«Навязанная» резня

00:08 27/06/2017 Бывший СССР
«Навязанная» резня
Когда мы убегали из Душанбе, за контейнер и прочее с нас потребовали 100 тысяч российских рублей (кто знает, тогда Таджикистан перешел на российские рубли, но их реально не было нигде, люди расплачивались друг с другом расписками). Мы жили не бедно, я держал пчел итд, у жены были серьги и несколько ...читать полностью

Ровно 20 лет назад, 27 июня 1997 года в Кремле правительство Таджикистана и Объединенная таджикская оппозиция подписали соглашение о мире. Так официально была завершена гражданская война в бывшей советской республике. Правильнее было бы назвать ее резней, потому что плохо обученные отряды вчера еще мирных граждан вымещали злобу на населении, зачастую на женщинах, стариках и детях. Рецидивы вооруженного конфликта случались и годы спустя, а по уровню жизни страна не дотягивает даже до небогатых соседей. Как начиналась и чем закончилась гражданская война в Таджикистане, вспоминает «Лента.ру».

Площадь Мучеников

События в Таджикистане развивались точно по тому же сценарию, что и в остальном СССР. В 1989-1990 годах, задолго до всяких цветных революций и майданов, по столицам союзных республик прокатилась волна гражданских волнений: Баку, Тбилиси, Вильнюс...

В феврале 1990 года на центральной площади столицы Душанбе собралась толпа, требовавшая от партийного руководства разъяснений по поводу слухов — якобы в новостройках столицы Таджикской ССР намеревались расселить беженцев из Нагорного Карабаха. Началась стрельба. Затем последовали погромы, в которых пострадало нетаджикское население, и в город вошли войска. Объявили комендантский час. В результате столкновений погибли 25 (по другим данным — 26) человек. Кто за этим стоял, участники и очевидцы спорят до сих пор. Якобы все было инспирировано КГБ и партией — то ли из Душанбе, то ли из Москвы. Площадь, на которой проводился митинг, получила название Шахидон (площадь Мучеников).

«Помню сожженные автобусы напротив ЦК, ограбленные магазины рядом с ЦУМом. Тогда до нас дошли слухи, что в городе неизвестными людьми были задержаны и пострижены девушки в европейской одежде, будто девушек без платков избивают», — вспоминала свидетельница событий.

Есть у революции начало

После этого жизнь в маленькой республике пошла кувырком. Автоматически избранный в 1990 году в президенты первый секретарь компартии Кахар Махкамов ушел в отставку в 1991-м. Исполняющий обязанности президента Кадриддин Аслонов в сентябре того же года успел запретить компартию, перед тем как его в ноябре сменил победивший на выборах Рахмон Набиев. Оппозиция отказалась признать результаты голосования. Митинги в Душанбе практически не прекращались — причем массовые демонстрации устраивали как противники власти, так и сторонники. Однажды митингующие даже взяли в заложники депутатов Верховного Совета.

Под лозунгами борьбы с партократией разворачивалась схватка за власть — члены гармского и памирского кланов пытались выбить из правительственных кабинетов выходцев из Куляба и Худжанда (Ленинабада), традиционно занимавших руководящие посты в республике. Собственно, между кланами и велась потом гражданская война. Оппозиционные кланы были представлены среди интеллигенции и духовенства, что породило странный альянс демократов и исламистов, провластные пытались отстоять сложившийся порядок вещей.

Весной 1992-го президент Набиев попытался сформировать так называемое правительство национального примирения, но государственная машина уже была полностью разрушена, и все его усилия ни к чему не привели. В сентябре Набиев хотел бежать из Душанбе в Худжанд — ему не позволили выехать и заставили отказаться от поста президента. Начались бои. Именно тогда ненадолго взошла звезда главного героя гражданской войны Сангака Сафарова. «Бобо Сангак» (дедушка Сангак) возглавил «Народный фронт» — сторонников восстановления конституционного строя в республике, воевавших против исламистской оппозиции. В прошлом криминальный авторитет Сангак Сафаров, превратившись в полевого командира, на какое-то время стал первым лицом в республике, не занимая никаких официальных постов. Погиб он при странных обстоятельствах в 1993 году. Большинство командиров и лидеров обеих сторон ушли из жизни именно так, что приходится гадать о причинах их скоропостижной смерти.

