Их взрывы

00:04 18/01/2017 Наука и техника
Спиральная галактика NGC 3521
Спиральная галактика NGC 3521
ну ты же выходишь из дому, хотя еще не разобрался не то, что с домом, даже себя еще толком не знаешь:)

Профессор астрофизики Бин Чжан из Университета Невады в Лас-Вегасе (США) предложил «единый сценарий для объяснения разнообразных наблюдаемых быстрых радиоимпульсов». Его исследование — одно из многих, посвященных таинственным космическим вспышкам, иногда связываемым с некими «инопланетными» сигналами. «Лента.ру» рассказывает о работе астрофизика и прогрессе в изучении быстрых радиоимпульсов.

Быстрый радиоимпульс длится несколько миллисекунд и сопровождается выбросом в космическое пространство огромной энергии — такой, какую Солнце испускает в течение нескольких десятков тысяч лет.

Первый быстрый радиоимпульс детектирован в 2001 году радиотелескопом «Паркс» Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии, однако данные с него были обработаны только к 2007 году. В настоящее время подтверждено около 20 радиоимпульсов. Шесть из них, как стало известно в декабре минувшего года, пришли от одного источника — периферии карликовой галактики, расположенной в созвездии Возничего на расстоянии не менее трех миллиардов световых лет от Земли.

Пять сигналов FRB 121102 (Fast Radio Burst) обнаружены радиотелескопом «Грин-Бэнк», один — обсерваторией «Аресибо». Локализовать их удалось при помощи радиоинтерферометров VLBA (Very Long Baseline Array) и EVN (European VLBI Network), а также гавайского телескопа обсерватории «Джемини». Исследованию посвящены сразу три статьи. Первая, основная, опубликована в журнале Nature, две другие — в The Astrophysical Journal Letters.

В диаметре карликовая галактика достигает 13 тысяч световых лет, она тяжелее Солнца в 40-70 миллионов раз, но в 10 раз меньше и в тысячу раз легче Млечного Пути. В оптическом спектре ядро звездного скопления не демонстрирует заметной активности. Авторы исследований отмечают, что наиболее вероятное происхождение быстрых радиоимпульсов — из активного ядра галактики или взрыв сверхновой звезды, то есть разрушение светила под действием гравитации, сопровождающееся образованием плотного ядра (нейтронной звезды) и сбрасыванием в окружающее пространство окружающей его оболочки.

«Наши наблюдения не согласуются с быстрым радиовсплеском галактического происхождения или расположенным в видимой области звездообразования галактики. Источник соотносится с активным ядром галактики, отличающимся низкой светимостью, или ранее неизвестным типом внегалактических источников», — указывают авторы в Nature. Это не противоречит современным моделям, предполагающим, что в карликовых галактиках интенсивно идет процесс рождения крупных звезд, что как раз и заканчивается взрывом сверхновой.

Именно недавняя локализация источника быстрых радиовсплесков, вероятно, вызвала ажиотаж вокруг «инопланетных» сигналов. Только за первые две недели 2017 года в библиотеке электронных препринтов arXiv.org появилось более 10 публикаций, напрямую посвященных быстрым радиоимпульсам. Это примерно столько же, сколько на эту тему написали за последние два месяца 2016 года.

Из всех этих работ исследование Чжана выделяется попыткой единообразного описания природы быстрых радиоимпульсов. Астрофизик из Университета Невады предложил общую модель генерации сигнала и рассмотрел самые интересные частные случаи. Быстрый радиоимпульс, согласно теории Чжана, образуется в результате взаимодействия космического излучения с магнитосферой быстро вращающейся нейтронной звезды (пульсара). В его концепции быстрый радиоимпульс — своего рода выброс от так называемого космического гребня.

Под «космическим гребнем» Чжан понимает особую поверхность, формирующуюся магнитосферой пульсара и набегающим на нее потоком космического излучения. Гребень образуется, когда давление излучения превышает давление магнитосферы. Частицы, летящие от пульсара, и космическое излучение интенсивно разгоняются вдоль гребня, что и регистрируется приборами на Земле. Источником интенсивного космического излучения может быть взорвавшаяся сверхновая или активное ядро галактики.

Чжан предложил конкретные объяснения природы трех быстрых радиовсплесков — FRB 150418, FRB 131104 и FRB 121102. Первый сигнал, как полагает ученый, возник из-за взаимодействия чрезвычайно близко расположенных, на расстоянии менее 0,3 светового года друг от друга, сверхмассивной черной дыры и пульсара. Второй сигнал, рентгеновский FRB 131104, — вероятнее всего, результат взаимодействия источника гамма-всплеска и пульсара. Третий быстрый радиоимпульс, FRB 121102, по Чжану, возник из-за многократного «причесывания» нестационарного потока излучения остатков сверхновой, достигшего магнитосферу пульсара.

Не все ученые согласны с тем, что у быстрых радиоимпульсов общий источник и одинаковая природа, допускающая единообразное описание. Дерек Фокс из Университета штата Пенсильвания (США) полагает, что FRB 131104 значительно отличается от FRB 121102: он в миллиарды раз энергичнее, так как наблюдался не только в радиодиапазоне, но и в течение нескольких минут в рентгеновском диапазоне. Скорее всего, источник FRB 121102 находится на расстоянии около 10 миллиардов световых лет от Земли.

Астрофизик не сомневается, что нечто, породившее столь сильный импульс, уже не существует и таким образом не сможет воспроизвести сигнал. Это означает, как отмечает Фокс, что имеются как минимум два типа быстрых радиоимпульсов, один из которых — разовый. Открытие рентгеновского излучения, сопровождающего FRB 131104, позволяет привлечь к изучению необычного явления рентгеновские орбитальные обсерватории, прежде всего Swift.

Продолжают выдвигаться и экстраординарные гипотезы. В частности, астрономы из Гарвардского университета (США) отмечают, что наблюдаемые параметры быстрых радиовсплесков подходят для разгона в космическом пространстве кораблей на световых парусах. Зная о локализации FRB 131104, уже оценили время, через которое подобные импульсы, исходящие из Млечного Пути, зарегистрируют на Земле. Это должно произойти в течение ближайших 300 лет, а источник сигнала будет расположен на расстоянии 30-60 тысяч световых лет от планеты.

Все же для объяснения быстрых радиоимпульсов проще обойтись без инопланетных цивилизаций. Новые гипотезы, выдвигаемые учеными, допускают, что источником FRB 121102 могут быть и экзотические объекты, в частности некое «ядро деформированной галактики» или «обособленная черная дыра». В любом случае быстрые радиоимпульсы представляют собой новое астрофизическое явление.

Юрий Сухов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(60):

1 23+1
10 +0−0Адьос Амигос09:03:24
18/01/2017
-3 +0−0Дмитрий Г08:13:02
18/01/2017
Выстраивать гипотезы о том что находится на расстоянии нескольких млрд. свет. лет... наверно это почти бессмысленное занятие. Еще с Солнечной системой не разобрались, а уже так далеко заглядывать пытаются.
ну ты же выходишь из дому, хотя еще не разобрался не то, что с домом, даже себя еще толком не знаешь:)
6 +0−0Борис Иванов05:19:47
18/01/2017
-5 +0−0Солнечный Гриб04:45:33
18/01/2017
"Быстрый радиоимпульс длится несколько миллисекунд и сопровождается выбросом в космическое пространство огромной энергии — такой, какую Солнце испускает в течение нескольких десятков тысяч лет."

странно, что такая гигантская энергия не сожгла солнечную систему.
ну а может просто учёные - идиоты
Мда. Прежде чем говорить про идиотов учёных может быть нужно поинтересоваться расстоянием до этих галактик, чтобы потом не выглядеть идиотом?
4 +0−0cosmic wind2.008:21:48
18/01/2017
-3 +0−0Дмитрий Г08:13:02
18/01/2017
Выстраивать гипотезы о том что находится на расстоянии нескольких млрд. свет. лет... наверно это почти бессмысленное занятие. Еще с Солнечной системой не разобрались, а уже так далеко заглядывать пытаются.
Предлагаете не думать?
3 +0−0Алексей Фамилия 21:48:00
18/01/2017
"на расстоянии не менее трех миллиардов световых лет от Земли" - пока свет-сигнал дошёл до Земли, уже всё миллиард раз успело умереть, из атома дойти до состояния адекватного существа, снова умереть и так миллиард раз.
2 +0−0Дима А.12:15:47
18/01/2017
-4 +0−0Солнечный Гриб06:18:08
18/01/2017
Учёные не знают ни расстояния, ни потерь энергий на таком расстоянии, ни исходных характеристик излучения, ни его когерентности. Они просто его зафиксировали, отстальное - бульварная желтизна.
Что значит, "не знают потерь энергии"?! Формула об обратной пропорциональности мощности излучения четвёртой степени расстояния для кого выведена?!
2 +0−0Главный_редaктор ™11:31:00
18/01/2017
0 +0−0Doxlysam .07:57:58
18/01/2017
"оценили время, через которое подобные импульсы, исходящие из Млечного Пути, зарегистрируют на Земле. На это потребуется примерно 300 лет, а источник сигнала будет расположен на расстоянии 30-60 тысяч световых лет от планеты."
Это как?
Это неосмысленный перевод научной статьи.
2 +0−0Иван Иванов10:17:08
18/01/2017
-4 +0−0Солнечный Гриб06:18:08
18/01/2017
Учёные не знают ни расстояния, ни потерь энергий на таком расстоянии, ни исходных характеристик излучения, ни его когерентности. Они просто его зафиксировали, отстальное - бульварная желтизна.
Многие из них локализовали и прекрасно вычислили расстояние. После чего и посчитали выделенную энергию. Тот факт что вы в этой области полный профан не означает что это невозможно.
1 +0−0Дима А.18:56:51
18/01/2017
0 +0−0Солнечный Гриб16:34:01
18/01/2017
Кинематограф, образование и популярные статейки создали ощущение всемогущества науки.
Но ведь она даже с простудой справиться не может до сих пор. Не говоря о том, что в мире продолжаются войны, крикливые политики управляют массами, люди голодают, страдают и так далее.
Далеко ещё очень до звёзд. Невообразимо далеко.
Наука - зло, поэтому принципиально не пользуйтесь её плодами!
P.S. Вы даже из дома не сможете выйти, не воспользовавшись чем-то, что придумали учёные *facepalm.jpg*
1 +0−0Yemelya Kolovrat16:08:18
18/01/2017
4 +0−0cosmic wind2.008:21:48
18/01/2017
Предлагаете не думать?
ДУМАТЬ и бесплодно фантазировать на тему какого диаметра яйца у слонов поддерживающих Землю - это разные вещи.

Все же рассуждалки т.н. ученых о черных дырах на основе подобных сигналов - это и есть теоретизирования по поводу диаметра яйц тех самых слонов, которых не существует в принципе.
1 +0−0Дима А.16:07:49
18/01/2017
-1 +0−0Солнечный Гриб15:55:21
18/01/2017
В физике единственный критерий верности предположения - результаты многократно повторяемых экспериментов. Если в однинаковых условиях они дают одинаковые результаты, то теория (для этих условий), скорее всего, верна.
Ни с галактиками, ни со звёздами, ни с прочими удалёнными на безумные расстояния гигантскими объектами учёные не смогут провести никаких экспериментов в обозримой перспективе.
Если мы, например, начинаем рассуждать на эту тему, исходя из того, какие излучения удаётся фиксировать современной аппаратуре, то сразу делаем следующие базовое допущение:
1. во всей вселенной физические процессы протекают по тем же закономерностям, что и на Земле.
Далее количество таких допущений и вовлечённых в процесс рассуждения теорий растёт как снежный ком, и к моменту, когда подобные учёные публикуют свою бульварную статейку, - превращается в снежную лавину, которая читателя сносит с вершины здравого смысла в сторону абсолютной фантазии.
Оккаму в подобных рассуждениях начинает вмешиваться лишь где-то около тысячной итерации в локализованном процессе рассуждения, а именно тогда, когда теорию надо подогнать под конкретный результат.
Ну а по сути, его принцип применим уже в первом допущении и более чем заслуживет быть там применённым.
Вы скажете: но как же, ведь тогда не было бы никаких открытий!
И я тогда ещё раз напомню о главном критерии применимости теории в физике.
"Область применимости" и "теоретические расчёты+экстраполяция с подтверждением". И опять, как быть с горэлектросетями, компьютерами и интернетом? Их изобрели точно те же самые учёные, которые "публикуют свою бульварную статейку, - превращается в снежную лавину, которая читателя сносит с вершины здравого смысла в сторону абсолютной фантазии". не видите противоречия?
1 +0−0Sulim Zemnoy11:34:46
18/01/2017
Как раз в тему сигналов: Ссылка на m.geektimes.ru
1 +0−0Иван Иванов10:18:01
18/01/2017
0 +0−0Игорь Бродский10:09:08
18/01/2017
учёные чаще всего основываются на предположениях и допущениях.

лишь бы деньги им платили, а уж они так и быть половятся сигналы. странно, что только радио.
Те кто даже школу с трудом смог закончить, как правило именно так и представляют себе науку. Но это мало имеет общего с реальностью.
0 +0−0Обезьяна Старая и мудрая04:35:08
19/01/2017
Что удивительно, по украинскому вопросу никто пока не высказался.
0 +0−0Обезьяна Старая и мудрая04:34:01
19/01/2017
0 +0−0Солнечный Гриб21:33:41
18/01/2017
людей настолько задурили научной пропагандой, что у них отшибло рассудок. Не понимают, как им не объясняй.
Конечно же. Бог создал вселенную 8000 лет назад за 7 дней.
0 +0−0endy endy22:32:52
18/01/2017
0 +0−0Doxlysam .07:57:58
18/01/2017
"оценили время, через которое подобные импульсы, исходящие из Млечного Пути, зарегистрируют на Земле. На это потребуется примерно 300 лет, а источник сигнала будет расположен на расстоянии 30-60 тысяч световых лет от планеты."
Это как?
скорее всего имеется ввиду вероятность возникновения такого события в нашей галактике (раз в 300 лет).
0 +0−0Солнечный Гриб21:48:36
18/01/2017
0 +0−0Солнечный Гриб21:43:15
18/01/2017
Кстати нормальная версия, ничуть не менее реалистичная.
Ещё может быть такое, что лунный трактор просканировал телескоп.
Мало ли кто в космосе ошивается.
0 +0−0Солнечный Гриб21:43:15
18/01/2017
0 +0−0Владимир Непутин17:09:57
18/01/2017
Все очень просто - воюют инопланетяне. Только и всего.
Кстати нормальная версия, ничуть не менее реалистичная.
0 +0−0Солнечный Гриб21:37:35
18/01/2017
1 +0−0Дима А.18:56:51
18/01/2017
Наука - зло, поэтому принципиально не пользуйтесь её плодами!
P.S. Вы даже из дома не сможете выйти, не воспользовавшись чем-то, что придумали учёные *facepalm.jpg*
как же до вашего детсадовсеого мышления довести, что есть реальная наука, которая базируется на реальных опытах с подручными материалами, и есть фантазии, которые придуманы на основании точки в телескопе, диаметром в пиксель и некого излучения, которое попало в спектрометр?
Пример:
Может быть излучение вообще не оттуда, откуда считают, а с источника ближе на несколько тысяч световых лет. - Таких может быть может быть сколько угодно. Пока фантазии хватит.
0 +0−0Солнечный Гриб21:33:41
18/01/2017
1 +0−0Yemelya Kolovrat16:08:18
18/01/2017
ДУМАТЬ и бесплодно фантазировать на тему какого диаметра яйца у слонов поддерживающих Землю - это разные вещи.

Все же рассуждалки т.н. ученых о черных дырах на основе подобных сигналов - это и есть теоретизирования по поводу диаметра яйц тех самых слонов, которых не существует в принципе.
людей настолько задурили научной пропагандой, что у них отшибло рассудок. Не понимают, как им не объясняй.
0 +0−0Дима А.18:55:35
18/01/2017
0 +0−0Солнечный Гриб17:55:09
18/01/2017
Всё просто? Ну ладно.
Да. Проще говоря, бывают учёные, а бывают - псевдоучёные. Вторые, в итоге, получают своё.
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь