„ | авторов текста и рисунков на принудительное лечение... | “ |
С 26 мая по 26 июня в седьмой раз проходит Международный фестиваль визуального искусства Typomania — культурно-образовательный проект, посвященный шрифту, типографике, каллиграфии, моушен-дизайну и интерактивному дизайну. На его московскую часть привезли швейцарского дизайнера плакатов Эриха Брехбюля, сооснователя и президента Люцернского фестиваля плакатов Weltformat. Брехбюль известен своими лапидарными плакатами к спектаклям, выставкам и другим культурным событиям, он рисует постеры для городов и обложки для книг, особым образом соединяя цифровую графику с материальной фактурой. Культура плаката в России — еще недавно очень громкая — сейчас почти незаметна и существует в локальных зонах ценителей. «Лента.ру» расспросила дизайнера о том, что происходит сейчас с этим типом искусства.
А можете привести примеры того, что вас в последнее время удивляло в постер-дизайне?
Эрих Брехбюль:Для меня ключевым отличием становится объем входящего контента и информации, который связан с театральной работой, со спектаклем. В спектакле есть базовая идея, история, нарратив, сценография, режиссерское решение. И каждый раз самая главная задача для меня — найти правильную идею, какое-то концентрированное выражение всего, что я изучил. Именно поэтому на театральные постеры мне обычно требуется больше времени, чем на другие.
Что самое главное в работе над постером?
Всегда по-разному, трудно посчитать. Какие-то плакаты я разрабатываю за несколько часов; на плакаты с более сложной идеей может потребоваться до двух недель.
В современном плакате текст больше работает как сообщение или как визуальный, оформительский элемент?
Чтобы я нашел какую-то базовую сущность пьесы или спектакля, основываясь на которой можно выстраивать коммуникацию с аудиторией. Естественно, все говорят, что коммуникация должна проходить напрямую — и таким образом, который никто еще не применял.
Плакат как жанр существует только на печатных медиумах или культура цифровых плакатов в формате рекламных баннеров тоже развивается? Дизайн онлайн-плаката чем-то отличается от уличной рекламы? Как вы относитесь к анимированным плакатам и афишам?
Мой основной источник информации — разговоры с режиссером. Основываясь на этом, я начинаю более широкое исследование тех тем, которые должны быть затронуты в коммуникации.
В одном интервью два года назад вы говорили, что планируете больше внимания уделять политическим работам. Можете рассказать немного об этой части своей деятельности?
Мне кажется, что прежде всего эта коммуникация должна быть ультрасовременной. Даже шекспировская пьеса может быть визуализирована и предложена аудитории в самом новом — и даже поразительном ключе. Вообще, к слову, существует довольно много хороших постеров на Шекспира. Хотя истории всегда одни и те же, тем не менее попадаются примеры совсем удивительные. Каждый раз это ведет к новой зрительской интерпретации.
У плаката всегда есть прагматическая цель, или он может быть чистым искусством?
Не думаю, что мы можем говорить о каких-то определенных национальных школах постер-дизайна, сегодня это больше не работает. Разумеется, была польская национальная школа дизайна — они рисовали потрясающие постеры, которые были крайне важны для своего времени, но теперь мы вдохновляемся работами дизайнеров со всего мира. Сейчас это представлено в форме нескольких разных глобальных потоков, которые текут бок о бок.
Лапидарность плаката в известные времена использовалась для эффективной пропаганды. Как современный плакат сопротивляется упрощению и манипуляции — если сопротивляется?
Да, естественно. Я думаю, что в каждом постере вы можете как бы почувствовать время, в которое он был сделан, ухватить дыхание времени. Даже если дизайнер вообще не ставил себе такой задачи.
Как плакаты и афиши помогают коммуникации в обществе? Может ли плакат быть носителем ценностей?
С одной стороны, конечно, новые инструменты обусловливают новую визуальность. С другой — культурная ситуация каждого периода времени является частью результата, это может не осознаваться самим художником.
Не могли бы вы назвать этих российских дизайнеров?
Я вижу много хороших молодых дизайнеров, которые могли бы сформировать будущее российского постера. К сожалению, культурные институции их почти не поддерживают — я, по крайней мере, такой поддержки не вижу. Это, конечно, объясняет нишевое положение постера.
А что происходит с культурой постеров в России?
Например Наташа Агапова и Анатолий Геращенко. Я слежу за их работой в соцсетях и медиа.
Как вообще современность отражается в постерах?
Когда речь идет о политическом постере, он определенно является прямым носителем ценностей — это очевидно. В Швейцарии очень много политических постеров для народных голосований. К сожалению, они почти все довольно плохо нарисованы, это все пример плохого дизайна. Как следствие — они не очень помогают решению проблем, на которые нацелены. Я уверен, что молодые графические дизайнеры должны это помнить и помогать менять мир, в том числе политически — при помощи своих небольших, но ценных умений.
Влияет ли на развитие плаката текущее состояние общества — экономическое, культурное, политическое?
Можно найти кучу доказательства в истории, что это более чем возможно — манипулировать массами людей при помощи мощных картинок и образов. И мне кажется, современные графические дизайнеры не очень имеют это в виду, поэтому действительно хороший дизайн реализуется только на очень локальных участках. Может быть, нам уже не следует говорить о постере как о медиуме в классической терминологии, поскольку мы уже не очень часто встречаем его на улицах. Однако же постеры находят новую жизнь в онлайн-среде. Лучше опубликовать постер в сети, чем повесить его в офлайне, чтобы мимо него ходили, не глядя.
Отличаются ли театральные плакаты или плакаты вообще у разных национальных школ?
В моем понимании постер всегда должен служить какой-то цели. Он что-то пытается сообщить, это процесс установки коммуникации. Но в зависимости от целевой аудитории он может быть загадочным и зашифрованным или, наоборот, считываемым с первого взгляда.
Каким образом современные театры должны визуально заявлять о себе в уличной рекламе?
Да, действительно, с того времени я сделал несколько политических постеров. Например, постер для местного голосования в Цюрихе против слишком большого числа событий на их главной площади.
И как вы находите эту самую сущность проекта? Ходите на репетиции, читаете текст?
Я думаю, что это все одно и то же. Разрабатываете вы постер для печатной кампании или же для онлайна, правило одно для всех: сообщение должно работать. Анимация — это отличный новый инструмент, который может помогать осуществлять коммуникацию более четко. Поэтому я, конечно, внимательно слежу за всем этим и жду, когда появятся новые удивительные работы в этом жанре.
Чего обычно хотят от вас режиссеры и театры?
Совершенно определенно он по-прежнему должен работать как сообщение. Но, естественно, он может быть использован и для подчеркивания сообщения под определенным углом, для сложного акцентирования. Декоративные элементы, как правило, вовсе не нужны. В моей личной дизайнерской практике я всегда пытаюсь найти одну-единственную ключевую идею — и каждый из элементов постера должен работать на поддержание этой идеи.
Примерно сколько?
Я бы сказал, что вы должны регулярно удивлять сами себя. В таком случае вы сможете гарантировать, что и зритель будет удивлен. И, конечно, удивляющий постер — это наиболее эффективный постер.
«Лента.ру»: Чем создание театрального плаката отличается от остальных видов постеров?
Под удивлением я подразумеваю личное удивление от собственных открытий и решений. В своей работе я ставлю задачу выработать такое решение, которое мне кажется невообразимым. Только конкретные условия темы и события, а также содержание постера могут привести к такому решению.
Беседовал Виктор Вилисов
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
5 +0−0 | Alex Dronov | 08:13:51 14/06/2018 |
авторов текста и рисунков на принудительное лечение... |
3 +0−0 | Тень Солнца | 07:29:34 14/06/2018 |
Лента не может изменить своим давним традициям... |
1 +0−0 | Konstantin Serviceproekt | 08:49:40 14/06/2018 |
Дегенеративное искусство существует!? |
1 +0−0 | Иван Волков | 07:14:22 14/06/2018 |
ПОЛНАЯ ТУФТА...... |
1 +0−0 | Bryan Garner | 03:47:55 14/06/2018 |
Ааффигенно. Чювак ловко устроился. |
1 +0−0 | ben ben | 03:19:21 14/06/2018 |
окхуительная кортинка |
0 +0−0 | Веня Петрович | 20:18:50 14/06/2018 |
У редакторов ленты явные проблемы с этим делом, то куклу вы***бут, то матершинные картинки рисуют. Когда вас уже штрафанут за распространение похабщины? |
0 +0−0 | юрий Смирнов | 19:46:09 14/06/2018 |
Лента! Убери кал |
0 +0−0 | Влад Косичка | 16:54:04 14/06/2018 |
Тема раскрыта полностью. |
0 +0−0 | Дед Банзай | 05:30:34 14/06/2018 |
Казалось бы причем тут безвиз и хохлушки... |