«Заходишь в камеру, а она на полу лежит бетонном»

00:01 12/07/2018 Россия
«Заходишь в камеру, а она на полу лежит бетонном»

Ежегодно у российских заключенных рождается около 450 малышей. Эти дети, едва появившись на свет, вынуждены разделить наказание своих матерей. Они отрезаны от качественной медицины и гуляют во дворах, где из-за отсутствия солнечного света даже трава не растет. «Лента.ру» побеседовала с Леонидом Агафоновым — правозащитником, руководителем проекта «Женщина, тюрьма, общество», автором петиции за освобождение из тюрем женщин, совершивших преступления средней тяжести, не связанные с насилием. Таких там, по его словам, около 67 процентов.

Неизбежная рубрика «а как у них на Западе?»

Леонид Агафонов: На самом деле там указано не менее двух раз в неделю, то есть можно хоть каждый день, но на практике тюремщики придерживаются минимальной планки, ссылаясь на то, что не обязаны делать больше. Я ответил на ваш вопрос?

К тому же одно дело на бумаге или в ходе проверки, а другое — будни. Вот, например, беременных выводят мыться. Там шесть душевых. Из них половина не работает. И они моются вдвоем-втроем в одной. Времени дается 15 минут. А еще нужно успеть постирать, потому что горячая вода есть только там. И вот одна мылится, другая споласкивается…

Что происходит с детьми после освобождения? Как на их развитии сказывается то, что первые годы жизни они провели в камере?

Точной цифры я вам не назову и потом объясню, почему. Всего в местах лишения свободы у нас весной было около 47 800 женщин. Три четверти из них — в возрасте от 20 до 35 лет, то есть в наиболее подходящем для вынашивания и рождения детей. Многие узнают, что беременны, уже в тюрьме.

Если вычесть убийства и тяжкие телесные повреждения, то есть действительно опасные для общества проступки, то…

По закону женщину с ребенком до трех лет не разлучают, но на практике с детьми на руках с воли не берут. Есть только единичные случаи. Таких малышей обычно отправляют в дом ребенка. Даже родственникам затруднительно бывает взять их к себе. Должен быть определенный уровень дохода, подходящее жилье — есть целый перечень требований, включая требования к здоровью опекунов.

Был случай, когда бабушке отдали троих детей женщины, которой дали девять лет лишения свободы. Но такое происходит редко.

Я так понимаю, что чаще всего эти женщины сидят за незаконный оборот наркотиков?

Да, но ФСИН не принимает в расчет принесенные с воли документы о беременности. То есть женщину с таким вот животом, который заметен всем, помещают в обычную камеру. Да еще и на второй ярус определить могут. Мы с этим долго боролись.

Заходишь в камеру, а она на полу лежит бетонном. На тоненьком матрасике. Мне, говорит, не забраться на свое место никак. Ведь там никаких лесенок, разумеется, нет. Все прописано, главное, и должны быть одноярусные кровати…

Отношение к заключенной не изменится, никакого дополнительного питания для нее не будет, пока местный врач документально не засвидетельствует ее положение. А встреча с доктором порой затягивается на месяцы.

По-вашему, беременных и матерей с грудными детьми вообще сажать нельзя?

Такого, конечно, не бывало, но выкидыши происходят, и тюремщики эти случаи скрывают. Мы их случайно выявляли. Уже при лечении каких-то гинекологических проблем заключенная рассказывает, что у нее был выкидыш, после чего пошло воспаление. А у нее даже никакого документа нет, что она была беременна. Спрашиваем у тюремщиков, а те говорят: у нас ничего не было, мы отвезли ее в больницу, и там у нее произошел выкидыш.

Сколько человек ее подписали?

Люди бывают разные. Но наши подопечные нередко рассказывают, что с теми, кто в положении, работают сотрудники оперотделов. Уговаривают их сделать аборт.

Сотрудники ФСИН еще любят приговаривать, что, мол, эти женщины специально беременеют перед попаданием в тюрьму, а потом на воле бросают своих детей. Берут самые жуткие истории и подают их так, будто это обычное дело.

Все, что вы рассказываете, выглядит довольно мрачно. А какие-то подвижки позитивные у нас есть?

Далеко не так. Вообще отношение к беременным заключенным зависит от региона. По стране в местах лишения свободы появляются на свет около 450 малышей. В Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре таких случаев больше всего. Для беременных и уже родивших там есть специальные отделения, но более гуманное отношение — в регионах, где подобные постоялицы заезжают реже.

А игрушки?

Дополнительное питание беременным полагается плюс неограниченное количество передач с воли, что еще важнее.

Чем питаются тюремные дети, лишенные материнского молока?

Ну как сказать. Надо понимать, что оставшиеся на воле мужчины их чаще всего бросают. Мужского варианта «ждуль» у нас в стране нет. То же самое и с друзьями, подругами — они чаще отворачиваются. Остаются матери-пенсионерки. А много ли они могут передать?

А как обстоит дело с прогулками?

В каждом СИЗО или колонии есть роддом, куда они везут своих постоялиц, когда уже, как говорится, воды отошли. Это такие заведения, куда свозят всех городских «отверженных», всех без разбора.

А уже через два часа после родов зэчек увозят обратно. Дети на срок от недели до месяца остаются в больнице, а потом их привозят в камеры к матерям. Таким образом, никакого кормления грудью нет по определению. Оно к этому времени пропадает.

Часть женщин, конечно, и так не могут кормить, потому что у них ВИЧ, но факт остается фактом: дети заключенных в этом отношении ущемлены по сравнению с другими малышами.

К врачам эти дети, как и их мамы, тоже месяцами попасть не могут?

Да, именно так. Почему это делается? Мы посылали запрос во ФСИН и в Медуправление с просьбой разъяснить причины.

Тюремщики отвечают, что медики просто выгоняют их через два часа. А врачи пишут, что минимальное время нахождения роженицы в медучреждении должно составлять трое суток, но ФСИН забирает их через два часа после родов.

Понятное дело, что врут тюремщики. Они просто не могут или не желают долго держать в больнице конвой. Чисто технически это понятно: трое вооруженных мужчин в родильном отделении… Но ведь указания врачей не на пустом месте возникли!

Как устроен быт матери с ребенком в камере? Есть ли детская кроватка, пеленки?

Из свежих случаев был один такой, да. Раньше в Петербурге такая практика была широко распространена. Она, видимо, сохраняется и сейчас в каких-то регионах. Даже решение СПЧ есть по этому поводу. Но речь идет не о самих родах. Пристегивают к больничным кроватям во время схваток, которые могут продолжаться несколько часов или весь день, чтобы не сидеть и не следить за пациенткой. Это в СПЧ и Европейском суде говорят, что нельзя так делать, а во ФСИН нигде нет указаний, что нельзя. Всегда можно представить дело так, что, мол, человек склонен к побегу — и все. Хоть у нее и схватки идут. Какая разница?

А бывало, когда рожали прямо в изоляторе, в случае скоротечных родов, например?

Конечно, бывало. Несколько лет назад одна стала рожать в автозаке. После этого в автозаки вообще перестали сажать беременных без сопровождения медработника. А так как такого сопровождения добиться сложно, дошло до того, что подследственных перестали возить в суд. А тех, кто уже родил, теперь заставляют писать доверенность на сокамерницу, что та последит за ребенком во время поездки его матери на судебное заседание.

Говорят, что женщины-арестантки рожают буквально в наручниках. Это так?

Пеленки, распашонки должны давать. Но там мизерные нормативы. К примеру, один подгузник в день. Разве этого достаточно? Фактически единственный способ как-то существовать — это помощь с воли, от родственников или от благотворительных организаций.

Детские кроватки, опять же, должны быть, но их не хватает. Малыши спят с мамами.

Два часа? И мать может не успеть вообще увидеть новорожденного?

Да, чаще всего. В больших изоляторах есть ставка или полставки педиатра. Но эти специалисты работают не с грудничками, а с подростками, которые там сидят.

По большому счету малыши должны обслуживаться обычным районным врачом-педиатром, но ему пройти в СИЗО физически очень трудно. Они обходят тюрьмы стороной, потому что там всего перетряхнут на входе и выходе, медикаменты пронести не дадут — и так далее.

Даже такие диагнозы, как ДЦП, не ставятся и тем более не лечатся. Недавно у нас девочка такая вышла: ей чуть больше годика, и официально диагноз так и не был поставлен.

Однажды мы четыре месяца добивались того, чтобы ребеночек попал к хирургу. Дошли до высокого начальства. И только после звонка сверху к нему пришел врач. Вообще у каждого ребенка, рожденного в тюрьме, появляется целый букет заболеваний, которые фактически не лечат. Если идет какой-то воспалительный процесс или резко поднимается температура, ему вызывают скорую и госпитализируют. Мать, разумеется, остается в камере.

А где рожают заключенные?

По закону прогулки заключенных с детьми и беременных не ограничены. Но гуманности в этом немного. Беременных загоняют в маленькие боксы с открытым зарешеченным потолком на час и дольше. Они там «гуляют». Причем сами понимаете, на определенном сроке эти женщины начинают чаще ходить в туалет. А в этом боксе его нет, и обратно в камеру не отпросишься. Нужно ждать, и слезные просьбы никто не услышит. Поэтому несчастные заключенные порой отказываются вовсе от таких прогулок.

Что касается детских прогулок — это тоже большая беда. В первую очередь, конечно, нет никаких приспособлений, пандусов и поручней. Малыши регулярно там падают, травмируются, а тюремщики эти происшествия скрывают.

В камерах, к примеру, в Санкт-Петербурге, висит специальный телефон. Заключенные звонят и просят вывести их с детьми на прогулку. Им отвечают: готовьтесь к выходу и ждите. Малышей одевают. А тюремщики не спешат. Через полчаса ожидания детки успевают вспотеть. Их начинают раздевать. Потом наконец приходит конвой: «Ах вы еще не готовы?» — и уходят.

Гулять дети заключенных должны на уличной площадке, где должна быть минимальная какая-то зелень, песочница… Так вот в Удмуртии моя коллега из ОНК как-то была в тюрьме и попросила показать ей такую детскую площадку. Показали кусочек земли, где ни одной травинки нет. Она спросила, почему так. А ей ответили: «Откуда же здесь свет солнечный, чтобы что-нибудь выросло?» Так что дети растут, не видя солнечного света.

В колониях детки тоже все время за колючей проволокой. Окружающего мира, природы они не видят. И бывает, что зэчки в тех местах, где это можно, поднимают их на руки, чтобы малыши полюбовались тем, что за забором происходит. На машины, деревья, прохожих. Это трогательно и печально весьма.

Это ощутимый плюс.

Смеси, пюре в банках. Никакого разнообразия, конечно же, здесь нет. Плюс ко всему это все нужно греть, и по правилам в камерах должны стоять плиты, какие-то чайники элементарные. Но часто бывает так, что все это выдается только к прибытию комиссии. А потом опять все забирают. Об этом рассказывала наша подопечная из Воронежа, например.

Неприятие тюремщиков может быть связано с особым положением беременных. Какие у них привилегии?

Если никто не передаст, не принесет, то ничего у них не будет. Я вот, когда хожу, беру с собой всегда понемногу. Хорошо, что на входе хоть не отнимают.

А это не так?

При колониях в России существует 13 домов ребенка, туда матерей пускают на несколько часов в день. О том, насколько качественно там следят за детьми, говорит недавний эпизод, когда ребенок срыгнул и умер от того, что захлебнулся.

Последние годы в качестве эксперимента некоторым матерям в колониях разрешили проживать совместно с ребенком. Вот и весь позитив.

Некоторые обыватели думают, что сидеть с ребенком — значит обеспечить себе привилегированное положение. На самом деле для администрации это мощный рычаг давления на заключенную. Они могут в любой момент их разъединить по какому-нибудь надуманному поводу. Это жизнь в постоянном страхе. Ужас.

А с трех лет ребенка у нее забирают. Это расставание проходит тяжело как для малышей, так и для их матерей. Причем, разумеется, разлучаются они сразу. Без какой-либо подготовительной работы, тем более психологической.

Ужасно то, что действующее российское законодательство позволяет как смягчать наказание для женщин с детьми, так и освобождать их раньше, но эти нормы не работают. И вот мы создали петицию, чтобы привлечь внимание к этой проблеме и добиться перемен.

А как вообще администрация относится к беременным заключенным? Жалеют?

19 тысяч подписей набралось. Сейчас мы рассылаем письма региональным омбудсменам ― просим их поддержать нашу инициативу. Это долгая, поэтапная работа. У нас общество не очень гуманное пока.

Был недавно случай, когда женщина, имеющая определенный административный ресурс, получила отсрочку от наказания из-за наличия малолетних детей. И люди собирали подписи, чтобы ее посадить. Она сбила насмерть двоих человек.

И что, она может так и родить в общей камере без всякого медицинского сопровождения?

Нет, конечно. Мы добивались того, чтобы перестали сажать женщин за преступления средней и небольшой тяжести. Таким вполне можно заменить тюрьму домашним арестом с электронным браслетом. Это вопрос не матери, а ребенка, который ни в чем не виноват и имеет право расти в тех же дворах, где и его «свободные» сверстники.

То есть вариант по сути один: когда в камеру попадает уже беременная женщина.

Да, примерно 40 процентов — за это. Одна девушка беременная попала в камеру за обычную кражу. Ранее не судимая. Вот это меня удивило. Оказалось, что она мигрантка. За то, что гражданства российского у нее нет, получается, посадили.

Итак, начнем с того, как малыши попадают за решетку. Рожденные на воле вместе с мамой «загреметь» туда могут?

Осужденных за ненасильственные преступления у нас примерно 65-67 процентов.

Сколько у нас беременных и уже родивших матерей сейчас в тюрьмах?

Плохо сказывается. Часто есть отставание в развитии. Букет заболеваний. Вот одна женщина рассказывала недавно, что после освобождения попала с ребенком к педиатру, и у того волосы на голове встали: «Где вы были? У вас ни одной прививки» ― и так далее. Она ему ответила, что в глухой деревне жили. Боятся рассказывать, что в тюрьме ребенок был. Ведь у нас какое отношение в обществе к тем, кто за решеткой побывал? Они воспринимаются как заразные, прокаженные и становятся отверженными.

«Лента.ру»: На днях распоряжением Минюста женщинам и несовершеннолетним, находящимся в тюрьме, разрешили мыться вместо одного два раза в неделю. Государство постепенно становится гуманнее?

Я общался с Ханной Касински ― заместителем омбудсмена в Польше. Она занималась составлением всего необходимого для ребенка, находящегося в тюрьме. У них специальные учреждения, где матери с детьми содержатся. Там нет решеток на окнах. Сотрудники не имеют права ходить в форме, чтобы не травмировать ребенка. Это такой переходный вариант между нами и Норвегией, где беременных или женщин с детьми вообще не сажают. Делают отсрочку или избирают другую меру наказания.

Вы стали свидетелем важного события? У вас есть новость, вопросы к тексту или идея для материала? Напишите нам на почту: [email protected]

Я вам скажу, что на моей памяти был всего один случай, когда девочка-заключенная хотела прервать беременность. У нее был ВИЧ-статус. Ее переводили из колонии-поселения в обычную, и она попросила, чтобы ей сделали аборт. Всего один случай.

А на воле статистика совсем иная. Сложно сказать, откуда это желание и упорство в стремлении родить ребенка у наших сиделиц, но я много раз видел, какую радость испытывают они, когда возятся с детьми, и как рады малыши своим матерям. А главное, материнство часто круто меняет человека, исправляет его, если хотите. И, поддерживая этот институт, мы, получается, способствуем искоренению преступности, а не ее росту. Это, знаете ли, есть такое предубеждение у людей — мол, человек, рожденный в тюрьме, должен обязательно преступником стать. Только в жизни все иначе.

Может, сразу в роддоме разлучать детей с матерями? По крайней мере у нас в России, где сидеть тяжело и взрослым, и малышам.

Беседовал Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(105):

0 +0−0Elena Li20:01:32
12/07/2018
0 +0−0SAS SAS19:12:08
12/07/2018
Не согласен. Закон должен быть одинаков для всех, не важно, беременная ты или нет. Идешь на преступление - должна знать, что наказываешь и себя, и своего ребенка. Освобождения от наказания по причине беременности - быть не должно, иначе женщины могут совершать преступления практически безнаказанно.
Считаю равенство всех перед законом гуманным для простых людей. А освобождение под любым предлогом - негуманным поступком государства по отношению к честному человеку.
ребёнок вообще ни при чём! это не ЕЁ личный ребёнок, который должен разделять наказание за её преступление. это новый ГРАЖДАНИН государства, который еще ничего плохого этому государству и вам лично не сделал. какого лешего он должен быть наказан?
единственно, что мне непонятно, почему ребят отцам не отдают? неужели у нас мужики хуже уголовщины и ребёнку дома хуже, чем в тюрьме?
0 +0−0Владимир Волох19:54:50
12/07/2018
1 +0−0SAS SAS19:20:08
12/07/2018
А права меня, мирного гражданина, тебе о чём-нибудь говорят? Если её отпустят досрочно по причине рождения ребенка или вовсе простят и она вернется на улицу продавать наркоту? Почему государство в этом случае защищает её, а не меня? Я хочу, чтобы она сидела!
Она и сидит. Но сидит и ее ребёнок.
0 +0−0Владимир Волох19:54:01
12/07/2018
0 +0−0Rish Moone19:25:23
12/07/2018
Права наркоторговки заканчиваются там, где начинаются права полноценных людей.
Где начинаются права новорожденного? Почему он за мать мотает срок? Кто ответит за испорченное здоровье ребенка вовремя не получившего медпомощь?
0 +0−0Виталий Павлов19:30:56
12/07/2018
Интересно как в америках решают такие вопросы.
0 +0−0Rish Moone19:25:23
12/07/2018
0 +0−0Виталий Павлов18:43:08
12/07/2018
Тебе словосочетание "права человека" о чём-нибудь говорит?
Права наркоторговки заканчиваются там, где начинаются права полноценных людей.
0 +0−0Павел Балицкий19:22:25
12/07/2018
0 +0−0SAS SAS19:12:08
12/07/2018
Не согласен. Закон должен быть одинаков для всех, не важно, беременная ты или нет. Идешь на преступление - должна знать, что наказываешь и себя, и своего ребенка. Освобождения от наказания по причине беременности - быть не должно, иначе женщины могут совершать преступления практически безнаказанно.
Считаю равенство всех перед законом гуманным для простых людей. А освобождение под любым предлогом - негуманным поступком государства по отношению к честному человеку.
Не дай бог такому гуманисту решать судьбы человеческие. Пахнет фашизмом.
0 +0−0SAS SAS19:20:25
12/07/2018
17 +0−0Владимир Волох09:44:52
12/07/2018
Меня в статье удивляет многое. Не вдаваясь в мораль есть вопросы. Почему людям нельзя мыться без ограничений? Почему они не могут получать медпомощь? Почему один памперс в сутки? Почему игрушки не предусмотрены? Почему ребенок имеет тюремный срок? Почему с ними не занимаются психологи, логопеды, воспитатели? Откуда эта российская животная дремучесть? Откуда это лезет?
Потому что это тюрьма, а не дом ребенка!
0 +0−0SAS SAS19:12:08
12/07/2018
Не согласен. Закон должен быть одинаков для всех, не важно, беременная ты или нет. Идешь на преступление - должна знать, что наказываешь и себя, и своего ребенка. Освобождения от наказания по причине беременности - быть не должно, иначе женщины могут совершать преступления практически безнаказанно.
Считаю равенство всех перед законом гуманным для простых людей. А освобождение под любым предлогом - негуманным поступком государства по отношению к честному человеку.
0 +0−0Виталий Павлов18:43:08
12/07/2018
0 +0−0Rish Moone14:56:44
12/07/2018
Хорошо, пусть наркоторговка или мошенница воспитывает своего дитятку, которого она мало того, что обрекла на детство на зоне, так еще и, с большой долей вероятности, родила только для смягчения собственного приговора. Как уже писали выше, что такая мать может дать ребенку? Чему научить? Кем воспитать? То, что она его биологическая мать, не делает ее автоматически полноценным родителем.
Тебе словосочетание "права человека" о чём-нибудь говорит?
0 +0−0Виталий Павлов18:36:18
12/07/2018
2 +0−0Евгений Прудников13:18:47
12/07/2018
Риторические вопросы, могу ещё один добавить. Почему к известной Шавенковой отнеслись не в пример гуманнее за тяжкое преступление?
Шавенкова блатнaя там нехилo занесли
0 +0−0Виталий Павлов18:34:17
12/07/2018
-3 +0−0Diman Koenig12:06:11
12/07/2018
Принудительный аборт этим жучкам! Гуманизм и права человека - не для зечих тварей!
А тебе трепанацию с очисткой от соломы.
0 +0−0Дмитрий18:07:36
12/07/2018
9 +0−0№-608430805:49:38
12/07/2018
это россия,это нормально,здесь и к законопослушным гражданам как к быдлу относятся
Оно - население, бы дло и есть. Берем любую новость из Украины и читаем комментарии
0 +0−0Алишер Кугужетович17:34:45
12/07/2018
Типа мы узнали что-то новое о русских.
0 +0−0Обезьяна Старая и мудрая15:17:58
12/07/2018
7 +0−0Anatoly09:50:01
12/07/2018
Да, права Улицкая ! По отношению к женщине можно оценить культуру народа!
У классика было про стариков.
0 +0−0Обезьяна Старая и мудрая15:14:43
12/07/2018
А правозащитники видели новорожденных, у которых наркотическая абстиненция, в просторечии называемая ломкой?
0 +0−0Rish Moone14:56:44
12/07/2018
0 +0−0Владимир Волох13:16:35
12/07/2018
Нет оснований. Нет критерия отбора. Если есть живые родители ребенка какое основание отобрать и передать? Отобрать и продержать в человеческих условиях это одно, лишать родительских прав и отдавать чужим людям - бесчеловечно.
Хорошо, пусть наркоторговка или мошенница воспитывает своего дитятку, которого она мало того, что обрекла на детство на зоне, так еще и, с большой долей вероятности, родила только для смягчения собственного приговора. Как уже писали выше, что такая мать может дать ребенку? Чему научить? Кем воспитать? То, что она его биологическая мать, не делает ее автоматически полноценным родителем.
0 +0−0Либемразь Must Die14:55:59
12/07/2018
0 +0−0Евгений Прудников13:29:41
12/07/2018
Ссылка на ru.wikipedia.org это ты вот о ком, её-то как раз самый гуманный суд пощадил. Всё таки не из холопов была.
поедет скоро в Сибирь мамашкой в ходе очередых массовых репрессий.... правда через полвека среднеполые правозатычники опять буду визжать про нивинные жЭртвы
0 +0−0Либемразь Must Die14:50:35
12/07/2018
4 +0−0Mikha Stas11:47:36
12/07/2018
Такие вопросы должны решаться индивидуально. При возможности за "средние" и "легкие" преступления заменять колонию на домашний арест или отсрочку. Для тяжелых, видимо, только разлучать ребенка с матерью (или дом малютки, или родственники). Но в процессе решения необходимо учитывать абсолютно всё: наличие родственников, тип преступления, состояние здоровья ребенка и матери (в том числе психологическое) и т.д.. В любом случае, дети не должны отсиживать срок за грехи своих родителей.
а кто определять будет? помницца было видео беременной едрысюхи, пинавшей трупы девушек на тротуаре которых она тупая овца сама же и задавила... Она даже не сидит - у нее отсрочка до пенсии...
0 +0−0Peter Asket14:02:48
12/07/2018
2 +0−0Евгений Прудников13:18:47
12/07/2018
Риторические вопросы, могу ещё один добавить. Почему к известной Шавенковой отнеслись не в пример гуманнее за тяжкое преступление?
А потому что все равны, но есть ровнее. Та же Богдасарян уже давно должна на киче срок мотать, но батюшка отмазывает. А кончится всё это трагедией. Но она ведь со справкой из психушки.
0 +0−0Евгений Прудников13:29:41
12/07/2018
5 +0−0Анна Смирнова06:35:33
12/07/2018
Эти женщины чаще всего сознательно нарушили закон. Оборот наркотиков не тяжёлая статья!!! Сколько горя такие вот распространительницы принесли людям, сколько горя. И дети, как мне кажется, для многих представляются не сакральный смысл в виде продолжения рода, а ресурс для облегчения собственного положения.

Про тётку, убившую двоих и забеременевшую во время следствия, помню. Беременность, наступившая после открытия уголовного дела, это нормально?! Обрекать своего ребёнка на такую жизнь - это нормально?!
Кто даст гарантию, что женщина, получившая отсрочку из-за беременности, не будет рожать вновь и вносв, лишь бы не оказаться в тюрьме или колонии? И так до окончания срока давности за преступление. Будут такие дети желанными?

Жить за решёткой с ребёнком судя по статье очень тяжело. Но матери выбирают такую жизнь, обрекая собственного ребёнка на страдания. И за это тоже они должны отвечать хотя бы перед собственной совестью.
А у каждого ребёнка есть отец. И при невозможности матери выполнять родительские обязанности очень странно, что от этих самых обязанностей оттягивают отцы.
Ссылка на ru.wikipedia.org это ты вот о ком, её-то как раз самый гуманный суд пощадил. Всё таки не из холопов была.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь