Конец истории

11:11 26/09/2017 Культура
Конец истории
Современный Пелевин чисто коммерческий писатель, выдаивающий досуха своё раскрученное в начале 2000-х имя. Для тех, кто не в курсе, у Пелевина многолетний контракт с издателем, по условиям которого Виктор Олегович обязан выдавать по роману в год. Именно поэтому старый интересный Пелевин уровня "Омон...читать полностью

«А может быть, никакого Пелевина и нет. Может быть, за него компьютерная программа книги пишет», — подобную версию относительно творческого метода одного из главных современных российских писателей из уст обывателя можно услышать довольно часто. Вполне вероятно, что и сам Виктор Олегович о ней знает. Но даже если и нет, его новый роман «iPhuck 10» можно прочесть как своего рода ответ на это предположение.

МИР РОМАНА

Для начала, о ключевом, заглавном предмете: iPhuck — это гаджет для занятия сексом. Дорогой и сложный (гораздо сложнее, чем просто фаллоимитатор или искусственная вагина), с выходом в интернет, обеспечивающий пользователю ощущение абсолютной реальности происходящего.

Дело в том, что в России второй половины XXI века (а именно в это время происходит действие романа) секса нет. То есть им больше не занимаются телесно. Точнее, теперь для этого нужны не две биологические особи, а одна. Половой контакт между мужчиной и женщиной, мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной и вообще любые виды секса, где требуется присутствие более одного биологического тела, — маргинализован. Люди спят с проекциями (андроидами или iPhuck'ами), а размножаются через пробирку, чтобы избежать инфекций и дать здоровое потомство. Зато иллюзия позволяет провести ночь со сказочной принцессой или римским гладиатором — да с кем угодно. Редкие поклонники физического секса еще остались, но они вне закона.

Виктор Пелевин всегда очень скрупулезно выстраивает свои миры и подробно их описывает. И роман «iPhuck 10» в этом смысле — не исключение. Во второй половине XXI века сетевое и виртуальное если не окончательно взяло верх над биологическим и физическим, то во всяком случае обрело не менее убедительный статус. Например, появились специальные кладбища/колумбарии, где после смерти человека хранится облако его девайсов.

Государственная политика тоже претерпела существенные изменения: Российская Федерация теперь называется Российской Империей, это монархия (ее восстановили в конце 2030-х), и она управляется клонированным Государем (38 процентов биологического материала взяли из левого уса Никиты Михалкова и добрали геномами европейских, китайских и абиссинских династий). Если с Государем приключается что-то нехорошее, то Аркадия Первого сменяет Аркадий Второй, Третий и далее по списку. Описанные в романе события разворачиваются при Аркадии Шестом.

ГЕРОИ

Владимир Сорокин как-то сказал, что писатель — это «пишущее тело». У Виктора Пелевина же герой-рассказчик — это пишущий разум, лишенный телесного воплощения. Сам про себя он говорит, что он «типичный российский искусственный интеллект второй половины XXI века», «полицейско-литературный робот ZA-3478/PH0 бильт 9.3» с достоевским именем Порфирий Петрович. ПП (назовем его так для краткости) живет только в сетевом пространстве, а его характер, по его же меткому определению, «окрашен в контрастные тона нашей исторической и культурной памяти» и сочетает в себе одновременно и «Радищева с Пастернаком и как бы дознавателя по их объединенному делу».

Внешность полицейского робота может быть любой, но менять он ее волен в рамках некоего заданного шаблона. ПП носит «петровские усы торчком», бакенбарды (любого цвета: от оранжевого до фиолетового) и «лысину с длинным зачесом поперек». Сам про себя он шутит: горе look'овое (в романе не прямо россыпь узнаваемых фирменных пелевинских каламбуров, но их много, и они привычно смешные). Ну и главное: алгоритм робота ПП выполняет две функции. Первая — «раскрывать преступления, наказывая зло и утверждая добродетель» (да, ему свойственны некая напыщенность и витиеватость стиля). То есть он сотрудник Полицейского Управления. И вторая — писать об этом роман в реальном времени.

Робот написал уже 243 романа, а после того, как его взяла в аренду (это тоже возможно) некая искусствовед и куратор по имени Маруха Чо (бритая наголо, «иссушенная диетами», облаченная в кожаную БДСМ-упряжь с шипами женщина, чей гендер был определен в анкете как «баба с яйцами») для «конфиденциального анализа арт-рынка», приступил к написанию 244-го — то есть, собственно, романа «iPhuck 10». И он как бы пишется буквально по мере того, как читатель перелистывает страницы.

ЖАНР

Как шутят сценаристы, второй вопрос, который обычно задает продюсер (первый: кто главный герой?), звучит так: кто злодей и где любовная линия? Ответ: злодей — баба с яйцами, и любовь — у сетевого ищейки, будет с ней же. Много любви. Напряженной и изобретательной. В какой-то момент в ход пойдет даже красная английская телефонная будка, причем не как место встречи, а как инструмент проникновения, но спойлеры нынче не приветствуются. Маруха отправляет ПП собирать информацию о разных произведениях искусства, а в перерывах их отношения развиваются от флирта до секса. Разумеется, виртуального.

Поэтому жанровая принадлежность романа «iPhuck 10» находится где-то между детективом и любовным романом. Если вспомнить «Священную книгу оборотня» и «S.N.U.F.F.», то рядом с ними на полке можно поставить и «iPhuck 10». И надо сказать, что такая джеймсбондовщина в абсурдных футуристических декорациях удается Виктору Пелевину лучше всего. Его ирония и цинизм очень идут любовной линии, а талант фантаста — сложному образу антагониста.

СОВРИСК

Поскольку область совершения преступления и его расследования — современное искусство, то читателя ждет много остроумных объяснений его сути, художественной ценности, формирования спроса и предложения («Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает — или не дает — das Kapital»), а также роли художников, в частности Павленского, в художественном процессе. При этом современная героям культурная парадигма называется «новой неискренностью».

КРИТИКИ

Об отношениях Виктора Пелевина с литературными критиками можно было бы написать отдельный роман. Они непростые. На них влияет множество обстоятельств: от текста пелевинского романа до представлений конкретного критика о прекрасном. Некоторые уважаемые обозреватели старшего поколения довольно резко отзывались о книгах писателя. В ответ Виктор Пелевин придумывал им обидные прозвища и в качестве эпизодических персонажей выводил в неприглядном виде в своих новых романах.

И вот в «iPhuck 10» устами своего литературного робота-полицейского автор разразился длинной филиппикой в адрес всех критиков вообще и их роли «кураторов литературного процесса». Местами нападки слишком грубы, чтобы претендовать на изящество. Местами слишком изящны, чтобы казаться грубыми. Вот некоторые особенно эмоциональные пассажи.

(О критиках): «Критик, по должности читающий все выходящие книги, подобен вокзальной минетчице, которая ежедневно принимает в свою голову много разных граждан — но не по сердечной склонности, а по работе. Ее мнение о любом из них, даже вполне искреннее, будет искажено соленым жизненным опытом, перманентной белковой интоксикацией, постоянной вокзальной необходимостью ссать по ветру с другими минетчицами и, самое главное, подспудной обидой на то, что фиксировать ежедневный проглот приходится за совсем смешные по нынешним временам деньги».

(Что такое мейнстримное СМИ): «Смердящий член, которым деградировавший и изолгавшийся истеблишмент пытается ковыряться в твоих мозгах».

(Ну и об отличии критика от блогера):«Если человек высказывается как блогер и частное лицо, это одно. Но когда он выступает в СМИ как «критик»... Это как если бы на огромном смердящем члене сидела злобная голодная *****вошка, которая, пока ее носитель продавливает серьезные аферы и гадит человечеству по-крупному, пыталась напакостить кому-то по мелочи...»

Все это выглядело бы как искренняя обида писателя на журналистов, если бы не одно но. Пелевинская ирония такова, что главный герой, который произносит все эти гневные тирады, через некоторое время сам окажется в критиках, хотя и в состоянии измененного сознания.

А значит, игра продолжается.

Наталья Кочеткова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(230):

1 234 ... +1
14 +0−0Ilya Z12:00:35
26/09/2017
Современный Пелевин чисто коммерческий писатель, выдаивающий досуха своё раскрученное в начале 2000-х имя. Для тех, кто не в курсе, у Пелевина многолетний контракт с издателем, по условиям которого Виктор Олегович обязан выдавать по роману в год. Именно поэтому старый интересный Пелевин уровня "Омон Ра" или "Чапаева" или "Empire V" или даже "Ананасной воды" – умер, а на его место пришел коммерческий скорописец за $$$. Последние романы Пелевина – лютый бред, написанный в спешке, чтобы отработать бабло – и это чувствуется, этого не скроешь. Вот поэтому Сорокина я всегда покупаю в бумаге, а нынешний Пелевин достоин только того, чтобы украсть цифровую копию, брезгливо её просмотреть, и, не дочитав – удалить файл.

P.S.
Пассажи про возврат монархии и империи – сама идея – беззастенчиво украдена у Сорокина, из пророческого "Дня Опричника".
12 +0−0Абизьян 13:44:38
26/09/2017
Хотел прочитать о России после Путина, а на Ленте опять про секс...
8 +0−0Александр Казаков12:20:12
26/09/2017
14 +0−0Ilya Z12:00:35
26/09/2017
Современный Пелевин чисто коммерческий писатель, выдаивающий досуха своё раскрученное в начале 2000-х имя. Для тех, кто не в курсе, у Пелевина многолетний контракт с издателем, по условиям которого Виктор Олегович обязан выдавать по роману в год. Именно поэтому старый интересный Пелевин уровня "Омон Ра" или "Чапаева" или "Empire V" или даже "Ананасной воды" – умер, а на его место пришел коммерческий скорописец за $$$. Последние романы Пелевина – лютый бред, написанный в спешке, чтобы отработать бабло – и это чувствуется, этого не скроешь. Вот поэтому Сорокина я всегда покупаю в бумаге, а нынешний Пелевин достоин только того, чтобы украсть цифровую копию, брезгливо её просмотреть, и, не дочитав – удалить файл.

P.S.
Пассажи про возврат монархии и империи – сама идея – беззастенчиво украдена у Сорокина, из пророческого "Дня Опричника".
А Вы правда думаете, что Сорокин в этом вопросе первый или изыскано шутите?;-)
Так-то он даже не в первой полусотне.
7 +0−0Игнат Кобелев13:14:09
26/09/2017
Соглашусь с большинством откликов на позднего Пелевина. Но все же лучше читать Пелевина, чем российские СМИ! Какое же верное определение им он дал :)
7 +0−0Александр Барышников12:54:54
26/09/2017
Пелевин прогрессирует. Теперь даже статьи о его книгах превращаются в неперевариваемую хрень.
6 +0−0Иван Иванов03:51:31
27/09/2017
Все просто. Тиражи Пелевина падают, причем наглядно и катастрофически. Недавно вышла его новая книга и никакого ажиотажа как в прежние времена. Книга (какая, кстати? название даже не на слуху) плохо продается, так ЭКСМО решило на Ленте материальчик тиснуть, подтолкнуть продажи.
Никому этот ололо-гуру в очках газосварщика уже не неинтересен. Писатель поля Чудес, и дураков-буратин его читать все меньше и меньше.
6 +0−0Sergey Yermolayev18:38:43
26/09/2017
Прочитал текст. И зачем было в подзаголовок совать фамилию Путина?! Без него у нас уже даже фантастика не пишется? Ну что за желтизна в заголовках?
5 +0−0Всегда против06:37:12
27/09/2017
Ну наконец есть что почитать.
Виктору Олеговичу здоровья и долгих лет жизни.
5 +0−0John Saxtorph15:30:39
26/09/2017
Литература уже не та:
Опять Пелевин и xyeтa
5 +0−0Zanoza .13:40:06
26/09/2017
"Никогда такого не было - и вот опять" (с)
Ну и какая связь заголовка и подзаголовка с последующим текстом?

Вы, дорогая редакция, конечно, такими методами наберете нужное вам количество просмотров... на сей момент.... И создадите иллюзию. И сможете предъявить полученный таким образом "рейтинг" тем, кто размещает тут у вас совершенно дурацкую рекламу... Но вы уверены, что это - верная стратегия для популяризации и процветания Ленты?

Да и производить какие-либо действия, помогающие вам обходить блокировщик рекламы на компах читателей вам тоже никто мандат не выписывал. Тем более, что ссылка с рекламой, к примеру, "соляриса" внезапно всего лишь за 300 тысяч лично у меня вызывает подозрение, что она фишинговая.
Не говоря уж о том, что форум Ленты совсем не загружается в режиме "приватного просмотра". Ну вы поняли, да?..

П.С. Специально для Вас, Господин Модератор:
Текст моего комментария более чем по теме статьи.
5 +0−0Илья Николаевич Архипов13:15:20
26/09/2017
0 +0−0Прямой Эффект11:35:44
26/09/2017
Отлично, с удовольствием прочту. Особенно учитывая его гениальное высказывание:
"Российский старожил давно заприметил вострую особенность нашего бытования: каким бы мерзотным не казался текущий режим, следующий за ним будет таким, что заставит вспоминать предыдущий с томительной ностальгией."
На ельцина с гайдаром ностальгируешь?
5 +0−0Фидель12:21:11
26/09/2017
Роман не читал, но одобряю
4 +0−0Кирилл Малыгин20:18:56
26/09/2017
Пелевин оригинал. Он никому не подражает и соответственно ему тоже.
4 +0−0B_ G_15:58:15
26/09/2017
0 +0−0Патриот Украины15:44:17
26/09/2017
прочитал название книги и подумал что она про украину
А о чем еще де6ил может подумать?
4 +0−0Будь готов15:34:02
26/09/2017
Полное говнище.
4 +0−0Максим Незнайка13:08:56
26/09/2017
-2 +0−0vancetti11:39:50
26/09/2017
Пелевин никогда, даже близко, не сравнится с А.А.Прохановым в попытках рассказать о высшем руководстве страны.
Пелевин vs Проханов? Чета ржу ))
4 +0−0Юрий Максимов12:50:09
26/09/2017
Я из деревни. Пробовал и читать, и курить Пелевина. Ни то, ни другое не пробрало. Говорю же - из деревни...
3 +0−0Тимур Орлов03:39:56
27/09/2017
Йопвашумать. Вы заиппали. И те, и другие.
Ну почему бы не забить на все эти либерало-оппозицоннопутинские загоны и не относиться к литературе как к литературе?
3 +0−0Васисуалий Лоханкин01:35:12
27/09/2017
Какая может быть Россия после Путина! Нет Путина-нет России!
3 +0−0Лаврентий Берия23:37:22
26/09/2017
Хорошая реклама, Лента. Читать я это, конечно же, не буду.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь