Игроман как наркоман

00:03 20/01/2017 Интернет и СМИ
Игроман как наркоман
Человек будущего всегда будет подключен к сети. Старики боятся всего нового, но время играет против них.

В середине января китайские власти объявили, что намерены запретить использование электрошока в лечении интернет-зависимых подростков. Несколько лет неконтролируемое желание детей проводить время в сети пытались искоренить с помощью тока. «Лента.ру» разбиралась, как Китай дошел до средневековых методов лечения и как интернет-зависимых спасают в других странах.

Лучше в тюрьму

В сентябре 2016 года подросток из провинции Шаньдун прошел курс избавления от сетевой зависимости в местной клинике, вернулся домой и убил собственную мать. Этот громкий случай заставил власти Китая полностью пересмотреть ситуацию с лечением интернет-зависимых. Надзорные органы разработали законопроект, который должен защитить детей и подростков от физического воздействия, в том числе избиений и электрошока.

За два года до этого журналисты The New York Times посетили одну из лечебниц в пригороде Пекина, где пациентов якобы избавляют от сетевой зависимости. Центр ничем не отличается от колонии для малолетних. При общении с прессой молодые люди плачут и просят вернуть их домой.

Стандартное времяпрепровождение в клинике состоит из лечебных процедур, тренировок и написания писем родственникам. По словам пациентов, чаще всего родные заманивают их в лечебницу обманом, обещая показать опытному психологу.

В 2009 году родители отправили пятнадцатилетнего Дэна Сэньшаня лечиться от сетевой зависимости, испугавшись того, что еще недавно примерный ученик начал прогуливать школу и резко набрал вес, ведь он практически не двигался и проводил все время у монитора.

Супруги Сэньшань сначала забирали у ребенка компьютер, а потом увидели рекламу лагеря для интернет-зависимых. С экрана телевизора на родителей смотрела счастливая семья с улыбающимся ребенком, якобы излечившимся от самой страшной для юного китайца болезни.

Дэну рассказали о лечении за день до отправления в реабилитационный центр. На следующее утро подростка переодели в военную робу и тут же избили. После отбоя парня в компании нескольких новичков отправили на спортивную площадку и заставили бегать до изнеможения.

По рассказам очевидцев, после 30 круга Дэн упал на землю и начал задыхаться. За это воспитатель несколько раз ударил его пластиковой ножкой от стула.

Спустя 14 часов после этого Дэн скончался. Когда его переносили в комнату, из его глаз, носа и ушей текла кровь. Позднее родители мальчика признали, что, возможно, у него не было никакой интернет-зависимости, он просто пытался справиться с подростковыми трудностями и одиночеством.

Случай Сэньшаня стал одним из самых громких убийств в подобных лагерях. Из-за смерти подростка в тюрьму отправились несколько десятков сотрудников и руководитель реабилитационного центра, который, как выяснилось, не был специалистом ни в психологии, ни в педагогике. Человек, «лечивший» детей, даже не окончил школу.

Все привыкли к крикам

Массовое помешательство китайских подростков на интернете и сетевых играх начало беспокоить власти в начале 2000-х годов. По стране открылись тысячи кустарных интернет-клубов, где подростки проводили за играми сутки без еды и сна.

Из разных провинций поступали тревожные сообщения: газеты пестрели историями о смертях геймеров, которые либо не смогли оторваться от интернета, либо слишком вжились в роль героев. К примеру, один из посетителей интернет-клуба умер после 20 часов непрерывной игры, а другой провел за игрой больше суток и совершил самоубийство, написав в предсмертной записке, что хотел присоединиться к героям игры.

Немало убийств несовершеннолетних последовало из-за разногласий с родителями; семейные ссоры из-за игр якобы провоцировали детей и на жестокие убийства близких.

В связи с этим правительство Китая поддержало создание реабилитационных центров в государственных учреждениях. Никакой методики лечения сетевой зависимости не было, поэтому в новой сфере начали появляться «специалисты», которые обещали выбить из детей пагубное пристрастие. За несколько лет подобные лагеря наводнили Китай точно так же, как когда-то игровые клубы.

В основном их открывали бывшие военные, поэтому они мало чем отличались от тюрем. Пациенты подвергались и продолжают подвергаться насилию, но самым популярным инструментом стал электрошок. Руководитель одного из центров Тао Жан утверждает, что после трех-четырех месяцев «лечения» 70 процентов подростков полностью избавляются от сетевой зависимости.

При этом до недавнего времени реклама подобных учреждений беспрепятственно крутилась по государственному телевидению, а родители все больше впадали в отчаяние из-за страха обнаружить признаки сетевой зависимости у своих детей.

По рассказам Тао Жана, взрослые обезумели настолько, что просили забрать ребенка в лечебницу только потому, что тот смотрел в монитор. Одна из воспитанниц центра, в котором погиб Дэн, попала туда из-за того, что родители были недовольны ее пристрастием к чатам.

Самым действенным способом избавиться от сетевой зависимости без последствий владельцы лечебниц считают шоковую терапию или «пробуждение мозга». Родителям рассказывают, что боль и ожоги — это лишь малая плата за новую свободную жизнь ребенка. Тем не менее случай, когда сын убил мать из мести за такую «реабилитацию», обнажил самую неприятную сторону происходящего: подростки выходят из лечебных центров с серьезными психическими расстройствами, несопоставимыми с интернет-зависимостью.

Интересно, что национальная истерия выросла из явления, которое до сих пор так и не признали психическим расстройством. Впервые интернет-зависимость была описана в 1995 году и была тесно связана с игроманией, но современные медики так и не смогли выделить ее в отдельное расстройство как не соответствующее определенным медицинским критериям.

В итоге китайские специалисты продолжают смешивать понятия «интернет-зависимость» и «игромания», пытаясь лечить их одними и теми же способами.

Новый законопроект в основном направлен на запрет электрошока, но в клиниках и лагерях достаточно других, не менее жестоких методов «лечения», поэтому надзорные органы планируют ограничить власть воспитателей в вопросе физического насилия. Большинство реабилитаций основаны на военных тренировках: подростки живут в подобии казармы, носят специальную форму, просыпаются по свистку и целый день выполняют изнурительные упражнения.

Еще один инструмент в борьбе с сетевой болезнью — прием препаратов. В интервью журналистам The New York Times одна из матерей, отправивших сына в лагерь, призналась, что сделала это после безуспешной борьбы с его интернет-зависимостью в семье. Родители начали пичкать ребенка снотворным в надежде на то, что круглосуточный медикаментозный сон станет для сына спасительным.

В учреждениях снотворное дополняют антидепрессантами, причем лечение часто назначают люди, не имеющие к медицине никакого отношения.

В 2009 году Министерство здравоохранения Китая выпустило рекомендации по лечению сетевой зависимости, в которых призывало не использовать подобные методы. Однако необязательный характер документа позволил многочисленным лагерям его игнорировать. Вероятно, власти отчаялись взять под контроль массовое лечение детей и готовятся решить этот вопрос законодательно.

Прогулки и никакой армии

Китайская истерия быстро перебросилась на все страны Азии — лечебницы для борьбы с интернет-зависимостью открылись в Южной Корее, Таиланде и Вьетнаме.

В 2011 году власти Южной Кореи ввели «закон Золушки», согласно которому детям младше 16 лет запрещается заходить в интернет после полуночи. Ограничение касается и любых игр: правительство заставило подчиняться даже сети PlayStation Network и Xbox Live. На китайский опыт обратили внимание и американские ученые. Несколько исследований показали, что восемь из десяти американцев страдают симптомами, напоминающими сетевую болезнь.

В 2009 году в США была запущена программа Restart, которая быстро приобрела популярность среди детей. Создатели реабилитационного центра за 15 тысяч долларов предлагали юным интернет-зависимым 45-дневный курс лечения «с удовольствием». Пациенты учились работать в команде, путешествовали и беседовали с психологами.

Еще большее внимание проблеме уделили финские власти. В 2004 году юношам с интернет-зависимостью официально разрешили брать отсрочку от армии. Военные врачи посчитали, что молодым людям нужно дать время на то, чтобы отучиться проводить время в интернете и найти друзей в реальности.

При этом в вооруженных силах Финляндии свободно отпускают домой тех, кто почувствовал последствия пристрастия к сети непосредственно во время службы. По мнению властей, солдаты с зависимостью вряд ли будут эффективны в бою, поэтому им стоит дать шанс на исцеление вдали от ратных дел.

Анастасия Евтушенко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(39):

1 2+1
10 +0−0Max Nikulin00:50:43
20/01/2017
Человек будущего всегда будет подключен к сети. Старики боятся всего нового, но время играет против них.
7 +0−0Alex 03:03:02
20/01/2017
2 +0−0Alex 02:59:22
20/01/2017
Воистину ты прав, эрпатор!
Надо стариков от телевизионной зависимости лечить. Током! И еще от лекарство зависимости можно попробовать. И от малоподвижности заставить их круги нарезать, а кто не сможет - стимулировать ~220В..
5 +0−0Пипец Османам10:47:08
20/01/2017
Финны вне конкуренции.
Рядовой Суоми, заступить в караул!
Иди ***й командир, я тут на сериальчик подсел, прям чувствую как затягивает. Пошел короче домой, с пивком и в кресле посмотрю, что в казарме неудобно.
5 +0−0Alex 02:54:05
20/01/2017
Что плохого в интернет-зависимости? Объясните, я в статье этого так и не нашел. Китайцы боятся что дети будут неохотно семьи заводить? Зачем властям беспокоиться об отношениях китайцев в реальном мире? И чем виртуальная дружба хуже реальной? Не понимаю...
4 +0−0Вася Пупкин03:34:06
20/01/2017
Если жизнь такова, что милее сбежать в выдуманный мир, то ничего тут не сделаешь. Отнимут игры, будут принимать химию, отнимут химию, бухать начнут, если и это отнимут, придушивать друг друга (как бывало уже) или газ из зажигалок. Да и с другой-то стороны, такие люди не размножаются (ибо девицы им не дают), спасая планету от переселения и они исправно платят разработчикам, играя в онлайне, то есть вовлечены в экономическую жизнь. Проблема яйца выеденного не стоит.
2 +0−0Ламер Ламеровский14:45:00
20/01/2017
Если разобраться, люди не выносят больше сложную и непонятную реальность, потому валят в виртуальность. В Китае вообще беда, людям очень сложно чего-то добиться в жизни, игры - хороший выход. Саморегуляция общества налицо. Я лично - за.
2 +0−0Меня не забанишь12:10:34
20/01/2017
7 +0−0Alex 03:03:02
20/01/2017
Надо стариков от телевизионной зависимости лечить. Током! И еще от лекарство зависимости можно попробовать. И от малоподвижности заставить их круги нарезать, а кто не сможет - стимулировать ~220В..
от сериальной
2 +0−0Руслан Людмилин08:58:46
20/01/2017
-3 +0−0Дима Ильин01:32:04
20/01/2017
Интернет и компы - интеллектуальная ловушка для психики...
как и книги
2 +0−0Павел Шишляков08:25:04
20/01/2017
Жалко китайчат! Представляю как их лечат от онанизма!
2 +0−0Alex 02:59:22
20/01/2017
10 +0−0Max Nikulin00:50:43
20/01/2017
Человек будущего всегда будет подключен к сети. Старики боятся всего нового, но время играет против них.
Воистину ты прав, эрпатор!
1 +0−0Ткач Weaver20:37:17
20/01/2017
0 +0−0Diman Koenig10:17:38
20/01/2017
Порка - лучший способ привести в чувство! Пороть колючей проволокой, потом солью натереть - ни в какой тырнет больше не захотят!
Да вы затейник. А какая фантазия!
1 +0−0Руслан Людмилин16:10:19
20/01/2017
1 +0−0Igor K15:31:51
20/01/2017
А разве что-то созданное своими руками не будет интересным?
Будет. Только завтра кто-нибудь придёт и отнимет - во имя торжества мировой демократии, ради скрепности, патриотизма или просто из своего эгоизма. А на то, что создано в интернете желающих всё же меньше. В то время как для самого человека виртуальное творение может быть не менее значимым, чем реальное.
1 +0−0Igor K15:31:51
20/01/2017
0 +0−0Alex 15:29:45
20/01/2017
Бред. Надо предложить что-то не менее интересное. А вообще - люди уходят в виртуал потому что там они в состоянии управлять своей жизнью! А отличие от реала...
А разве что-то созданное своими руками не будет интересным?
1 +0−0Alex 15:16:33
20/01/2017
0 +0−0Igor K14:45:35
20/01/2017
Ну у них сейчас демографическая проблема в полный рост встала.
Из-за программы "Одна семья - один ребёнок".
Сейчас её уже отменили, а люди рожать уже и сами не хотят.

А общение через монитор тем более размножению не способствует.
Если население Китая сократится в 5-10 раз - им же лучше будет
1 +0−0Дима Ильин14:16:53
20/01/2017
1 +0−0Руслан Людмилин13:10:23
20/01/2017
это всё ложь декадентов
Собрать все книги бы, да сжечь! (с) не моё
Я читаю книги, это позволяет отвлечься от ницшеанских мыслей.
1 +0−0Руслан Людмилин13:10:23
20/01/2017
0 +0−0Дима Ильин12:41:35
20/01/2017
Говорят, книги читать полезно. Только не дешёвку всякую.
это всё ложь декадентов
Собрать все книги бы, да сжечь! (с) не моё
1 +0−0Alex 03:08:30
20/01/2017
5 +0−0Alex 02:54:05
20/01/2017
Что плохого в интернет-зависимости? Объясните, я в статье этого так и не нашел. Китайцы боятся что дети будут неохотно семьи заводить? Зачем властям беспокоиться об отношениях китайцев в реальном мире? И чем виртуальная дружба хуже реальной? Не понимаю...
Китайцы боятся, что дети не будут общаться из-за того, что много общаются?
1 +0−0№-195949802:18:10
20/01/2017
А в КНДР нет интернет зависимости, так как глобальный интернет запрещен, а доступ к местному есть только у 0,01% населения.
0 +0−0Вася Пупкин03:32:25
21/01/2017
0 +0−0Ткач Weaver20:38:55
20/01/2017
У вас устаревшие данные. Дают девицы. Они вообще редко кому не дают. Да и сами не редко в онлайне зависают.
Тогда это не игроман. Настоящий игроман не имеет времени на девиц.
0 +0−0Дима Ильин01:10:32
21/01/2017
0 +0−0Ткач Weaver20:41:13
20/01/2017
Так и игры бывают разные. Помимо онлайн задродства есть "Цивилизация", "Биошок", "Тургор". Да много чего, что ничуть не хуже книг.
Шахматы ) Люблю в шахматишки с компом сразиться.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь