерацией государств. Основная проблема состояла в том, что вне зависимости от формулировок Леонид Кравчук, представлявший украинскую сторону, наотрез отказывался подписывать любое союзное соглашение.

После референдума о независимости Украины вопрос встал ребром: СССР как такового больше не существовало, и с этим что-то надо было делать. Как вспоминал в интервью «Ленте.ру» бывший председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, представлявший ее на ново-огаревском процессе, глава правительства Узбекистана Ислам Каримов тогда предлагал «найти вариант примирения» сторон.

— На Госсовете сложилась благодатная ситуация, я оказался один на один с Ельциным, — рассказывал Шушкевич. — Я говорю ему: «Борис Николаевич, у вас тут в Ново-Огарево хорошее место, золотая осень, но у нас в Беларуси красота неописуемая, вам очень понравится». В итоге я его позвал на охоту. Он сказал, что с удовольствием приедет. Потом мы с премьером посидели и решили, что надо звать и Украину, чтобы не возникло нездоровой конкуренции и они не подумали, что мы хотим за их счет поживиться.

Место выбрали тоже по предложению Шушкевича. База отдыха КПСС в Беловежской Пуще была роскошная и представляла собой отличное место как для встреч, так и для охоты. Ее и выбрали как место подписания нового соглашения.

Никаких союзов

В Беловежской Пуще собрались руководители России, Белоруссии и Украины — лишних разговоров не планировалось, соглашение надо было подписать как можно скорее. Остальные, как сказал Ельцин Кравчуку, «подтянутся после». Он действительно был уверен в том, что в новое союзное образование бывшие республики СССР не придется затаскивать волоком — сами придут, но при этом будут иметь полное право в него не входить.

— Кравчук сразу же заявил: «У меня нет никаких прав и полномочий возвращаться к теме Союзного договора, — рассказывал госсекретарь России в 1991-1992 годах Геннадий Бурбулис в интервью «Ленте.ру». — Есть очевидная историческая истина: я глава новой, независимой Украины. Наконец-то сбылась многовековая мечта моего народа, и это для меня самое главное». Ельцин долго и настойчиво пытался переубедить украинского президента, но безуспешно.

Как же назвать новое объединение? Кравчук настаивал на том, чтобы в формулировке не было «никаких союзов». После долгого обсуждения остановились на «содружестве». Так родилась идея СНГ — Содружества независимых государств.

Тем не менее изначально Ельцин летел в Минск именно с горбачевским предложением о создании Союза, и о том, что произойдет в Беловежской пуще, он не знал. Мог ли он предпринять попытку прервать подписание соглашения о создании СНГ? Вряд ли — не тем человеком он был. Но все меры для обеспечения безопасности были приняты: резиденцию «Вискули», где оно проходило, охраняли сотрудники службы безопасности российского и украинского президентов, а с ближайшими воинскими частями и службами ПВО была установлена связь — на случай непредвиденных обстоятельств.

Руководители трех сторон определили основные положения встречи: неконтролируемый распад СССР опасен, фактический распад Союза уже произошел, и надо сделать все, чтобы новые государства сохранили взаимодействие в военной сфере, учитывая, что на их территории находится ядерное оружие.

При разработке окончательной версии документа Кравчук следил за тем, чтобы в него не просочились слишком расплывчатые формулировки относительно интеграции и взаимодействия — боялся за только что обретенный суверенитет Украины. Шушкевич же следил, чтобы соблюдались положения Декларации о независимости Беларуси: прежде всего это касалось нейтральности нового государства и его безъядерности. «Сейчас об этом почти не вспоминают, а ведь мы тогда смогли договориться о судьбе ядерного оружия и убедить другие республики передать весь арсенал России. Представьте хотя бы на минуту, что было бы, если бы Украина, Белоруссия и Казахстан до сих пор оставались носителями ядерного оружия», — отмечал в интервью «Ленте.ру» Геннадий Бурбулис.

Никто из собравшихся даже и не думал о том, что в результате подписания соглашения могут порваться промышленные и экономические связи — настолько сильна была вера в то, что они незыблемы и проблем не возникнет.

В Беловежской Пуще не хватало одного человека — главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. Вечером 8 декабря была предпринята попытка связаться с ним, но он был в самолете, и достучаться до него не удалось. После посадки он перезвонил сам, и к просьбе прилететь для подписания договора отнесся прохладно, заявив, что, не изучив досконально текст соглашения, подписывать его не будет. Но ждать уже было нельзя, и Ельцин, Шушкевич и Кравчук подписали бумаги.

Итак, дело сделано, но оставался важный момент: нужно было сделать несколько звонков. В первую очередь Ельцин позвонил союзному министру обороны маршалу Шапошникову, чтобы узнать его мнение на этот счет. Вторым был звонок президента России президенту США Джорджу Бушу — тот самый, о котором говорил Руцкой, обвиняя Ельцина в низкопоклонничестве перед Западом. Конечно, смысл его заключался совсем в другом: заверить Америку в том, что распад огромной ядерной державы прошел без эксцессов, угрозы для Соединенных Штатов нет и можно продолжать дипломатическую работу с новыми государствами, образовавшимися на руинах СССР.

Интересно, что оригиналы Беловежских соглашений утеряны, и это дает всевозможным конспирологам почву для размышлений относительно того, какой стороне это было выгодно: якобы в них содержались положения, которые необходимо было утаить!

Шушкевич объясняет пропажу оригиналов просто: они были украдены в чисто корыстных целях одного человека. «Я догадываюсь, кто их стянул, как и многие черновики документов с той встречи, но у меня нет подтвержденных фактов, — рассказывал он «Ленте.ру». — Депозитарием той встречи было Министерство иностранных дел Беларуси, там работал один очень хитрый человек, который занимал высокое положение. Думаю, у него надо искать. Уверен, его потомки потом неплохо на этом заработают».

Вот так, Миша

Оставался последний важный звонок, который должен был осуществить Шушкевич: президенту уже несуществующего СССР. Михаил Горбачев вспоминал его так:

«Мне позвонил Шушкевич и сказал, что мы, мол, вышли на соглашение и хотим его вам зачитать.

— Какое соглашение?

— Да вот такое.

— А почему именно вы звоните?

— Звоню как депозитарий.

— Подождите, вы все уже решили? Уже два дня назад?

— Да, и мы тут говорили с Бушем, он поддерживает.

— Вы разговариваете с президентом США, а президента своей страны вы в известность не ставите…
Это позор! Стыдобища! Нечисто это. Вот такая мораль. Но тем не менее я через это перешагнул. Потому что есть страна, есть люди».

«Горбачев действительно тогда очень обиделся. И по-человечески Михаил Сергеевич, наверное, прав», — говорил «Ленте.ру» Геннадий Бурбулис. Но решение это было вынужденным, и Горбачев сам уже ничем и никем не управлял. По словам Бурбулиса, президент СССР поначалу не сразу понял, что произошло. Он вспоминал, что когда Шушкевич начал зачитывать Горбачеву суть соглашений, тот его перебил словами: «Ничего не надо мне рассказывать. Завтра все трое ко мне к 9 утра». Шушкевич отвечал ему: «Михаил Сергеевич, я завтра не могу, у меня будет заседание Верховного Совета». Тот и слышать не хотел: «Что ты мне тут говоришь? Завтра приедете, лично все и расскажете. Жду».

«Шушкевич, конечно, никуда не поехал. На следующий день объясняться с Горбачевым приехал Ельцин, а я встречался в Кремле с Александром Яковлевым и Евгением Примаковым, чтобы обсудить дальнейшие действия в новых условиях», — рассказывал Бурбулис.

23 декабря в Ореховой гостиной Кремля состоялась встреча Ельцина и Горбачева, поставившая точку в этом вопросе. Президенты договорились о передаче полномочий, архивов Политбюро, ядерных кодов. Горбачеву была назначена президентская пенсия, помещение для его фонда, транспорт и охрана. Говорили и о переходе к рыночной экономике, шок от введения которой, по мнению Ельцина, должен был пройти к осени следующего года. Горбачев позвонил Джорджу Бушу и объявил, что уходит в отставку, заверив того, что с ядерной кнопкой «все будет в порядке». Казалось, он достаточно спокойно пережил это событие, но идеолог перестройки Александр Яковлев, по его воспоминаниям, застал теперь уже бывшего президента СССР лежащим на диване в комнате отдыха за рабочим кабинетом с влажными глазами. «Вот видишь, Саша, вот так», — сказал Горбачев.

***

Как говорил Геннадий Бурбулис, в те дни никто и нигде не выступил против этих соглашений. 10 декабря их ратифицировали парламенты Украины и Белоруссии, а 12 декабря — российский Верховный Совет, в том числе фракция коммунистов. Спустя две недели к содружеству присоединились Казахстан, республики Закавказья и Средней Азии. Эти соглашения были одобрены международным сообществом.

— Я отчетливо помню и хорошо понимаю, что вместе с президентом Ельциным подписывал документ, который изменил судьбу моей родины и ход мировой истории, — вспоминал Бурбулис. — В тот момент у меня не было никакого особого ликования. Скорее я ощущал некое облегчение: ослабевали напряжение и усталость, связанные с ситуацией предельного выбора и опасной неопределенности, в которой мы все жили после августовского путча. Но еще я испытывал естественную человеческую грусть, что нашей родины, Советского Союза, больше нет, и сознавал, что мы теперь должны начинать жить совершенно новой жизнью.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(201):

1 234 ... +1
14 +0−0James Robinson02:04:06
09/12/2017
Странно, ни одного слова о референдуме марта 1991-го где 74% проголосовало за сохранение СССР.

Конечно EBHy не было видать Кремля при существовании СССР.

Поэтому он разъезжал по всему миру и осуждал "жестокость" Советской армией в Прибалтике.

Потом еще отчитался перед Конгрессом США в Июле 1992 года, вроде "мы похоронили коммунизм на всегда!"
13 +0−0M S05:03:10
09/12/2017
"...ждать было нельзя..."..".. не было времени.."... "...было некогда..."... что за бред!

Вот посмотрите, как Англия выходит из ЕС.... ме-едленно... по шажочку...оговаривает все: от цен на устрицы до стоимости виз для своих студентов...
А этим - "было некогда"!
10 +0−0андрей Кульпин18:10:11
09/12/2017
В СССР не был построен социализм. Начиная с Хрущёва политическая система повела страну в тупик. Горбачёв окончательно уничтожил остатки социализма. Новым хозяевам СССР стал не нужен. И поставили народ перед фактом. Личное обогащение стало теперь смыслом жизни для многих.
9 +0−0Георгий Агеев00:25:56
09/12/2017
эх. Вернуться бы в то время - за возможность проехаться на шахидмобиле до того домика с этими мразями почел бы за честь.
7 +0−0Alexander Rokov03:06:48
09/12/2017
-2 +0−0WHIPPET02:53:48
09/12/2017
СССР небыл империей
Точно, ведь как известно, Туркмению, Узбекистан и Таджикистан объединяют с Литвой, Латвией и Эстонией общий менталитет, общие ценности, общее будущее, общее видение исторических и цивилизационных процессов. Собственно, эстонец с таджиком, а литовец с узбеком - братья навек, переплетённые миллионом связей, ахаха.
7 +0−0Георгий Степанов02:21:43
09/12/2017
"— Да, и мы тут говорили с Бушем, он поддерживает." Ключевая фраза статьи со всеми вытекающими...
7 +0−0Игорь Александров02:12:46
09/12/2017
Угробили князьки такую державу - ради власти. Ельцин, конечно, мечтал скинуть Меченого и дорваться до вершин власти. Но как же судьбы народа и его мнение. выраженное на референдуме? А говорят. что народы вершат судьбы истории...На деле народы используются как грубый рычаг, чтобы свергнуть старого тирана и посадить нового. Более народ никому из властителем малоинтересен - лишь бы пахал и не рыпался.
7 +0−0Фидель01:31:56
09/12/2017
Хорошо, что разошлись не по Югославскому сценарию
6 +0−0alcel24 .15:53:55
09/12/2017
-3 +0−0Валерий Безрутченко14:27:15
09/12/2017
Очень жаль, что товарищ Сталин не мог в этот момент встать из гроба и поставить к стенке всю эту сволочь, предавшую Страну и Народ.
И парочку миллионов непредаваших с тобой во главе...
5 +0−0Dreika Yang09:47:23
09/12/2017
14 +0−0James Robinson02:04:06
09/12/2017
Странно, ни одного слова о референдуме марта 1991-го где 74% проголосовало за сохранение СССР.

Конечно EBHy не было видать Кремля при существовании СССР.

Поэтому он разъезжал по всему миру и осуждал "жестокость" Советской армией в Прибалтике.

Потом еще отчитался перед Конгрессом США в Июле 1992 года, вроде "мы похоронили коммунизм на всегда!"
Да! И что-то журналюги все валят на Кравчука и Шушкевича, но "забывают", что РСФСР провозгласила свой суверенитет 12 июня 1990 г. От кого?! Именно это нужно было Ельцину, чтобы усадить свою ж*пу в Кремль и выкинуть оттуда ж*пу Горбачева. "Советский Союз - тюрьма народов" - насаждали в головах через Ельциновскую желтую прессу.
4 +0−0Anatoly Nikolaev13:24:39
09/12/2017
2 +0−0Фидель12:22:02
09/12/2017
и это правильно, а вот Крым с Россией расписали, как девку гулящюю-в 2 недели, а потом удивляются, почему никто в мире этот аншлюс не признает и еще пытаются СКР натравливать на тех, кто считает это объединение незаконнным
А кто пытается натравить СКР? Не слышал ни об одном процессе.
Ну я считаю аншлюс Крыма незаконным и абсолютным аналогом аншлюза Австрии Гитлером в 1938м. Как Путину, так и Гитлеру этот шаг был жизненно необходим. Главное чтобы параллели на этом и закончились, но походу продолжение следует...
4 +0−0Фидель12:18:25
09/12/2017
0 +0−0WHIPPET03:10:34
09/12/2017
Известно, что среднеазиаты никоим образом не мешали прибалтам.
Фолкленды никоим образом не мешали жить индусам.
Однако ж Британская империя закончилась... как империя
4 +0−0M S05:11:16
09/12/2017
Ну, положим, как народные фронты проводили "референдумы" я знаю не понаслышке: сам отбивался от ихних боевиков... соплячье с дрынами: блокировали вход, и если ты не "титульной национальности" то тупо не впускали.

Отсюда и цифры в "91%"...
4 +0−0Фидель01:30:59
09/12/2017
9 +0−0Георгий Агеев00:25:56
09/12/2017
эх. Вернуться бы в то время - за возможность проехаться на шахидмобиле до того домика с этими мразями почел бы за честь.
зачем? все империи распадаются, историческая неизбежность
4 +0−0Kurlander seven_x01:11:29
09/12/2017
1 +0−0Dreika Yang00:50:04
09/12/2017
Ранее уже были версии от разных ликвидаторов. Теперь еще одна брехня. Движущие силы и корыстные интересы действующих лиц не вскрыты. Особая радость США и Англии остались за скобками. Прикалывает также ссылка на Бурбулиса. Нас хотят заставить поверить, что СССР закрыли "по просьбам трудящихся"?
Нет СССР развалился от желания всем партийно-советским начальничкам единолично править каждым своём княжестве. Кроме Прибалтики, она некогда не видела себя как-то связанной традиционно отсталой Россией. Она и при царе была самым промышленно развитым образованным краем Империй после столиц, компания на 80% неграмотной Россией ей всегда претило. Когда я начал работать, конце 1970тых большая часть специалистов были люди молодость годы учёбы которых пришлись на времена Буржуазной Латвий, они то и дело нас осаживали текстами “Опять сделал как русский рабфаковец”. Сквозила хроническое неприятие специалистов и интеллигенций простым совковым бытом, ибо они прекрасно помнили свои молодые годы уровень жизни специалистов, квалифицированных рабочих при капиталистах. Как только представилась возможность они сделали все чтоб сбросить все советское. Еврей все мечтали свалить на запад, именно такой целью они переезжали в Прибалтику, пересидеть до отъезда.
3 +0−0Микола Танколомов20:31:30
09/12/2017
0 +0−0Андрей Коваленко19:24:36
09/12/2017
Хорошо, что ссср больше нет
Кому?
3 +0−0Дмитрий КукишидzZze14:33:25
09/12/2017
-3 +0−0Arnold Ramshtain11:53:28
09/12/2017
Но алкаш оказался умнее тебя у@бок, потому то и не решился на этот "югославский сценарий"
Какой б... сценарий. Пока Москва кипела, хохлы тихо сопели в три дырочки, в итоге воспользоваться халявной незалежностью так и не сумели, получив уже свой югославский сценарий по собственной же тупости, спустя аж 3 десятка лет. Уму непостижимо..)) Теперь бы еще всех гастеров выгнать обратно до хаты и закрыть въезд обратно. Чтобы честно воспользовались всеми прелестями выбора, который они когда-то сделали. Пускай укры потом разбираются с новыми миллионами безработных, тогда можно будет поговорить о сценарии...)
3 +0−0S Wlad13:08:51
09/12/2017
3 +0−0№-538438011:14:24
09/12/2017
Странно, а я думал что точку в совке поставила отсутствие конкурентоспособной продукции гражданского назначения и низкая цена на нефть
праздники без спиртного,плевок в лицо народным традициям
3 +0−0Zigmars .12:46:39
09/12/2017
8 декабря 1991 года была лишь поставлена точка в распаде СССР, завершилась официальная констатация самого факта прекращения его существования. Процесс неминуемого распада, некая политическая "точка невозврата", когда распад стал уже непредотвратимым - на мой взгляд, начался с января-февраля 1990 года после известных событий в Баку, когда произошли массовые погромы с убийствами и в ходе которых союзная власть продемонстрировала свою полную беспомощность и нерешительность, очевидную неспособность взять под контроль ситуацию на местах и предотвратить местные конфликты на экономико-этнической почве. Лишь после этого события прибалтийские республики активизировали усилия, направленные на выход из состава СССР - это было бы невозможным, если бы их местные элиты тогда отчётливо не почувствовали слабость политического центра,
Именно неспособность высшего руководства справиться с клубком накопившихся проблем (прежде всего, социально-экономических), неэффективность его работы с нарастающим ухудшением уровня жизни (постоянные политические дебаты по телевизору на фоне пустых магазинных прилавков и, фактически, голод - как один из примеров) привели к его полной делегитимации в глазах всего населения - и, как следствие, распаду страны.
3 +0−0Кудай _11:58:35
09/12/2017
Просто всем надоело жить на общее, захотелось и для себя пожить. Это одна из главных причин распада Союза. А так конечно факторов было много, это и дикая коррупция на всех уровнях, и жесткий экономический кризис, и вылезшие к тому времени из подполья попы и другие шарлатаны от веры в сверхъестественное. Все думали что получат свой кусок от общее и заживут как буржуи. Но в итоге все себе захапали бывшие ответственные партработники, а народу дали фигу которой он и поныне питается..
А всего то хотели для себя любимых пожить...
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь