«Изображать тупого иностранца и вести себя как дома»

00:02 20/08/2017 Культура
«Изображать тупого иностранца и вести себя как дома»
Скандинавия местами напоминает старый добрый совок.

Скандинавский дизайн, скандинавская кухня, скандинавский уют (так называемый хюгге), скандинавская литература, скандинавские сериалы, наконец, — общеизвестны и вызывают интерес, зависть и уважение у представителей разных народов и культур. Однако не может не настораживать тот факт, что большинство почитателей скандинавского образа жизни и мысли все же мечтают о домике на Средиземноморье. Это неслучайно, считает английский журналист Майкл Бут. Его жена — датчанка, поэтому он прожил в скандинавских странах больше десяти лет. За это время он пришел к выводу, что в мире слишком идеализируют эти страны. Бут решил написать честную, лишенную стереотипов книгу о датчанах, шведах, финнах, норвежцах и исландцах, объяснив, почему скандинавские страны стали такими успешными в экономическом и социальном отношении. Книга называется «Почти идеальные люди». На русском языке она вскоре выйдет в издательстве «Эксмо». «Лента.ру» публикует фрагмент текста.

Аксель Нильсен родился в 1899 году в сонном североютландском городке Нюкебинг в семье кузнеца. Из болезненного и ранимого ребенка он вырос в хилого и малорослого молодого человека. Получив зачатки знаний в местной школе, семнадцатилетний Аксель ушел в море на шхуне, направлявшейся к Ньюфаундленду.

Это был первый из его многочисленных побегов от реальности, которые Аксель совершал всю свою жизнь. Следующий случился спустя несколько недель — после перехода через Атлантический океан он сбежал на другое судно. В это время в мире бушевала война, и привычка Нильсена что-то писать в своем дневнике по ночам, его странный акцент и ломаный английский выглядели подозрительно. Товарищи по команде стали подозревать в нем германского шпиона. Он снова бежал, на сей раз домой, устроившись матросом на корабль, идущий в Испанию.

В родном Нюкебинге Нильсену были не слишком рады. Недовольство родителей его уходом из дома только усилилось, когда они узнали о побеге с корабля. Но североамериканские похождения в конечном итоге определили его призвание. После множества отказов двадцатичетырехлетнему Нильсену удалось опубликовать беллетризованную версию своих приключений под названием «Лабрадорские истории». В честь родной местности своей матери-норвежки Аксель взял себе псевдоним Сандемусе. За этой книгой последовали многие другие, причудливо сочетающие художественный вымысел, фактический материал и философские рассуждения в манере, которую критика сравнивала с произведениями Джозефа Конрада.

В жизни Сандемусе было еще много побегов. В 1930 году он с женой и тремя детьми переехал в Норвегию из-за финансовых проблем (в частности, он продал права на следующую книгу одновременно двум издателям). Во время Второй мировой войны он снова бежал, на этот раз в Швецию, из-за своих связей с норвежским Сопротивлением. Правда, эти связи ограничивались периодическими попойками в компании настоящих партизан. Но именно собутыльники убедили писателя уехать, опасаясь, что он не сможет держать язык за зубами. Вернувшись в Норвегию в 1945 году, Сандемусе оставил жену и детей ради другой женщины, родившей ему двойню.

Судя по всему, аморальный фантазер Сандемусе был неприятным человеком. Один из его сыновей обвинял отца в педофилии, инцесте, жестоком обращении с животными и двоеженстве. Позже список обвинений пополнило подозрение в убийстве норвежца. Недавно я обратил внимание на портрет Сандемусе, украшающий хвост «Боинга-737» авиакомпании Norwegian Air. Не самое подходящее лицо компании, скажем прямо.

В наши дни Сандемусе читают мало, если не считать небольшого фрагмента романа «Беглец пересекает свой след», опубликованного в 1933 году. Действие книги происходит в вымышленном городке Янте, в котором нетрудно узнать Нюкебинг. Вызвавший острую полемику роман сатирически описывает жизнь датской провинции с ее мелочностью, завистливостью, кривотолками, лицемерием и невежеством. Особенно сильно возмутились в Нюкебинге — прототипами убогих духом персонажей послужили многие его жители.

Фрагмент «Беглеца», который стал для датчан и исчерпывающей характеристикой, и приговором, представляет собой набор правил для жителей Янте. Законы Янте — своего рода датские Десять Заповедей, ставшие хрестоматийными для всей Северной Европы.

Любому человеку, планирующему переезд в Скандинавию, будет полезно с ними ознакомиться.

Законы Янте

Не думай, что ты что-то собой представляешь.
Не думай, что ты так же хорош, как мы.
Не думай, что ты мудрее нас.
Не воображай, что ты лучше нас.
Не думай, что ты знаешь больше, чем мы.
Не думай, что ты значительнее нас.
Не думай, что ты для чего-то годишься.
Не смейся над нами.
Не думай, что кому-то есть до тебя дело.
Не думай, что ты можешь чему-то нас научить.

Биография автора, казалось бы, дает основания считать эти правила всего лишь фантазией психологически неуравновешенного человека. Но, по правде говоря, Сандемусе попал в точку, и не только в отношении датчан. Законы Янте вполне узнаваемы среди норвежцев, а в Швеции, как мы увидим дальше, их влияние на общество еще сильнее.

Если заговорить о Законах Янте с современным датчанином, то он только тяжело вздохнет. Вам объяснят, что этого давно нет, что сатира Сандемусе неактуальна и лишь напоминает о временах, когда большую часть населения Дании составляли крестьяне. Даже королева Маргарет осудила их в новогоднем поздравлении нации в 1980-х. Сегодняшние датчане гордятся своими достижениями и радуются за тех, кому сопутствует жизненный успех.

Но спустя пару минут вам приведут примеры из жизни «друзей» и «родственников», пострадавших от тирании Законов Янте «там, в провинции». С вами согласятся, что этот затхлый социальный конформизм, возможно, встречается где-то в дальних уголках страны, но уж никак не в Копенгагене. Датская столица — глобальный город. Ее жители со всеми своими социальными медиа, реалити-ТВ и американизированным потребительством — яркие индивидуалисты.

Мой опыт говорит, что в той или иной степени Законы Янте действуют в Дании повсеместно, хотя они менее заметны в столичной суете. От людей, уехавших из Ютландии, я слышал, что эти нормы до сих пор лежат в основе привычек и поступков. Недавно на званом ужине я сидел рядом с дамой, которая рассказывала, какой удушающей показалась ей атмосфера родного города. «На западном побережье неодобрительно относятся к любому, кто хоть немного выходит за рамки или демонстрирует малейшие амбиции, — говорила она. — Это не нравится людям. Все знают, чем ты занимаешься, и у каждого есть мнение, чем тебе на самом деле нужно заниматься. Мне пришлось спасаться. Я уехала в Копенгаген, как только смогла, и редко приезжаю обратно. Наверное, так часто бывает с родным городом, но особенно остро это чувствуют люди из Ютландии».

А как насчет самого Нюкебинга? Какие признаки Законов Янте обнаружатся, если посетить их родину? Так ли Нюкебинг Морс (если называть его полным именем) убог и мелочен, каким вывел его Сандемусе? Действительно ли его жители подавляют в себе мечты и надежды, одергивают друг друга и не позволяют себе думать, «будто что-то собой представляют»?

Въезжая в Нюкебинг, я был к этому готов. Первая мысль посетила меня при пересечении городской черты: может быть, на действие Законов Янте указывает уже само название города? «Морс» добавлено к нему, чтобы отличать от других датских Нюкебингов. Но почему бы им просто не считать себя главным Нюкебингом, а остальные пусть сами придумывают, чем им отличаться? Я запарковал машину на берегу пролива Лим-фьорд и решил немного прогуляться перед встречей, назначенной в библиотеке.

На первый взгляд центральная улица Нюкебинга выглядела так же, как любая другая центральная улица в датской провинции. Здесь был книжный/сувенирный магазин с поздравительными открытками на вращающемся стенде при входе, несколько магазинов не очень дорогой мужской одежды (с обычными темными джинсами, поло и пиджаками на трех пуговицах, которые служат датчанам униформой на все случаи жизни), парикмахерской, табачной и винной лавкой, пивной и аптекой. Все типично для небольшого городка.

Нечто любопытное я обнаружил только на пути обратно, когда снова разглядывал названия магазинчиков. Мое сердце пело! Названия! Они были удивительно скучными, чуть ли не нарочито обыденными или, как выражаются датчане, tilbageholdende — сдержанными, лишенными малейшего намека на рекламу или бренд.

Парикмахерская так и называлась — «Парикмахерская». Пивная называлась «Пивная». Магазинчик, торгующий одеждой и обувью, привлекал внимание прохожих броским названием «Одежда и обувь», а книжный магазин был Bog Handler, то есть «Книготорговлей». Один из торговцев, очевидно оскорбленный беспардонной саморекламой соседей, назвал свою лавку просто «№ 16», а другой, явно опасаясь обвинений в гордыне, решил именоваться Shoppen, то есть «Магазин». Нельзя сказать, что этим доблестным представителям торговли не хватало маркетинговых навыков, — наоборот, они дерзко отвергали общепринятые представления об умении показать товар лицом.

Только один магазин осмелился выделиться из толпы и возвестил о том, что у его владельца есть имя и он смеет отличаться от всей остальной розницы в Нюкебинге. Он назывался «Туфли от Беттины».

«Поосторожнее, Беттина. В этих местах не любят подобный выпендреж», — мысленно заметил я.

В библиотеке я спросил председателя Общества Акселя Сандемусе Бента Дюпона, считает ли он, что Законы Янте по-прежнему проявляются в Нюкебинге или в датском обществе в целом.

«Нет, что вы, они были актуальны для времен, о которых писал Сандемусе, но никак не сегодня, — ответил Дюпон, похожий в своих круглых очках на учителя-пенсионера. — Законы Янте, когда все друг друга сдерживают установкой «Не думай, что ты что-то собой представляешь» — эти законы мертвы. Единственное место, где они все еще живы, — датские СМИ. Возьмите, к примеру, Билле Аугуста (оскароноcного датского кинорежиссера). Когда он делает неудачный фильм и получает плохие отзывы, он всегда говорит: «О, это Законы Янте!» Если уж на то пошло, сегодня у нас один позитивный Закон Янте — «Ты обязан думать, что ты что-то собой представляешь».

Я молча показал ему фотоснимки, сделанные на центральной улице Нюкебинга. Дюпон просматривал их, и по его лицу постепенно расползалась улыбка, пока он не захохотал в голос — к моему огромному облегчению. «Я понял вашу мысль. Да, здесь есть элемент взаимного сдерживания», — сказал он.

Будем справедливы к Дюпону: большинство датчан тоже считает, что Законы Янте устарели. Я ощущал их влияние острее, когда только начал посещать Данию много лет назад, возможно потому, что был молод, амбициозен и несколько заносчив. Тогда я еще не понимал тайного кода датчан, чья внешняя схожесть с британцами скрывала, как я вскоре выяснил, множество глубоких различий. Со временем я, наверное, еще и отдалился от датчан Янтевского толка, но до сих пор иногда натыкаюсь на них, когда выхожу за пределы своего круга общения.

Обычно мою попытку объяснить, чем я зарабатываю на жизнь, встречают замешательством на грани легкого недоумения. Да, по работе мне случалось путешествовать, ночевать в вызывающе роскошных местах, есть потрясающие лакомства и ездить на дорогих машинах. Но в разговорах с малознакомыми датчанами я стараюсь не упоминать об этом. Это лишь смущает и раздражает их.

Вот несколько недавних примеров действия Законов Янте во всей их красе. Один мой приятель купил новый «Мерседес» и некоторое время был вынужден терпеть шуточку своего брата: «А кто у нас такси вызывал?» (Копенгагенские такси используют аналогичную модель.) Жена другого приятеля отказалась от покупки совсем недорогого дома из-за того, что в нем был скромный бассейн — его сочли ненужным излишеством.

Моя знакомая журналистка Аннегрете Расмуссен недавно спровоцировала дискуссию о Законах Янте, она написала, как приехала на родину из Вашингтона, где она живет постоянно, и стала рассказывать знакомым о школьных успехах сына. «Чтобы взять быка за рога, я сказала: «Он отлично учится. Он лучший ученик в классе». За столом воцарилось гробовое молчание». Как датчанке ей следовало бы подумать об этом раньше, но она только тут поняла, что нарушила правила. «Если бы я сказала, что он лучше других в ролевых играх или в рисовании, все было бы нормально. Но хвастаться академическими успехами категорически неприемлемо».

«Законы Янте — примерно то же, что и закон всемирного тяготения, — уверяла меня редактор газеты и антрополог Анна Кнудсен. — Они повсюду, особенно в сельских общинах, а ведь раньше (во времена Сандемусе) в Дании были одни крестьяне. С установлением демократического строя в 1849 году эти законы стали государственной идеологией, а затем обрели вторую жизнь при социал-демократах. Все это передается от поколения к поколению через пропаганду и школьную систему». «Но знаете, зависть — это не самое главное. Главное — приятие: мы готовы принимать тебя, только если ты такой же. Так поступают крестьяне», — добавила она.

Чтобы посмотреть, действуют ли Законы Янте сегодня, я заглянул в газету. И тут же обнаружил репортаж о наследнике шведской империи Tetra Pak Хансе Раусинге, который влип в историю с наркотиками. Огромный заголовок злорадно гласил: «Его не спасли его миллиарды». Другая статья рассказывала о банкротстве экстравагантного датского бизнесмена, который пачками скупал роскошные машины и заграничные виллы и рассказывал об этом в СМИ. Теперь исходящая жаждой праведной мести статья тщательно описывала роскошь, от которой ему придется отказаться: «Три года назад он гордо рассказывал нашей газете о своих Bugatti и Lamborghini и о том, что он собирается покупать Porsche. А сейчас у него ни копейки». Все газеты мира любят смаковать громкие провалы, но датские, похоже, особенно.

Пути Законов Янте неисповедимы. Некоторые датчане от них освобождены: самое яркое исключение — королевская семья (к которой мы еще вернемся). Но к успешным творческим людям они обычно применимы, хотя чаще всего эти выходцы из порядочных буржуазных или рабочих семей старательно демонстрируют, что успех их не изменил. Актеры и режиссеры обязаны выражать свое презрение к суете вокруг красной дорожки и подчеркивать, что они, как и все, отовариваются в Netto и самолично меняют детям подгузники.

Признание успеха или обогащения на иных поприщах дается датчанам труднее. Шеф ресторана Noma Рене Редзепи рассказывал мне, что соотечественники плевали ему вслед и предлагали «убираться восвояси» (его отец — македонец) после того, как по датскому телевидению показали документальный фильм о его ресторане. Noma, как известно, несколько лет подряд занимал первое место среди ресторанов мира. Но датская пресса раздраженно отреагировала на революционную Новую Скандинавскую кухню Noma, обозвав работников ресторана «пожирателями тюленей». В самом деле, кто дал им право вторгаться на территорию классической датской еды? А еще датчане не одобряют богатство своих звезд спорта и испытывают смешанные чувства по отношению к популярным исполнителям.

Я часто задумывался, как работали Законы Янте до Сандемусе. Ведь он всего лишь описал нравы, которые существовали и раньше. Профессор Ричард Уилкинсон говорил мне, что люди из более или менее равноправных сообществ стараются не показывать себя в выгодном свете. Возможно, это и есть источник Законов Янте: датчане презрительно относятся к тем, кто выделяется на общем фоне, поскольку высоко ценят равенство. «В доисторические времена в племенах охотников-собирателей все были равны, — говорил Уилкинсон. — Тех, кто претендовал на лидерство, подвергали осмеянию, издевкам или изгнанию. Существуют так называемые стратегии контрдоминирования, обеспечивающие максимальное равенство».

А может быть, причина — в наследии лютеранства? Хотя датчане посещают церкви только на Рождество, свадьбу или крестины, христианство по-прежнему играет важную роль в их мировоззрении и поведении. В отличие от Швеции церковь в Дании не отделена от государства, а Закон Божий снова стал обязательным школьным предметом после нескольких лет факультативного преподавания.

Возможно, поэтому упорная работа ради обогащения и демонстрации успехов вызывают неодобрение. В Дании акулы капитализма и капитаны бизнеса не служат образцами для подражания. Покойного нефтяного и транспортного магната Арнольда Мерск Маккинни Меллера — возможно, самого богатого датчанина некоролевского происхождения — уважали, но не любили. А ведь Меллер разумно избегал ненужной демонстрации своего богатства. Если верить PR-департаменту компании Maersk, он придерживался строгой трудовой дисциплины, в возрасте за восемьдесят присутствовал на всех совещаниях, обедал принесенными из дому бутербродами и каждый день поднимался в свой кабинет пешком. Наверное, все это наряду с щедрыми пожертвованиями на общественные нужды (например, он профинансировал строительство копенгагенского оперного театра) помогало ему избегать критики со стороны соотечественников.

Как быть с Законами Янте приезжему? Как не наступить на их мины-ловушки и не задеть мины-растяжки? Есть два возможных подхода. Первый — изображать тупого иностранца и вести себя как дома. Второй — скромно опускать глаза и обещать исправиться.

Независимо от выбранного подхода, для спокойной жизни среди датчан надо помнить о существовании Законов Янте.

Перевод: Е. Деревянко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(77):

14 +0−0Товарищ Чжаочжоу09:14:17
20/08/2017
Скандинавия местами напоминает старый добрый совок.
7 +0−0Dionysus Bacchus07:48:23
20/08/2017
Интересная и хорошо написанная статья.
6 +0−0Vadim Ashdodskiy16:42:07
20/08/2017
Вероятно, у продвинутого англичанина Майкла Бута, волею судьбы закинутого в столь ему противную Данию, было намерение.. ну, скажем по-простому, обоcpaть эту самую Данию. Воспринимать его описания и выводы можно по разному, но у меня лично от опубликованного текста осталось неприятное ощущение по отношению не к Дании, а к автору. Люди живут так, как им удобно и комфортно, защищая привычную им социальную среду доступными для себя (и вполне легальными) средствами. Не можешь / не хочешь приспосабливаться - уходи. И будет достойней, уходя, не брызгать ядом от негодования. Никто не обязан принимать твои взгляды лишь потому, что тебе самому они кажутся правильными и прогрессивными.

Кстати, насчёт смертных грехов создателя "законов Янте" Акселя Сандемусе (педофилия, инцест, убийство, жестокое обращение с животными). Очень похоже, что они изобретены Майклом Бутом. Я не нашёл ни одного упоминания о них, не связанного с пасквилем этого автора.
5 +0−0Mihail Maksimov17:19:40
20/08/2017
Не увидел ничего необычного. По крайней мере для Эстонии это норма. Сама психология устроена так, что человек ведёт себя скромно. Хвастунов и выскочек нигде не любят.
5 +0−0Victor Xoxryakov16:10:30
20/08/2017
1 +0−0Alex Kropotin13:32:58
20/08/2017
Этот закон прекрасно подходит крестьянам, рабочим, ремесленикам, но такое общество никогда не изобретет айфон, теслу или гугл и мнгое есче чего
И Лего не изобретет?:)
5 +0−0Елена Б11:12:10
20/08/2017
Действительно интересная статья. Начинаешь лучше понимать этих людей. Кстати, там был момент, что успехи в ролевых играх - это допустимо. А ведь очень много известных киберспортсменов именно из Дании! Вот оказывается в чем фишка...
5 +0−0Владислав Юрьевич Борщ10:11:55
20/08/2017
1 +0−0Чонг Хуанг08:38:25
20/08/2017
Какелов в Дании сразу отоваривают лопатой по е&@льнику, прямо на границе, независимо от того, соблюдают они какие-то "законы Янге" или нет. Чуть заметят свиное рыло - сразу лопатой - хрясь - и катапультой обратно в Польшу.
боже какой иди0т....
4 +0−0Labas ленточный17:55:39
20/08/2017
Автор не уделил должного внимания первопричине - лютеранству, религии всех скандинавских стран. Основной постулат лютеранства в том, что все от короля до пастуха равны перед богом. Избранных нет и не может быть. Это скандинавы слышали 5 столетий с пеленок. Лютеранство единственная религия, которая провозглашает СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, вот и построили реальный социализм. Без революций и гулагов. В России "социальное" государство пытаются строить дочери и сыновья Пескова...
4 +0−0Victor Xoxryakov16:55:50
20/08/2017
И ещё. Всё время думал что России мешает стать такой же успешной и зажиточной как западноевропейским странам?

Возьмем простую формулу пяти капиталов:

- природный капитал - отлично
- финансовый капитал - не очень, но бывает и хуже
- инфраструктурный капитал - не очень, но бывает и хуже
- человеческий капитал (IQ, уровень образования, квалификации и т.д. у населения) - был отличный, сейчас деградирует, но всё ещё пока на высоте.
- СОЦИАЛЬНЫЙ капитал (уровень доверия в обществе, способность к самоорганизации, умение создавать социальные сети, умение согласованностью достигать эффекта синергии и т.д.) - жирный ноль!!!

Вот и разница в уровне жизни у нас и в Дании!
4 +0−0Alex Kropotin13:27:47
20/08/2017
Живу в Дании 10 лет, все правда. Хочу добавить что эти законы Янте закреплены в первую очередь прогрессивной налоговой системой , подавляющей любую инициативу к увеличению личных доходов.
Онсновная идея - знай свой шесток, а если ты такой умный, то мы у тебя все заберем чрез налоги.
4 +0−0Павел Белозеров12:11:28
20/08/2017
Им явно понравилось бы в СССР
3 +0−0Алексей Варфоломеев09:53:58
21/08/2017
Я так понимаю, самих датчан жить по таким законам вполне устраивает. А что там думают другие - их мало волнует, и правильно. Не нравится - не приезжай и не переезжай. Смотрю на их уровень жизни и понимаю, что критиковать-то особо не за что:) Особенно диким смотрится критиканство со стороны россиян - вот наши-то законы, я смотрю, помогают жить:)
3 +0−0Fat Karlson15:57:16
20/08/2017
1 +0−0Alex Kropotin13:32:58
20/08/2017
Этот закон прекрасно подходит крестьянам, рабочим, ремесленикам, но такое общество никогда не изобретет айфон, теслу или гугл и мнгое есче чего
Шведам это расскажи. ))
3 +0−0Валерий Безрутченко13:15:14
20/08/2017
Не понимаю, в чем причина столь жесткой критики Законов Янте. Не нравятся они, скорее всего, нынешним нашим нуворишам и "мажорам", а вот большинство простых людей, живущих плодами своего честного труда, они очень даже устраивают. Это очень правильное отношение к жизни.
3 +0−0Петр Нестеров03:06:01
20/08/2017
Спокойно, не жарко, девки белянки :) это всё что нужно знать о Скандинавии и Финляндии :)
2 +0−0Алексей Варфоломеев09:49:25
21/08/2017
0 +0−0Vasia Piyadov03:08:43
21/08/2017
да конечно. спросите католических отцов, они вам тоже скажут что все равны. В реальности только всегда есть те, кто ровнее других. везде.
Хм, лютеране как раз и появились потому, что католики много чего говорили, а на деле свои же слова опровергали.
2 +0−0Евгения Васильева18:31:17
20/08/2017
1 +0−0Alex Kropotin13:32:58
20/08/2017
Этот закон прекрасно подходит крестьянам, рабочим, ремесленикам, но такое общество никогда не изобретет айфон, теслу или гугл и мнгое есче чего
ну норвежцы как-то не жалуются и живут очень хорошо
2 +0−0Victor Xoxryakov18:20:57
20/08/2017
4 +0−0Павел Белозеров12:11:28
20/08/2017
Им явно понравилось бы в СССР
Неа. У них не силовые структуры это навязывают палками, а само общество находит такой консенсус.

Потом у них уровень жизни в 100 раз выше того что был в СССР и того что есть в РФ.
2 +0−0Victor Xoxryakov16:26:18
20/08/2017
О, да! Узнаю Данию!:)

Работал у нас датчанин в России. Красивый молодой удачливый парень. Только туповатый.:) Но с работой ему везло. Зарабатывал много т.к. должности у него были приличные и денежные плюс надбавка за "российскую дикость".:) (типа компенсация отсутствия психологического комфорта от жизни в нецивилизованной стране)

Вернулся в Данию и прикупил себе мерседес. Оставил на стоянке и когда собрался домой, то увидел что машина разбита. Лобовое стекло, ещё что-то там. Месседж понял и с тех пор появлялся на работе только на скромной машине.

А в чём был месседж? Что ты тут перед нами строишь из себя? Мы знаем что ты обычный тупой парень которому повезло работать в дикой России и получать за это бешеные бабки. Но сам -то ты их не стоишь и не хрен перед нами выпендриваться.:)

Согласен с одним тут постом:

Не понимаю, в чем причина столь жесткой критики Законов Янте. Не нравятся они, скорее всего, нынешним нашим нуворишам и "мажорам", а вот большинство простых людей, живущих плодами своего честного труда, они очень даже устраивают. Это очень правильное отношение к жизни.

Согласен с тем что датчане националисты и коллективисты, но не согласен что мы русские в этом похожи на них.

Ничего подобного. Мы безнациональные и атомизированные индивидуалисты. И восхищаемся ворами которые на своём хрене нас вертят.

И последнее. С креативностью у датчан всё в порядке. Оглянитесь и вы увидите много чего сделанного в маленькой Дании.
2 +0−0Рептилоид .14:56:21
20/08/2017
-3 +0−0Владислав Юрьевич Борщ10:11:03
20/08/2017
Так что Датчане как Русские? не любят богатых и когда кто то выделяется из общей массы?
а эти законы вообще подходят, для любой провинции в любой стране )))
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь