На опасной плоскости

19:02 15/02/2017 Финансы
На опасной плоскости
Не понятно почему РПЦ не платит налоги на имущество, или пусть с православных собирают на содержание РПЦ. В Светском государстве. в нищей стране не должны тратить миллиарды на исследование царской семьи, И содержать Храмы за счет не верующих граждан.

Вторую неделю «пылают» областные столицы. Судя по утечкам из Кремля, партия по обновлению/омоложению региональных элит перешла в эндшпиль. Но отсюда автоматически не следует, что региональная машина отныне будет работать без сбоев.

Очевидно, причины нынешней «зачистки» губернаторов — экономические, а не политические. Предельная лояльность — пожалуй, единственное достоинство новоиспеченных отставников, если не считать, например, любовь к кефиру, которой прославился их коллега Игорь Цаплин из «Дня выборов-2».

В тощие годы эти неоспоримые плюсы превращаются в минусы, когда надо выполнять «майские указы», не выклянчивая у Москвы дополнительных трансфертов и тем более не тиражируя сакраментальную фразу «денег нет, но вы держитесь». А новые пока еще и.о. губернаторов подчистят областные (республиканские) бюджеты, потрясут местных олигархов, залатают дыры.

Но что дальше? Насколько нынешняя кадровая настройка гарантирует этих «молодых волков» от тех же институциональных капканов, в которых сегодня оказались их предшественники? Не придется ли им вскоре, как в известном еще советском анекдоте, тоже «готовить конверты»?

Неслучайно калужский губернатор Анатолий Артамонов, который, согласно различным рейтингам, ходит в региональных передовиках, призывает основные затраты на содержание пенсионеров переложить с государства на их детей. При всей экстравагантности этого предложения Артамонова можно понять: социалка — камень преткновения для многих вполне успешных регионов.

И, судя по новостям из правительства, эта губернаторская головная боль со временем только усилится. Так, Минздрав хочет, чтобы за счет региональных бюджетов оплачивались взносы на обязательное медицинское страхование за четыре категории самозанятых, получивших фискальные льготы на 2017-2018 годы. Минэкономразвития, правда, предлагает снизить страховые взносы, но взамен повысить НДС. А это, как признают правительственные источники газеты «Ведомости», может снизить поступления по налогу на прибыль — на сегодняшний день одну из главных опор «губернских» финансов.

Другая — подоходный налог. По подсчетам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, повышение ставок для состоятельных граждан может принести регионам дополнительно до полутриллиона рублей в год. Но переход к прогрессивной шкале НДФЛ — табуированная тема и для нынешнего премьера Дмитрия Медведева, и для Алексея Кудрина, который по поручению президента готовит экономическую стратегию на период после 2018 года.

Для всех, кого принято называть «системными либералами», плоская шкала НДФЛ стала таким же маркером (если не сказать фетишем), как и недопустимость инфляционного финансирования расходов бюджета. Причем первый вопрос даже важнее, поскольку он не сводится к сугубо фискальным или даже макроэкономическим развилкам.

«У нас не было в истории периода "демократии налогоплательщиков". У нас плательщики налога не обсуждают с государством: если плачу больше, то должен больше получить услуг, и наоборот», — предупреждает ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Мау. Иными словами, реформа НДФЛ, вместо избавления малообеспеченных слоев от «ощущения несправедливости как первичного, так и текущего распределения доходов» (по Кузьминову), рискует лишь дезавуировать все завоевания эпохи «равноудаления олигархов». И такой аргумент не опровергнуть никакими ссылками на опыт большинства развитых западных стран, где есть прогрессивная шкала, но нет упомянутых «олигархических» эксцессов.

Дело в том, что реплика Мау — не просто обозначение опасностей, связанных с отказом от единого 13-процентного НДФЛ (по поводу гипотетичности которых могут быть самые разные мнения), но и объяснение его «краеугольности» для российской госкапиталистической модели. Благодаря ему и миллиардеры из «золотой сотни», и миллионеры-госолигархи равны в своих правах и обязанностях перед государством и обществом.

Если использовать платоновскую терминологию, «мудрецы» дали «стражам» инструмент, позволяющий управлять «ремесленниками» и перераспределять их активы, не рискуя автоматически разделить и те финансовые издержки, которые несет эта каста. С другой стороны, государство застраховано от того, что «страж», превратившись «ремесленника», попытается демонтировать кастовую иерархию.

Конечно, к осуществлению платоновской мечты — переходу реальной власти в руки «мудрецов»-«сислибов» — такая конструкция не привела, но степень их востребованности, безусловно, возросла.

При этом нельзя сказать, что Ярослав Кузьминов и другие «мудрецы», предлагающие сходные фискальные новации, режут сук, на котором сидят. Скорее они пытаются посадить новое дерево и перебраться на него.

Переход к прогрессивной шкале НДФЛ резко повышает ценность налоговых вычетов. И следовательно — шансы вузов вроде «Вышки» существенно расширить «рынок сбыта» за счет желающих получить дополнительное платное образование.

Кроме того, реформа подоходного налога — при нынешней ситуации с бюджетом едва ли не единственная возможность предотвратить окончательное профанирование «майских указов», а они тоже серьезное подспорье флагманам отечественной высшей школы. Чем лучше мотивированы учителя в регионах — тем выше амбиции их учеников и конкурс в ведущих столичных университетах.

В общем, на всякого «мудреца» найдется и простоты, и глубины. А если еще и кто-то из новых (и/или старых) губернаторов поддержит изменения НДФЛ, сюжет станет еще менее предсказуемым.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(27):

1 2+1
3 +0−0no name21:58:20
15/02/2017
Не понятно почему РПЦ не платит налоги на имущество, или пусть с православных собирают на содержание РПЦ. В Светском государстве. в нищей стране не должны тратить миллиарды на исследование царской семьи, И содержать Храмы за счет не верующих граждан.
2 +0−0ruru22:23:30
15/02/2017
Прогрессивный налог это неправильно. Потому что тот, кто зарабатывает 100 тысяч уже платит в 10 раз больше, чем тот, кто зарабатывает 10 тысяч. А получает от государства одно и то же.

Также нужно понимать, что прогрессивная шкала не убавит чистую зарплату у богатых людей. Зарплата будет повышена на сумму нового налога.
Откуда возьмут деньги для такого повышения? Вы их сами заплатите в цене подорожавшего продукта в магазине либо уменьшением своей зарплаты.
2 +0−0Хых Хах21:22:51
15/02/2017
Дело в том, что реплика Мау — не просто обозначение опасностей, связанных с отказом от единого 13-процентного НДФЛ (по поводу гипотетичности которых могут быть самые разные мнения), но и объяснение его «краеугольности» для российской госкапиталистической модели.
===============================
Гос.капитализм - что же стоит за этим странным термином? Классический капитализм стоит на трёх священных коровах: свободный рынок, частная собственность и конкуренция. И нет там места диктатуре государства! Нету! Понимаете? Капитализм - это диктатура торговцев, лавочников, частников, буржуазии. И государство туда к ним не имеет права лезть, оно должно стоять у них на службе, стоять на страже частной собственности и авторского права. Если же государство начинает попытки регулировать рынок, если вместо торговцев бизнес ведут чиновники, попы и мусора (представители государства), а торговцы, лавочники у них в прислугах - то это обыкновенный корпоративизм. Т.е. - фашизм.
1 +0−0no name08:20:13
16/02/2017
Капиталистическая власть до сих пор зарпату платит в конвертах, уже 30 лет как в РФ теневая экономика а Путин за это еще ворам награды вешает. Капиталистам наплевать на Россию. Воруют и за границу. А те кто не успел бежать, так все под домашним арестом или при тюремных больницах как Белых, к которому в тюремной больнице вызывают флеболога, нерволога и др специалистов . А нищим гражданам даже на воле не видать таких врачей в мед центрах.
1 +0−0Андрей Захаров08:13:26
16/02/2017
2 +0−0Хых Хах21:22:51
15/02/2017
Дело в том, что реплика Мау — не просто обозначение опасностей, связанных с отказом от единого 13-процентного НДФЛ (по поводу гипотетичности которых могут быть самые разные мнения), но и объяснение его «краеугольности» для российской госкапиталистической модели.
===============================
Гос.капитализм - что же стоит за этим странным термином? Классический капитализм стоит на трёх священных коровах: свободный рынок, частная собственность и конкуренция. И нет там места диктатуре государства! Нету! Понимаете? Капитализм - это диктатура торговцев, лавочников, частников, буржуазии. И государство туда к ним не имеет права лезть, оно должно стоять у них на службе, стоять на страже частной собственности и авторского права. Если же государство начинает попытки регулировать рынок, если вместо торговцев бизнес ведут чиновники, попы и мусора (представители государства), а торговцы, лавочники у них в прислугах - то это обыкновенный корпоративизм. Т.е. - фашизм.
Ваши рассуждения это рассуждения с позиции второго места, а с позиции первого у нас демократия, а кто не согласен тому томагавк, ну или санкции.
1 +0−0дыц- дыц07:33:49
16/02/2017
гг, я так понял, автор пытается утверждать, что экономическая политика России определяется потребностями в студентах одного известного вуза? )) сюжет, достойный какого-нибудь Пелевина, но на практике, я думаю, всё далеко не так просто.
1 +0−0дыц- дыц07:30:59
16/02/2017
0 +0−0№-197108605:32:43
16/02/2017
Александр пишет интересные статьи.
но непонятные ))
1 +0−0no name21:48:55
15/02/2017
Власти капиталиствов лжедемократов ВОРОВАТЬ НАДО МЕНЬШЕ, а депутатам и чиновникам зарплаты сократить, всем работающим пенсионерам во власти можно отказать в пенсии. А вместо повышения НДС= (налог на добавленную стоимость) , надо налог на роскошь ввести. И самое главное под суд Горбачева.
0 +0−0petr volkov18:46:47
16/02/2017
0 +0−0№-201785716:51:40
16/02/2017
Так не берите с него налог, он будет покупать все за свои 100 тыщ
А морда не треснет?
0 +0−0Lexa SuperFlegma17:17:40
16/02/2017
0 +0−0№-201785716:54:47
16/02/2017
Большая часть поступлений подоходного налога пополняет бюджеты субъектов РФ, оставшаяся доля относится к доходам местных бюджетов (ст. 56 и ст. 61 БК РФ)
То, куда именно (в какой бюджет) поступает большая или меньшая, или вся часть поступлений от данного вида налога не делает данный налог местным. Продолжайте говорить о налогах приводя в пример статьи бюджетного кодекса, а уголовно-правовые нормы можете изучать по гражданскому или гражданско-процессуальному кодексу)))
0 +0−0Lexa SuperFlegma17:12:32
16/02/2017
0 +0−0№-201785716:53:20
16/02/2017
НДФЛ местный налог и идет в бюджет региона
Простите, Вы чего там курите? Статья 13 НК РФ.
0 +0−0№-201785716:54:47
16/02/2017
0 +0−0Lexa SuperFlegma10:55:43
16/02/2017
Автор раскрыл тему собственной статьи ("Почему «зачистка» губернаторов может привести к реформе НДФЛ")!!!??? Уважаемый господин А.Бирман пожалуйста будьте проще и объясните не столь далёким людям как Вы, какова взаимосвязь между НДФЛ и сменяемыми губернаторами, или вообще хоть какими-нибудь губернаторами!?!?!?!?!?!?! Какого рожна губернаторам нужно поддерживать или не поддерживать изменения НДФЛ? С таким же успехом можно поддержать или не поддержать восход солнца. К слову, НДФЛ является Федеральным налогом, то есть даже не региональным и уж тем более не местным, устанавливаемым (в отличие от последних - местных) НК РФ, изменения в который вносятся не губернаторами, более того губернаторами даже не вносятся законопроекты в Госдуму, как не вносятся губернаторами предложения в МинФин, глава которого являясь составной частью Правительства мог бы чему-то подобному посодействовать. Безусловно, вставки о платоновский мудрецах и стражах, изречения Величайших из великих "мудрецов ВШЭ", "фискальные новации", "сислибы" делают Вашу статью краше, но из читателей "не в теме" они кажется делают криптографов.
Большая часть поступлений подоходного налога пополняет бюджеты субъектов РФ, оставшаяся доля относится к доходам местных бюджетов (ст. 56 и ст. 61 БК РФ)
0 +0−0№-201785716:53:20
16/02/2017
0 +0−0Lexa SuperFlegma10:55:43
16/02/2017
Автор раскрыл тему собственной статьи ("Почему «зачистка» губернаторов может привести к реформе НДФЛ")!!!??? Уважаемый господин А.Бирман пожалуйста будьте проще и объясните не столь далёким людям как Вы, какова взаимосвязь между НДФЛ и сменяемыми губернаторами, или вообще хоть какими-нибудь губернаторами!?!?!?!?!?!?! Какого рожна губернаторам нужно поддерживать или не поддерживать изменения НДФЛ? С таким же успехом можно поддержать или не поддержать восход солнца. К слову, НДФЛ является Федеральным налогом, то есть даже не региональным и уж тем более не местным, устанавливаемым (в отличие от последних - местных) НК РФ, изменения в который вносятся не губернаторами, более того губернаторами даже не вносятся законопроекты в Госдуму, как не вносятся губернаторами предложения в МинФин, глава которого являясь составной частью Правительства мог бы чему-то подобному посодействовать. Безусловно, вставки о платоновский мудрецах и стражах, изречения Величайших из великих "мудрецов ВШЭ", "фискальные новации", "сислибы" делают Вашу статью краше, но из читателей "не в теме" они кажется делают криптографов.
НДФЛ местный налог и идет в бюджет региона
0 +0−0№-201785716:52:52
16/02/2017
0 +0−0Leonid 6210:50:46
16/02/2017
Такое ощущение, что в стране каждый второй олигарх, раз их так оберегают от повышения НДФЛ. Между тем, повышение ставки должно коснуться лишь тех, кто зарабатывает ДЕСЯТКИ миллионов рублей в год. Это доли процентов населения: топ-бизнесмены, футболисты и пр.
уже со ста тыщ хотят повышенный налог, какие 10-и миллионов?
0 +0−0№-201785716:51:40
16/02/2017
0 +0−0petr volkov12:31:34
16/02/2017
Что значит получает от государства? А купить не пробовали на оставшиеся 85 тысяч? Зачем тогда вам деньги? Знаю, вы начнёте вливать сейчас про оборотные фонды, амортизацию, фонд зарплаты, дороговизну сырья, материалов, транспортные издержки и прочую туфту. Так бросьте всё и идите электриком на 10 тысяч. Ведь, как известно, что электрик делает? - завернёт лампочку и сидит весь день пьяный.
Так не берите с него налог, он будет покупать все за свои 100 тыщ
0 +0−0petr volkov12:31:34
16/02/2017
2 +0−0ruru22:23:30
15/02/2017
Прогрессивный налог это неправильно. Потому что тот, кто зарабатывает 100 тысяч уже платит в 10 раз больше, чем тот, кто зарабатывает 10 тысяч. А получает от государства одно и то же.

Также нужно понимать, что прогрессивная шкала не убавит чистую зарплату у богатых людей. Зарплата будет повышена на сумму нового налога.
Откуда возьмут деньги для такого повышения? Вы их сами заплатите в цене подорожавшего продукта в магазине либо уменьшением своей зарплаты.
Что значит получает от государства? А купить не пробовали на оставшиеся 85 тысяч? Зачем тогда вам деньги? Знаю, вы начнёте вливать сейчас про оборотные фонды, амортизацию, фонд зарплаты, дороговизну сырья, материалов, транспортные издержки и прочую туфту. Так бросьте всё и идите электриком на 10 тысяч. Ведь, как известно, что электрик делает? - завернёт лампочку и сидит весь день пьяный.
0 +0−0petr volkov12:15:51
16/02/2017
3 +0−0no name21:58:20
15/02/2017
Не понятно почему РПЦ не платит налоги на имущество, или пусть с православных собирают на содержание РПЦ. В Светском государстве. в нищей стране не должны тратить миллиарды на исследование царской семьи, И содержать Храмы за счет не верующих граждан.
Царская семья - это история, а изучают историю даже в нищей стране. Или вы хотите быть мало того, что нищим, но ещё и глупым? Храмы так же должны содержаться за счёт всех граждан, наподобие метро, которым тоже пользуются отнюдь не все, но содержат его за счёт всех.
0 +0−0Lexa SuperFlegma10:55:43
16/02/2017
Автор раскрыл тему собственной статьи ("Почему «зачистка» губернаторов может привести к реформе НДФЛ")!!!??? Уважаемый господин А.Бирман пожалуйста будьте проще и объясните не столь далёким людям как Вы, какова взаимосвязь между НДФЛ и сменяемыми губернаторами, или вообще хоть какими-нибудь губернаторами!?!?!?!?!?!?! Какого рожна губернаторам нужно поддерживать или не поддерживать изменения НДФЛ? С таким же успехом можно поддержать или не поддержать восход солнца. К слову, НДФЛ является Федеральным налогом, то есть даже не региональным и уж тем более не местным, устанавливаемым (в отличие от последних - местных) НК РФ, изменения в который вносятся не губернаторами, более того губернаторами даже не вносятся законопроекты в Госдуму, как не вносятся губернаторами предложения в МинФин, глава которого являясь составной частью Правительства мог бы чему-то подобному посодействовать. Безусловно, вставки о платоновский мудрецах и стражах, изречения Величайших из великих "мудрецов ВШЭ", "фискальные новации", "сислибы" делают Вашу статью краше, но из читателей "не в теме" они кажется делают криптографов.
0 +0−0Leonid 6210:50:46
16/02/2017
Такое ощущение, что в стране каждый второй олигарх, раз их так оберегают от повышения НДФЛ. Между тем, повышение ставки должно коснуться лишь тех, кто зарабатывает ДЕСЯТКИ миллионов рублей в год. Это доли процентов населения: топ-бизнесмены, футболисты и пр.
0 +0−0Товарищ Чжаочжоу09:52:30
16/02/2017
0 +0−0Алексей Болдырев00:46:20
16/02/2017
тем не менее, эффект повышения налогов будет размазан и на бедные слои населения.
Согласен.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь