„ | Я всегда подозревал, что это Бюрримор... | “ |
В Москве на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction побывал французский писатель, литературовед и публицист Пьер Байяр. На русский язык переведены его книги с провокативными названиями «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали», «Искусство рассуждать о странах, в которых вы не бывали» и «Дело собаки Баскервилей». Если заголовки первых двух говорят сами за себя, то третья представляет собой детективное расследование, в ходе которого автор доказывает, что Артур Конан Дойл и его легендарный персонаж-сыщик ошиблись и назвали преступником не того. В Москве Байяр представил свою новую книгу «"Титаник" утонет», в которой обратил внимание на странный феномен: литературные произведения способны предсказывать будущие достижения и катастрофы.
Общеизвестно, что пророчествами славятся фантасты. Количество предсказаний, сделанных Жюлем Верном, удивили бы даже его самого, будь он жив. И, разумеется, Пьер Байяр в своей книге его вспоминает:
«Среди технических изобретений писателя-фантаста есть предшественники подводной лодки («Двадцать тысяч лье под водой»), самолета и вертолета («Робур-Завоеватель»), кинематографа («Замок в Карпатах»), радио («Идеальный город») и даже факса («Париж в ХХ веке»), и это не считая электричества, постоянно присутствующего в романах, где действие происходит в будущем».
Также Байяр обращает внимание на роман «Вверх дном», в котором герои собираются выправить земную ось таким образом, чтобы увеличить солнечную освещенность в некоторых точках земного шара (это позволит растопить льды Арктики и начать разработку каменного угля). В точности такая мысль пока никого не посетила, зато о глобальном потеплении и наводнении в масштабах планеты ученые говорят уже всерьез и не одно десятилетие.
Но все же начинает Байяр свой список литературных прорицателей не с Жюля Верна, а с Франца Кафки.
В его неоконченном романе «Процесс» Йозеф К., служащий крупного банка, однажды утром был взят под арест. При этом обвиняемый не знает, в чем его обвиняют. Далее начинается судебный процесс, слушания которого проходят в неназванном месте, документами судье служат книги эротического содержания и далее «кафкианскость» идет по нарастающей.
Вторым текстом в этом ряду Байяр считает также неоконченный роман «Замок». Рассказчик прибывает в деревню, чтобы занять там должность землемера. При этом деревня находится в ведении таинственного Замка и управляется некоей очень туманно устроенной администрацией. Настолько туманно, что параллельные структуры издают противоречащие друг другу указы, и никто толком не может сказать наверняка, нужен деревне землемер или нет, зато поглощены плетением интриг.
Учитывая время написания романов, Кафка мог уловить некоторые тенденции, ведущие общество к тоталитаризму, но все же наверняка говорить о том, что все на это указывало, никак нельзя. А значит, предвидение налицо.
Есть писатели, которые предсказали политические, общественные и научные перемены, а есть те, кто предвидел катастрофы. Сюжет жутковатого романа Эдгара Алана По «Приключения Артура Гордона Пима» о плавании и крушении (с элементами каннибализма) корабля «Дельфин» на 50 лет предвосхитил несчастливое плавание яхты «Миньорет». А за 14 лет до гибели «Титаника», в 1898 году, в Соединенных Штатах в романе «Тщетность, или крушение "Титана"» Морган Робертсон с точностью до деталей описал гибель «Титаника».
К разряду предсказательных Байяр относит и роман Мишеля Уэльбека «Платформа», в котором тот описывает теракт в Таиланде. Книга вышла на год раньше, чем аналогичный теракт случился на Бали. А роман Тома Клэнси «Долг чести», в котором террорист направляет Боинг в здание Капитолия, вышел на семь лет раньше, чем случилась трагедия 11 сентября 2001 года. И вероятность того, что террористы читали оба эти романа, так мала, что можно считать ее нулевой.
Впрочем, сам Пьер Байяр выступает против термина «предсказание» или «пророчество» и настаивает на более нейтральном: «предвидение». И призывает публику внимательней читать книжки. Иначе о предвидении того или иного писателя широкая аудитория начинает говорить уже после того, как катастрофа случилась в реальности.
Пьер Байяр: «Если Набоков написал "Лолиту", это еще не значит, что Набоков — педофил»«Жанр, в котором я пишу, я называю теоретический фикшен — то есть теоретическая художественная литература. У этого жанра есть некоторые особенности. Например, иногда я согласен с тем, что говорит мой рассказчик, а иногда нет.
Надо понимать, что (как и в любом другом литературном произведении) я, автор, не равен своему рассказчику в книге. Если в "Лолите" Набокова рассказ ведется от лица Гумберта, а его создал Набоков, это еще не значит, что Набоков — педофил. Это правило понятно для художественной литературы, но обычно публицистические или научно-популярные книги так не пишутся. А я как раз пишу.
Поэтому когда я в "Искусстве рассуждать о книгах, которых вы не читали" говорю, что я что-то не читал, — это не значит, что я — Пьер Байяр, а не рассказчик — ее и правда не читал. Скажем, я признаюсь, что так и не дочитал "Улисса". Но когда я говорю со специалистами по "Улиссу", я вижу по их реакциям, что они полностью не читали эту книгу. Пруст — автор из того же ряда. В 1960-е годы во Франции была мода обсуждать Лакана или Фуко, хотя мало кто из собеседников их на самом деле читал. Это забавно.
Если направление в литературе, которое я создал, я назвал теоретический фикшен, то метод, который я использую, я назвал интервенциональная критика — от слова "интервенция".
Я написал уже три такие книги, скоро появится четвертая — это будет четырехтомная трилогия. Первый том называется "Кто убил Роджера Экройда". И метод мой заключается в том, что я беру знаменитый роман Агаты Кристи и доказываю, что сама Агата Кристи и ее главный герой Эркюль Пуаро ошиблись: тот, кого они назвали убийцей, невиновен. Я берусь сам за это расследование и в финале доказываю, что настоящий преступник — вот этот персонаж. Не скажу кто. И сегодня многие критики уже со мной согласны.
Таким же образом я взялся за "Гамлета" и доказал, что Клавдий не убивал отца Гамлета. Следуя законам детективного жанра, я показываю, кто на самом деле это сделал.
Книга "Дело собаки Баскервилей" — третья часть этой серии. Если в первых двух книгах я спас двух незаслуженно обвиненных в убийствах людей, то в этой книге я спас собаку и нашел настоящего преступника. Такая критика художественного текста развивает внимание, поэтому сейчас ее начинают преподавать в некоторых вузах. Для того чтобы успешно справляться с этой задачей, необходимо иметь критический ум и все время всех подозревать. Поскольку я все время кого-то подозреваю, мне это очень помогает.
Это касается не только убийств, но и любовных отношений. Я доказал, что в некоторых романах между героями существует любовная интрига, а автор ее не замечает. В литературе, как и в жизни, есть вещи, которые ускользают от нашего внимания. Поэтому роль критика-интервенциониста в том, чтобы их найти и указать на них.
Я считаю, что литературный персонаж независим от своего автора. Он может совершать поступки, о которых не знает его автор, а значит, обладает достаточной степенью свободы. Это первое. И второе: персонажи имеют возможность переходить из мира литературного в реальный. Иногда мы оказываемся под таким впечатлением от персонажа, что у нас складывается впечатление, что он реален. В то же время реальные люди могут стать частью литературного мира.
Давайте вспомним, что Конан Дойл был так одержим Шерлоком Холмсом, что хотел от него избавиться. Он-то считал, что главное дело его жизни — совсем не написание детективов, а серьезная литература. А когда он убил Шерлока Холмса, это вызвало целую волну читательского несогласия на международном уровне, потому что люди уже воспринимали Шерлока Холмса как живого человека. И Конан Дойл вынужден был его воскресить. Но не сдержался и, чтобы отомстить, выставил своего героя на посмешище. Именно поэтому в "Собаке Баскервилей" Холмс ошибается.
Когда я думаю о статусе литературных персонажей, мне кажется, что они должны рассматриваться на уровне других меньшинств. У них должны быть свои права, и эти права следует уважать».
Наталья Кочеткова
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +0−0 | Ага Это я | 06:27:37 12/12/2017 |
Я всегда подозревал, что это Бюрримор... |
1 +0−0 | Solder Desolder | 17:29:55 13/12/2017 |
Пьер Байяр называет свой метод интервенциональной критикой, угу. Но на самом деле его метод правильнее будет называть паразитирующим ревизионизмом. |
1 +0−0 | Наум Приходящий | 00:12:55 13/12/2017 | ||||||
| ||||||||
Господи, откуда вы лезете, аудитория Одноклассников и Первого канала со своим вечным "пиарить" и "башлять"? |
1 +0−0 | Ярослав Свет | 19:32:49 12/12/2017 |
Здесь все поругивают француза (подозреваю, что не прочитав ни одной из его книг),а по мне так- здравый мужик. По крайней мере, в части установки быть "внимательным" и "подозрительным". Увлеченность сюжетом и "сверхзадачей",зачастую, обрекает сочинителя на логический конфуз и явную нелепость. Например, из личного опыта-недавно прочитал роман современного писателя Петра Алешковского "Крепость" . Куча премий,положительных отзывов и т.д. Роман действительно хороший ,но всё впечатление было смазано неправдоподобной,пафосной,псевдогероической концовкой гибели главного героя. Кто читал-поймёт о чём я. У главного героя были все шансы (как минимум 2 варианта)выбраться из "западни",но автор целенаправленно его "умерщвляет",превращая в мученика,покрытого миррой. |
1 +0−0 | Sobol Pavlov | 16:49:43 12/12/2017 |
Кстати никто из предсказателей и фантастов не смог предсказать появление мобильного телефона. О чем это говорит? Это говорит о том, что будущее не существует. И его невозможно увидеть или смоделировать в уме. |
1 +0−0 | Eldar Kamalov | 15:44:22 12/12/2017 |
Чушь полнейшая. О возможности большинства событий известно заранее. О том что террористы могут атаковать наиболее знаковые объекты в США, включая Капитолий и ВТЦ, с использованием самолетов было известно за несколько лет до 9/11. Рик Рескорла, глава службы безопасности одной из компаний на тот момент расположенной в ВТЦ, предупреждал о возможной самолетной атаке на протяжениии многих лет и проводил регулярные тренировки по эвакуации. Он погиб при обрушении Южной башни, успев вывести большинство сотрудников из здания |
1 +0−0 | vc13 | 09:43:10 12/12/2017 |
Настоящий буйный но их мало |
1 +0−0 | Сам себе Вождь | 04:24:07 12/12/2017 |
многaбукоф, ниасилил.. |
0 +0−0 | sehocefal | 13:23:33 14/12/2017 |
Хазин предсказал 11.09.2001. А о нём тут ни слова. Лента копец. |
0 +0−0 | Aristax Nechipailo | 00:26:26 13/12/2017 | ||||||
| ||||||||
А по существу что-то возразить есть? ;-) |
0 +0−0 | Иван Стояк | 21:01:27 12/12/2017 |
Вопреки расхожему мнению, писатели-фантасты НЕ предсказали пока ещё ничего, чего бы не было реализовано уже в тот момент. Просто они были любопытны и интересовались тем, до чего большинству людей не было никакого дела... |
0 +0−0 | Spica Antares | 18:46:10 12/12/2017 |
А вообще, интересно будет почитать, т.к. соглашусь с автором на все 100%, что "Такая критика художественного текста развивает внимание" |
0 +0−0 | Spica Antares | 18:40:20 12/12/2017 |
Хм... Кафка со своими тяжёёёёлыми романами, на мой скромный взгляд, никаким боком не связан с предвиденьем тоталитаризма. Внешний мир его интересовал мало. Он беспрестанно в душе (да и на самом деле) предъявлял претензии к отцу и рефлексил по этому поводу, что причудливым образом и отразилось в его творчестве. Сэр Артур не был одержим Ш.Х. Он ему надоел до чертиков, о чем он признавался не раз в письмах друзьям. Поэтому-то он с удовольствием сбросил его руками проф. Мориарти в Рейхенбахский водопад. А воскресил, да - пришлось: исторические и "пиратские" повести не пользовались такой популярностью как рассказы о Шерлоке, а деньги имеют свойство заканчиваться. И в "Собаке Баскевилей", этом шедевре детективной литературы, убийца мог быть только Степлтон. Вот только, и об этом немного рассуждают два друга - Холмс и Ватсон, как он, действительно, собирался доказывать свое родство?)) "Поскольку я все время кого-то подозреваю, мне это очень помогает." И тут вспомнилось: ну, во-первых, знаменитая фраза кочующая по многим соц. страничкам - "Меня настолько разочаровали люди, что в любом хорошем поступке я ищу подвох, лицемерие и обман. И, как правило, нахожу.")) И во-вторы,, приведенную фразу фр. писателя часто повторяла бабушка Агаты Кристи. Свою недоверчивую бабушку Агата потом воплотила в образе мисс Марпл. Подозреваю, что Роджера Акройда, убил все- таки доктор, а не садовник (шучу, т.к. его там не было) Пусть не мисс Марпл, но Пуаро - прав. |
0 +0−0 | Альф | 17:56:53 12/12/2017 |
Вроде пытается трезво рассуждать. Кафка и Набоков тут причём? |
0 +0−0 | Альф | 17:51:25 12/12/2017 | ||||||
| ||||||||
в научной фантастике Кларк писал. правда там больше скайп описан. а уже в '89 это было уже очевидно и без предсказания. |
0 +0−0 | Xin Qilin | 17:27:45 12/12/2017 |
Литературные произведения способны рассказать о возможных достижениях и катастрофах, но случится это или нет зависит не от качества произведения, а от количества такой литературы и прогнозов в ней. Например, случай когда обвиняемый не понимает, в чем его обвиняют, пока не вынесут решение в суде, является фактом во всех юридических процессах. При этом есть общеизвестный факт того, что власть предержащие пудрят всем мозги и ведут сознательно туманную политику , чтобы никто не понял, что они ничего не делают и при этом используют данную власть в своих личных целях (читай «Да, премьер министр»). А на того, кто стал об этом догадываться, клевещут и плетут интриги . Это тенденции не тоталитаризма, а любого перенаселяемого общества в мире. Также и каннибализм –явление частое у неандертальцев , с которыми мы сроднились на 5% , и в некоторых племенах, поэтому вероятно и в современности. Любые корабли рушатся по одним физическим законам и имеют вероятность столкнуться с айсбергом. Терроризм – явление начатое русскими анархистами с момента распространения ручных бомб, а не началось в Таиланде. А предположение о том, что террорист может направить самолет на небоскреб , явилось сценарием , причем признаваемым самим Бен Ладеном, а не предвиденьем. А читать всего "Улисса" и не надо , достаточно почитать любую главу и понять принцип творческого потока сознания, о чем написано в аннотации к книге… Пруст — автор совсем из другого ряда, где тонкие внутренние впечатления заменяют реальность, состоящую из банального минимума событий , типа «она ушла, но я ее любил». Как итог: забавно, но применяя стороннюю логику и фантазию в дополнении к любой литературе можно найти или додумать в ней то, чего в ней на самом деле и нет, том числе различные предсказания или то, что персонажи имеют возможность переходить из мира литературного в реальный и обратно, но с признаками социальных меньшинств… Но это работа читателя, а не писателя того, чего не читал.. |
0 +0−0 | Sobol Pavlov | 16:46:39 12/12/2017 |
В романе «Процесс», Кафка, я думаю описывает не что иное, как серьезную(тяжелую) болезнь, которая навалилась на человека и он(человек) проходит через все стадии, от отрицания, неприятия.. и до смерти. |
0 +0−0 | Eldar Kamalov | 15:45:51 12/12/2017 | ||||||
| ||||||||
Комментарий с ссылкой удалили. Гуглите R v Dudley and Stephens, там есть статья в Википедии (на англ) |
0 +0−0 | Aristax Nechipailo | 15:17:49 12/12/2017 |
Интересно, сколько автор, приехавший в Москву пиарить свою книжку, забашлял ленте, чтобы она опубликовала эту его галиматью? ;-) Ну полный маразм :-( А уж Кафка то как за уши к этой теме притянут!!! |
0 +0−0 | Антон Васютчиков | 14:41:56 12/12/2017 |
Автор пишет: "Сюжет жутковатого романа Эдгара Алана По «Приключения Артура Гордона Пима» о плавании и крушении (с элементами каннибализма) корабля «Дельфин» на 50 лет предвосхитил несчастливое плавание яхты «Миньорет». " Что это за яхта такая? Никогда не слышал о ней, а гуголь, при запросе названия, выдает только ссылку на статью? |