«80 процентов населения Земли — идиоты»

00:01 20/02/2019 Культура
«80 процентов населения Земли — идиоты»
Лента в статье пишет слово и-диот, а в комментариях это слово на модерацию отправляет)))

В феврале исторический флагман отечественного рока — «Машина Времени» начинает многомесячный гастрольный тур, посвященный собственному пятидесятилетию. О хождении во власть, проблемах с мозгами и лайках в соцсетях, а также о ситуации, в которую мы попали в последние годы, с бессменным лидером команды Андреем Макаревичем пообщался корреспондент «Ленты.ру» Михаил Марголис.

Неужели для тебя это стало открытием?

Андрей Макаревич:Как ни печально, все, что с этим связано — достаточно банально. По-другому не получается. Публика ждет концертов с хитовой программой. Значит, надо ее делать и ехать в тур. Выпустить какую-то антологию. Это было не раз и большого энтузиазма у меня не вызывает. Но я чувствую обязанность отблагодарить наших верных поклонников, которые столько лет нас слушают и, кстати говоря, кормят. В принципе, на юбилеях у нас все уже было. Дважды играли на Красной площади, однажды — на территории Лужников. И «Олимпийский» был, и Тушинский аэродром (хотя и не в связи с круглой датой). Можно сыграть на Луне, например. Но это очень дорого. И никому не нужно. И на Северном полюсе не нужно.

В свое время ты произнес в публичном пространстве фразу: «Этот народ видимо уже не спасти». Согласен с ней сейчас?

Мне кажется, это вопрос вкуса. Не только чутье, но еще какие-то умозаключения, наблюдения, выводы. Я очень мало сплю. У меня одна из самых сложных форм бессонницы — работа мозга не останавливается. Поэтому есть время обо всем подумать. И прийти к каким-то решениями или предложениям.

Галич, Окуджава или Высоцкий?

Я не боюсь своих дум.

Чехов, Гоголь, Салтыков-Щедрин. Кто ныне наиболее актуален?

Такой вариант предложил Саша Кутиков. У меня принципиальных возражений не было. Лето, современный стадион, нормально расположенный. Единственное, я быть может выбрал площадку поменьше. Не из-за опасений, что «Открытие» не заполнится. Просто мне кажется, для такого события лучше, чтобы многие мечтали на него попасть и не всем удалось, чем так: все пришли — и еще сто мест свободных осталось.

Попадалось ли тебе в сегодняшней литературе что-то очень созвучное времени, которое мы сейчас переживаем?

Компания собралась достойная. Во всяком случае я всех этих людей знаю, и почти всех очень уважаю. Калягин, Миронов, Хотиненко, Урсуляк, Сельянов, Шумаков, Толстой Владимир Ильич от администрации президента… Дело в том, что готовится закон о культуре, и Елена Ямпольская захотела, чтобы мы в этом участвовали. Обсуждались актуальные вопросы: попытки ограничить интернет, борьба с рэперами, позиционирование отечественного кино по отношению к Западу. Многие же хотят в данной сфере какого-то квотирования.

А в ответ тебе, кроме слов поддержки, еще и всякая грязь льется.

Я был солидарен почти со всеми. Например, нужны ли худсоветы? Конечно, нет. Насчет квот в кино — надо думать. Но не как квотировать, а как поддерживать.

Теперь эту идею оставил?

Абсолютно. И если из того, о чем мы говорили, хотя бы десятая часть реализуется, я уже порадуюсь, что не зря потратил свое время.

Когда-то ты писал открытые письма президенту и публиковал их в прессе. Реально ждал ответа?

В президентском совете по культуре я был давно, когда мы жили в другой стране. Сейчас новый Совет. И Ямпольская, которая его собрала, и Толстой, который присутствовал на заседании, очень надеются, что это все не для красоты. Что ж, попробуем еще раз.

«Машина Времени» и ты со своими проектами продолжаете стабильно гастролировать в Украине. В вашем юбилейном туре тоже туда поедете. Но вдруг к тебе подойдут на следующем заседании Совета и попросят: «Андрей, мы бы хотели, чтобы вы воздержались от украинских гастролей».

А я денег у власти не прошу. И, к слову, на заседании Совета, отвечая на вопрос, что делать с молодежной культурой, сказал: вы им не мешайте. Помогать не надо. Они сами справятся. Только не мешайте. Уберите от них ментов, вообще не позволяйте ментам вмешиваться в вопросы культуры. И весь Совет это тут же поддержал.

Тебе, конечно, скажут: а ты-то из оставшихся 20 процентов?

Пусть идут на хер. Еще мне не хватало ориентироваться на такие высказывания. Меня это вообще не интересует!

А если Хотиненко и Толстой с двух сторон начнут тебя дергать за рукава и просить: «Андрей, ну, давай, не обострять…»?

Мне это не важно. Я ведь не жениться на ней пришел. Раньше я ее не знал. А на первом заседании Совета она говорила правильные вещи. У меня нет оснований ей не верить. Этот состав Совета меня устраивает гораздо больше того, в который я входил раньше. Я делаю то, что считаю нужным, что не идет вразрез с моими представлениями о «хорошо» и «плохо». И меня не волнует, кто там что обо мне думал и предполагал.

Мы ужасаемся деятельности нашей Думы, не вставая с дивана. Ах, что они творят, какие они кретины, что за бредовый закон опять приняли?! А тут тебе предлагается как-то на это повлиять. Ты приходишь и видишь, что действительно, к тебе относятся серьезно. Значит, если есть возможность, используя мой ресурс, поменять что-то в лучшую сторону, я потрачу на это силы и время.

Скажем, пора прекращать идиотизм с возрастной маркировкой произведений и концертов: «6+», «12+»… Я понимаю, что это пустяк, по сравнению с глобальными вещами, которые вокруг происходят. Но хотя бы этот бред убрать из повседневной жизни, уже немножко светлее станет пространство.

Например, об Олеге Сенцове?

Не думаю, что совет по культуре будет заниматься российско-украинскими взаимоотношениями. Хотя если речь пойдет (рассуждаю гипотетически) о каких-то украинских художниках, музыкантах, режиссерах, писателях — это наша тема.

Допускаю, что возникнет ситуация, когда тебе, как участнику думского Совета, предложат поддержать какую-то петицию по теме, на которую твой взгляд отличается от официального. Скажем, возникнет некий вопрос, касающийся Украины?

Возможно, о Сенцове. Тогда я, как и прежде, скажу, что сидит он совершенно неадекватно содеянному.

Честно говоря, любопытно. Я давно знаю главу совета, в который ты сейчас входишь и, скажем так, в ваших с Еленой Ямпольской идеологических установках нахожу мало общего.

Не будут дергать. Мы можем на какие-то вещи, политические в том числе, смотреть под разным углом. Но, как ни странно, когда говорим о культуре — во мнениях сходимся. Для меня это важно. Будучи врагом всяческих запретов, я тем не менее сам попросил об одном запрете: давайте запретим орать по телевизору. Запретим орать одновременно нескольким выступающим. Потому что это просто калечит психику людей. Прости меня, но вообще 80 процентов населения земли — идиоты. Надо это принять, как данность.

Ты понимаешь, что обязательно появятся реплики, где люди скажут: смотрите, «МВ» надо хорошо отметить 50-летие — и Макар вписался в сервильную историю?

Да, себя я зачислил в эти оставшиеся двадцать.

Одна из новых песен «МВ» заканчивается ернической фразой: «в королевском дворце культуры выдают кренделя и мед только тем, кто полезные песни народу поет».

Отвечу, простите, а какое ваше дело? Ездили и еще поедем. Это мы сами решаем.

Однажды ты уже состоял в совете по культуре при президенте, а потом еще получал приглашение войти в аналогичный совет при московском правительстве, и сам же говорил, что смысла в этом мало, ибо у подобных структур фактически никаких полномочий.

Нет, конечно. Обращался таким образом к людям. Делал то, что считал нужным. Если я вижу проблемы, которые должен решать глава государства, я обращаюсь именно к нему. И хочу, чтобы все видели, что я к нему обращаюсь. Потому что в стране есть проблемы, которые не решаются. Для меня это — не азиатчина. Я не челобитную подавал, не прошение. И вообще — не за себя старался.

Тебя послушать, так покажется, что новый совет по культуре — просто либеральное гнездо под сенью Кремля?

Ну, сколько можно? Ситуация все время меняется. Сейчас это уже бессмысленно. Есть другие возможности доносить свое мнение до граждан. У меня около 300 тысяч подписчиков в соцсетях. Это большое количество людей. Поэтому, если я что-то хочу сказать — говорю там.

Нашел союзников?

И что? Ты утром проснулся, зашел на свою страницу в соцсети, прочел там три хамских реплики и подумал, что весь мир тебя обосрал? А это просто три бота, три говенных бота. И о чем мы говорим? Я на это никогда не обращаю внимания. Кто там за меня, кто — против. Я — не кандидат в президенты, мне не нужен электорат. Я вижу, что сегодня меня читают и ставят лайки гораздо больше людей, чем два года назад. Из чего делаю вывод, что два года назад, к сожалению, я был прав. Благодаря чудовищным ошибкам нашей власти мы попали в говно, в котором сейчас сидим. И люди это начинают понимать.

В начале февраля ты поучаствовал в заседании нового состава экспертного совета Госдумы по культуре, куда (для некоторых неожиданно) согласился войти. И как впечатление?

Потрясающие стихи пишет Александр Кабанов. Пытаюсь добиться выхода его книжки в России, с моей графикой. Надеюсь, это произойдет. Просто великий поэт. Его сочинения стали для меня серьезным потрясением.

Для московского концерта тура выбран стадион «Открытие Арена». Это потому что он новый — и там «Машина» еще не играла?

Салтыков-Щедрин, безусловно.

Майк Науменко пел: «Есть время подумать, но я боюсь своих дум»

Галич, хотя… Для меня и Окуджава не ушел в ретро. Он писал о вечном. А Галич о вещах совершенно конкретных. Просто эти вещи начинают снова происходить. Так сложились обстоятельства. А Высоцкий делал человеческие зарисовки. Это тоже не стареет. Люди-то не меняются в каких-то главных своих проявлениях.

У музыкантов с полувековым стажем выступлений на крупных площадках в определенный момент обязательно возникает дилемма: не пора ли откланяться? Ты веришь, что чутье вам подскажет, когда завершить историю «МВ»?

Согласен более, чем тогда. Вообще говоря, я никого не собираюсь спасать. Хотя у русской интеллигенции есть эта странная тенденция — все время кого-то спасать. Причем, как правило, тех, кто совершенно не желает, чтобы его спасали. А в этой фразе я подразумевал, что народ оказался гораздо более внушаем, чем я предполагал. Гораздо более невежественным, агрессивным, падким на то, что я считаю мерзостью.

«Лента.ру»: До такого возраста, кроме «Машины», пока не добралась ни одна российская группа. Не фантазировал на тему, как максимально нестандартно отметить юбилей?

Стало. Когда ты на протяжении долгого времени окружен хорошими людьми, возникает иллюзия, что и до горизонта плотными кругами стоят такие же люди. А это совсем не так. И круг этих хороших людей может быть достаточно тонок. Теоретически мне это известно. Но мы же обманываться рады. Мы хотим выдавать желаемое за действительное. Хотим приблизить хорошее.

Беседовал Михаил Марголис

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(765):

1 234 ... +1
17 +0−0Иван Жуков02:21:53
20/02/2019
Лента в статье пишет слово и-диот, а в комментариях это слово на модерацию отправляет)))
14 +0−0Юрий Солонин06:33:47
20/02/2019
В том, что большинство идиоты, я с ним согласен! Иначе чем объяснить, что при такой короткой жизни человечество тратит столько ресурсов на что попало, хотя их хватило бы сделать жизнь прекрасной для всех.
14 +0−0Марат Назмутдинов02:35:55
20/02/2019
Мне никогда не нравился Макаревич- ни сам, ни его песни, но назвать его предателем язык не повернется. Быть несогласным с политикой властей, не означает быть предателем своей страны. Уж как я не люблю обитателей кремля, но за свою Сибирь жизни не пожалею.
12 +0−0веселый дачник10:08:50
20/02/2019
ну вообщем-то он прав
12 +0−0Grey Wolf01:01:13
20/02/2019
Эко едроботы возбудились на Макара. Надо поискать на винчестере флаки МВ конца 70-х/начала 80-х, есть повод для ностальгии.
10 +0−0Осень16:10:39
20/02/2019
Либералы типа Макаревича выродившийся продукт человечества, когда тебя за стол, а ты и ноги на стол.
10 +0−0Nik R09:51:49
20/02/2019
"У меня около 300 тысяч подписчиков в соцсетях"
Анекдот в тему:
Раньше, когда не было соцсетей, только в семье знали, что ты дурачок))
9 +0−0Станислав Тарасов14:11:35
20/02/2019
"Прости меня, но вообще 80 процентов населения земли — идиоты. Надо это принять, как данность.
Тебе, конечно, скажут: а ты-то из оставшихся 20 процентов?
Да, себя я зачислил в эти оставшиеся двадцать."

На свете нет ничего глупее чем считать себя умнее всех....
9 +0−0Pribor Sorok2204:06:14
20/02/2019
5 +0−0Владимир Глухов03:54:46
20/02/2019
Все его творчество построено, на том что он против.. Он всегда был такой, он на этом зарабатывает деньги. Хорошо это или плохо, не берусь судить, наверное потому, что я отношусь к 80%... Но его перестал уважать и слушать, когда 80 процентов начали его игнорить после очередных опусов, а он к моему удивлению заканючил и даже президенту пожаловался)) Вот это борец, вот это мужик..
Да все они борцы на букву б. Что Макар, что БГ, что Юра-музыкант. На самом деле они зарабатывают деньги, ни более ни менее и все их принципы привязаны к этому увлекательному процессу.
8 +0−0Виктор Набутов05:29:03
20/02/2019
Макар сочинял неплохо,пока пил портвейн,как 80%, а как стал коньячек посасывать( за ваши деньги) резко переобулся в 20 %
8 +0−0Uncle Fester02:02:37
20/02/2019
0 +0−0Dalona Zh01:53:41
20/02/2019
""Да, себя я зачислил в эти оставшиеся двадцать.""
Себя все в "умные" зачисляют.. Такова природа) И хотя я никак не соглашусь с точкой зрения Макаревича, ибо 80% артистов в принципе - тупые, и он - не исключение, но извините, по мне - так лучше числиться тупым, нежели такой дешевой проституткой, как он.
А в чём он проститутка? У него есть своя точка зрения, он её отстаивает, несмотря на то, что большинство его за это ненавидят и обливают помоями. Проститутка, это когда под кого угодно ложишься. Вот Михалков - проститутка - мегаконъюктурщик, соглашается с любой властью.
7 +0−0Виталька Запендрюков10:04:58
20/02/2019
Я вижу самовлюбленного хама и дегенерата.
Высокомерие прет из всех щелей.
Не в то время родился Андрей, ему бы барином быть в 19 веке, и каждое утро пороть крепостных для поднятия душевного состояния".
"хeр, гoвнo, идиoты" вот небогатый лексикон Андрея, самозванная интеллигенция одним словом.
И на реальные проблемы людей Андрюше плевать, он и слышать об этом не хочет, нет в его мире он непонятый гений, в реальности обыкновенный быдловатый хам с просто неимоверной манией величия.
7 +0−0Stephen Mode03:21:55
20/02/2019
1 +0−0Dalona Zh02:54:09
20/02/2019
Во- первых нормальный артист, тот, который из тех же макаревичевских 20% , никогда не позволит себе публично озвучивать свою политическую позицию. Нет на это право у артистов. Своих фанатов и аудиторию они имеют не благодаря своим политическим взглядам. Не нравится что -то - стань министром, депутатом, президентом. И потом уж мaнди свою позицию с экранов и газет.
Во-вторых нормальный артист, тот, который из тех же макаревичевских 20% никогда не позволит себе публично высказываться в стиле Аршавина, что он вот такой мLя гений и сRать ему на фанатов. Я никогда не был поклонником творчества МВ, но так не поступают нормальные люди.
Это в каком же уставе написано, что работники исскуства не могут иметь политических взглядов? Может, их и от выборов ограничить? Потому что выборы - это выражение своей политической позиции. Да, я и забыл, что в России выбор сделан задолго до выборов)
7 +0−0Paul Kruspe00:25:23
20/02/2019
6 +0−0Капитан Немо18:02:35
20/02/2019
странно, в названии статьи есть слово г0вно, а в комментах писать нельзя))))))))))
6 +0−0Дмитрий Шулейко11:58:08
20/02/2019
"Например, нужны ли худсоветы? Конечно, нет." - Ага, 20 лет без худсоветов как раз и вылилось в нынешнее УГ-шное состояние российского кино (и не только). Даже при наличии "жестокой цензуры" в СССР качество выходящего продукта было на многие порядки выше, чем сейчас безо всяких цензур.
6 +0−0Надежда Мил11:16:44
20/02/2019
Совершенно идиотское название статьи... Что за манера, все склонять с кандальную сторону и вырывать мысли из контекста. Я не фанат кого-либо, но ощущение от прессы, как от стаи голодных волков, которые так и ищут на кого можно безболезненно набросится и укусить... фу... очень противно от такого подхода. Хватит уж травить Макаревича и ему подобных.. Просто не красиво и противно...
6 +0−0Петр Вишняков09:23:54
20/02/2019
Самовлюблённый,выживающий из ума лабух,возомнивший себя Сократом,а по факту- кучка старого вонючего дерьма....
5 +0−0Артем Орешко11:51:31
20/02/2019
17 +0−0Иван Жуков02:21:53
20/02/2019
Лента в статье пишет слово и-диот, а в комментариях это слово на модерацию отправляет)))
и слово г0вно приходится через нолик писать!
5 +0−0Владимир Глухов03:54:46
20/02/2019
Все его творчество построено, на том что он против.. Он всегда был такой, он на этом зарабатывает деньги. Хорошо это или плохо, не берусь судить, наверное потому, что я отношусь к 80%... Но его перестал уважать и слушать, когда 80 процентов начали его игнорить после очередных опусов, а он к моему удивлению заканючил и даже президенту пожаловался)) Вот это борец, вот это мужик..
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь