„ | ОПГ РПЦ во всей красе... | “ |
Жизнь на руинах психиатрической больницы, ставшей однажды единственным домом. Тяжелый труд и многолетние нападки со стороны тех, от кого больше всего ждешь защиты, милости и утешения. Абсурдные обвинения и циничные предложения. История борьбы церковных властей Ставрополья с семьей Шимко — Фоменко за право владения одноэтажным бараком выглядит куда более яркой и драматичной, чем сюжет с возвращением РПЦ Исаакиевского собора.
«Горло себе перережу, — спокойно говорит Раиса Фоменко. — Если меня в монастырь отдадут, я жить не буду. Сама не захочу».
У Раисы Ивановны в одноэтажном доме Шимко — Фоменко, что на улице Октябрьская в Ставрополе, две комнаты. Чистые, убранные, теплые — как и остальные семь. Девять комнат поделены на три квартиры: кроме Фоменко, здесь живут ее дочь Тамара с мужем Игорем Шимко и их дети — Дмитрий и Ирина. У Дмитрия уже своя семья, сыну три года. То есть Раиса Ивановна — уже прабабушка.
Церковь как таковую здесь уважают и почитают. На видном месте в серебряном окладе — икона, история которой, по семейным подсчетам, прослеживается до прабабушки самой Раисы Ивановны. Отношения же с епархией РПЦ — сначала Ставропольской и Владикавказской, теперь Ставропольской и Невинномысской — не складываются уже более десяти лет из той без малого четверти века, что этим домом на Октябрьской владеют Шимко и Фоменко.
Причина проста: служители Господа считают, что многократно перестроенный за последние сто лет одноэтажный дом — церковная собственность, поэтому он должен быть изъят у четырех поколений семьи и передан РПЦ. Прежде всего — по закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». «Фэ зэ триста двадцать семь от две тысячи десятого года, — название документа Тамара Шимко выучила наизусть. — Тот же закон, по которому Исаакиевский собор собрались передавать. И вот наш барак взять пытаются».
Очередной процесс по иску епархии начался в минувшем году. «Ветеран войны и трехлетний ребенок могут оказаться на улице!» — бьют тревогу собственники дома. В ответ им и появилась бумага от истцов — «комментарий пресс-службы Ставропольской и Невинномысской епархии», огорчивший Раису Ивановну:
«Обращая внимание на то, что ветеран ВОВ Фоменко Раиса Ивановна фигурирует сегодня во всех скандальных заявлениях семьи Шимко, — говорится в сообщении на сайте епархии, — сестры Иоанно-Мариинского монастыря готовы проявить милосердие и взять, в случае необходимости, Раису Ивановну под свою опеку и предоставить ей необходимую жилую площадь и сестринский уход, на что имеется благословение правящего Архиерея».
«Я здесь с родными живу, — все так же спокойно объясняет Раиса Фоменко, опершись на ходунки: инвалид первой группы. — Мне в монастырь не надо, спасибо. До семидесяти лет в колхозе в Изобильном проработала, ветеран тыла. По нынешнему закону ветеран войны. Только двадцать лет назад к дочке и внукам в город приехала, силы не те. А теперь и покоя вот нет».
Руина за пригоршню долларовВ машине у Игоря Шимко играет July Morning, хит группы Uriah Heep. «Он вышел в октябре 1971 года. А всего через пару месяцев я его играл здесь со своей группой», — говорит Игорь Борисович.
Его инструмент — гитара, музыкальное образование — пара курсов музучилища. За среднюю специальную парту пришлось сесть через много лет после того, как Шимко получил высшее образование. «Мы в конце 80-х организовали варьете при ставропольской гостинице “Интурист”, — объясняет он. — Кооперативная инициатива. Но мне как руководителю музыкального ансамбля без официальных корочек о том, что я музыкант, хода не было — советский закон такой. Хотя стаж музыкальный — почти двадцать лет к тому времени, на всех сценах Ставрополя».
А вуз Игорь Шимко закончил медицинский. Как и Тамара Александровна, он работал в Ставропольском противочумном институте. Оба кандидаты медицинских наук. Две степени плюс музыкальные подработки — в общем, при СССР семья не жаловалась. Не стали они жаловаться и после того, как Союз распался, а борьба с чумой в начале 90-х перестала быть одним из государственных приоритетов — по крайней мере, в части зарплат для ученых-медиков. Не удивительно, что при таком отношении на Ставрополье и в других регионах началась эпидемия педикулеза. Семья Шимко запатентовала препарат против вшей и наладила его производство своими силами. «В одну Чечню сколько коробок этого "Гринцида" бесплатно отправляли, для солдат и для мирных — гуманитарной помощью», — вспоминает Тамара события первой войны.
Для нужд предприятия супруги Шимко и купили одноэтажный барак на Октябрьской. В 93-м, с аукциона Ставропольской товарной биржи, за 110 тысяч рублей. По тогдашнему курсу — около ста долларов США. «Дома вообще-то не было, — говорит Игорь. — Только стены фактически. Я оказался единственным претендентом. Мы потом все, что зарабатывали, в ремонт вкладывали».
Через несколько лет профиль фирмы Шимко сменился: вместо шампуней от вшей — дезинфекция, дезинсекция и дератизация. «Крысы-мыши-тараканы», — рекламирует Тамара Александровна семейное дело. Клиентов, впрочем, искать не надо: на договорах — молочный комбинат, пивзавод и тому подобные. Одна из претензий епархии — «в историческом памятнике ведется запрещенная производственная деятельность». Следов производства корреспондент «Ленты.ру» не обнаружил. Кроме бухгалтерии фирмы, занимающей одну из комнат, — никаких намеков на что-нибудь опасное для территории и самого памятника.
Остальные комнаты теперь жилье семьи Шимко — Фоменко. В середине 90-х дом на Октябрьской стал по всем документам жилым. А с 2012 года — еще и многоквартирным: три квартиры — это уже «много-». Владельцам в предприимчивости не откажешь: новый статус позволил оформить в придачу к бараку на 519 квадратных метров (правда, 160 из них — подвал) еще и почти 50 соток земли — как придомовую территорию. Хотя даже без земли здесь при желании определенно было и есть за что поспорить.
Собственно, епархия и спорит. С середины 2000-х — и с перерывами до сих пор.
Религиозный цехИоанно-Мариинский монастырь был основан в Ставрополе в середине XIX века. Сейчас на Октябрьской улице осталось пять зданий — церковь мученицы Серафимы (передана РПЦ), больничная церковь и три корпуса: игуменский, келейный, для золотошвеек и живописи. В больничной церкви и двух корпусах много советских десятилетий назад разместилась краевая психиатрическая больница — и находится здесь до сих пор.
Других площадей для больницы в Ставрополе пока нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся. Поэтому РПЦ здесь ни на что не претендует. В отличие от корпуса игуменского, который почти 25 лет назад приобрел у психиатрической клиники с аукциона Игорь Шимко.
Насколько здание соответствует своему религиозному предназначению? После революции здесь был детский дом. Дальше — клуб и швейный цех той самой психбольницы. «Разбирали, достраивали, перестраивали, кирпичом перекладывали, — описывает Тамара Шимко последние сто лет истории своего жилища. — Что от того корпуса осталось? Наверное, фундамент только».
В этом советском кирпичном здании вряд ли можно узнать что-либо из монастырской «Описи имущества движимого и недвижимого» от 1896 года: «деревянный, покрытый железом, окрашенный масляной краской, внутри оштукатурен, а снаружи ошелеван и покрашен». У церкви, однако, свое мнение: то, что осталось, в любом случае входит в комплекс памятника регионального значения, каковым являются все корпуса бывшего и вновь собираемого монастыря.
Светские власти предполагают и иные трактовки — оговариваясь, впрочем, что следует дождаться решения суда. «Претензий к владельцам дома в настоящий момент нет, — говорит Татьяна Гладикова, начальник управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. — По закону такие объекты могут находиться и в частной собственности». Признаков незаконной хозяйственной деятельности подчиненные Татьяны Вячеславовны пока тоже не заметили.
Тем не менее суды идут уже десять лет. Первый, районный, встал на сторону собственников. Второй — Ставропольский краевой — в 2008 году вынес противоположное решение, применив статью 169 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности» и отдав дом федеральной казне. «Направлена на подрыв основ конституционного строя, обороноспособности, безопасности и экономической системы Государства, нарушает права и свободы человека и гражданина, противоречит сложившемуся в обществе представлению о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели, препятствует гражданам в соответствии со ст. 44 Конституции РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры...» — эта часть из комментариев к статье ГК приведена в решении суда полностью. К вящему недоумению семьи Шимко — Фоменко.
Передача частного дома в федеральный реестр — а не, к примеру, в муниципальную собственность — решение, мягко говоря, удивительное. Тем не менее оно было выполнено. А вскоре после его вступления в силу Тамара Шимко дошла до приемных Дмитрия Медведева и Владимира Путина: «Тогда они в такой последовательности были».
Через некоторое время дом вернулся городу, а муниципалы передали его не церкви, а прежним собственникам, Шимко — Фоменко. «Сколько нам передышки дали? — подсчитывает Тамара Александровна время от повторной приватизации до нынешнего процесса в Октябрьском райсуде Ставрополя. — Лет пять всего».
«Не по-людски как-то»«Если Раисе Ивановне негде жить, если ее кто-то выселяет, то Русская Православная церковь готова проявить самый большой акт милосердия, — говорит пресс-секретарь Ставропольской епархии Лолита Склярова. — Мы готовы ее оставить в этом доме, если ей там нравится. Мы готовы взять на себя попечительство за этой женщиной и обеспечить ей достойный уход».
К остальным собственникам благосклонности ни Склярова, ни церковное начальство, судя по всему, не проявляют и проявлять не намерены. «Эти люди, — сообщает пресс-секретарь епархии, — занимаются огромным количеством переделок документов. Там бесконечные акты дарения друг другу — для того, чтобы запутать суд». Тем самым, уверена Лолита Алексеевна, собственники спорного дома «выкопали себе большую глубокую яму».
«То есть мама, получается, не может мне ничего подарить?» — недоумевает Тамара Шимко.
В интересах суда, объясняет представитель епархии, «мы не можем разглашать все имеющиеся материалы. Но то, что сегодня они обходят законы и прикрываются святым именем ветерана, — Бог им судья, а конечную точку поставит суд Российской Федерации». Впрочем, по мнению Лолиты Алексеевны, судом дело не ограничится: «Ими уже заинтересовалась прокуратура. Думаю, эта история будет иметь печальное продолжение».
Прокуратура действительно заинтересовалась. Но не семейством Шимко — Фоменко, а самой коллизией, растянувшейся на десяток с лишним лет. Корреспондент «Ленты.ру» ознакомил с ситуацией Генпрокуратуру РФ, и там посчитали необходимым проверить все обстоятельства затянувшегося спора. За несколько дней к Шимко — Фоменко пришли визитеры из городской прокуратуры и из краевого управления охраны памятников, а также лично вице-мэр Ставрополя Сергей Савельев, куратор городского хозяйства. Основной вопрос — каковы жилищные условия ветерана Раисы Ивановны, и не нужно ли чем помочь. «При этом, — подчеркивает Тамара Шимко, — проскользнуло удивление, что мама, оказывается, жива. Не говоря о том, что для своего возраста она в добром здравии, тьфу-тьфу-тьфу. Вы не знаете, кто мог дать неверную информацию о ее смерти?».
«Пока забегать вперед преждевременно», — ответил вице-мэр Савельев на вопрос «Ленты.ру» о том, как будет решен жилищный вопрос Шимко — Фоменко в том случае, если суд вынесет решение не в пользу нынешних собственников. От более развернутого диалога Сергей Александрович отказался, сославшись на посленовогоднюю занятость. В официальном ответе комитета городского хозяйства Ставрополя значится: «В настоящее время у администрации города Ставрополя отсутствуют намерения о выселении граждан из жилых помещений… В случае обращения граждан в администрацию города Ставрополя по жилищному вопросу соответствующее решение будет принято в соответствии с нормами действующего законодательства».
«Мы не держимся за этот дом и эту землю, — уверяет Тамара Шимко. — Если будет решено, что все это принадлежит РПЦ, и нам — собственникам — будут предложены равноценные квартиры, мы готовы переехать. Просто одно без другого немыслимо. Не по-людски как-то. И маму жальче всего, конечно».
В феврале Раисе Ивановне Фоменко исполнится девяносто лет.
Юрий Васильев Ставрополь — Москва
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
37 +0−0 | Alex Diver | 02:27:30 24/01/2017 |
ОПГ РПЦ во всей красе... |
35 +0−0 | Таня Judina (Галеева) | 09:27:11 24/01/2017 |
РПЦ-это коммерческая организация, которая, естественно, этого не признает! И как у любой комм.организации главная её цель - заработать денег! Для этого им и нужна недвижка, которую можно продать, сдавать или застроить. С тех пор, как Кирилл стал патриархам РПЦ совсем скатилась |
31 +0−0 | Максим Холодов | 01:32:44 24/01/2017 |
не РПЦ а рейдеры какие то. |
25 +0−0 | Алексей Понедельник | 13:04:07 24/01/2017 |
Зачем вот жевать сопли про ветеранов и музыкантов? что, если бы там жили ничем не примечательные люди или даже неблагополучные, это было бы поводом отнять у них жилье в пользу жлобской секты поклонников недвижимости? |
25 +0−0 | vinny the pooh | 09:24:11 24/01/2017 |
а что там про "нестяжательство" и "возлюби ближнего своего" |
25 +0−0 | Игорь Никонов | 05:58:06 24/01/2017 |
РПЦ нагло кладёт на Писание и занимается хапужничеством. Толстопузые расфуфыренные попы, обвешанные золотом на членовозах, да ещё и пьяные. Их самих давно пора привлечь на нарушение заветов Писания в своей практике. Нет в Писании этих самозваных посредников между Богом и человеком, нет расфуфыренных попов и обрядов. Им вообще надо раздать всё имущество сирым и убогим, которых легион благодаря чудесной власти. |
25 +0−0 | Александр Шанин | 02:04:49 24/01/2017 | ||||||
| ||||||||
какую ты х3рню написал, сам то понял? а попов гнать надо в кельи и землянки, им там должно нравиться |
24 +0−0 | Серёга Раздолбай | 02:21:43 24/01/2017 |
Долой попов! Бога нет! Верните бассейн! РПЦ - жулики и воры! |
22 +0−0 | Сергей Семухин | 03:12:33 24/01/2017 |
Этих сектантов-ПГМщиков нужно вообще закрывать, а то, смотрю, это превращается в такой прибыльный бизнес... |
19 +0−0 | Андрей Тимофеев | 02:39:59 24/01/2017 |
Да будет эта бабулечка в полном здравии, да перейдут все её возможные недуги на головы алчных христопродавцев в рясах и да усилятся стократно! |
18 +0−0 | №-1863677 | 12:04:41 24/01/2017 |
безбожные попы... ладно там безбожные, я сам атеист и противник религиозного опиума, так они и как люди никчёмные, лживые, лицемерные и жадные... пользуются человеческими страхами и невежеством для собственной наживы!!! |
18 +0−0 | Александр Комаров | 09:24:07 24/01/2017 |
Итак в церкви доверия мало, но после такого... |
18 +0−0 | Насильник Душитель | 03:44:52 24/01/2017 |
всё идет к тому, что скрепных жирных попов будут с улюлюканьем и радостными возгласами развешивать на столбах. А гундяева - так вообще растерзают на куски. |
16 +0−0 | Тимофей Безкоровайный | 12:32:31 24/01/2017 |
РПЦ - сборище лиц нетрадиционной ориентации. Все что могут - насиловать мальчиков, бухать и сбивать людей гоняя на машинах премиум класса. Давно пора этих ТриДваРасов приструнить. Почему в Светском государстве церковники занимаются бизнесом и рэкетом, выгоняя людей из их собственных домов!? Если ОПГ РПЦ отделена от государства, то и закон к ней не применим? могут бить воровать, угрожать? да к черту таких идолников! только деньги, ничего кроме!. Почему МОИ права как атеиста не защищены? АУ! Конституция! АУ Закон? |
16 +0−0 | Егор Лысенко | 02:31:04 24/01/2017 | ||||||
| ||||||||
А чего это нельзя церковь обвинять? Неприкасаемые, что ли? Людей вот можно, а церковь нельзя... а синими за руль попам садиться тоже можно и людей сбивать насмерть - это им ваше христианство позволяет? и Господь видит - но молчит, одобряет видать... У вас однозначно православие головного мозга... подлечиться бы, судя по несвязному комменту - в голове каша религиозно-скрепная |
15 +0−0 | Ася Про | 21:01:45 24/01/2017 |
Как только речь о вожделенной и дорогой землице, РПЦ сразу забывает, для чего она вообще существует. Вот так и теряют уважение... |
15 +0−0 | Иван Иванов | 15:23:13 24/01/2017 |
Религия - это бизнес, по продаже надежд верующим. |
15 +0−0 | Игорь Никонов | 05:17:03 24/01/2017 |
РПЦ была крупнейшим собственникм земли и холопов. Теперь всё возвращается на круги своя. PS Пушкина и Толстого ещё не запретили? |
14 +0−0 | Иван Музыка | 20:51:26 24/01/2017 |
Как же прав В,В Высоцкий. ....В церкви смрад и полу мрак , дьяки курят ладан . Эх и в церкви все не так, Все не так , как надо... |
14 +0−0 | №-2428667 | 15:44:29 24/01/2017 |
“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20). Христа бы сейчас точно распяли бы, если бы он попам попытался что-нибудь в этом духе проповедывать. Вот приди сейчас Христос на Землю попы бы его первыми закопали, чтобы он им бизнес не портил. |