«Вырезали семьями и аулами»

В ноябре 1993 года собирается примирительная сессия Верховного Совета республики. Полномочия главы республики получает земляк дедушки Сангака — Эмомали Рахмонов, будущий президент Таджикистана Рахмон. Республика тем временем окончательно погрузилась в хаос — шла резня мирного населения. «Народный фронт» получил поддержку извне — от дислоцированной в республике российской 201-й дивизии и 15-й бригады спецназа, которая после распада СССР отошла Ташкенту.

Генерал-майор Александр Чубаров, служивший в те годы в 15-й бригаде, вспоминал, что уже первые столкновения в городе Курган-Тюбе отличались крайним ожесточением. «Я своими глазами видел груды растерзанных трупов. Причем вырезали, не глядя на пол и возраст. Женщин любого возраста насиловали, резали, трупы бросали в арыки. Детей тоже не миловали. Короче, вырезали семьями и аулами. Я видел в одном городе бассейн, заполненный телами. Там насчитали более трехсот пятидесяти трупов. Я видел останки мертвых, которых после убийства расчленяли, обливали соляркой и сжигали, а части тел специально разбрасывали по разным районам городов», — рассказывал он.

Когда «Народный фронт» выбил противников из Душанбе, в городе развернулись облавы на гармцев и кулябцев. Никто, конечно, не интересовался, участвовали ли подвернувшиеся под руку люди в боевых действиях. «В соседнем доме тогда, помню, учителя забрали вместе с сыновьями прямо на улице, когда они выбивали паласы, а утром привезли и выбросили там же их тела. Сначала в школе меня пытались пырнуть ножом местные хулиганы, но после этих двух случаев нас с братишкой родители решили отправить в Россию к тетке», — делилась воспоминаниями о жизни в Душанбе Зебо Таджибаева.

Из полевых командиров — в генералы

К 1997-му марафон длящихся три года переговоров все-таки привел к результату — 27 июня в Кремле между официальным Душанбе и Объединенной таджикской оппозицией было подписано мирное соглашение. Сегодня в республике эта дата отмечается как День национального единства. Представители оппозиции по квоте вошли в правительство, боевики и полевые командиры были включены в состав армии. Очередной договор о разделе власти не принес сразу мира и благополучия гражданам республики. «Когда в 97-м подписали соглашение, нам это еще мало что говорило. На улицах по-прежнему царствовали боевики. Хорошо помню беспредел, когда девчонок запихивали в машины, иногда прямо на глазах родных», — рассказывала о начале «мирной» жизни Таджибаева.

Но рецидивы гражданской войны случались. Уже летом 1997-го полковник Махмуд Худойбердыев двинул свою бригаду на Душанбе, мятежного комбрига останавливали артиллерией. В ноябре 1998-го Худойбердыев поднял мятеж уже в Худжанде. Выступление удалось подавить, полковник бежал из республики. До 2011 года силовики ловили полевого командира Мулло Абдулло. Прежде чем его уничтожили неподалеку от Душанбе, он успел в 2010-м в ходе вооруженной вылазки убить 27 военнослужащих. В сентябре 2015-го силы правопорядка ликвидировали мятежного генерала Абдухалиму Назарзоду. Что произошло на самом деле, из противоречивых заявлений правительства понять сложно, но хорошо известно, что в годы гражданской войны генерал был полевым командиром. Его тогда знали как Ходжи Халима. Мундир правительственной армии он надел в качестве представителя оппозиции — по квоте.

В том же году власти прекратили деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана — последней в легальном поле политической организации оппозиции. Покончено ли с гражданской войной после этого? Вряд ли. В 2016-м президент Рахмон заявил, что война в республике была навязана его политическими противниками. В марте 2017-го Международный центр по борьбе с терроризмом из Нидерландов подсчитал, что выходцы из республики возглавили список боевиков-смертников запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ).

Таджикистан продолжает удерживать звание одной из самых беднейших стран в мире. Согласно опубликованному изданием Global Finance в марте 2017-го рейтингу финансового благополучия стран мира, Таджикистан занял 157-е место среди 189 государств. «Наша республика оказалась среди 33 беднейших стран, в основном из африканского континента», — безжалостно прокомментировали это «достижение» таджикские журналисты. То есть из Средней Азии в результате гражданской войны страна провалилась... в Африку. При этом в республике осталось исламистское подполье, поддерживающее связи с единомышленниками «за речкой» — в Афганистане.

Ахмед Сейидов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(156):

1 234 ... +1
9 +0−0Pavel Melnikov10:26:37
27/06/2017
5 +0−0marina asseloos09:20:54
27/06/2017
Я тоже родилась и жила там .Только вот начало этих событий очень сглажено:первыми жертвами были именно русскоязычные и это продолжалось пока основная часть не разбежалась кто-куда ,только потом они сцепились друг с дружкой.88-92 г.г. -Время самой отъявленной русофобии ,на этом повылазила куча "политиков ".нам пришлось бежать осенью 93 с парой чемоданов,квартира,дача,гаражи -все бросили,мои знакомые за 3 билета на самолет Душанбе-Москва отдали однокоинатную кв-ру .А в России нам,русским людям ,дали гр-во через 3 года!до этого бумажка о статусе переселенца,даже не беженца .дикари и демократия -вещи не совместимые!
Когда мы убегали из Душанбе, за контейнер и прочее с нас потребовали 100 тысяч российских рублей (кто знает, тогда Таджикистан перешел на российские рубли, но их реально не было нигде, люди расплачивались друг с другом расписками). Мы жили не бедно, я держал пчел итд, у жены были серьги и несколько колец с бриллиантами. Мы взяли эти побрякушки и принесли к к той женщине, которая работала в правительстве, сказали что нам срочно нужны деньги. она с мужем дали нам деньги, но сказали, что проверят это все у ювелира. Так вот, когда мы уже грузились в поезд, эта женщина прибежала и нас нашла, сунула нам, пачку долларов и сказала, что ювелир оценил, то, что мы принесли и сказал, что это стоит в разы больше. Она сунула нам пачку долларов (что в Душанбе тогда было вообще фантастикой) и пожелала нам всего наилучшего. С того момента я верю, что нисмотря ни на что, человек должен оставаться человеком.
9 +0−0Evgen04:15:41
27/06/2017
Союз рвали по нацпризнаку. То же мечтают сделать с РФ.
7 +0−0mr_ia10:25:39
27/06/2017
Мило так не упомянули, что первыми массово стали убивaть этнических русских.
"Русские не уезжайте нам нужны рaбы" и прочие лозунги типа забыли?
По всей стране было ОЧЕНЬ много беженцев оттуда. А сколько не успело сбежать?
Привет Гopби и EБН с их "святыми 90-ми..."

Это уже потом, они стали резать друг друга. Всякие поэтессы комсомолки типа Гулрусхор Сафиевой писали "час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русcкую гpязь"... А уже после гражданской они же побежали в РФ и сейчас члены Союза писателей Москвы и т.п.
7 +0−0Pavel Melnikov10:00:56
27/06/2017
5 +0−0marina asseloos09:20:54
27/06/2017
Я тоже родилась и жила там .Только вот начало этих событий очень сглажено:первыми жертвами были именно русскоязычные и это продолжалось пока основная часть не разбежалась кто-куда ,только потом они сцепились друг с дружкой.88-92 г.г. -Время самой отъявленной русофобии ,на этом повылазила куча "политиков ".нам пришлось бежать осенью 93 с парой чемоданов,квартира,дача,гаражи -все бросили,мои знакомые за 3 билета на самолет Душанбе-Москва отдали однокоинатную кв-ру .А в России нам,русским людям ,дали гр-во через 3 года!до этого бумажка о статусе переселенца,даже не беженца .дикари и демократия -вещи не совместимые!
Я родился и вырос до 15 лет в Ташкенте, потом родители со мной переехали в Белоруссию, оттуда я ушел в армию, после армии женился и стал жить в Джамбуле - с 89-го. У жены брат жил в Душанбе, уезжал в Штаты и и решил оставить нам дом, машину и пасеку - вот нас и дернуло переехать туда в 92-м, с годовалым сыном и вторым ребенком на выходе. Переехали в марте, в апреле, родился второй сын, так с двумя маленькими детьми и переживали в Душанбе. Как рассказывал, в 94 плюнули на дом, машину, кинули все и вернулись в Джамбул, честное слово, можно книгу написать. В Джамбуле дергались туда-сюда четыре года, там тоже после развала Союза был не сахар, в Россию ехать было некуда и не к кому, к счастью, к тому времени родственники жены обустроились в Штатах и прислали вызов. Воты мы уже 18 лет здесь, я отучился, сыновья закончили университет и работают программистами, в принципе все нормально. Но забыть горы Таджикистана - это невозможно. И еще - когда я в первый раз прилетел в Душанбе и вышел из самолета - я вдохнул воздух. Не могу это выразить - но это был реальный, чистый, настоящий воздух. Родниковая вода не имеет особенного вкуса, но пробуя ее Вы понимаете, что это-настоящее, то же и с воздухом. Все же Средняя Азия для тех, кто там вырос - это навсегда.
7 +0−0Pavel Melnikov08:43:09
27/06/2017
Я лично жил в Душанбе в 92-94 годах. В самом городе было более-менее спокойно, конечно, посты на перекрестках с автоматами и гранатометами, стрельба ночью итд. Но днем все было нормально - работали магазины, базары, местные узбеки летали в Эмираты и привозили товар... К счастью. мы жили около аэропорта и нефтебазы, это все охранялось 201-й . Надо сказать, что русских практически не трогали, я держал пчел и возил их в Сангпар и Мискинабад, ни одной проблемы с с местными и всеми видами постов (там был и ОМОН и вовчики/юрчики ) на дорогах не было. Хотя, когда юрчики захватили Душанбе, гармских и памирских - тех кто не успел убежать потихоньку вырезали - это правда, один случай видел своими глазами. Что творилось подальше от Душанбе - не в курсе, но люди говорили, про уничтожение кишлаков под корень, убийство детей и массовые изнасилования, не верить поводов нет. Но когда в Айни вырезали русскую семью Лымарей, как-то тревожно стало, плюнули на все и свалили оттуда. Кстати, пока сваливали, мне один знакомый таджик полковник сам принес гранату - РГДшку, сказал, если ночью лезть начнут, кидай куда попало, на взрыв ОМОН быстро приедет. Вот так весело и жили.
6 +0−0Alexander Kulikov12:38:43
27/06/2017
Автор, Ахмед Сейидов, почему ты главный смысл затёр своим повествованием-скатились в средневековье, потому что выгнали русских, которые работали, а не в чайхоне в нарды рубились! Сейчас весь этот сброд по Москве шляется! Вводить срочно ВИЗЫ!
5 +0−0Pavel Melnikov10:10:45
27/06/2017
5 +0−0marina asseloos09:20:54
27/06/2017
Я тоже родилась и жила там .Только вот начало этих событий очень сглажено:первыми жертвами были именно русскоязычные и это продолжалось пока основная часть не разбежалась кто-куда ,только потом они сцепились друг с дружкой.88-92 г.г. -Время самой отъявленной русофобии ,на этом повылазила куча "политиков ".нам пришлось бежать осенью 93 с парой чемоданов,квартира,дача,гаражи -все бросили,мои знакомые за 3 билета на самолет Душанбе-Москва отдали однокоинатную кв-ру .А в России нам,русским людям ,дали гр-во через 3 года!до этого бумажка о статусе переселенца,даже не беженца .дикари и демократия -вещи не совместимые!
Нам повезло больше, мы все же сумели отправить контейнер (сколько пришлось заплатить взяток - не надо спрашивать), ну и очень помогло то, что жена хорошо шила и у нее была клиентка, работающая где-то в правительстве Таджикистана, она нам устроила бронь на поезд Душанбе-Ташкент и документы, причем совершенно бесплатно, а ее муж - начальник автосервиса - забрал у нас машину и многие вещи, причем, честно заплатил. Хотя мог бы и просто так забрать. К сожалению, мы с ними потеряли общение, очень надеюсь, что у них все хорошо (они коренные таджики, не знаю даже из каких областей). Я уже тысячу раз убедился, что благородство и честь, что бы все ни писали, не зависит от национальности. Есть честные и благородные украинцы, узбеки и американцы. А есть русские, которых хорошим словом назвать никак нельзя. Простите, но это так.
5 +0−0marina asseloos09:20:54
27/06/2017
7 +0−0Pavel Melnikov08:43:09
27/06/2017
Я лично жил в Душанбе в 92-94 годах. В самом городе было более-менее спокойно, конечно, посты на перекрестках с автоматами и гранатометами, стрельба ночью итд. Но днем все было нормально - работали магазины, базары, местные узбеки летали в Эмираты и привозили товар... К счастью. мы жили около аэропорта и нефтебазы, это все охранялось 201-й . Надо сказать, что русских практически не трогали, я держал пчел и возил их в Сангпар и Мискинабад, ни одной проблемы с с местными и всеми видами постов (там был и ОМОН и вовчики/юрчики ) на дорогах не было. Хотя, когда юрчики захватили Душанбе, гармских и памирских - тех кто не успел убежать потихоньку вырезали - это правда, один случай видел своими глазами. Что творилось подальше от Душанбе - не в курсе, но люди говорили, про уничтожение кишлаков под корень, убийство детей и массовые изнасилования, не верить поводов нет. Но когда в Айни вырезали русскую семью Лымарей, как-то тревожно стало, плюнули на все и свалили оттуда. Кстати, пока сваливали, мне один знакомый таджик полковник сам принес гранату - РГДшку, сказал, если ночью лезть начнут, кидай куда попало, на взрыв ОМОН быстро приедет. Вот так весело и жили.
Я тоже родилась и жила там .Только вот начало этих событий очень сглажено:первыми жертвами были именно русскоязычные и это продолжалось пока основная часть не разбежалась кто-куда ,только потом они сцепились друг с дружкой.88-92 г.г. -Время самой отъявленной русофобии ,на этом повылазила куча "политиков ".нам пришлось бежать осенью 93 с парой чемоданов,квартира,дача,гаражи -все бросили,мои знакомые за 3 билета на самолет Душанбе-Москва отдали однокоинатную кв-ру .А в России нам,русским людям ,дали гр-во через 3 года!до этого бумажка о статусе переселенца,даже не беженца .дикари и демократия -вещи не совместимые!
5 +0−0Ярослав Свет08:06:05
27/06/2017
"Чем шире улыбка,тем длиннее и острее нож". Все эти "несчастные " гастарбайтеры из Средней Азии,при первой же возможности будут резать,насиловать и убивать,как они это уже делали с русскими у себя на родине в начале 90-х.
4 +0−0regen regen07:28:58
27/06/2017
Из советской республики Таджикистан превратился в низкоразвитую азиатскую сатрапию,привычно угнетающую национальные и религиозные меньшинства.
3 +0−0ЯИЦЕНЮХ Украинский12:38:15
27/06/2017
Ох Горбачева ждет 3ной АД сколько смертей и проклятий на его душу.
3 +0−0Николаевич10:20:15
27/06/2017
-2 +0−0Вик Дэмон04:30:49
27/06/2017
Запомни,Таджики один из самых Гостепреимных народов в мире!
И чем отличается Таджик от Узбека?Тем,что Таджик легко ассимилируется ,а Узбек нет!...
Oни отличаются не гостепреимством, а происхождением. Таджики это белая расса, узбеки - монголоидная
3 +0−0Калабаха Трассеров10:12:51
27/06/2017
...«Народный фронт» получил поддержку извне — от дислоцированной в республике российской 201-й дивизии ...
-----------------
Лента - сперва надо усиленно гуглить - а потом уже давать определения.
------------------
Никакой поддержки от 201-й мсд быть не могло и не было.
Потому что во всей дивизии на 1992 год народу было как на один полк.
В 191-м мотострелковом полку народу было - 180 (сто восемьдесят) человек, включая машинисток в штабе, древних прапоров и поварих.
Все полки дивизии и отдельные батальоны были в таком же состоянии. Даже в разведбате было народу на одну неполную роту.
Личного состава дивизии не хватало на внутренние караулы по графику "через день на ремень".
Все части дивизии были в осаде у местных.
Собственно говоря осенью 1992 года батальоны от 16-й Чучковской и 3-й Самарской бригады спецназа были отправлены в Таджикистан - только чтобы местные таджики не растащили военную технику 201-й мсд.
Батальон от казахстанской 35-й десантно-штурмовой бригады - отправили чтобы не разбежались бойцы Хорогского и Калай-Хумбского погранотрядов - они уже на тот момент были российскими, но половина рекрутов - таджики.
------------
Если бы узбеки вовремя не ввели в Таджикистан 180-й мотострелковый полк 108-й мсд и 15-ю бригаду спецназа - 201-й дивизии пришёл бы конец.
Их бы просто РАСТАЩИЛИ по кускам, а весь личный состав в расход. Вместе с офицерскими семьями.
------------
Россия отправила усиление только после того как Ислам Каримов на пальцах не объяснил Алкашу Ельцину что ещё чуть-чуть - и от тех военных 201-й мсд которые в Таджикистане себя считают россиянами - останется только светлая память.
3 +0−0Александр Б05:26:21
27/06/2017
3 +0−0Вик Дэмон04:34:17
27/06/2017
А нука пожалуйста ссылочку,где таджики говорили,что кормили Союз?
Когда разваливался союз, только ленивый не кричал, что "да мы сами без вас без проблем, и тд и тп."
3 +0−0Вик Дэмон04:34:17
27/06/2017
0 +0−0Мойша Сулиман04:32:02
27/06/2017
Таджикистан продолжает удерживать звание одной из самых беднейших в мире стран.
-------------------
а тоже кричали, что они одни весь союз кормят.
А нука пожалуйста ссылочку,где таджики говорили,что кормили Союз?
2 +0−0Андрей Ласевичев15:55:26
27/06/2017
1 +0−0Aleksander Trebunskikh13:21:57
27/06/2017
О, еще один бредит.
по фамилии видно, что ничего разумного он не напишет)
2 +0−0ddilshod .15:41:10
27/06/2017
-1 +0−0Aleksander Trebunskikh15:23:11
27/06/2017
Серьезно, вот этот документ Ельцин принял или Горбачев?
Декларация о государственном суверенитете РСФСР - принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Результаты голосования: 907 — «за», 13 — «против», 9 — «воздержалось».
Вы "забыли" добавить..

Декларация подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

Принятие декларации стало ключевым событием в процессе распада СССР, положив начало фактическому двоевластию в стране и "войне законов".
2 +0−0ddilshod .15:15:32
27/06/2017
0 +0−0Aleksander Trebunskikh15:03:01
27/06/2017
Знали не знали, именно в тот момент всё решала улица, и почти никто не вышел в поддержку ГКЧП, так что не надо искать оправданий, на тот момент всё шло своим чередом, нае всю страну, и хватит искать виноватых уже, надоели.
Никто и не ищет. Всем давно уже известно, что главные виновные во всём этом бардаке - Горбачёв и Ельцин. Их продажность, покуизм и непрофессионализм привёл к масштабной катастрофе всего советского народа.
2 +0−0marina asseloos10:25:35
27/06/2017
5 +0−0Pavel Melnikov10:10:45
27/06/2017
Нам повезло больше, мы все же сумели отправить контейнер (сколько пришлось заплатить взяток - не надо спрашивать), ну и очень помогло то, что жена хорошо шила и у нее была клиентка, работающая где-то в правительстве Таджикистана, она нам устроила бронь на поезд Душанбе-Ташкент и документы, причем совершенно бесплатно, а ее муж - начальник автосервиса - забрал у нас машину и многие вещи, причем, честно заплатил. Хотя мог бы и просто так забрать. К сожалению, мы с ними потеряли общение, очень надеюсь, что у них все хорошо (они коренные таджики, не знаю даже из каких областей). Я уже тысячу раз убедился, что благородство и честь, что бы все ни писали, не зависит от национальности. Есть честные и благородные украинцы, узбеки и американцы. А есть русские, которых хорошим словом назвать никак нельзя. Простите, но это так.
Про людей вы правы ,к сожалению,у меня ностальгия только по природе ,слишком плохо расстались с местом где родились и выросли .вообще,развал СССР покалечить судьбы миллионов .
2 +0−0Алексей Ант10:16:34
27/06/2017
1 +0−0Viktor Kovalev07:11:16
27/06/2017
Таджикские гастарбайтеры в России ведут себя высокомерно-агрессивно к местному населению,выставляя своё я,заявляя о своей исламской нетерпимости к неверным.Подобное прослеживается и от других среднеазиатских иммигрантов.
Да ладно! Таджики в Москве тише воды-ниже травы.Чихнуть боятся- чтоб не депортировали
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь