«Гомосексуалист не может быть мусульманином»

00:04 14/01/2018 Культура
«Гомосексуалист не может быть мусульманином»
То есть все те гомики, которым прилюдно головы рубили в Саудовской Аравии, делали это демонстративно, на глазах 4 свидетелей? )) Ну-ну

Тарик Рамадан — франкоязычный швейцарский богослов египетского происхождения, профессор Оксфордского университета, старший научный сотрудник университета Дошиша (Киото, Япония), университета Женевы и Фрибургского университета (Швейцария), доктор философии и французской литературы, магистр по арабскому языку и современным исламским исследованиям, президент Европейского Института исламской мысли в Брюсселе, директор центра исследований исламского законодательства и этики при университете Катара. В конце 2017 года ученый оказался в эпицентре сексуального скандала во Франции, что не помешало ему сохранить авторитет в мусульманской общине. На днях издательство «КоЛибри» выпускает его книгу «Ислам. Прошлое и настоящее», в которой автор знакомит читателей со своей трактовкой основ ислама, его историей и эволюцией, принципами, концепцией личности, жизни и смерти. «Лента.ру» публикует фрагмент главы, посвященной отношению мужчин и женщин.

ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

Бесконечный поток книг и статей о положении женщины в исламе захлестнул мир и продолжает нарастать. Доминирующие темы неравенства, насилия, полигамии и ношения хиджаба свидетельствуют о женоненавистнической природе ислама либо выявляют ложность критики этих теорий. Мало кто станет отрицать, что вопрос это достаточно сложный, причем не только в отношении женщин, но и мужчин. Парадоксально, но именно положение и роль мусульман-мужчин на протяжении всего исторического кризиса вызывает недоумение и приводит в замешательство.

Личность или лишь роль

Мужчины несли ответственность за подавляющую часть вклада в право, юриспруденцию и исламские науки, но при этом вкладом тысяч женщин-ученых пренебрегли. Это оказало влияние на литературу, освещающую роль обоих полов. Во-первых, священные тексты изучались сквозь призму мужского взгляда, в основном в патриархальных обществах, и акцент делался на роли женщины в обществе. На протяжении веков множество трудов посвящалось статусу женщины — матери или дочери, но не существует ни одной серьезной работы, где бы рассматривалась женщина как полностью реализовавшаяся личность, свободное, целенаправленное действующее лицо, которое живет своей внутренней жизнью, приобретает духовный опыт в поиске познания Бога. Стремления женщины точно такие же, как мужчины, единственное их различие заключается в соответствующих ролях и статусе.

Надо признать, что изначально сам подход к вопросу — мужской. Более того, как уже обсуждалось, буквалистское прочтение священных текстов (сужение смысла) и влияние культуры (культурная проекция) перевесили чашу весов в формировании «женской темы» в исламе на свою сторону. Коранические аяты и пророческая традиция трактовали буквально, не принимая во внимание общий дух Послания. Культурная патриархальная обстановка, окружавшая ученых и правоведов, работавших над текстами, не могла не оказать влияния на их понимание. В результате исламская литература, посвященная женщинам, искажена втройне: она фокусируется исключительно на роли женщины, а не на ее личности; рассматривается частное (отдельные аяты), что не согласуется с общим (общие и конечные цели Послания); в ней смешиваются разные понятия — культурные нормы и религиозные принципы.

Влияние было настолько сильным, что даже великие и высокопочитаемые ученые оставили односторонние и опасные комментарии, которые можно использовать для оправдания некорректного отношения. Кто начиная с XII века установил, что брачный контракт приравнивается к взаимоотношениям хозяина и рабыни? Кто вплоть до сегодняшнего дня оправдывает супружеское насилие? Кто оправдывает заключение брака, когда не спрашивают согласия женщины, а иногда и мужчины? Послание, если рассматривать его полностью, говорит обратное.

Откровение последовательно, через воспитание, привело первых мусульман к пониманию супружества как отношений на основе равенства, любви и взаимного доверия, когда брак не заключается без согласия женщины; к полному запрету любых форм домашнего насилия, что подтверждал своим примером Пророк, который ни разу не ударил женщину и сказал: «Не бейте рабынь Божиих [женщин]». Нельзя отрицать, что существовали крайние интерпретации и комментарии, а подобные неприемлемые постулаты и правовые мнения были легализованы в истории исламского права даже самыми уважаемыми и знаменитыми учеными прошлого, которые прославились своими достижениями в других областях знаний.

Равенство и кризис мужественности

Мы уже обсуждали апологетику буквализма и традиционализма, описывающую женщин и мужчин равными перед Богом, их семейные взаимоотношения дополнительно и роли в обществе. Это понятие «дополнительности» остается расплывчатым и в итоге может быть использовано для оправдания дополнительных отношений в формате хозяина и рабыни, как некоторые правоведы настаивали на протяжении веков. Вопрос уходит корнями намного глубже и предшествует признанию женщины и мужчины равноправными личностями в стремлении к свободе и независимости, развитию на индивидуальном и социальном уровне, обретению материальной самостоятельности. Как супруги они являются партнерами:

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Господу и Его Посланнику» (9:71).

Утверждение равенства безоговорочно следует из детального исследования священных текстов, причем как мужчинами, так и женщинами.

Ученые и интеллектуалы обоих полов определили принципы и цели, которые необходимо учитывать для устранения ошибочных, упрощенных интерпретаций и неправильного культурного прочтения. Они начали работу по восстановлению прав женщин, и некоторые из них — и женщины, и мужчины — определяют себя как исламские феминисты. Характер взаимоотношений между мужчинами и женщинами ни в коем случае не должен вступать в противоречие со священными текстами и принципами ислама — он должен утверждаться на их основе. Требуется дальнейшая напряженная работа по критике трех упомянутых выше искажений и предотвращения их влияния в обыденной жизни.

О «женском вопросе» в исламе было так много сказано и написано, что «мужская тема» как-то осталась слабо освещенной. Между тем последняя неразрывно связана с современным кризисом ислама. Веками статус и авторитет мужчины со всеми прерогативами естественно проистекал из уклада патриархального общества и был надежно защищен, что гарантировало мужчине ведущую роль в обществе. В современном стиле жизни и культуре общества понятия сместились. Социальные проблемы, присутствие женщин на работе, возрастающее появление повсюду уверенных в себе женщин вкупе привели многих мужчин к психологическому и социальному кризису. К этому кризису, подлинному кризису мужественности, отнестись следует со всей серьезностью и подвергнуть все его составляющие — потерю опоры, чувство ущербности, синдром отсутствия отца и многие другие, ставшие широко распространенными болезнями нашего времени, — глубокому анализу.

(…)

Полигамия

Тема полигамии — одна из наиболее горячо обсуждаемых. Она часто используется для демонстрации дискриминации женщин, якобы присущей исламу, однако более детальное изучение этой темы на основе его базовых принципов и целей показывает всю нелепость выдвигаемых обвинений и приводит к пониманию священных текстов на ином уровне. Во время ниспослания Откровения полигамия была широко распространенным явлением, в арабских племенах и кланах число жен не регламентировалось. Коран ограничил его четырьмя женами, добавив при этом строгие условия. Моногамия однозначно поощряется, полигамия же рассматривается как возможный частный случай, когда защищаются интересы детей-сирот:

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь [только] одной или теми, которыми овладели ваши десницы» (4:3).

Здесь допустимое отклонение выступает вместе с обязанностью равного отношения к супругам, а в случае отсутствия такового предпочтение отдается моногамии. Некоторые ученые добавили дополнительное условие: отказ первой супруги. В брачном контракте она может указать свое несогласие с последующими возможными браками, с чем супруг, подписавший контракт, обязан считаться. В некоторых обществах мужчины относятся к условию равного отношения как к чисто формальному, не принимая его во внимание. Кроме того, вне зависимости от согласия первой жены права и собственность других жен, согласно исламскому праву, защищены. Сегодня это часто не соблюдается: женщин вынуждают к принятию несправедливых и (или) дискриминирующих контрактов и жизнеустройства.

Полигамия ограничивается строгими условиями. Если в какой-либо стране она запрещена государственным законодательством, то не может быть разрешена и с точки зрения ислама, поскольку полигамия есть не что иное как допустимое отклонение. В этом случае она неприемлема в силу соблюдения принципа уважения к закону, а также защиты прав второй жены, ибо из-за нелегального статуса все ее права не защищены законом. Как и в случае первой женитьбы, необходимым условием всегда является согласие женщины. Если национальное законодательство устанавливает возрастное ограничение вступления в брак, оно должно соблюдаться. Женщина, дающая согласие, должна быть совершеннолетней, разумной и делать это осознанно, будучи психологически независимой.

Гомосексуализм

Это очень болезненная тема. Трактовки понятия разнятся от абсолютного осуждения, когда оправдывается применение смертной казни, до другой крайности, когда священные тексты пересматриваются некоторыми маргинальными мыслителями, которые сами часто являются гомосексуалистами и утверждают, что ислам мужеложство не запрещает. Как сам Коран, так и пророческая традиция не дают простора для реинтерпретаций, указывая, что гомосексуализм является грехом и запрещен в исламе, аналогично еврейской, христианской и многим другим всемирным духовным традициям. Суннитские и шиитские ученые практически единодушны в этом вопросе. Тем не менее обсуждается ряд вопросов, в частности — различие между гомосексуалистом и гомосексуальным актом, пассивной и активной гомосексуальностью (последняя однозначно запрещена), женской гомосексуальностью (встречается реже, но также запрещена в литературе) и с правом личности на сексуальную жизнь, скрытую от общества. Как суннитские, так и шиитские ученые учредили суровые наказания за активный вопиющий гомосексуализм. Большинство мнений подтверждает, что гомосексуализм находится под запретом и не должен публично пропагандироваться в мусульманских странах.

В последние 50 лет активно обсуждаются два вопроса.

Может ли женщина или мужчина иметь нетрадиционную сексуальную ориентацию и при этом считаться мусульманкой (мусульманином)? Часть правоведов, принадлежащих в основном к буквалистской и традиционалистской школе, указывают, что это невозможно: гомосексуалист, будь то мужчина или женщина, являться мусульманином не может. Подобное мнение не выражает точку зрения большинства ученых, признающих это возможным, равно как любой мусульманин может совершать действия, противоречащие установленным правилам и принципам ислама. Совершение греха, зла никогда не являлось причиной выхода из ислама, и хотя гомосексуализм считается грехом, никто не имеет права объявлять такого человека немусульманином.

Каким должно быть исламское отношение к гомосексуализму? Важно подчеркнуть существенное различие: наше правовое и этическое суждение всегда относится к действиям, а не к личности, совершающей это действие. Более того, Коран напоминает: «Мы даровали достоинство сынам Адама»* (17:70); действие можно осуждать, но не человека. Как в мусульманских странах, так и повсюду руководящим принципом должно стать уважение к человеческому достоинству, даже если мы категорически не согласны с действиями человека. Это главная основа отношения к людям, их сознанию и поведению — уважение к достоинству каждого, но остается право выносить суждение о действиях человека, а не приговор его личности.

Перевод З. Нестеровой

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(135):

1 234 ... +1
7 +0−0Евгений Петрук05:10:44
14/01/2018
0 +0−0Ingush Kavkaz03:27:06
14/01/2018
В Исламе нет никаких таинств. Все как есть. Соддомия запрещена, хочешь заниматься ей никто к тебе в постель лезть не будет. Даже за измену трудно доказать, не то что за соддомию, нужно чтоб было 4 свидетеля и чтоб видели сам акт а не голых изменщиков, записи с шпионской аппаратуры не котируется в суде.
То есть все те гомики, которым прилюдно головы рубили в Саудовской Аравии, делали это демонстративно, на глазах 4 свидетелей? ))
Ну-ну
7 +0−0Andrew vv01:28:30
14/01/2018
По поводу скриншота.
"Белое солнце пустыни" - шедевр! :)
6 +0−0Sergey Valien14:58:26
14/01/2018
-7 +0−0Ilyas Хас14:18:45
14/01/2018
Ислам религия богобоязненых людей, которые имеют высокую нравственность и культуру. А ты сам являешься отсталым человеком , раз так говоришь. Зная только то , что по телевизору показывают про Мусульман. Это в основном направлено на негативную реакцию людей про Ислам.
Ага. ИГИЛ тому яркий пример..
6 +0−0Евгений Петрук05:13:07
14/01/2018
0 +0−0Ingush Kavkaz03:27:06
14/01/2018
В Исламе нет никаких таинств. Все как есть. Соддомия запрещена, хочешь заниматься ей никто к тебе в постель лезть не будет. Даже за измену трудно доказать, не то что за соддомию, нужно чтоб было 4 свидетеля и чтоб видели сам акт а не голых изменщиков, записи с шпионской аппаратуры не котируется в суде.
Слушай, а как же тогда все эти "убийства чести" в Чечне и Ингушетии? Например, когда поздно вернувшуюся домой дочь убивает отец. Примеров же масса. Каждая из них, значит, не просто задержалась, а секс ом занималась на глазах четырёх свидетелей?
6 +0−0Евгений Петрук05:03:07
14/01/2018
-1 +0−0Chikcharni Chikcharni04:41:21
14/01/2018
Графомания.Плагиат.Кусок оттуда,кусок отсюда,малость изменить и "Смотри,мама,я журналист!".Статья написана для того,чтобы быть.Ни уму,ни сердцу.
Ты - идиoт? Вообще-то это не статья, а кусок главы из книги. О чём прямо сказано в аннотации.
5 +0−0Владимир Савченко17:18:18
14/01/2018
-2 +0−0Ilyas Хас14:13:57
14/01/2018
У мусульман женщина имеет больше прав , чем в любом другом обществе. Так , что не болтай, то о чем незнаешь.
В том числе право быть забитой камнями за секс вне брака. У мужиков такого права нет.
5 +0−0Lera Lera15:42:40
14/01/2018
-3 +0−0Тино Аско14:37:24
14/01/2018
Полигамия - это возможность для женщины выйти даже и за женатого мужчину. Поэтому, многоженство расширяет возможности выхода женщин замуж. Поэтому женщинам это явление более чем полезно и выгодно.
Чушь какая. В интересах женщины как раз полиандрия. Когда можно иметь несколько мужей. Де факто в западном обществе существует поли андрия и полигамия , но в этом случае женщина свободна и может выбирать, с кем ей лучше. А полигамная семья с кучей наследников, из которых мальчики имеют преимущество - это оставьте архаичному востоку. Вообще, странное у Вас видение. Один муж на троих, это как один тампон на троих. Фу.
5 +0−0Lera Lera12:11:36
14/01/2018
-6 +0−0Мухамад Нураев11:41:58
14/01/2018
Бред вся книга .Миф это наличие авторитет автора книги. Он писал то что будут покупать ) . У женщины в обществе мусульман как правило куда больше прав . Я не знаю откуда вы но в России каждый пятый ребенок без отца ) .символ россии женщина в желтой робе с кувалдой . Каждый год в РФ по пьяни убиваю 1000 женщин как минимум но права нарушаются у мусульман?
Права у женщин в исламе есть, кто же это отрицает? Но почему-то у мужчин в исламе прав значительно больше, а женщина находится в полной зависимости от мужа или отца или опекуна вместе со всеми своими правами и с очень ограниченной возможностью выбора. Вы тут не видите противоречия?
5 +0−0Илья Ипполитов09:31:37
14/01/2018
Много воды, вывод: у муслимов женщина не человек. Но это и так все знали
5 +0−0Дезактиватор 08:36:23
14/01/2018
0 +0−0Ingush Kavkaz03:27:06
14/01/2018
В Исламе нет никаких таинств. Все как есть. Соддомия запрещена, хочешь заниматься ей никто к тебе в постель лезть не будет. Даже за измену трудно доказать, не то что за соддомию, нужно чтоб было 4 свидетеля и чтоб видели сам акт а не голых изменщиков, записи с шпионской аппаратуры не котируется в суде.
Дурак ты мальчик с Кавказа и на это есть четыре свидетеля, хотя даже больше. Практически все комментаторы Ленты.
5 +0−0Евгений Петрук05:15:05
14/01/2018
-4 +0−0Ingush Kavkaz03:22:30
14/01/2018
это бред, а вот что не бред так это то что русские это ярые исламофобы. )))
А что, в Саудовской Аравии женщины обладают полным набором гражданских прав наравне с мужчинами? Давно ли?
4 +0−0Lera Lera20:49:53
14/01/2018
0 +0−0Василий Петров15:31:56
14/01/2018
Это искажение. Мы ведь все далеки от идеала ...? Даже развестись сложнее, так как надо вернуть всё приданое, + "процент" за его использование и + утеряный доход. :(
Да при чем тут это? Право, основанное на религиозных догматах, продиктованных неграмотным человеком, занимавшимся грабежами и убийствами, для меня не имеет никакой ценности. Ценность имеет только лишь человеческая жизнь и личность, чего женщины вообще лизины в исламе. Женщина там расценивается как говорящее имущество, необходимое для размножения.
4 +0−0Sergey Valien17:14:36
14/01/2018
-7 +0−0Rustam Fami16:51:34
14/01/2018
в общей массе бабы по природе тупее мужчин. все придумали и построили мужчины. по одной только этой веской причине давать равноправие бабам это неправильно. они со своей м@ндой не могут нормально разобраться, отдаются налево и направо как кошки.
в общей массе бабы по природе тупее мужчин.
--
Ещё один "спец", понятия не имеющий о предмете спора..
4 +0−0D K12:22:59
14/01/2018
-3 +0−0Sobol Pavlov11:51:14
14/01/2018
Почему в Исламе нет монахов и монастырей?
Ты про дервишей слышал? или читать недавно научился?
4 +0−0Lera Lera12:07:53
14/01/2018
-2 +0−0Мухамад Нураев11:48:20
14/01/2018
Гей парады и гей клубы видимо тоже в исламских странах .?
Процент долбанутых на голову вещде одинаков но долбятся в основном в "свободном мире" ) если вы скажете в саудии что два мужика идущих под руку не рузья а геи вас прикончат на месте . У них это обычий друзьям ходить за руку вы ведь не будетп ходящих вместе в баню или целующихся типа брежнев хонокер называть голубыми ? Да и вопрос в какрй вы лично мусульманской стране жили ?
просто этот "свободный мир" свободен от религиозных догм и предрассудков, сохраняя при этот гуманистические ценности и принципы. Свободный мир опередил религиозно мракобесные страны на столетия в техническом и социальном отношениях. Выбирайте, что Вам ближе. Сказки про 1001 ночь и мифы кочевых скотоводов или прогресс.
4 +0−0фишер лейба08:23:56
14/01/2018
0 +0−0Mex ican06:11:26
14/01/2018
Педерастия зародилась в мусульманских странах. В Египте, Пакистане, Афганистане, Иране, Ираке, Морроко, Ливане - везде парочками ходят тощие в обтянутых джинсах мужчинки. Маленьких мальчиков наряжают в девочек и заставляют танцевать перед сношением в задний проход. привязывают мальчиков к кроватям ну и т.д. К сожалению это традиция. Лимитированность женщин и особенно красивых девушек заставляет молодых мужчин становится волей неволей педерастами
да ты что а греция а италия.хотя правда они тогда как и иран были языческие страны. но гомосексуализм веками поддерживался и развивался в христианских моностырях.почему папа отставку ушел. все кардиналы гомофикусы потому как
4 +0−0Wo Habe ich Dich Geehen .04:19:37
14/01/2018
я не согласен со статьёй . А главное с её заголовком )
Железным аргументом хочу предложить посмотреть любой видеоролик о Курбан Байраме в Москве . Если вы увидите среди "нюхающих асфальт" хоть одну особь женского пола то я вам перечислю сто долларов . Большинство знают что такое хиджаб. А Вы знаете что такое Бурка ?Загуглите как выглядят женщины в Бурках) У них Хэллоуин круглый год )
3 +0−0Sergey Valien12:19:32
14/01/2018
-2 +0−0Мухамад Нураев11:30:49
14/01/2018
Абсолютно раздельный деньги мужа это деньги семьи . Деньги женщины это ее деньги .
При обязательном условии - муж разрешил жене работать.
Замечу, в Саудовской Аравии этого мало - до работы нужно еще добраться, а женщина не имеет права одна выйти на улицу.
Ты договаривай важные нюансы, не замалчивай!
3 +0−0Sergey Valien12:06:22
14/01/2018
2 +0−0Пушкинд11:59:39
14/01/2018
Полигамия свойственна лишь тем культурам, где высокая нуждаемость в рождении как можно большего числа воинов. То есть, в культурах экспансионистских, где положение мужчины оценивается по количеству сыновей, а положение женщины не оценивается вообще
Бред.
3 +0−0Hans Landa01:53:53
14/01/2018
В Саудовской Аравии за это что? И поверьте, среди элиты таких там много... Лицемеры))
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь