«Вечно обманывать народ нельзя»

00:50 10/09/2015 Россия
«Вечно обманывать народ нельзя»
Ах, если бы они массово уезжали! А то развели тут клерикальный концлагерь, размеров почти в материк, в котором скоро совсем житья не станет нормальным людям..

Поток эмигрантов из России не иссякает уже более четверти века. Едут в основном ученые и предприниматели. Однако среди ищущих новой жизни на Западе все чаще можно встретить тех, о ком в обществе сложились самые почтенные и патриотические мифы — священников Русской православной церкви. «Лента.ру» побеседовала с тремя представителями духовной эмиграции, пытаясь ответить на вопрос, случайное это явление или у сегодняшней «утечки попов» есть общая причинная канва. Все герои согласились на разговор лишь при условии, что их имена будут изменены. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

***

Отец Андрей Марков живет в США уже два года. Уехал с женой и четырьмя детьми. Трое уже взрослые люди, а младший — инвалид с синдромом Дауна. Андрей принял сан в 1992 году, на заре того, что сейчас — то с пафосом, то с иронией — называют «духовно-нравственным возрождением» России.

«Лента.ру»: Что это было за время для вас?

Андрей Марков: Время больших, пусть и наивных надежд. И вполне реальных возможностей. Церковная вертикаль тогда еще не окрепла, и среди духовенства было очень много замечательных, талантливых людей. Трудности были, но они казались временными. Я тогда начал свое служение в деревне под Муромом, а затем перебрался поближе к дому, в Москву. В середине 1990-х у священника было очень много работы — люди массово приходили в церковь. У меня уже родились трое детей, но времени на семью едва хватало. В 1996 году появился четвертый ребенок — Боря. Вскоре у него обнаружили синдром Дауна, и это изменило все.

Проблемы на службе?

Да, именно в тот самый период. Забота о Боре требовала много времени, душевных и физических сил. От церковного начальства я не раз слышал и за спиной, и даже в лицо фразы вроде «не надо было рожать, а теперь это твои проблемы». В конце концов я попросил два-три месяца отпуска за свой счет. Отпуск дали, но потом позвонили и сказали, что моя ставка сокращена. Шел 2001 год. После этого постоянного места служения у меня не было.

Как-то это не по-христиански получается.

Понимаете, это особенность отношения к духовенству в России. У нас поп не имеет права на слабость. Церковному начальству не нужны слабые звенья. Но дело тут не только в начальстве. Прихожане тоже зачастую отказываются понимать, что у священника могут быть проблемы с женой, с детьми, может просто накопиться усталость. Это ведет к тому, что священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер. А люди копируют эту игру. Роботы делают роботов.

Отъезд за границу стал для вас спасением?

Я понял, что РПЦ таким, как я есть, я просто не нужен. Тут нужны триумфаторы или люди, их изображающие. Кого я хотел спасти — так это Борю. Мне рассказывали, что в США есть эффективные программы помощи людям с синдромом Дауна. Когда я переехал в США, я убедился, что это правда. И, что еще важнее, в Америке отношение к больным людям и их родным гораздо позитивнее. И Боре, и нам, его семье, тут стало намного легче.

То есть по дому вы не скучаете?

И да, и нет. С одной стороны, все мои близкие живут в Америке. Многие друзья переехали или собираются переехать сюда. Но сам я хочу дожить до того момента, когда в нашей церкви что-то изменится и я смогу вернуться, чтобы служить Богу и людям дома. Теперь у меня есть опыт, знание того, как работать с проблемными детьми, мне бы хотелось применить это на родине. Я мечтаю иметь в России приход с домом-приютом для детей с синдромом Дауна и подобными заболеваниями.

Что же этому мешает?

У меня были знакомые священники, которые смогли организовать нечто подобное. Например, покойный отец Павел Адельгейм выстроил при своей церкви приют для детей с ментальными проблемами. Он был закрыт, когда у отца Павла этот приход забрали. Понимаете, в нашей церкви священник просто не может оперировать словом «будущее». В любую секунду, в любой момент тебя могут снять, перевести в другое место или просто выгнать, одним движением разрушая то, что было создано годами кропотливой работы, ломая все человеческие связи.

Чего ждут от священника люди?

Ждут способности действовать самостоятельно, творчески. Выстраивать отношения с людьми, помогать им. Но это возможно только при личном контакте. А какой контакт может быть, когда от тебя требуют лишь победных реляций, а при малейшей слабости перебрасывают с места на место или вообще сдают в утиль? Поэтому священники у нас теряют всяческую инициативу, уходят в себя, становятся инфантильными. Зачем что-то придумывать, что-то начинать, если завершить все равно не дадут? Зачем сближаться с людьми, если завтра с ними придется распрощаться? И сам горя хлебнешь, и людей подставишь или, того хуже, от веры оттолкнешь. Вот и получается, что все лишь имитируют какую-то церковную жизнь. А что из этого выходит в нашей стране — сами видите. Вечно обманывать нельзя ни народ, ни самих себя.

***

Церковная карьера отца Григория Рязанова сложилась куда успешнее. Ему нет и 30, но благодаря хорошему образованию (он окончил МГУ) у Григория прочное положение в церковной структуре. Служит в историческом храме одного из областных центров европейской части России, одновременно возглавляя миссионерский отдел епархии. Хорошая квартира в центре города, недешевый автомобиль. Но сейчас он тоже собирает документы на выезд за границу.

«Лента.ру»: Ваша церковная карьера всегда была столь блестящей?

Григорий Рязанов: И да, и нет. Строго говоря, вершины своей священнической карьеры я достиг при прошлом епископе. Это особенность нашей церковной системы: меняется начальник — меняется все. Я сохранил свое положение в основном потому, что начальство ценит тот факт, что я, окончив МГУ, вернулся в провинцию и занялся не бизнесом или чем-то иным, а пришел в церковь. Для руководства это вопрос престижа: вот какие у нас служат!

Почему же появилось желание уехать?

Мне кажется, для определенного типа людей такое решение сейчас просто витает в воздухе. Это единственный путь устройства жизни своей и своих детей (у меня их трое). Не только в материальном смысле, но и в духовном, церковном. Что касается лично меня, то это решение пришло извне. В какой-то момент мне предложили, подали идею: а не хотел бы ты послужить еще где-то? Я прежде о таком варианте и не думал. Тем не менее основные мотивы, которыми я руководствуюсь в данный момент, были актуальны для меня и пять, и семь лет назад.

Какие мотивы?

У меня есть стержневое мнение, что для того, чтобы священник и человек себя реализовал, ему нужны две вещи — независимость и среда. Под независимостью я понимаю такое положение дел, когда ты принимаешь решения сам. Но что бы ты ни сделал, исправлять ошибки тоже тебе. Это повышает градус ответственности. В не меньшей мере важна и среда. Говорят, что каков поп, таков и приход, но верно и обратное. Если ты годами служишь среди людей, которым ничего не нужно, кроме набора ритуалов, ты и сам начинаешь этим жить. И если от себя не убежишь, то от подобного общества убежать можно. За границей внутренней свободы все-таки больше. А с этой свободой приходят такие базовые христианские ценности, как ответственность, милосердие, сострадание.

Что страшнее — среда или отсутствие независимости?

Наверное, отсутствие независимости. Священники не уверены не то что в завтрашнем дне, но даже в сегодняшнем вечере. Никакие заслуги, никакой талант не защитят священника от того, что его лишат прихода и отправят куда-то. И тогда все, что он строил годами, — община, какие-то проекты, дела — пойдет прахом, а семья окажется в бедности и неопределенности. Это приводит подчас к тому, что священник начинает ставить целью своей жизни создание некоторого финансового парашюта, который позволит ему и его семье как-то пережить потерю места служения. И дело тут не в алчности людей, а в самой системе. Когда нет никаких гарантий, то вместо того, чтобы заботиться о вверенной тебе пастве, ты начинаешь заботиться о себе. Я понимаю, что рано или поздно и я начну так деградировать. Не хочу для себя такой судьбы.

Есть ли среди ваших знакомых священников те, кто тоже хочет уехать?

Я знаю о людях, которые были бы рады уехать, будь у них возможность. Один из моих друзей-священников сказал мне: «Если сможешь как-то устроиться за границей, перевези меня». Но для большинства коллег священник, уезжающий на ПМЖ за рубеж, — это «предатель в рясе». И дело тут не в каком-то особом патриотизме нашего сословия, а в крайней его инфантильности. Среди духовенства обладание и подчинение — это нечто священное. Абсолютное послушание начальнику — высшая добродетель. Отторжение вызывает не сам факт, что я уезжаю из России, а то, что я принял это решение самостоятельно.

За границей продолжите служение?

Ради этого и еду! Эмиграция, которую я планирую, — это эмиграция не из священства, а во имя священства. Я хочу иметь возможность как можно лучше исполнить свое призвание священника. Это, по большому счету, главная причина. Лучшая, самая комфортная жизнь за границей не стоит для меня ничего, если она не предполагает служение Богу и людям в священном сане. Это служение — смысл всей моей жизни.

***

C отцом Николаем Карпенко удалось связаться не сразу, а от интервью он отказывался до последнего. Николай и в эмиграции продолжает служить в церкви, принадлежащей Московскому патриархату.

«Лента.ру»: Что не сложилось у вас в России?

Николай Карпенко: Я стал батюшкой скорее по стечению обстоятельств. Сам я из неверующей семьи. В начале 1990-х, как многие, стал ходить в церковь. Там меня заметили, предложили «послужить Богу». А дальше — как в истории о «бичах», людях, которых подпоили, отняли документы и забрали в кабалу. Паспорт, конечно, у меня не отбирали. Но я стал как крепостной: жил в деревне, из прихода — ни шагу, даже на пару дней. К родителям и то позволяли съездить не больше нескольких раз в год, а ведь до них было всего полторы сотни километров.

И фоном всего этого — нищета. Приход сельский, денег ни у кого нет. А церковное начальство еще и отчислений требовало. Мы — я, моя супруга и наши пятеро детей — выживали лишь огородом. Но о том, чтобы покинуть место служения и перебраться хотя бы поближе к родителям, не могло быть и речи. Тех, кто пытался, не просто запрещали в священнослужении — на них сливали весь компромат, накопленный в их личном деле. Жалобы, анонимки…

Об эмиграции долго думали?

У меня не было времени думать. Дети, приход, заботы. Но когда родители моей жены — этнической немки — уехали в Германию, эта мысль пришла сама собой. Это же естественно: супруге хотелось к своим папе и маме, моим детям — к бабушке и дедушке. Отношения у нас были хорошие. Но архиерей об этом и слышать не хотел. Говорил, что наш удел — «святая Русь».

Главное, что давило на сердце, — полное отсутствие каких-либо перспектив для детей. У нас на селе даже школы нормальной не было, поликлиники — ничего вообще. А я ни сам отъехать никуда не могу, ни даже денег мало-мальских для них заработать. Это разве отец? В какой-то момент я решил для себя: все, хватит. Я стал буквально осаждать архиерея, пока он не освободил меня от прихода с правом служить, где захочу. Вскоре я уехал к родным в Германию. Чувство было, как будто из тюрьмы вырвался.

По прихожанам не скучали?

На момент отъезда нет. Знаете, нищета и отсутствие малейших перспектив для детей постепенно привели меня в такое состояние, что я ничего не чувствовал, кроме желания сбежать.

Неужели не было ничего интересного в вашем приходе?

Нет, не было. Ведь я жил в глухой провинции, там нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета — это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.

Вы жалели, что стали священником?

В тот момент да. Мое служение было сопряжено с такими обстоятельствами, что казалось мне тяжким и, главное, бессмысленным бременем. А в Германии ситуация удивительным образом развернулась. Здесь у меня появилась светская работа и я перестал зависеть от церковного начальства в финансовом плане. Более того, я получил возможность служить безо всякой денежной заинтересованности — от души, от сердца. Какая это радость!

Как отнеслись к вашему отъезду ваши коллеги-священники?

Ну многие из них тоже уехали на Запад, нескольким я помог перебраться. А другие… Не знаю. Осуждают меня, наверное, а может, и нет. Мы не поддерживаем отношений, хотя о многих у меня остались добрые воспоминания. Но моя жизнь давно в Германии. Мои дети — немцы.

А вы?

Сложный вопрос. Я прижился в Германии, но при всем этом я остаюсь русским священником. Одним из многих русских попов, у которых нет будущего в России.

Василий Чернов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(585):

1 234 ... +1
26 +29−3Хрюн Моржов01:51:56
10/09/2015
Ах, если бы они массово уезжали!
А то развели тут клерикальный концлагерь, размеров почти в материк, в котором скоро совсем житья не станет нормальным людям..
26 +32−6Dmitrii Godunov01:43:59
10/09/2015
Ведь я жил в глухой провинции, какие там проекты, нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета — это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.
----------
К сожалению это сказано о жизни миллионов наших сограждан россиян.
23 +31−8Муму Герасимовна08:16:14
10/09/2015
12 +23−11Павел Пересторонин08:11:12
10/09/2015
У РПЦ машины есть! Я по работе насмотрелся на них вне церквей, ет ппц. Живут как олигархи в большинстве своём.
Там всё сильно по разному - если богатый приход в центре города, то и бабла там крутится немерянно, а у какого нибудь сельского батюшки откуда деньги на машину?
23 +26−3Николай Денисов03:02:22
10/09/2015
Комментарий удалён.
Вы очень строги в определениях по отношению к другим людям, вы также строги и к себе?
23 +26−3Den Zee01:49:32
10/09/2015
26 +32−6Dmitrii Godunov01:43:59
10/09/2015
Ведь я жил в глухой провинции, какие там проекты, нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета — это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.
----------
К сожалению это сказано о жизни миллионов наших сограждан россиян.
Дак в этом же вся суть священника, отказаться от всего ради веры и нести её в самую тьму и нищету, туда где нет никакой надежды, а то размножились и убежали где жить хорошо, да там и вера ваша нахрен никому не нужна. хаха Зачем верить в воображаемых друзей из мира фантазий,когда можно заняться более интересными делами.
20 +25−5Ярослав Евтихиев01:30:31
10/09/2015
А вот эта проблема в церкви есть. О людях действительно не думают. Служба в церкви получается сложнее, чем в ФСБ. По-хорошему я понимаю этих священников. Очень тяжело. И голодно и начальство на пафосе. Но вот только в этом и есть суть служения. Многое дано. Большие искушения. Получается не выдержали. Получается молитва некрепкая. Когда священник начинает жить разумом а не верой это и есть маска, которую не получится снять даже с самим собой. И кошечки на душе скребут... Не дай Бог, конечно.
17 +21−4Муму Герасимовна08:49:31
10/09/2015
1 +5−4Milla08:40:11
10/09/2015
Знаешь, Мумусь, даже в Союзе священнослужители старались получить приход за рубежами Отечества. С супругом учился один чел, потом подался в Семинарию, еще в конце 80-х пристроился в Австрии и живет по сей день. Моя кузина, попадья со своим попом служат в Подмосковье, воспитывают 5-х детей и никаких жирований.
Да я в общем ничего и не говорю по поводу, просто факт констатирую.

Я вообще афеистка, в фей не верю. Так что это не моё дело оценивать что у них там внутри церкви творится. Хотя то, что они из этой своей церкви в светский мир лезут как тараканы меня конечно сильно напрягает.
15 +52−37demm4504:03:08
10/09/2015
2 +20−18WHIPPET 999903:14:29
10/09/2015
Эта проблема не для ленты и,тем более не для местных червей.
Ох бедненькие
"говорят, что каков поп, таков и приход, но верно и обратное. Если ты годами служишь среди людей, которым ничего не нужно, кроме набора ритуалов, ты и сам начинаешь этим жить."
Этот мне самого русского русофоба Солженицина напомнил. Для них для всех раусский народ туп по сравнению с ними, светочами. Как там Ленин писал: Страшно далеки они от народа.

Вот это вообще...
" К родителям и то позволяли съездить не больше нескольких раз в год, а ведь до них было всего полторы сотни километров."
Поездка выходного дня. Мы к родственникам на выходные за 400 км ездим. 150 вообще прогулка.

Бедненькие попы. Я плачу. Еще раз подтверждает репутацию рпц. И снаружи уродливая конструкция и изнутри гниет.
14 +22−8Blabla Bla03:27:27
10/09/2015
12 +22−10martaaddams02:05:17
10/09/2015
Разве семья священника - не люди?
Если священнику должно быть полфигу на свою семью, то не стоило ему жениться, и правы католики, запрещающие это своим священникам.
Если же священник женат, то разве его дети чем-то хуже других детей?
Хуже ваших детей, например?

"...Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их".
Мф. 23:2
У священников не "работа", а служба. Которую он сам выбрал, никто его туда не гнал насильно.
13 +18−5Roman LT06:42:41
10/09/2015
-17 +6−23Петр Фащевский05:17:00
10/09/2015
в 1917 тоже так говорили, тоже считали что уезжает свет России, и что? Россия выжила и доказала, что уехавшие были балластом и предателями.
Кстати Гейропа уже поняла что такое мигранты :)
по моему наоборот - Россия выжила, но в таком виде, что стало всем очевидно - уехавшие были отнюдь не балластом.
12 +23−11Павел Пересторонин08:11:12
10/09/2015
1 +15−14Alex Doe04:06:18
10/09/2015
> Поездка выходного дня.

Если есть машина. А если нет? И весь транспорт - автобус раз в полгода до города из жопы мира?
У РПЦ машины есть! Я по работе насмотрелся на них вне церквей, ет ппц. Живут как олигархи в большинстве своём.
12 +22−10martaaddams02:05:17
10/09/2015
-5 +28−33Чебурашка Гена01:10:19
10/09/2015
священник берёт на себя мессианскую роль. он служит богу и людям, а не семье, или решает какие-то свои трудности. статья о слабом человеке, не достойном духовного сана. а с таким грузом ответственности, этот поступок можно считать предательством.
Разве семья священника - не люди?
Если священнику должно быть полфигу на свою семью, то не стоило ему жениться, и правы католики, запрещающие это своим священникам.
Если же священник женат, то разве его дети чем-то хуже других детей?
Хуже ваших детей, например?

"...Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их".
Мф. 23:2
11 +19−8Bash-Na-Bash Srepetuev09:04:25
10/09/2015
Комментарий удалён.
<<Нет, не было. Ведь я жил в глухой провинции, какие там проекты, нищета сплошная.>>
----------------------------------------------------------------------------------------------
Этой фразой все сказано! Сразу ясно что он за "священник" и чего собственно хотел. Скатертью дорога. Я в 90-е перевез родителей из Грозного в Ростовскую область, так местный батюшка лет тридцати, был хуже любого участкового! Многих тогда от пьянства отвадил, к делу снова пристроил, стали зарабатывать. Забрали свои паи из совхоза, объединили, вместе стали обрабатывать и потихоньку зарабатывать... Сейчас поселок фиг узнаешь. Все на иномарках рассекают, дома приличные построили, окончательно выкупили совхозную землю, занимаются животноводством (много чеченцев приехало, в основном они по этому делу, уживаются абсолютно нормально), пруд вычистили и запустили малька (на удочку лови сколько влезет, но без сеток и бредней. За полчаса вполне можно на хорошую жареху для всей семьи поймать). Лет семь назад помогал им с глубинным насосом (водоснабжение в поселке) и разрешением на три артезианских скважины (воды и на полив и животным и людям в достатке). Во многом заслуга в этом того самого батюшки, который не опустил сам руки и не дал этого сделать своим прихожанам.
11 +14−3Veter Severnyi04:51:27
10/09/2015
Комментарий удалён.
Из-за таких "патриотов", как вы все и уезжают, скоро с вами останутся только граждане с Кавказа, вот тогда вы и поймёте , что такое Родина.
11 +11−0Олег Попов03:33:40
10/09/2015
раньше была присказка - цирк уехал, клоуны остались. сейчас как то наоборот получается.
11 +17−6Roman Ryabtsev03:05:45
10/09/2015
20 +25−5Ярослав Евтихиев01:30:31
10/09/2015
А вот эта проблема в церкви есть. О людях действительно не думают. Служба в церкви получается сложнее, чем в ФСБ. По-хорошему я понимаю этих священников. Очень тяжело. И голодно и начальство на пафосе. Но вот только в этом и есть суть служения. Многое дано. Большие искушения. Получается не выдержали. Получается молитва некрепкая. Когда священник начинает жить разумом а не верой это и есть маска, которую не получится снять даже с самим собой. И кошечки на душе скребут... Не дай Бог, конечно.
В статье речь как раз идет не о "не выдержали испытания грехом", а о отсутствии нормальных условий для жизни, а у кого-то и нищете. Священники, как и приходы, тоже ведь разные бывают. Вот это и есть главный мотив уезжающих, (я очень удивлен), священников. Представляете, что такое в российской глубинке иметь ребенка-инвалида? Что такое впятером жить огородом? И при этом нести веру в хорошее людям. Лицемерие. Вот это индикатор современного российского общества, когда приходится лгать себе и остальным, что все у нас хорошо. И может быть, это и не большая проблема, люди постарше ведь закаленные, но вот как детей растить? А ответ дают наши уважаемые слуги народа. Чем дети священников из деревень и других простых людей хуже детей властных персон? Своим детям же не соврешь, что все хорошо, когда жрать нечего
10 +10−0Александр Тимошенко10:01:16
10/09/2015
17 +21−4Муму Герасимовна08:49:31
10/09/2015
Да я в общем ничего и не говорю по поводу, просто факт констатирую.

Я вообще афеистка, в фей не верю. Так что это не моё дело оценивать что у них там внутри церкви творится. Хотя то, что они из этой своей церкви в светский мир лезут как тараканы меня конечно сильно напрягает.
Согласен, вот если бы все священники вместо того, что-бы людей к духовности приобщать о своих благах думали и о месте теплое ли, постоянное ли.Хотя настоящих приверженцев веры мало к сожалению. Церковь превратили по сути в прибыльный бизнес.
10 +14−4Михаил Лисовин03:54:00
10/09/2015
Комментарий удалён.
Судя по Вашим постам, Вы тайно мечтаете о содомском грехе.
10 +13−3Хох мяк03:07:48
10/09/2015
А если все попы уедут так люди только в выигрыше. Лживая, пришлая религия России не нужна. Пора о своей вспомнить.
9 +9−0Алексей Яровой06:14:45
10/09/2015
Её подруга говорила: "Ну какая ты дура!
Ведь там такая жизнь, там такая культура...."

У этих "священников" совершенно не православные рассуждения.
Такое ощущение, что они даже не слышали про мучеников, подвижничество, столпостояние, смирение, монашество и т.п.
Рассуждения менеджеров на тему "почему там работать лучше чем здесь".

Конечно это их право и их дело где жить, но выдавать их истории за истории православных священников это лукавство.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь