«Тут могли бы стоять города из научной фантастики»

00:01 04/02/2021 Россия
«Тут могли бы стоять города из научной фантастики»
Надо этого блогера надоумить поездить по Скандинавии, пусть посмотрит север Финляндии, городки в Норвегии и Швеции. Там то же низкое свинцовое небо и тучи, а живут там комфортно и без этого советского тлена, который нормальный человек не переносит

Самарский фотограф и блогер Арсений Котов снимает, казалось бы, банальное: привычные каждому россиянину типовые дома, построенные в эпоху СССР. Однако обычные снимки порой становятся частью мифологии, этакой печальной песнью об утраченном. Особенно — в северных городах. «Лента.ру» поговорила с Арсением и записала его монолог о магии Севера, красоте серых панельных домов и жизни в вечной мерзлоте.

Мой Instagram называется northern.friend. Отчего так? Давным-давно я гулял по Тбилиси с местными молодыми ребятами, которые говорили только по-английски. И речь у нас зашла об отношении к русским. Тут-то одна девочка и сказала что-то вроде: "Why should we like our northern friends, who always occupy our territory?" (Вероятно, она имела в виду межэтнические конфликты в Абхазии и Южной Осетии). И я подумал: ха, northern friend — забавное обозначение!

Большую часть жизни я, как и многие другие, провожу в городе. И все, что меня окружает, — это творение рук человеческих. Если хоть сколько-то интересоваться окружающим миром, то интерес не могут не вызвать здания, архитектура.

А теперь смотрите: подавляющее большинство зданий, которые мы видим на городских улицах, построено в советское время. Так что, живя в России и увлекаясь архитектурой, невозможно не полюбить советскую архитектуру.

Мой любимый стиль — советский модернизм. Архитектура советского модернизма — это условный промежуток времени с 1955 года, когда Хрущевым было принято постановление «Об устранении излишеств», до 1991 года, когда распался Советский Союз. Архитектура СССР этого периода, к сожалению, не стала тем национальным достоянием, каким должна была стать по праву. С кончины СССР идет медленное, но верное разрушение архитектурных памятников той эпохи. А жаль.
Произведения советского модернизма так и не получили должного уважения от специалистов — архитекторов, историков, искусствоведов. Это предмет, не только не ставший национальным достоянием, но и рискующий вовсе исчезнуть. А ведь архитекторы этого периода искренне старались сделать жизнь советского человека лучше — насыщеннее, активнее, культурнее. В этот период возводилось множество дворцов — музыки, культуры, спорта, сколько музеев и театров… Как чутки и внимательны мастера были к городу, как деликатно вписывали здания в существующую застройку!

Любовь к советской архитектуре для меня — настоящая любовь. Причем это чувство переносится и на всю ушедшую эпоху, в которой жизнь казалась более осмысленной, у людей и государства были действительно важные, сложные и великие цели

Исходя из этого, мне кажется, понятно, что я больше не про Русский Север, а про Россию вообще. Но и наш Север я, конечно, люблю — из-за его скупой, но живописной природы, идеально спланированных городов, построенных с нуля в советское время, и чувства, что хоть человеку здесь не место, нам удалось покорить снежную пустыню и закрепиться в этих суровых местах.

Есть ли у архитектуры северных городов своя особенность по сравнению с архитектурой прочего постсоветского пространства? Конечно! И первое, что приходит мне в голову, — это особенности строительства на вечной мерзлоте. Большинство домов, если под ними нет надежных скал, строят на ножках (сваях), чтобы уберечь вечную мерзлоту от таяния. Соответственно, все водо- и теплоснабжение выведено на поверхность.

Существовало множество интересных проектов северных городов, так и не воплощенных в жизнь. В них, например, предлагалось строить здания, соединенные крытыми переходами с парковой зоной, накрытой стеклянным куполом, под которым был бы свой микроклимат.

Но все это было слишком сложно и дорого, так что все арктические города, которые были построены, просто повторяли то, что мы видим по всей стране, лишь с небольшими модификациями. Скажем, для лучшей теплоизоляции использовались панели потолще.

Что касается северной городской планировки… Поскольку советские архитекторы были вынуждены работать в рамках типового строительства, они не могли повлиять на внешний облик здания, поэтому сосредотачивали внимание на их расположении и форме. В результате во многих проектах они предлагали застраивать северные города высокими каменными домами по принципу микрорайона, внешние строения в котором защищали бы от ветра и снега жилую часть населенного пункта.

В прошлом году мне довелось жить и работать полтора месяца в Норильске. Я давно мечтал попасть в этот город, но перелет туда стоит больших денег, так что я откладывал эту поездку на неопределенный срок, поэтому предложение поработать в этих местах я воспринял с восторгом, несмотря на то что моя карьера в строительной отрасли не сложилась.

В Норильске я с удовольствием изучал город и фотографировал сюрреалистичные пейзажи с сугробами высотой до третьего этажа, многоэтажными зданиями на сваях, дымящими заводами Норникеля. Норильск — номер один в рейтинге моих любимых северных городов

Следом за ним идут города Кольского полуострова: Мурманск, Кировск, Апатиты, Мончегорск, Заполярный и другие. Это самый доступный для жителя европейской части России северный район. Сюда легко можно добраться на поезде или автомобиле, и цены на продукты здесь не очень отличаются от цен в других городах.

В последние годы здесь активно развивается туризм, многие приезжают посмотреть на полярное сияние. Особенно в этом районе меня поразил феномен Териберки. В полумертвом северном рыбачьем поселке сняли некоторые сцены фильма «Левиафан», после чего он обрел небывалую популярность. Орды туристов из многих стран едут сюда, чтобы увидеть сияние, постоять посреди руин, выкинутых на берег лодок… Да, здесь появились гостиницы, но немногочисленные коренные местные жители совсем не рады незваным гостям: весь бизнес здесь принадлежит предпринимателям из крупных городов, а местные как жили в бедности, так и продолжают, только теперь на их неказистый быт приезжают посмотреть со всего мира.

Еще мне запомнилась Воркута — некогда развитый шахтерский город, превращающийся в руины по мере закрытия угольных шахт. Недавно этот город прославился как самый быстровымирающий российский город. Квартиры здесь продают по цене от 50 тысяч рублей со средней рыночной в районе 300 тысяч. Переезжая отсюда, народ желает избавиться от недвижимости любой ценой, ведь коммуналка может достигать десяти и более тысяч в месяц.

Прошлой осенью я посетил Магадан, проехал автостопом по трассе Магадан — Якутск. Вот там действительно в 90-е годы наступил апокалипсис! За последние 30 лет в этом районе забросили около 150 населенных пунктов. Этот процесс, как правило, запускался остановками важных жилищно-коммунальных объектов. Происходит авария на котельной, в мороз лопаются трубы, на ремонт денег не выделяют, поселок закрывают. Все! Боюсь, что магаданский сценарий — это будущее всего Русского Севера, где все меньше и меньше людей хочет оставаться жить...

Мне очень обидно, что все здесь пошло именно так. Если бы не распад СССР с крахом всей промышленности, экономики, утратой достижений, быть может, и стояли бы на Севере купольные города, сошедшие со страниц научно-фантастических книг.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(30):

1 2+1
7 +0−0Пушкинд10:08:26
04/02/2021
Надо этого блогера надоумить поездить по Скандинавии, пусть посмотрит север Финляндии, городки в Норвегии и Швеции. Там то же низкое свинцовое небо и тучи, а живут там комфортно и без этого советского тлена, который нормальный человек не переносит
4 +0−0Облака Магелланов10:42:24
04/02/2021
Подавляющее большинство этих северных городов были изначально обречены. Строить город там где вся жизнь это шахта с углем... О чем думали, зная, что шахта не вечная? Что делать людям в этих местах? Все это утопия, города с куполами и садами. Экономически это не выгодно и нецелесообразно и даже СССР это не в силах был тянуть. А он в реалиях много чего не мог тянуть, все уходило в оборонку, при фактически не таком уж большом бюджете.
2 +0−0vera faith12:04:51
04/02/2021
1 +0−0Jimmy H12:02:13
04/02/2021
А США кто деньги дает?
США сами печатают, сколько им нужно.
2 +0−0A H10:01:35
04/02/2021
Заброшенные города, а еще недавно какие-то 30 лет назад в них кипела жизнь, люди влюблялись, рожали детей, строили планы на будущее, работали на заводах и фабриках и не подозревали, что осталось совсем чуть-чуть до того момента когда их родной город превратится в руины.
1 +0−0vera faith12:10:19
04/02/2021
0 +0−0Jimmy H12:07:16
04/02/2021
а РФии кто печатает?
В РФ выпускает ЦБ, но по он не подконтролен государству, а выполняет приказы МВФ, а МВФ держит за яйца ФРС США
1 +0−0Jimmy H12:02:13
04/02/2021
0 +0−0Дмитрий Кондрашов11:06:41
04/02/2021
Так им США деньги дают на красивую жизнь что бы нам завидно было
А США кто деньги дает?
0 +0−0Александр Ковш18:45:48
04/02/2021
0 +0−0Pagis Vstavay14:57:20
04/02/2021
Срaнь, безнадега и разруха. Причем уже сразу на момент постройки.
Жoпа и нож, одним словом
Да ничего подобного. Вполне неплохие и симпатичные себе простенькие городки были на момент создания. Пропитанные энтузиазмом созидания. (Кроме тех из них, которые изначально исключительно зэки строили)
0 +0−0Александр Ковш18:43:34
04/02/2021
Отличные фотографии. У меня тоже были обильные эмоции после шпицбергена, там тоже много заброшки и уже совсем полярно-арктические пейзажи.

По поводу "что было бы, если бы не" - да то же самое; города строились под конкретный ресурс производства, без него в них нету и смысла. Старые бы вымирали, появлялись бы новые.
Нынче много удалённых проектов (добыча ПИ, логистика), но ради них редко строят новые города с ноля, знаю всего три примера лично. Чаще временные посёлки для вахтовиков.
0 +0−0Rabbit RED17:57:14
04/02/2021
Суровый климат. Тяжелые условия жизни городов призраков.
Усинск. Ноябрьск. Надым...
Там только спиваться...
0 +0−0Anon Antonov17:47:07
04/02/2021
Ад.
0 +0−0Smok Bell17:41:44
04/02/2021
0 +0−0Николай Сергеевич16:00:28
04/02/2021
Ну почему же всё русское до такой степени убого?....
В Детройт съезди, может дойдет, что брошенные города всюду одинаковые, хотя Детройт просто банкрот.
0 +0−0Smok Bell17:40:37
04/02/2021
Заброшенные города - ну и что, где их только нет, в том же США навалом.
0 +0−0Николай Сергеевич16:04:38
04/02/2021
4 +0−0Облака Магелланов10:42:24
04/02/2021
Подавляющее большинство этих северных городов были изначально обречены. Строить город там где вся жизнь это шахта с углем... О чем думали, зная, что шахта не вечная? Что делать людям в этих местах? Все это утопия, города с куполами и садами. Экономически это не выгодно и нецелесообразно и даже СССР это не в силах был тянуть. А он в реалиях много чего не мог тянуть, все уходило в оборонку, при фактически не таком уж большом бюджете.
Ничего не вижу страшного в том, что города иногда исчерпывают свой ресурс. Страшно то, что сейчас люди в таких городах брошены на произвол судьбы. По хорошему, их бы нужно организованно вывозить на большую землю, а сами города стирать с лица земли, а пепелища отдавать на съедение дикой природе. А то насколько их строительство было рентабельным не нам судить. Тут дело экономистов.
0 +0−0Николай Сергеевич16:00:28
04/02/2021
Ну почему же всё русское до такой степени убого?....
0 +0−0Pagis Vstavay14:57:20
04/02/2021
Срaнь, безнадега и разруха. Причем уже сразу на момент постройки.
Жoпа и нож, одним словом
0 +0−0Pagis Vstavay14:55:59
04/02/2021
0 +0−0John Saxtorph01:43:18
04/02/2021
Припомнив все подробности отъезда,
Махнувши залпом виски двести грамм,
Скучаю по обоссаным подъездам
И по изрытым ямами дворам.

Скучаю по совковым держимордам
По оливье с картонной колбасой,
По патриотам-нищебродам гордым,
И по ухмылке ленинской косой.

И верю я, что это все - не грезы,
Что летним днем, пригожею порой
Шумят под ветром милые березы
На кладбище, за свалкой заводской.

Что за стеной простужено гармошка
Вздыхает - гармонисту в унисон.
И сковородка с жареной картошкой
На фоне мирно сохнущих кальсон.
Гениально. Единственное вместо кальсон я бы рифмовал со словом шансон
0 +0−0Jimmy H12:56:06
04/02/2021
0 +0−0vera faith12:27:56
04/02/2021
Да, уставной капитал (в размере 3 млрд руб) и имущество банка (здание, мебель) являются федеральной собственностью. Но вы полностью статью 2 Закона о ЦБ прочитайте: "....Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами....." Это получается, имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам. Далее.
Статья 22. "Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов." То есть в США, например, эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа правительства США на несуществующие ещё деньги. А в России мы имеем абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России ни при каких условиях и соответственно этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону. Рубли вводятся в обращение через покупку иностранной валюты, то есть тех же долларов.
Такой закон о цб сделан для того чтобы максимально исключить повторение дефолта 98года, даже сейчас рубль обесценивается стремительно. А если из цепочки эсиссии исключить доллар, рубль просто схлопнется.

в каждой статье предусмотрено обратное фразой:
если иное не предусмотрено фед. законом и. т. д.

Что если это понадобится, поменяют закон и вуаля, но пока что рубль шелуха и это некая защита от дураков.
0 +0−0vera faith12:27:56
04/02/2021
-1 +0−0Jimmy H12:14:12
04/02/2021
эта старая байка старикова...
Цб принадлежит федеральному имуществу, а его главу назначает президент.
Да, уставной капитал (в размере 3 млрд руб) и имущество банка (здание, мебель) являются федеральной собственностью. Но вы полностью статью 2 Закона о ЦБ прочитайте: "....Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами....." Это получается, имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам. Далее.
Статья 22. "Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов." То есть в США, например, эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа правительства США на несуществующие ещё деньги. А в России мы имеем абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России ни при каких условиях и соответственно этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону. Рубли вводятся в обращение через покупку иностранной валюты, то есть тех же долларов.
0 +0−0Jimmy H12:07:16
04/02/2021
2 +0−0vera faith12:04:51
04/02/2021
США сами печатают, сколько им нужно.
а РФии кто печатает?
0 +0−0алексей грошиков11:38:05
04/02/2021
Я знаю как возродить Воркуту, есть интересные мысли, но пока их рано озвучивать.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь